О СТРАТЕГИИ ОСВОЕНИЯ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анализ и прогноз

О СТРАТЕГИИ ОСВОЕНИЯ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. Тарасюк, заместитель председателя комитета ГД ФС РФ по природным ресурсам и природопользованию

     Освоение месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе России — стратегическая задача, особенно в свете уменьшающихся темпов освоения месторождений в традиционных регионах Сибири и Дальнего Востока. Тем более что континентальный шельф Российской Федерации является самым большим в мире по площади, которая превышает 6,2 млн км2, из которых 4 — являются перспективными для разработки нефти и газа. Добыча углеводородов на российском шельфе только начинает развиваться и требует создания сложных уникальных инженерных сооружений как для бурения скважин и добычи нефти и газа, так и технических средств инфраструктуры прибрежной составляющей нефтегазовых комплексов.
     Отмечу, что в настоящее время минерально-сырьевая база континентального шельфа страны обладает невысокой инвестиционной привлекательностью, что обусловлено следующими причинами:
     — низкая геологическая изученность; так, на сегодняшний день разведанность ресурсов не превышает 10%;
     — неблагоприятное географическое размещение большинства месторождений и перспективных районов, более двух третей ресурсов приходится на шельфы северных морей (Баренцево и Карское моря), что ведет к повышению затрат на изучение и освоение этих месторождений;
     — слабая развитость инфраструктуры по добыче и транспортировке добытых ресурсов шельфа;
     — постоянно меняющийся налоговый режим;
     — недостаточно развитая нормативно-правовая база, не учитывающая реалии проведения работ на континентальном шельфе.
     Рассмотрим эти проблемы подробнее. Основополагающими нормативно-правовыми документами, регулирующими отношения в области освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ, являются Федеральные Законы РФ:
     — «О недрах», устанавливающий правовые и экономические основы комплексного использования и охраны недр;
     — «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающих зонах РФ», регулирующий вопросы создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок;
     — «О континентальном шельфе РФ», определяющий статус континентального шельфа и устанавливающий общие вопросы создания, эксплуатации объектов обустройства морских нефтегазовых месторождений, а также вопросы обеспечения их безопасности;
     Этот перечень можно продолжить, но и уже упомянутых законодательных актов вполне достаточно, чтобы сделать следующий вывод: первоочередные задачи законодательного обеспечения создания морской техники и инфраструктуры, а также регулирования деятельности по недропользованию на территории шельфа были решены.
     Однако нельзя останавливаться на достигнутом. На мой взгляд, необходим комплексный поход к решению этой задачи, заключающийся в принятии на законодательном уровне программы обеспечения освоения месторождений нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ. Это программа должна включать в себя следующие основные положения:
1. Создание целостной нормативно-правовой базы, регламентирующей комплексное решение вопросов технологического обеспечения, морской, транспортной и прибрежной составляющих инфраструктуры нефтегазовых комплексов.
2. Создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, направленной на коренное обновление отечественной производственно-технологической базы создания и производства технических средств и технологий для освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа.
    Именно программный метод решения проблемы обеспечения освоения месторождений российского континентального шельфа позволит решить следующие стратегические задачи:
*  обеспечение энергетической и экономической безопасности нашей страны;
*  обеспечение создаваемых нефтегазовых комплексов в региональных экономических зонах нефтегазовых провинций континентального шельфа РФ современными отечественными средствами океанотехники для разведки и промышленного освоения их нефтегазового потенциала;
*  создание и развитие морской, транспортной и прибрежной составляющих инфраструктуры нефтегазовых комплексов для разведки и освоения месторождений углеводородного сырья;
*  использование и развитие научно-технического и производственного потенциала отечественной промышленности в целях создания конкурентоспособных технико-технологических систем для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья с континентального шельфа РФ;
*  обеспечение безопасности инфраструктуры нефтегазовых комплексов от не санкционированного доступа, нештатных экологических, сейсмических и природно-климатических ситуаций;
*  обеспечение сбалансированного производства океанотехники для разведки и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ для удовлетворения интересов экономики страны, а также создание условий обеспечения геополитических интересов Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
*  ликвидация отставания от мирового уровня в области технического обеспечения освоения континентального шельфа РФ.
    При разработке указанной комплексной программы необходимо иметь в виду, что ее реальное претворение в жизнь может стать основой гармоничного развития отечественного топливно-энергетического комплекса и оборонной промышленности, в первую очередь судостроительной, как наиболее приспособленной к созданию морских сооружений.
    Одним из практических результатов реализации программных мероприятий должно стать создание новых образцов систем техники для обеспечения разведки и освоения шельфа, учитывающие уникальные природно-климатические особенности континентального шельфа РФ, особенно в Баренцевом, Охотском и Карском морях.
    В экономической сфере комплексная программа должна учитывать, что в связи с большими сроками окупаемости нефтегазовых проектов на континентальном шельфе инвесторам необходима уверенность в благоприятном инвестиционном климате. Фискальная система в отношении новых проектов, требующих больших капитальных затрат, не привлекательна для инвесторов, что снижает конкурентоспособность российских шельфовых месторождений. Поэтому необходимо принять меры к совершенствованию инвестиционного климата для предприятий, связанных с пользованием недрами на континентальном шельфе, для чего предусмотреть стимулирующую налоговую политику и гарантировать стабильность налогового режима на сроки окупаемости проектов. Среди стимулирующих мер налогового характера целесообразно рассмотреть возможность применения понижающих налоговых коэффициентов и налоговых каникул по ставкам налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин, а также механизма ускоренной амортизации.
    Следует особо отметить, что военно-промышленный комплекс реально включился в работу по проектированию оборудования для освоения морского шельфа. В то же время почему-то не исполняются уже принятые решения в этой сфере. Так, практически прекращено финансирование федеральной программы «Мировой океан», в рамках которой должны быть проведены работы по созданию высокотехнологичных установок, машин и оборудования для освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики. Поэтому многие наши предприятия вместо реализации фактически еще одного национального проекта по освоению шельфа вынуждены выполнять заказы на строительство подобной техники для иностранных компаний. А ведь потенциал нашего машиностроения, в том числе в области освоения шельфа, огромен. Так, ФГУП «Севмашпредприятие» уже сейчас  строит конкурентоспособные на мировом рынке платформы и танкеры, работающие в сложных условиях Севера. ОАО «Северсталь» ведет работы по созданию перспективных хладостойких сталей, основными потребителями которых станут судостроительные заводы, изготавливающие конструкции для буровых платформ с целью работы на арктическом шельфе. Этот перечень можно продолжать. Ясно одно, потенциал страны огромен, необходимы лишь законодательные стимулы к его раскрытию.
    Нельзя не затронуть еще один из важных аспектов освоения недр континентального шельфа — это экология. Сохранение экологического равновесия морской и геологической сред в районах проведения работ и на путях транспортировки нефтепродуктов должно стать главной, если не основной целью деятельности по освоению шельфа. Как подчеркивают многие специалисты, регионы континентального шельфа характеризуются низким уровнем интенсивности естественной биологической очистки, что в случае аварийных разливов нефти может привести к длительному загрязнению морской воды, донных отложений и атмосферы. Эти факторы предъявляют особые требования к проведению работ по обустройству и эксплуатации месторождений, что означает создание мощной, а главное, безаварийной системы экологической защиты.
    Анализируя опыт освоения шельфовых месторождений северо-западной Европы, мы видим, что их эффективное использование стало возможным лишь при условии сотрудничества всех государств региона — Норвегии, Дании, Великобритании, не только по вопросам урегулирования правового статуса зоны, но и в сфере технологического обмена и создания в необходимых случаях единой транспортной инфраструктуры. Примененные технологии при освоении месторождений нефти и газа на шельфе северо-западной Европы, начиная с организации приграничного сотрудничества до транспортных инфраструктурных решений, представляют несомненный интерес для России.
    На российском шельфе доминирующее положение занимают месторождения тяжелых нефтей, особенно в районе Печорского моря. В этом регионе целесообразно строить перерабатывающие производства, например, в Мурманске. Это позволит не только решить вопрос обеспечения северного региона топливом, но и предоставит перспективные возможности для экспорта светлых нефтепродуктов. В статье не случайно затрагиваются эти вопросы — государству уже сейчас необходимо разработать стратегию развития данной инфраструктуры и подготовить проекты комплексного освоения этого региона.
    В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно комплексный поход к решению задач развития недропользования на территории континентального шельфа Российской Федерации позволит нам совершить не только технологический рывок, но и обеспечить мощный источник энергетической стабильности, а значит, и устойчивого развития нашего государства.

Авторизация


регистрация

Размещение видеороликов

События

21.09.2023
PM Gate Подробнее »

25.04.2023
Продолжает работу выставка «Нефтегаз-2023» Подробнее »

30.06.2021
XII форум инновационных технологий InfoSpace 2021 Подробнее »

05.04.2021
XIV съезд Союза нефтегазопромышленников России Подробнее »

19.03.2021
16 марта 2021 года в Центре цифрового лидерства состоялся саммит деловых кругов «Сильная Россия - 2021» Подробнее »

Другие
новости »

Конференции, выставки

Другие
конференции
и выставки »

Рейтинг@Mail.ru

admin@burneft.ru