Введение
В 2012-2014 гг. автором было проведено исследование проблем экономического и инновационно-технологического сотрудничества стран БРИКС в энергетической сфере. Его результаты были доложены на I Международной научно-практической конференции «Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы взаимодействия и сотрудничества в изменяющемся мире» [1], на XIV Ежегодном Форуме Клуба Ниццы «Энергетика и Геополитика» [2], и опубликованы в журнале «Бурение и нефть» [3].
В последующие годы в ИПНГ РАН было продолжено исследование процессов развития современной мировой энергетики, в рамках которого проводился, в том числе, и анализ процессов развития энергетического сотрудничества стран БРИКС. Некоторые результаты этой работы были доложены автором на Второй международной научно-практической конференции «Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы сотрудничества в изменяющемся мире», состоявшейся в Москве в июне 2024 г. На основе этого выступления автор подготовил ряд статей, в том числе и эту.
1. Расширение БРИКС – объективное требование жизни/времени
Начавшийся в последние годы процесс фрагментации глобального пространства, мировой экономики и всех международных отношений, наряду с прессом антироссийских санкций, имеющих целью «разорвать в клочья» экономику России, и порожденной геополитическим кризисом вокруг Украины новой волной пока еще холодной войны, не только поставили под сомнение ключевой постулат международного развития последних десятилетий – «мир через сотрудничество, через торговлю», но и дали второе дыхание развитию региональных и межрегиональных интеграционных объединений. К числу последних относится и БРИКС – межгосударственное неформальное объединение стран с динамично развивающейся экономикой.
К настоящему времени, по оценке МИД России, БРИКС превратился в многопрофильное стратегическое партнерство, которое базируется на трех ключевых «столпах» – политика и безопасность, экономика и финансы, культура и гуманитарные связи. Отношения между партнерами по БРИКС строятся на основе равноправия и взаимного уважения, а также принципов открытости, прагматизма, солидарности, не направленности против кого бы то ни было [4].
Характеризуя текущую деятельность БРИКС, Правительство ЮАР в годы своего председательства в этой организации, отмечало, что «БРИКС – это партнерство влиятельных стран, выступающих за инклюзивную многосторонность. Реформированная ООН лежит в основе общего видения БРИКС реструктурированной глобальной политической, экономической и финансовой архитектуры, отражающей современный мир и являющейся более справедливой, сбалансированной и представительной. Свое всеобъемлющее и представительное видение реформ БРИКС изложил в Совместном заявлении об укреплении и реформировании многосторонней системы, принятом в 2021 г. Другие механизмы безопасности БРИКС предусматривают диалог и обмен передовым опытом в сферах борьбы с терроризмом, кибербезопасностью, транснациональной организованной преступностью, антинаркотического и антикоррупционного сотрудничества» [5].
Руководящую роль общепризнанных принципов ООН в деятельности БРИКС признает и МИД РФ: «Одно из приоритетных направлений в деятельности БРИКС– содействие формированию демократичного многополярного мира, укреплению глобальной безопасности и стабильности в мире. Объединение неизменно выступает за соблюдение принципов международного права при центральной роли ООН, отказ от односторонних мер принуждения» [4].
Страны-участники БРИКС за время его существования добились значительных успехов в развитии своих экономик, в результате чего, по данным Всемирного банка, их совокупный ВВП по ППС с 2021 г. стал превышать аналогичный показатель стран G7 (в 2023 г.– 32,1% и 29,0 %, соответственно).
Особенно быстро совокупная стоимость ВВП по ППС стран БРИКС стала расти с 2000 г., что, в основном, но не только, было связано с экономическим развитием Китая в последние десятилетия. Однако если в 2000-е гг. рост экономик стран БРИКС опережал аналогичную динамику развитых стран, то после мирового финансового кризиса они начали терять темп. К концу 2010-х гг. Россия, Бразилия и ЮАР пережили ощутимый экономический спад, и движущей силой экономического развития блока фактически остались только Китай и Индия. Тем не менее, как было отмечено выше, именно в эти годы совокупная доля стран БРИКС в мировом ВВП по ППС вначале сравнялась с таким же показателем стран G7, а затем и превзошла его.
Не менее весомы и достигнутые за это время успехи БРИСК в области энергетики (табл. 1).
Отмеченные успехи в сотрудничестве между странами БРИКС и достигнутые результаты в области экономики и энергетики, также, как и во многих других областях деятельности (торговле, науке и технологиях, сельском хозяйстве, образовании, культуре, здравоохранении и др.), оказали огромное влияние на весь развивающийся мир. БРИКС стал заметной конструктивной силой, способствующей мировому экономическому росту, развитию глобального управления и демократизации международных отношений, стал примером сотрудничества между странами с различными системами, уважающими выбранные пути развития каждого из государств, поскольку каждая страна имеет собственную историю, уникальную культуру и традиции.
БРИКС, благодаря своим особенностям как специфического объединения государств [3, стр.5], оптимально соответствует требованиям формирующегося нового мироустройства, мироустройства, базирующегося на принципах многополярного мира. Многим странам импонирует то, что БРИКС выступает живым воплощением идеала «дружбы народов». Здесь никогда не было и не будет подхода «с нами или против нас»1, наоборот, в рамках этого объединения всегда подчеркивалась неприкосновенность права выбирать свой собственный путь развития, сохранять независимые отношения с другими акторами, центрами и институтами, выстраивать многовекторную внешнюю политику [6, 7].
Такие особенности БРИКС как открытость, инклюзивность и равенство, являются мощными магнитами, притягивающими государства, в первую очередь, развивающиеся, которые стремятся сохранить свою идентичность и на деле быть независимыми во всех отношениях.
Как бы специально еще раз подтверждая эту свою особенность, в принятой на XV саммите БРИКС 23 августа 2023 г. Йоханнесбургской декларации-II было заявлено [8]:
2. Мы вновь заявляем о своей приверженности духу БРИКС, в основе которого взаимоуважение и взаимопонимание, суверенное равенство, солидарность, демократия, открытость, инклюзивность, укрепление сотрудничества и консенсус. В развитие 15-летнего опыта проведения саммитов БРИКС мы обязуемся далее углублять взаимовыгодное сотрудничество между странами БРИКС по трем магистральным направлениям – политика и безопасность, экономика и финансы, культурные и гуманитарные связи, и укреплять наше стратегическое партнерство на благо граждан наших стран посредством продвижения мира, более представительного и справедливого международного порядка, обновленной и реформированной многосторонней системы, устойчивого развития и инклюзивного роста.
3. Мы вновь заявляем о своей приверженности инклюзивной многосторонности и соблюдению норм международного права, включая цели и принципы, закрепленные в Уставе ООН, который является его краеугольным камнем, и сохранению центральной роли ООН в международной системе, в рамках которой суверенные государства взаимодействуют в интересах поддержания мира и безопасности, содействия устойчивому развитию, продвижения и защиты демократии, прав человека и основных свобод для всех, а также продвижения сотрудничества на основе духа солидарности, взаимного уважения, справедливости и равенства.
Поэтому в условиях происходящих тектонических мировых изменений расширение БРИКС является эволюционно востребованным, объективно давно назревшим шагом [7].
2. БРИКС+ в мировой экономике
и энергетике и задачи развития энергетического сотрудничества между входящими в него странами на ближайшие годы
С 1 января 2024 г. количество стран, входящих в БРИКС, удвоилось. В соответствии с решением XV саммита БРИКС, состоявшегося 23 августа 2023 г. в Йоханнесбурге, ЮАР, к пяти странам БРИКС – Бразилии, России, Индии, КНР и ЮАР – присоединились в качестве новых полноправных членов Арабская Республика Египет, Исламская Республика Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Королевство Саудовская Аравия и Федеративная Демократическая Республика Эфиопия. И теперь межгосударственное объединение БРИКС+, в котором проживает 45,4 % всего населения планеты, занимает 30,4 % суши Земли.
С вхождением в объединение БРИКС еще пяти государств, оно значительно увеличивает свою роль на энергетическом рынке. Саудовская Аравия, ОАЭ и Иран – это крупные производители и экспортеры нефти, которые своим присутствием в БРИКС довели его долю в мировой добыче нефти до 42,56 %. Иран и Саудовская Аравия – крупные производители природного газа, и теперь на долю БРИКС приходится 33,36 % всей его мировой добычи (табл. 2).
Безусловно, произошедшее расширение состава БРИКС – в первую очередь, политический шаг в ответ на происходящие тектонические сдвиги в мировой политике и экономике, фрагментацию глобального пространства и беспрецедентный рост политического и экономического давления развитых стран (Глобального Запада) на остальные государства мира. Как подчеркнул в связи с этим заместитель Министра иностранных дел РФ С.А. Рябков, «Расширенный состав БРИКС будет способствовать построению нового, более равного и справедливого многополярного миропорядка, который будет лучше отражать реальное положение вещей на международной арене и позволит развивающемуся миру заявлять о себе сильнее и четче» [9].
В то же время, по мнению ряда зарубежных и российских экспертов, подобное расширение имеет и далеко идущие экономические последствия, превращая БРИКС+ в сильный противовес блоку G7 и давая ему возможность бросить еще более серьезный вызов доминированию доллара в торговле нефтью и газом [10, 11].
Вместе с тем, нельзя однозначно сказать, что расширение БРИКС сделает это объединение крепче. Уже сейчас, как считают некоторые эксперты, страны-участницы имеют мало общего в политическом, экономическом и культурном плане, а дальнейшее увеличение БРИКС может привести к появлению между ними новых разногласий [12–15]. Но на то и существует дипломатия, в том числе энергетическая, чтобы находить решения самых сложных подобных вопросов, на то есть и политическая воля, чтобы эти решения претворять в жизнь.
Следует также особо отметить, что энергетическое сотрудничество в рамках БРИКС с самого создания этой организации развивается в тесном взаимодействии с сотрудничеством в климатической сфере, с сотрудничеством в целях реализации многосторонних договоренностей в сфере климата и экологии и достижения поставленных ООН Целей устойчивого развития (ЦУР).
Отсюда и важнейшие приоритеты этого сотрудничества – устойчивая энергетика и борьба с изменением климата. И в их реализации, как и в энергетическом сотрудничестве в целом, также наблюдается значительный прогресс. Это относится и к сфере сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу, и в части повышения энергоэффективности и снижения углеродоемкости в отдельных отраслях, и в росте доли ВИЭ в электрогенерации.
Вместе с тем, как справедливо отмечает научный сотрудник РАНХиГС А.Г. Сахаров, для отдельных государств негативные тренды в социально-экономическом развитии последнего десятилетия привели к стагнации или регрессу в сфере экологии. Несмотря на приоритеты, заявленные в национальных стратегиях и международных договоренностях, принятие действенных мер на национальном уровне тормозилось в связи с нехваткой средств и/или политической воли. В этой связи важным фактором, препятствующим достижению позитивной динамики по климатическим показателям, является также определенная степень противоречия между социальными и экологическими составляющими самой концепции устойчивого развития [16].
Важнейшими документами, направляющими развитие энергетического сотрудничества в рамках БРИКС и определяющими его ключевые цели и задачи, являются Декларации саммитов БРИКС и Коммюнике встреч Министров энергетики стран БРИКС, а также:
• Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года [17];
• Приоритеты технологического развития ТЭК стран БРИКС [18], и
• «Дорожная карта» энергетического сотрудничества стран БРИКС до 2025 года [19].
Вступая в БРИКС, его новые члены взяли на себя обязательства действовать в соответствии с ранее принятыми обязательствами объединения и совместно решать те основные задачи, которые были поставлены странами БРИКС ранее. В частности, в соответствии со Стратегией экономического партнерства БРИКС до 2025 года, страны БРИКС предпринимают шаги для решения следующих задач в области энергетики [17]:
• активизация взаимодействия в области технологического и инновационного сотрудничества, в особенности, в области создания условий для привлечения соответствующих устойчивых инвестиций в энергетический сектор, в том числе, через механизмы Нового банка развития;
• развитие сотрудничества и содействие исследованиям, направленным на развитие энергетического сектора и стимулирование энергетического перехода в странах БРИКС, включая механизмы использования Платформы энергетических исследований БРИКС и Дорожной карты энергетического сотрудничества БРИКС до 2025 года;
• осуществление деятельности по обеспечению энергетической безопасности и стабильности на мировых энергетических рынках;
• содействие сбалансированным разработке и использованию невозобновляемых и возобновляемых источников энергии, включая природный, в том числе, сжиженный газ, повышение эффективности и стабильности энергетических рынков, развитие соответствующей устойчивой инфраструктуры;
• стимулирование сотрудничества в области возобновляемых источников энергии в рамках БРИКС, содействие более широкому использованию возобновляемых источников энергии в энергетическом, транспортном, «тепловом» и промышленном секторах;
• проведение мероприятий, направленных на наращивание потенциала стран БРИКС в данной области;
• содействие повышению энергоэффективности и сокращению выбросов загрязняющих веществ в транспортном секторе путем стимулирования более широкого использования газа, биогаза, биотоплива, внедрения электрических средств передвижения и других передовых транспортных технологий;
• развитие сотрудничества в сфере разработки и внедрения передовых чистых энергетических технологий;
• продвижение взаимодействия в области полезных ископаемых, включая их имплементацию в стратегии энергетического перехода и достижения низкоуглеродной экономики;
• укрепление сотрудничества в области энергосбережения, стимулирование использования лучших практик и систем повышения энергоэффективности;
• развитие сотрудничества по обмену опытом и повышению потенциала в области разработки и внедрения технологий возобновляемых источников энергии, включая ветровую, солнечную и гидроэлектрическую энергию, а также биоэнергетику;
• изучение возможности сотрудничества в сфере атомной энергетики как важного источника экологически чистой энергии, практически не приводящего к появлению загрязняющих веществ и выбросу парниковых газов.
Как отмечает зам. министра энергетики России, руководитель Рабочей группы по рассмотрению вопросов сотрудничества с государствами-участниками БРИКС в сфере энергетики С.В. Мочальников, почти за десятилетний период существования официального энергетического диалога в формате БРИКС была выстроена эффективная структура взаимодействия, которая включает в себя ежегодные встречи министров энергетики, заседания Комитета старших должностных лиц, отвечающего за координацию диалога, а также функционирующую на регулярной основе Платформу энергетических исследований стран БРИКС с национальными секретариатами и Молодежное энергетическое агентство [20].
В ближайшее время ожидается пролонгация до 2030г. Дорожной карты энергетического сотрудничества стран БРИКС на период до 2025 г., в связи с чем будут скорректированы и ключевые цели, задачи и приоритеты сотрудничества стран БРИКС+ в энергетической сфере.
3. Роль России в развитии сотрудничества БРИКС в сфере энергетики
Наибольшую активность в развитии энергетического сотрудничества в течение всего рассматриваемого периода проявляла Россия. Именно она инициировала в 2006 г. создание БРИКС, что явилось одним из наиболее значимых геополитических событий начала нового столетия. Для России особая актуальность и заинтересованность в развитии сотрудничества со странами БРИКС появилась после воссоединения в 2014 г. с Россией Крыма и введения странами Запада антироссийских санкций [21]. Так, уже в июле 2014 г., Президент РФ В.В. Путин в рамках VI Саммита БРИКС предложил учредить «Энергетическую ассоциацию БРИКС», а также «Резервный банк топлива» и «Институт энергетической политики БРИКС» [22]. Однако эти предложения так и не были реализованы, поскольку не нашли должной поддержки со стороны других членов БРИКС.
По инициативе России в 2015 г. состоялась Первая встреча министров энергетики стран БРИКС, которая и заложила фундаментальные основы институционализации сотрудничества в области энергетики в рамках объединения.
В том же году Россия проявляла инициативу сотрудничества в области энергосбережения, повышения энергоэффективности и развития энергоэффективных технологий. Так, при Минэнерго РФ была создана соответствующая рабочая группа, которая подготовила проект Меморандума о взаимопонимании в этой области между министерствами и ведомствами стран БРИКС (подписан в Москве 20 ноября 2015 г. в ходе встречи Министров энергетики стран БРИКС).
По итогам 3-ей встречи Министров энергетики стран БРИКС, состоявшейся 28-29 июня 2018 г. в Йоханнесбурге (ЮАР), партнеры по объединению поддержали еще одну российскую инициативу – запуск Платформы энергетических исследований БРИКС, что было отражено в Декларации глав государств БРИКС. Регламент работы этой Платформы был утвержден 11 ноября 2019г. по итогам 4-ой встречи Министров энергетики стран БРИКС в Бразилиа (Бразилия). В настоящий момент Платформа энергетических исследований объединяет около 100 экспертов из стран БРИКС, представляющих профильные научно-исследовательские центры, компании и университеты. Энергоплатформа БРИКС на ежегодной основе проводит исследования по наиболее актуальным вопросам в области энергетики. Деятельность Платформы ведется по 14 ключевым направлениям работы. В них входят исследования в области энергетики, технологическое сотрудничество, угольная и газовая отрасли, включая СПГ, цифровизацию, возобновляемые источники энергии, биоэнергетику, устойчивый транспорт, энергоэффективность, интеллектуальные сети, наращивание потенциала, водородную энергетику, а также сотрудничество в сфере финансов и стандартов и норм в энергетической отрасли [23].
Как отмечает генеральный директор ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России А.И. Кулапин, основная задача Платформы – усилить роль стран БРИКС в формировании глобальной повестки, содействовать реализации интересов стран в энергетике и обеспечивать глобальную энергетическую безопасность. Основными направлениями работы платформы являются самые актуальные вопросы развития ТЭК [20].
В 2020 г., в год очередного председательства России в БРИКС, по российской инициативе была подготовлена и принята «Дорожная карта энергетического сотрудничества стран БРИКС до 2025 года» – важнейший стратегический документ, на базе которого развивается энергодиалог стран объединения. Как отмечает зам. министра энергетики России С.В. Мочальников, эта инициатива была направлена прежде всего на повышение эффективности совместных усилий стран БРИКС по развитию энергетического сотрудничества и получение практических результатов за счет более структурированного и комплексного подхода. Цель «Дорожной карты» заключается в формировании стратегического энергетического партнерства стран БРИКС за счет координации их политики, содействия торговле, инвестициям, исследованиям, а также технологическому сотрудничеству в сфере энергетики [23].
«Дорожной картой» предусмотрено комплексное развитие и взаимодействие механизмов БРИКС, а также участие заинтересованных организаций и экспертов, включая государственные ведомства, деловое, экспертное и научное сообщество. В числе актуальных тем в рамках энергетического сотрудничества БРИКС– широкий круг вопросов, включая эффективное использование всех источников энергии, развитие передовых технологий, повышение энергоэффективности, сотрудничество в области подготовки кадров, НИОКР, содействие привлечению инвестиций в энергетическую отрасль, в том числе с задействованием механизмов Нового банка развития, расширение практики расчетов в национальных валютах при торговле энергоресурсами, разработка механизмов реализации совместных проектов. При этом особое внимание в рамках многостороннего энергетического диалога в формате БРИКС уделяется Целям устойчивого развития ООН, прежде всего ЦУР 7 – обеспечение доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии [23].
Одобренная дорожная карта стала первым комплексным документом, в котором зафиксированы согласованные планы развития энергодиалога стран «пятерки».
В принятом по итогам встречи министров энергетики стран БРИКС Коммюнике, главы энергетических ведомств подтвердили намерение укреплять стратегическое партнерство в энергетике и сфере энергобезопасности. Они также отметили важную роль всех видов энергии, включая ископаемые источники и ядерную энергетику, и подтвердили, что энергетический переход должен соответствовать национальным условиям, и каждая страна должна определять оптимальную политику самостоятельно, не допуская навязывание моделей, которые не подходят странам БРИКС [24].
Подводя своеобразные итоги очередного председательства России, в Московской декларации XII саммита БРИКС, принятой 17 ноября 2020 г., отмечается [25]:
• 67. Мы вновь заявляем о нашем стремлении продолжать расширять международное сотрудничество в сфере энергетики на основе принципов равенства, отсутствия дискриминации, полного уважения суверенитета и национальных интересов, отмечая ключевую роль энергетики в содействии устойчивому развитию. Обеспечение доступа всех граждан к доступным, надежным, устойчивым и современным источникам энергии остается приоритетом международной энергетической политики, и мы намерены активизировать сотрудничество в области решения проблемы дефицита энергоресурсов. Мы подчеркиваем, что устойчивое и эффективное использование всех источников энергии, энергоэффективность и внедрение технологий необходимы для преобразований в области энергетики во всех странах, а также для создания надежных энергосистем и укрепления энергетической безопасности. Мы отмечаем важность более активного участия стран БРИКС в глобальной энергетической повестке в соответствии с их долей в мировом производстве и потреблении энергии.
• 68. Мы будем укреплять стратегическое партнерство в области энергетики посредством активизации торговли товарами, связанными с производством электроэнергии, технологического сотрудничества, создания условий для взаимных инвестиций, обмена мнениями в сфере регулирования и энергетической политики. Мы приветствуем проведение неформальных консультаций стран БРИКС по актуальным энергетическим вопросам и дискуссий в рамках международных организаций и форумов. Мы будем развивать такой диалог в целях продвижения интересов стран объединения на мировом уровне. Мы приветствуем в этой связи принятие Дорожной карты энергетического сотрудничества стран БРИКС и начало практического сотрудничества в рамках Платформы энергетических исследований БРИКС, включая подготовку совместных докладов. Мы отмечаем важность расширения сферы совместных исследований, запуска совместных проектов и усиления Платформы энергетических исследований БРИКС.
Новые инициативы выдвинула Россия в ходе заседания Комитета старших должностных лиц БРИКС по энергетике, прошедшего в формате видеоконференции 28 июня 2022 г.
В части технологического сотрудничества между странами БРИКС заместитель генерального директора РЭА Минэнерго России О.В. Жданеев предложил партнерам расширить взаимодействие по целому спектру направлений, включая создание системы обмена статистической информацией, гармонизацию методологических подходов в вопросах сбора и анализа статданных, создание банка данных технологий в области энергоэффективности, совместную разработку в области чистых технологий, а также в области инновационных технологий. В ходе дискуссии о дальнейшем развитии Энергоплатформы российская сторона объявила о готовности стать страной-лидером по направлению «водород», а также предложила партнерам создать на базе Платформы международный консультативный механизм для развития низкоуглеродной водородной энергетики. В качестве возможных направлений сотрудничества в этой области были предложены стандартизация и сертификация добычи, транспортировки, хранения и использования водорода, государственная поддержка, планирование и реализация совместных проектов, привлечение инвестиций, а также скоординированная деятельность по разработке научных и технологических исследований. Прозвучала и была поддержана и российская инициатива проведения исследования по энергетической безопасности стран «пятерки» [26].
С 1 января 2024 г. председательство в БРИКС вновь перешло к России. В связи с этим Президент Российской Федерации В.В. Путин выступил со специальным обращением, в котором заверил, что Россия продолжит усилия по продвижению всего комплекса партнерского сотрудничества в рамках БРИКС по трем ключевым направлениям – политика и безопасность, экономика и финансы, культурно-гуманитарные контакты [27]. «Естественно, – заверил он, – особый упор сделаем на повышении внешнеполитической координации стран-участниц, совместном поиске эффективных ответов на вызовы и угрозы международной и региональной безопасности и стабильности. Будем способствовать практической реализации Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 года и Плана действий по инновационному сотрудничеству на 2021-2024 годы, обеспечению энергетической и продовольственной безопасности, повышению роли БРИКС в международной валютно-финансовой системе, развитию межбанковской кооперации и расширению использования национальных валют во взаимной торговле» [27].
За истекшее первое полугодие 2024 г. только непосредственно в энергетической сфере было проведено около десятка различных мероприятий, был выдвинут целый ряд новых инициатив. Целый ряд мероприятий намечен и на предстоящую осень, в частности, на «полях» Международного форума «Российская энергетическая неделя». Их анализ – задача дальнейшей работы автора в рамках исследования процессов развития современной мировой энергетики.
Кроме того, вопросы энергетического сотрудничества затрагивались и на различных мероприятиях с участием первых должностных лиц стран БРИКС. Так, на прошедшем 10 июня 2024 г. в Нижнем Новгороде заседании Министров иностранных дел/международных отношений стран БРИКС вновь подтвердили приверженность укреплению стратегического партнерства БРИКС по трем магистральным направлениям – политика и безопасность, экономика и финансы, культурные и гуманитарные связи. Они вновь подтвердили свою приверженность духу БРИКС, подразумевающему взаимоуважение и взаимопонимание, равенство, солидарность, открытость, инклюзивность и консенсус. В части непосредственно энергетического сотрудничества и энергетических проблем в Совместном заявлении Министров иностранных дел/международных отношений стран БРИКС отмечается [28]:
• 22. Министры выразили поддержку продвижению справедливого, сбалансированного и сообразного соответствующим национальным приоритетам и условиям энергоперехода с задействованием всех источников энергии, а именно возобновляемой энергии, включая биотопливо и гидроэнергетику, ископаемого топлива, ядерной энергии и водородного топлива, которые имеют решающее значение в контексте осуществления справедливого перехода к более гибким, устойчивым и стабильным энергетическим системам.
• 27. Министры выразили намерение продвигать сотрудничество между странами БРИКС в области энергетики. Они подчеркнули, что гарантированный всеобщий доступ к дешевой и надежной энергии и обеспечение энергетической безопасности является важнейшей основой для экономического развития, социальной стабильности, национальной безопасности и благополучия всех народов мира. Они призвали к формированию устойчивых цепочек поставок, в особенности поставок определенных критически важных для энергоперехода минералов, материалов и технологий в целях обеспечения предсказуемого и бесперебойного энергоснабжения. Они также призвали к формированию устойчивых глобальных цепочек поставок для обеспечения всеобщего доступа к дешевым, надежным, доступным, устойчивым и современным источникам энергии. Они также подчеркнули необходимость повышения энергетической безопасности и рыночной стабильности путем укрепления цепочек добавленной стоимости, продвижения открытых, прозрачных и конкурентоспособных рынков и обеспечения защиты критической энергетической инфраструктуры.
В целом же, несмотря на отмеченные и не отмеченные проблемы, энергетическое сотрудничество стран БРИКС продолжает развиваться, хотя многие существующие инициативы пока еще не получили своего практического воплощения и развиваются преимущественно как идеи.
Статья подготовлена по результатам работ, выполненных в рамках госзадания ИПНГ РАН (тема № FMMЕ-2022-0004 – «Фундаментальный базис энергоэффективных, ресурсосберегающих и экологически безопасных, инновационных и цифровых технологий поиска, разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, исследование, добыча и освоение традиционных и нетрадиционных запасов и ресурсов нефти и газа; разработка рекомендаций по реализации продукции нефтегазового комплекса в условиях энергоперехода и политики ЕС по декарбонизации энергетики (фундаментальные, поисковые, прикладные, экономические и междисциплинарные исследования)».
Рег. номер учета в РОСРИД: 122022800270-0.