В 2024 году исполнилось 10 лет с момента введения первого пакета антироссийских санкций. Практически сразу, параллельно с финансовыми санкциями, начались запреты на поставки высокотехнологичного оборудования, которые затронули многие важные сегменты российской промышленности. В первую очередь под санкции попал топливно-энергетический комплекс (ТЭК), как основа стабильности и благополучия экономики РФ. В 2022году отрасль столкнулась с новым валом санкций, в некоторых случаях – с тотальным запретом поставок оборудования и запчастей, обрывом кооперационных цепочек, отключением от технологической поддержки и обновления программного обеспечения.
За прошедшие десять лет российское машиностроение, вместе с добывающими и сервисными компаниями, прошли большой путь импортозамещения во многих секторах, связанных с разведкой, бурением, нефтегазосервисными работами и т.д. За это время зависимость от западных технологий и оборудования в ТЭК удалось заметно снизить, однако достигнутого результата недостаточно для того, чтобы можно было говорить о полной технологической независимости. По оценкам экспертов, на начало 2024 года средняя импортозависимость в отраслях ТЭК сократилась по сравнению с 2014 годом с 67% до 38%. Доля импорта в энергетическом машиностроении уменьшилась с 30 до 18%, а в нефтегазовом машиностроении − с 55 % до 35 %.
Тем не менее, какие бы сложности до сих пор не преследовали отрасль из-за ухода западных компаний, надо признать очевидный факт – российские предприятия и отрасль в целом работают нормально, добыча не остановилась, разведка идет, переработка функционирует.
После того как американские, канадские и европейские корпорации ушли с российского рынка, объем нефтедобычи не обвалился. Напротив, по итогам 2022г. он даже вырос на 2 %, составив 534 млн тонн. За 2023г., по данным Минэнерго РФ, добыча нефти в России составила 531 млн тонн, т.е. снижение составило всего лишь на 1 %, при этом оно произошло исключительно из-за наших самоограничений в добыче, связанных с договоренностями в рамках ОПЕК+.
На данный момент, уже можно констатировать, что санкции и уход западных компаний не остановили и не затормозили нефтегазовую отрасль РФ, как это произошло 40–50 лет назад в Иране или примерно 20 лет назад в Венесуэле. Возникшие проблемы удалось решить частично благодаря «параллельному» импорту, а некоторых западных поставщиков заменили производители из Азии, но основная заслуга такой устойчивости отрасли в том, что в России нашлись вполне компетентные, оснащенные современными производственными технологиями машиностроительные предприятия, которые смогли оперативно включиться в процесс импортозамещения.
Так, например, ООО «Себряковский механический завод» активно участвует в процессе импортозамещения с 2014 года. За это время методом обратного инжиниринга создана конструкторская документация для нескольких тысяч деталей и сборочных единиц сложного промышленного оборудования в нефтегазовой сфере. При этом в ряде случаев продукция ООО «СМЗ» лучше оригинальной, имеет большие ресурсы наработки при значительно меньшей стоимости.
Наличие собственной лаборатории, способной проводить химический анализ материалов, сканирующе-измерительного комплекса, инженерно-технического центра и широкий спектр технологий металлообработки, термообработки, сварки, 3D печати, собственное производство полимерных и резинотехнических изделий– одно из важных преимуществ ООО «СМЗ» на рынке. Предприятие предлагает полное копирование и прототипирование изделий практически любой сложности в короткие сроки, а также реинжиниринг с изменениями/улучшениями характеристик и адаптацией под потребности клиента.
В 2024 году ООО «СМЗ» в ходе работ по импортозамещению деталей и узлов верхних силовых приводов (ВСП) освоило в производстве шпиндели (основные валы) для ВСП следующих типов: TESCO 250 HMIS 475, TESCO EMI 400-250, NOV TDS-10SH и KDK-220 SATVIA.
Первая партия основных валов для ВСП TESCO 250 HMIS 475 успешно испытана на все возможные типы механических нагрузок в ФГУП «Крыловский государственный научный центр» и отгружена заказчику.