Нефтегазовая мобилизация

Oil and gas mobilization

E.V. PORET,
Chief Editor
«Drilling and Oil» magazine
Moscow, 115201,
Russian Federation

Россия столкнулась с беспрецедентной ситуацией. 30 лет все сферы жизнедеятельности страны в значительной степени были подвержены настойчивому стремлению влиятельной части правящего класса «быть как Запад» буквально во всем.

После 24 февраля был официально оформлен не просто идеологический, а по сути цивилизационный водораздел между Россией и Атлантическим Западом, начались новые времена – жесткие, без права на ошибку и непрофессионализм. В первую очередь под санкционную бомбардировку Запада попали системообразующие отрасли экономики, нефтегазовая – в том числе, и отчетливо выявилась крайняя зависимость от импорта оборудования и технологий. Выход только один – как можно скорее встать на мобилизационные рельсы и наконец взяться за создание национальной производственной базы, осуществить реиндустриализацию, благо еще не стерта, несмотря на старания либералов, генетическая память о знаменитой сталинской индустриализации 30-х годов XX века, не уничтожен советский научно-производственный потенциал многих поколений. Промышленная модернизация страны может стать нашей «энергией мечты», а локомотивом роста – нефтегазовая отрасль.

The situation with import substitution in the oil and gas industry, in an interview with the journal «Drilling and Oil», is assessed by the President of the Union of Oil and Gas Equipment Manufacturers Konstantin Radinskiy.

Ситуацию, сложившуюся с импортозамещением в нефтегазовой отрасли, в интервью журналу «Бурение и нефть» оценивает президент Союза производителей нефтегазового оборудования Константин Радинский.
– Константин Олегович, в настоящее время одной из основных тенденций, обуславливающих развитие нефтегазового комплекса, является импортозамещение технологического оборудования. Практическая работа в этом направлении была активизирована на фоне изменения геополитической обстановки в мире и нарастающего противостояния с Западом. Но если с 2014 года в отношении российского НГК действовали секторальные санкции, то теперь доступ к зарубежным технологиям и оборудованию грозит быть перекрытым полностью. На Ваш взгляд, каковы реальные сегодняшние возможности по импортозамещению?
– Ситуация складывается действительно непростая, но мы, несмотря на неповоротливость крупных заказчиков и скептицизм отдельных участников рынка, смогли продвинуться в области импортозамещения в сфере ТЭК достаточно далеко. Более того, мы все же подготовились к этому удару. Скажу откровенно, если бы такого рода тотальные ограничения, как сейчас, были введены в 2014 году, или, наоборот, не было бы введено никаких санкций, то сейчас мы могли бы оказаться в значительно более затруднительной, даже патовой ситуации, поскольку не имели бы такого опыта оперативного реагирования на вызовы. Так что, здесь можно даже поблагодарить наших зарубежных «партнеров» за то, что они дали нам время на подготовку.

– За тот период, пока нефтегазовая отрасль будет приспосабливаться к новым условиям, насколько серьезным окажется удар по основным сегментам: бурение и добыча нефти, геологоразведка и диагностика, производство немагнитной стали, долот, двигателей, насосов и компрессоров высокого давления, оборудования для разработки арктического шельфа и трудноизвлекаемых запасов углеводородов; IT-технологий и ПО для гидравлического разрыва пласта; оборудования для промышленной очистки природного газа и т.д.?
– С точки зрения наземной разведки, добычи, подготовки и транспортировки углеводородного сырья, существенных зависимостей по оборудованию и технологиям нет (реальная/критичная зависимость составляет 3–5 %) и значительных сокращений объемов бурения и добычи УВС (если будет кому их продавать) не предвидится. Возможно, за счет ухода с рынка высокотехнологичного сервиса зарубежных компаний объем добычи может временно сократиться на 5–10 %, но для нас это не принципиально. Также думаю, что российские нефтесервисные компании, с учетом наличия квалифицированных специалистов и существующих заделов по импортозамещению оборудования, быстро займут эту нишу и смогут наконец-то показать консервативному заказчику, на что они способны.
Основная проблематика и риски на сегодняшний день лежат в плоскости переработки и морской добычи УВС. Так как там практически все технологии, оборудование, ПО и сервисы на 80–90 % иностранные, их остановка может серьезно повлиять не только на отечественную экономику, но и на экологическую безопасность. Быстро заместить данные технологии и услуги не получится!
Отдельный вопрос – морское бурение и добыча. Если все надводные компоненты буровых платформ (буровые комплексы) мы заместить можем, и достаточно быстро, то с подводными частями – ПВО, райзерные системы, соединительные элементы и пр., также как и с подводными добычными комплексами, ситуация весьма напряженная. Еще более сложная она в части существующих объектов подводной добычной инфраструктуры. Во избежание серьезных экологических последствий их необходимо регулярно обслуживать и поддерживать в рабочем состоянии либо заглушить. Сделать же это возможно только с применением специального инструмента и квалифицированного персонала оригинального производителя, который сейчас оказался недоступен. Также у нас пока нет ни специализированного флота, ни компетентных специалистов, ни даже базы обслуживания данного оборудования.

– Судя по всему, все предыдущие планы мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения Российской Федерации придется основательно пересматривать? Какие меры поддержки отечественного нефтегазового машиностроения, оборудования, разработки технологий, на Ваш взгляд, назрели и важны как никогда?
– Для смягчения ситуации, на наш взгляд, государству совместно с профильными отраслевыми объединениями (которые могли бы выступить техническими и технологическими экспертами) необходимо срочно внедрить ряд эффективных мер, направленных на антикризисную поддержку наиболее зависимых стратегических сегментов ТЭК (переработка и шельф), а также производителей НГО. В этой связи необходимо оперативно:
1. Создать постоянно действующий межотраслевой антикризисный штаб импортозамещения на базе Минпромторга и Минэнерго РФ, включить в него представителей крупнейших производителей, потребителей, отраслевые объединения и федеральные органы исполнительной власти! В рамках такого штаба организовать работу по повышению эффективности распределения сил и средств.
2. Создать качественную систему согласования позиций, для которых необходимо обнуление таможенных пошлин (критичное оборудование, аналогов которого не производит наша промышленность).
3. Выделить дополнительные средства и создать качественную систему согласования приоритетных технологических направлений для выделения и контроля расходования целевых бюджетных средств на НИОКР и внедрение – Постановление Правительства РФ от
12 декабря 2019 г. № 1649 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и Постановление Правительства РФ от 25 мая 2017г. № 634 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям» (с изменениями и дополнениями).
4. Простимулировать и наладить работу нового механизма импортозамещения – Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2022 г. № 208
«О предоставлении субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Агентство по технологическому развитию» на поддержку проектов, предусматривающих разработку конструкторской документации на комплектующие изделия, необходимые для отраслей промышленности».
5. Разработать механизмы фискального регулирования (налоговых каникул) для проектов с высокой зависимостью от импорта и всех проектов, субсидируемых государством.
6. Поддержать разработчиков и производителей НГО, а также российские нефтесервисные компании за счет введения временных требований для заказчиков по:
a. авансированию контрактов (мин. 50 %)
b. ограничению отсрочек платежей (макс. 30 дней)
c. разработке и применению фискальных льгот (отсрочки и каникулы по НДС и пр.).
7. Поручить в срочном порядке создать флот высокомобильных морских буровых и судов обслуживания ледового класса.
8. Поручить создать инфраструктуру для регулярного обслуживания подводной добычной инфраструктуры в местах расположения основных объектов (о. Сахалин и пр.).

– Какова на сегодняшний день доля отечественной продукции в нефтегазовом машиностроении и других важных секторах нефтегазового комплекса? В каких секторах НГК доля отечественного оборудования и технологий критически мала?
– Зависимость от импортного оборудования по сегментам (экспертное мнение):
Геологоразведка – 5–10 %.
Бурение – 3–5 %.
Кап. строй – 5–10 %.
Заканчивание – 5–10 %.
Добыча – 5–10 %.
Подготовка – 3–5 %.
Транспортировка – 3–5 %.
Переработка – 65–70 %.
Розница – 30–40 %.
Шельф – 80–90 %.
Основные критичные позиции импортозависимости– это компоненты к оборудованию и технологии:
– электроника и компоненты;
– КИПиА;
– высокомощные ДВС и коробки передач;
– системы контроля и управления (программное обеспечение);
– гидравлика и пневматика;
– запасные части и комплектующие к существующему оборудованию;
– технологии переработки;
– подводное оборудование и компоненты;
– специальные РТИ, смазки и компаунды.

– Можно ли утверждать, что компании – поставщики оборудования, государство наконец-то выработали единое, устраивающее всех понимание и концепцию импортозамещения в НГК, а главное, сменили политику тактического (оперативного) реагирования на стратегическую долгосрочную?
– Буду откровенен. Помимо отсутствия многих крайне важных отечественных технологий и оборудования, наблюдается критическая нехватка либо полное отсутствие координации действий, планирования и системности подхода в области государственного регулирования и налаживания продуктивного взаимодействия между игроками рынка! Также назову ряд проблемных позиций:
– ручное управление отраслевыми процессами зачастую превалирует над системными мерами;
– авральный режим принятия решений не дает возможности регулятору вникать в детали отраслевых процессов;
– отсутствие инструментов стимулирования промышленной кооперации и долгосрочного контрактования тормозит развитие промышленности как таковой;
– отсутствие механизмов взаимодействия с профильными отраслевыми объединениями влияет на качество аналитической информации их работы по налаживанию диалога с производителем.
Все это наши сегодняшние реалии, и они же – факторы, тормозящие процессы импортозамещения и технологического развития страны.
Необходима полная и тотальная реорганизация и модернизация органов, механизмов и инструментов отраслевого регулирования!

– Как бы Вы, Константин Олегович, оценили процесс разработки и внедрения новой техники в контексте состояния сферы прикладных исследований, научных и конструкторских разработок. Один из ключевых моментов: кто – государство или компании должны обеспечивать финансирование инноваций? В этой связи, как Вы относитесь к высказываемой академиком С.Ю. Глазьевым идее отраслевого фонда технологического развития нефтегазовой отрасли, формируемого за счет специальных отчислений?
– Фонд – это хорошо и правильно, но при этом, подчеркну, предприятия готовы сами изыскивать и вкладывать средства в разработку и внедрение. Все, что им для этого нужно – надежные гарантии спроса от заказчиков. Но с этим у нас как раз проблема. Необходим работающий системный орган или механизм, который мог бы качественно консолидировать, поддержать и проконтролировать процесс реализации комплексных проектов импортозамещения (как вариант, это можно реализовать за счет «специальных консорциумных соглашений»), где государство, как сторона, смогло бы не только выступить «кошельком», но и неким «гарантом» соблюдения условий для поставщика и потребителя.
По большому счету, сами механизмы у нас уже есть и функционируют, но они крайне неэффективны как раз по причине того, что в них нет гарантий потребителя и государства.

В зеркале прессы

Как не проиграть в экономической войне

Доктор военных наук, заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук
Константин Сивков (Из интервью газете «Завтра»).

… Запад пытается сделать ставку на нашу пятую колонну. Но сейчас она изрядно деморализована – после четких высказываний Путина в ее адрес. Президент в своей недавней речи ясно обозначил их суть и их неминуемое будущее…
…В сложившейся ситуации, я считаю, у нас имеется не более пяти лет в резерве, чтобы мы вновь могли производить на своей территории все нам необходимое. При этом нам надо не гнаться за ростом абстрактных показателей типа ВВП, а увеличивать количество предприятий станкостроения, налаживать производство собственных микросхем в таком количестве, чтобы обеспечить их установку на все компьютерные системы, на все бытовые приборы, а не уповать только на Китай в этом плане…
…Со времени начала погрома самодостаточного Советского Союза прошло тридцать лет. И решить задачу восстановления в короткий срок можно только способами, которые были применены в период Великой индустриализации 1930-х годов. Тогда за 10 лет мы прошли путь, который другие страны проходили за 100. Так говорил Иосиф Сталин. И этот путь за пять лет мы можем пройти только в единственном варианте – перейдя на мобилизационную экономику, с национализацией всех стратегически важных отраслей, с переходом на плановое хозяйство! А это невозможно будет сделать без перехода к качественно новому социальному порядку. Этот порядок я условно назвал бы «военным социализмом». Это российский новый социализм, обогащенный нашей зоркостью начала XXI века, разоблачением той чудовищной мировой лжи, с которой мы столкнулись. Только он позволит нам выжить. Потом уже можно будет подумать о многоукладной экономике и так далее. …
…А пятая колонна будет полностью устранена из общественной жизни нашей страны. Она обречена, ее время прошло...

(Источник: https://zavtra.ru/blogs/sivkov21).

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей


    Авторизация


    регистрация

    Порет Э.В.

    Порет Э.В.

    главный редактор

    журнал «Бурение и нефть»

    Просмотров статьи: 1132

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru