Бурение и филателия

Drilling & Philately

D.F. BALDENKO
«NPO Burovaya Tekhnika» OJSC
Moscow, 115114,
Russian Federation
F.D. BALDENKO
Gubkin Russian University of Oil
and Gas RGU
Moscow, 119991,
Russian Federation

Нефтегазовая филателия (НГФ) – область коллекционирования и изучения знаков почтовой оплаты (марок, конвертов, открыток), тематически связанных с нефтью и газом. В представленной статье в отдельный раздел НГФ выделены марки по теме «Бурение нефтяных и газовых скважин». К данной тематике можно также отнести почтовую продукцию, посвященную бурению угольных и геологоразведочных скважин, строительству тоннелей.

Предложенная систематизация этих марок позволяет на примере филателистической продукции проследить историю техники и технологии бурения нефтяных и газовых скважин, обозначить перспективы их развития в нашей стране и за рубежом, обобщить рекордные показатели, рассмотреть нестандартные виды деятельности в области бурения.

Даются предложения по расширению нефтегазовой тематики выпускаемой в России почтовой продукции.

Petroleum & Gas Philately (PGP) is the field of collecting and studying postage stamps (stamps, envelopes, postcards) thematically related to oil and gas. In the presented article, stamps on the topic «Drilling oil and gas wells» are allocated in a separate section of the (PGP). This topic also includes postal products dedicated to the drilling of coal and exploration wells, the construction of tunnels.
The proposed systematization of these stamps makes it possible, using the example of philatelic products, to trace the history of equipment and technology for drilling oil and gas wells, to indicate the prospects for their development in our country and abroad, to summarize record figures, and to consider non-standard activities in the field of drilling.
Proposals are given to expand the oil and gas theme of postal products produced in Russia.

Филателия зародилась в Велико-британии после выпуска в 1840 г. первой почтовой марки. По происхождению это слово имеет греческие корни (в буквальном переводе – освобождение от уплаты). Первоначально филателия как термин была введена для оплаты почтовых операций. С развитием почтовой службы значение слова существенно расширилось и стало употребляться также как особый вид коллекционирования [1].
По мере развития нефтяной промышленности стали выпускаться «нефтяные марки». Под термином «нефтяная марка» понимается почтовая продукция, относящаяся к нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности [2].
В тематику НГФ входят реалистические и символические изображения нефтегазовых производственных процессов, их технических и технологических атрибутов, портреты или памятники личностей, внесших значительный вклад в становление и развитие отрасли, а также общественно-политические события, связанные с нефтегазовой промышленностью [3].
К настоящему времени в 190 государствах всех континентов выпущено более 3500 марок, посвященных нефтегазовой тематике [2]. Рекордсменами по выпуску нефтяных марок следует считать Румынию (более 300 марок), Саудовскую Аравию (свыше 200) и Иран (140). В Советском Союзе и Российской Федерации выпущено более 170 марок.
Бурение скважин занимает особое место в нефтегазовом комплексе. Выдающийся нефтяник Н.К. Байбаков в своей книге «Моя родина – Азербайджан» отмечал: «...значение буровых работ трудно переоценить». Широко известно и высказывание первого начальника Главтюменнефтегаза В.И. Муравленко: «Нефть – на кончике долота».
В технической литературе под термином «бурение» понимается процесс разрушения горных пород или другого монолита с целью получения отверстия (скважины, шахты стволы, шпуры) с удалением продукта [4].
Бурение как совокупность технологических операций – ответственный этап разработки месторождений для добычи минерального сырья.
Бурение является одним из главных факторов развития нефтегазовой отрасли, а число активных буровых установок – важным индикатором глобального рынка нефти (исторический максимум по данным компании Baker Hughes был зафиксирован в 1981 г. – 5624 установок). В 2020 г. действующий парк буровых установок составлял в среднем 1360 единиц.
Буровые установки в России выпускаются на Уралмаше и других машиностроительных заводах. Приводом породоразрушающего инструмента являются роторные системы и гидравлические забойные двигатели (турбобуры и винтобуры), выпускаемые предприятиями Пермского края.
В последние годы в России годовые объемы проходки в эксплуатационном бурении составляют более 25 млн метров, в разведочном около 1 млн и постоянно растут.
Анализ фонда почтовой продукции показывает, что тематику «Бурение нефтяных и газовых скважин» можно систематизировать следующим образом.

История бурения
Многие марки посвящены истории и памятным датам бурения скважин для добычи углеводородов (нефть и газ), геологической разведки, бурения угольных шахт и строительных объектов.
Большинство марок посвящено бурению нефтяных и газовых скважин. Хотя бурение для сооружения колодцев было известно много столетий назад, началом современного бурения считается 1848 г., когда в Биби-Эйбат под Баку ударным способом была пробурена нефтяная скважина. Позднее нефтяные скважины были пробурены на Западной Украине (г. Борислав), где в 1861г. осуществлено бурение первой в этом регионе нефтяной скважины, что пришло на замену способу копания колодцев, а также на Кубани в 1864 г.
За рубежом основоположником бурения нефтяных скважин считается американский инженер Э. Дрейк, под руководством которого в 1859 г. в Пенсильвании пробурена скважина глубиной 21 м вращательным способом, что положило начало развитию техники и технологии глубокого бурения.
В дальнейшем такой способ бурения нефтяных скважин получил распространение и в других странах мира. Спустя много лет почтовые ведомства ряда стран (США, Азербайджан и др.) отметили годовщины бурения первых скважин выпуском памятных марок, блоков и конвертов. В частности, Египет в год столетия первой скважины (1986 г.) издал марку, где показаны вышки старой и современной конструкции.
Первые нефтяные марки с изображением буровых вышек появились в Азербайджане (1921 г.) и Закавказской Республике (1923 г.).
Некоторые филателисты считают, что первая марка на тему «Бурение» появилась в 1887 г., когда Соликамская Земская почта (такая почта существовала в каждой губернии России) выпустила марку, на которой была изображена композиция: соляной колодец с «журавлем» и бадьей для подъема соляного раствора [5]. Такой «журавль» по своему технологическому назначению является прообразом нефтяной вышки.

Буровые вышки как символ экономического развития
Основными элементами дизайна нефтяных марок являются открытый фонтан как символ богатства полезных ископаемых, а также нефтяная качалка или буровая вышка как отображение технических средств отрасли [3].
По сюжетам марок многих стран мира можно проследить эволюцию развития вышек – от деревянных до современных, различного конструктивного исполнения (башенных и мачтовых) и месторасположения – на суше, платформе или судне.
Высота современных вышек достигает 60 метров, а грузоподъемность составляет 500 и более тонн.
Интересно отметить, что в прошлом эмблема нефтяной вышки была изображена на гербах Румынии, Азербайджанской и Туркменской ССР. В настоящее время нефтяная вышка присутствует только на официальном гербе Чеченской Республики.
Вышки в национальных обрамлениях также присутствуют в элементах оформления на марках, посвященных памятным датам бывших советских республик (Азербайджан, Туркмения, Татария, Башкирия, Дагестан, Коми) как один из символов экономического развития. Вышки изображены на почтовой продукции с эмблемами и логотипами компаний, выставок, конференций, связанных с нефтегазовой тематикой, и даже на советской медали «За оборону Кавказа».
Нефтяные марки являются наглядными символами политических и хозяйственных достижений стран. Выпущенные в нашей стране марки дают возможность проследить за динамикой развития отрасли и географией нефтяных регионов.
В серии «Индустриализация СССР» (1941 г.) имеется марка с видом нефтяного промысла – буровые вышки, товарный парк и железнодорожный состав с цистернами нефти. Подобный сюжет присутствует на марке из серии «Послевоенное восстановление и развитие народного хозяйства СССР», марка снабжена призывом «Дадим ежегодно стране 60 миллионов тонн нефти!».
В 1959 г. была выпущена серия «Семилетний план развития народного хозяйства», где на одной из марок помещена стилизованная под цифру 7 диаграмма роста добычи нефти на фоне нефтяных вышек и рабочего нефтепромысла.
В постсоветские годы выпускались марки, посвященные регионам, где интенсивно наращивается добыча нефти и газа и поддерживаются старые месторождения (Тюменская область, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Чечня, Сахалин). На почтовом блоке 2000 г. буровая установка изображена как один из символов основных технических достижений нашей страны в ХХ веке.

Бурение на море
В связи с бурным развитием техники и технологии добычи углеводородов на шельфе и море за последние десятилетия символами отрасли становятся буровые и добывающие платформы. Нефтяные платформы можно рассматривать как чудо инженерной мысли, что нашло отражение и в НГФ.
Различные конструкции морских платформ (стационарные, самоподъемные, полупогружные) и буровые суда запечатлены на марках разных стран. Самая глубоководная платформа Perdido фирмы Shell, закрепленная на плавучей опоре, удерживаемой стальными канатами на морском дне, эксплуатируется в Мексиканском заливе на глубине 2450 м. Наиболее высокая (472 м) платформа Troll-A весом 684 000 т установлена в норвежском секторе Северного моря. Это гигантское сооружение (самый тяжелый в мире искусственный объект) по высоте в полтора раза выше Эйфелевой башни, что отображено на марке Норвегии.
Бурение на море впервые было осуществлено на Тихом океане в конце XIX века (с пирса на 150 м от берега). Морские платформы для разработки нефтяных месторождений начали применяться в США в 1930-х годах. На марке Румынии представлена первая морская нефтяная платформа 1934 г. в Бомонте (Техас, США).
В СССР морское бурение на Каспии началось в 1920-х гг. в бухте Ильича вблизи Баку. Впервые морской промысел был возведен в 1949 г. также на Апшеронском полуострове («Нефтяные камни»). На приведенном конверте и марке 1971 г. показана эстакада длиной 42 км и на горизонте буровые установки.
В настоящее время в России в эксплуатации находится ряд буровых платформ на шельфах Каспийского, Балтийского, Баренцева, Печорского, Охотского морей, что изображено на марках и конвертах.
В 2015 г. издана марка «Приразломная платформа». Это уникальное ледостойкое стационарное сооружение общей высотой 141 м находится в Печорском море и осуществляет все технологические операции – от бурения до добычи и танкерной отгрузки нефти. С платформы, впервые в мире эксплуатируемой в условиях арктического шельфа (ПАО «Газпром нефть»), были пробурены 39 наклонно-направленных скважин различного технологического назначения с горизонтальным окончанием. Глубина стволов достигает 3000 м.
Самая протяженная в мире горизонтальная скважина была пробурена НК «Роснефть» с платформы «Орлан» на месторождении Чайво в Охотском море. Длина ствола скважины составляет 15 000 м при отходе от вертикали 14 129 м.
На памятном конверте компании «Лукойл» представлен силуэт морской ледостойкой стационарной платформы, используемой для бурения и эксплуатации скважин на шельфе Балтийского и Каспийского морей.
На марке Вьетнама 1988 г. изображена морская платформа, на которой специалистами СП «Вьетсовпетро» были пробурены наклонно-направленные скважины в Южно-Китайском море.

Бурение глубоких и геологоразведочных скважин, проводка тоннелей
Бурение глубоких и сверхглубоких скважин всегда было в центре внимания нефтяного сообщества. Современные технические средства позволили пробурить сверхглубокие скважины: Tibr глубиной 10685м в Мексиканском заливе, Bertha Rogers — 9583 м (Оклахома, США), KTB Oberpfalz — 9101 м (Бавария, ФРГ).
Но самым выдающимся достижением науки и техники является успешное бурение в 1970-80 гг. в СССР Кольской сверхглубокой скважины СГ-3 глубиной 12 262 м по проекту ВНИИБТ. Почтовое ведомство СССР откликнулось на это событие, выпустив специальный конверт и марку. На марке изображена конструкция скважины, компоновка бурового инструмента и общий вид буровой на фоне заполярного пейзажа. Следует отметить, что на всех этапах проводки этой скважины использовалось исключительно отечественное оборудование, в том числе алюминиевые бурильные трубы и уникальная буровая установка БУ-15000, изготовленная Уралмашзаводом.
Несколько марок (СССР, ГДР) посвящены геологоразведочным работам (в том числе геофизическим исследованиям в процессе бурения), имеющим большое значение для развития добывающих отраслей промышленности и изучения недр.
Бурение как важный технологический элемент находит место и в разработке месторождений с твердыми полезными ископаемыми (в первую очередь угля), строительстве тоннелей (для автомобильного, железнодорожного транспорта, метро, водопроводов) и других объектов. Для этих целей в прошлом использовались отбойные молотки и буры, а в настоящее время – специальные проходческие агрегаты и щиты (рабочий орган которых оснащается твердосплавными резцами), позволяющие получить ствол диаметром более 10 м. При строительстве тоннелей также используется взрывобурение.
Тоннель как технический объект с учетом масштабного фактора и условий бурения можно рассматривать как прообраз современных горизонтальных скважин, получивших широкое распространение при разработке нефтяных и газовых месторождений.
Эта тема также нашла свое место в филателии. На марке Италии 1965 г. изображена трасса автомобильного тоннеля в Альпах под Монбланом диаметром 8,6м и длиной 11,6 км, соединяющего Францию и Италию.
При строительстве Байкало-Амурской магистрали (марка СССР 1981 г.) было построено пять крупных тоннелей, один из которых (Северомуйский: три ствола диаметром 7,5 м, длиной 15,3 км) по сложности проходки не имеет аналогов в мире (что потребовало применения специальных методов горизонтального бурения) и является наиболее протяженным в России.
Самый длинный железнодорожный тоннель в мире (Готардский, 57,1 км), построенный в Швейцарских Альпах, запечатлен на марке 2016 г. Рекордный по протяженности тоннель – Делавэрский акведук для водоснабжения Нью-Йорка (1939-45 гг.) пробурен на глубинах до 300 м через скальные породы на расстояние 137 км.

Технические элементы буровых работ
Технические элементы бурового оборудования не часто присутствуют на марках и другой почтовой продукции. Встречаются марки с интересными композициями. Так, Австрия в 1980 г. к пятидесятилетию своей нефтяной промышленности издала марку, на которой буровик осматривает шарошечное долото на фоне свечей бурильных труб. Подобный сюжет изображен на марке Венесуэлы.
Ряд других стран (в частности Катар, Нигерия, Индонезия, Бразилия) выпустили марки, на которых изображены рабочие буровой бригады на площадке ротора во время выполнения СПО.
На некоторых марках наряду с изображением вышек показаны контуры оборудования буровой установки (крюк, вертлюг, лебедка, машинные ключи), что дает представление о механизмах бурового комплекса. На марке Румынии 1986 г. изображена буровая установка F-300, получившая широкое распространение в этой стране.

Бурение в Антарктиде
В отечественной филателии, начиная с экспедиции Папанина в 1930-х годах, проходит тема освоения земных полюсов.
С начала ХХ века методами бурения изучаются льды, которые служат первичными источниками бесценной информации о климате Земли в прошлом. Наиболее полная коллекция ледяных кернов с различных глубин была собрана во время реализации Европейского проекта ледового бурения в Антарктиде в 1996–2005 годах.
На российской антарктической полярной станции Восток было проведено бурение скважины во льду для получения воды из расположенного на большой глубине реликтового озера. Технология бурения такой скважины глубиной 3107 м с применением термического метода разработана в Санкт-Петербургском горном университете. Этому знаменательному событию посвящен почтовый блок 2003 г.
Британская почта также отметила бурение в Антарктиде выпуском блока с интересными техническими деталями при извлечении ледяного керна и графиком температуры ледяного покрова за тысячи лет. Французская почта выпустила марку, где показана установка для бурения во льдах Антарктиды и символ «бур в снежинке».

Бурение вне Земли
Весьма популярной темой коллекционирования марок является освоение космоса. Однако такое выдающееся достижение, как бурение вне Земли [6], осталось для многих филателистов в тени.
В 1969 г. американские астронавты на космическом корабле Аполлон-11 в ходе первого полета на Луну провели бурение на лунной поверхности в ручном режиме. Для привода керноотборного устройства применялся портативный ручной электробур. Общая глубина нескольких пробуренных скважин составила около 3 м. Масса образцов доставленного лунного грунта 21,5 кг.
Бурение в автоматическом режиме на лунной поверхности впервые было проведено с советской межпланетной станции Луна-16 в 1970 г. Посадочная ступень станции содержала грунтозаборный механизм и все необходимые устройства для управления и возвращения на землю. Буровое устройство (пенитрометр) осуществило бурение на глубину всего 35 см. Но это был первый шаг человечества к исследованию поверхности другого небесного тела методом бурения без участия космонавтов. Грунт (реголит) массой 100 г в герметичной капсуле был доставлен на землю и подвергся изучению.
Впоследствии бурение с автоматической станции Луна-24 позволило заглянуть в недра нашего спутника до глубины 2 м.
В 1981 г. в рамках программы исследования Венеры было проведено бурение (на глубину 3 см), и взяты образцы грунта на советской автоматической межпланетной станции Венера-13, что позволило оценить состав и свойства поверхности планеты.
Эти уникальные события нашли отражение в марках, выпущенных в СССР и других странах. Несколько из них приведены в статье.
В 2014 г. в честь главного конструктора беспилотных лунных и планетных зондов Г.Н. Бабакина выпущена памятная марка с портретом ученого на фоне Лунохода.


Экологическая безопасность
В последние годы почтовые ведомства многих стран не прошли мимо такой темы, как экология окружающей среды. Марки, обращающие внимание на актуальность технологических решений, которые способны минимизировать вред от разработки нефтегазовых месторождений и обеспечить безопасность, в том числе в процессе бурения нефтяных и газовых скважин, интересны по своему содержанию. Наряду с техническими объектами, они содержат в сюжетах элементы флоры и фауны.
В серии марок Сан-Томе и Принсипи «Крупнейшие экологические катастрофы мировой нефтяной отрасли» особо отмечен процесс тушения пожара в связи с аварией на буровой платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 г.
Общественно-политические события
Как известно, становление и развитие нефтегазовой промышленности неразрывно связано с общественной жизнью, поэтому на многих нефтяных марках можно найти отображение политических и других знаменательных международных событий [3].
Государства, входящие в созданную в 1960 г. Организацию стран-экспортеров нефти (сейчас это 13 стран Азии, Африки и Латинской Америки), периодически выпускают почтовые марки с эмблемой ОПЕК, в том числе с изображением буровой вышки.
В семействе нефтяных марок свое место занимают почтовые эмиссии, выпущенные в честь Мировых нефтяных конгрессов, ведущих свою историю с 1933 г. Стало традицией, начиная с Римского Мирового нефтяного конгресса (1955 г.), что страна-организатор выпускает памятные марки. В большинстве случаев на этих марках изображается буровая вышка как символ отрасли, и приводится эмблема конгресса.
Наша страна дважды принимала конгрессы – в 1971 и 2014 гг. и сопровождала их выпуском марок, конвертов и спецгашений. К VIII Московскому конгрессу 1971 г. почтовое ведомство СССР выпустило многосюжетную марку и конверт с А-образной буровой вышкой, изображенной на фоне стилизованной карты мира и различных достижений научно-технического прогресса. Одному из авторов статьи в качестве члена оргкомитета конгресса довелось принимать участие в подготовке и издании спецгашения и быть свидетелем большого интереса к этой продукции.

Выдающиеся деятели отрасли
НГФ не обошла вниманием память общественных деятелей, ученых и специалистов, внесших выдающийся вклад в развитие нефтегазовой промышленности и ТЭК. В разделе «Бурение» этот список не очень обширен. Среди отечественных личностей – это первый нарком тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе, имя которого носит Уралмашзавод и геологоразведочный университет; основоположник нефтяной геологии И.М. Губкин, в честь которого назван университет нефти и газа; знаменитые руководители нефтегазовых отраслей разных лет Н.К. Байбаков, В.С. Черномырдин; организатор и исследователь бурения на месте падения Тунгусского метеорита Л.А. Кулик.
На зарубежных марках персоналии встречаются также нечасто. Известны марки в честь братьев Нобелей, предпринимателя Д.Рокфеллера и блок к столетию нефтяной промышленности США с портретами энтузиастов отрасли.
Несколько лет назад Союз нефтепромышленников России обратился к руководству АО «Марка» с предложением издать серию марок, посвященных буровым морским судам, названных именами известных нефтяников (С.А.Оруджев, М.Ф.Мирчинк, В.И.Муравленко, В.Д.Шашин). Однако это предложение не получило поддержки.
Заключение
Учитывая общественный интерес к выпускаемой филателистической продукции и с целью популяризации российской нефтегазовой науки и техники, было бы целесообразно расширить перечень сюжетов нефтяных марок. Такие марки должны увековечивать память об отечественных ученых и инженерах, а также институтов и предприятий, внесших особый вклад в создание передовых технологий и технических средств, впервые в мире разработанных в нашей стране (гидравлические забойные двигатели, наклонно-направленное и горизонтальное бурение, буровые комплексы, cкважинные насосы для добычи нефти, методы интенсификации добычи нефти и газа и др.) и определивших прогресс нефтегазовой отрасли в мировом масштабе.
Так как тема «Бурение нефтяных и газовых скважин» в филателии рассматривается впервые, целесообразны ее дальнейшая систематизация и развитие.

Литература

1. Балденко Д.Ф. Филателия. Статья в Российской горной энциклопедии Изд. БРЭ, 2004, с. 434–436.
2. Нерослов А.М. Филателия и нефть. Тематический каталог почтовых марок. НП «Пермская нефть», 2015–416 с.
3. Балденко Д.Ф. Нефтегазовая филателия / Филателия 2018, No 2,4,11.
4. Джафаров К.И. Бурение. Статья в Российской горной энциклопедии, Изд. БРЭ, 2004, с. 134.
5. Копылов В.Е. Окрик памяти. Книга 2. Тюмень, Изд. «Слово», 2001–352 с.
6. Копылов В.Е. Бурение скважин вне земли. М., Недра, 1977–160 с.

References

1. Baldenko D.F. Filateliya. Stat'ya v Rossiyskoy gornoy entsiklopedii [Philately. Article in the Russian Mining Encyclopedia]. BRE Publ., 2004, pp. 434–436. (In Russian).
2. Neroslov A.M. Filateliya i neft'. Tematicheskiy katalog pochtovykh marok [Philately and oil. Subject catalog of postage stamps]. NP «Permskaya neft» Publ., 2015, 416 p. (In Russian).
3. Baldenko D.F. Neftegazovaya filateliya [Petroleum & Gas Philately]. Filateliya [Philately], 2018, no. 2,4,11. (In Russian).
4. Dzhafarov K.I. Bureniye. Stat'ya v Rossiyskoy gornoy entsiklopedii [Drilling. Article in the Russian Mining Encyclopedia], BRE Publ., 2004, pp. 134. (In Russian).
5. Kopylov V.Ye. Okrik pamyati. Kniga 2 [Shout of memory. Book 2]. Tyumen', «Slovo» Publ., 2001, 352 p. (In Russian).
6. Kopylov V.Ye. Bureniye skvazhin vne zemli [Drilling wells outside the earth]. Moscow, Nedra Publ., 1977, 160 p. (In Russian).

Комментарии посетителей сайта

  • Виктор С 09.04.2022, 00:28 ссылка
    ...Как здорово, что у профессионалов, отдающих свою жизнь любимому делу, остается еще и время на увлекательное хобби - тематическое коллекционирование. Это – не наука. Это -увлечение, которое позволяет переключиться и отдохнуть, не бросая объект любви.
    Нефтегазовая тема присутствует и в нумизматике, и в бонистике, и в скриптофилии, и в филателии. Но только филателия дает огромный выбор экспонатов. Многотысячными марками и конвертами с разнообразными нефте- газо- и геологическими сюжетами прекрасно иллюстрируются различные научные и технические процессы, отмечаются персоналии и исторические события, пропагандируются лозунги. Но - только иллюстрируются. Для глубокого погружения в профессию одними марками, конечно, не обойтись. Да этого и не требуется. Профессионал, увидев понятный ему сюжет, порадуется тщательности изображения, глубокому смыслу или посмеется, увидев закравшийся ляп. Любознательный – заинтересуется, а кто не в курсе – узнает.

    Тематическое коллекционирование марок еще и недорогое: не нужно покупать редкие или дорогие разновидности. Раскрытию темы совершенно не мешает, что марка показана вне полной серии, есть гашение или нет, а растр – вертикальный. Дешевая, даже надорванная марка, приобретенная за символическую цену, так же расскажет о стране и сюжете. Конечно, эстетика требует аккуратности и чистоты. Улучшение качества материала без ущерба для темы можно отложить «на потом» при поиске или ожидании качественного материала.

    С удовольствием познакомился с филателистическими публикациями Д.Ф.Балденко - здесь и в журнале Филателия. Без сомнения, он - активный русскоязычный лидер темы НГФ. И в этой новой статье по узкой тематике - понятная и логичная структура, приведены интересные примеры и описания. С чем-то можно поспорить, например, является ли строительство тоннелей темой НГФ, хоть в этом строительстве и присутствуют элементы бурения. Но такой нюанс – право коллекционера и добрый повод подискутировать. Так же демонстрируются возможности и предпочтения коллекционера в выборе того или иного материала из многотысячного предложения. И даже если в сюжете марки сразу не разглядеть затрагиваемой темы, то остроумие и кругозор коллекционера поможет эту тему раскрыть с необычного ракурса. Здесь также нас ожидает добрый спор.

    Часто существенным ограничением в любых публикациях выступает заранее заданный объем изложения, качество и фактура его отображения. Это напрямую влияет на восприятие материала. Но это не вина, это порою - беда для самого автора, который, подчас не может повлиять на процесс. Ну что мешает делать верстку удобочитаемой, что бы не бегать глазами в поисках соответствия текст - рисунок? Почему бы в электронной публикации не сделать картинки кликабельными? И разве кто-то еще не знает, что картинка с разрешением 355х324 - нечитаемая нерезкая клякса? А ведь в обсуждаемой статье – все картинки такие. Пардон – кляксы. Ну, не автор же такое заказывал…

    И напоследок – важное замечание. В последнем предложении утверждается, что «…тема «Бурение нефтяных и газовых скважин» в филателии рассматривается впервые…». Это не так.

    В журнале «Нефть России» №7, 1997г. публиковалась статья д.г.-м.н Вл.Соколова «Краткий курс истории бурения, написанный… почтовыми миниатюрами», где тема бурения проиллюстрирована марками, и даже некоторыми совпадающими. Марок в той статье меньше, чем сегодня, но там не затрагивались темы Тоннели, Экологическая безопасность, Общественно-политические события, Выдающиеся деятели отрасли. В связи с этим в статье Д.Ф.Балденко неплохо бы сделать соответствующую корректировку о первенстве.

    В той статье 1997 года, по идее схожей с сегодняшней, было предсказано появление марок с сюжетом горизонтального бурения, что в действительности и сбылось – такие марки уже есть. Правда, эти марки, иллюстрирующую современную технологию бурения, не отражены в сегодняшней статье, что было бы очень даже к месту.

    Нефтегазовая и геологическая темы, в том числе – бурение скважин, также освещены (абсолютно теми же марками, что и сегодня) и в 2020г. в одной из глав в иллюстрированном альбоме «ФилаГеоМозаика» того же автора, которую, в случае заинтересованности есть возможность передать уважаемому Дмитрию Федоровичу.

    С уважением и пожеланием удачи в филателистическом поиске,

    Виктор Соколов.
    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей
Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

Авторизация


регистрация

Балденко Д.Ф.

Балденко Д.Ф.

д.т.н., почетный нефтяник, заслуженный изобретатель РФ, советник

ОАО «НПО Буровая техника»

Балденко Ф.Д.

Балденко Ф.Д.

к.т.н., доцент

РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина

Просмотров статьи: 2016

Рейтинг@Mail.ru

admin@burneft.ru