На современном этапе интенсификации работ по текущему и капитальному ремонту скважин (ТиКРС) достоверность и качество первичной информации играет существенную роль при принятии технико-технологических, организационно-управленческих и экономических решений. Искажение текущей информации и отчетности в сфере ПБ, ОТ и ООС, состояния внутрискважинного и вспомогательного оборудования, ствола скважины ведет к несоответствию технологических процессов проектным решениям и представляет серьезную угрозу для экономической безопасности нефтегазовых компаний. Недостоверные сведения влекут за собой принятие неоптимальных, то есть усугубляющих состояние решений. Ошибочная, недостоверная информация возникает и на первичном уровне получения информации, и на стадиях обработки, анализа и преобразования данных. Наибольшая вероятность появления искаженной информации, допускаемая исполнителями, приходится на начальную стадию ее сбора, непосредственно при выполнении работ на буровой площадке и нефтепромысле.
Причины некачественного оформления супервайзерами ТиКРС актов, предписаний/постановлений: отсутствие единого цифрового справочника нормативных документов, вынуждающее супервайзера полагаться в основном на собственный опыт и память; несвоевременное информирование супервайзера об обновлении нормативных документов и изменении формы акта, предписания/постановления; ошибки в номерах пунктов и названиях нормативных документов, фамилиях и должностях ответственных исполнителей, неразборчивый почерк при рукописном заполнении; некорректное изменение супервайзером стандартного шаблона предписания/постановления; фиксация нарушений не на месте обнаружения, а после обхода кустовой площадки или по приезду в офис, приводящее к неточности их описания.
Для повышения эффективности технико-технологического контроля текущего и капитального ремонта скважин в рамках проекта цифрового супервайзинга ТиКРС в дочерних обществах ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» с 2021 года внедряется программное обеспечение для смартфонов «Мастер актов и предписаний» (ПО «МАП») [1], позволяющее с одной стороны, собирать максимум достоверной информации о работе бригад ТиКРС, а с другой – принимать решения с учетом этих данных в рамках единой политики нефтяной компании [2].
Внедряется ПО «МАП» Научно-исследовательским и проектным центром газонефтяных технологий (НИПЦ ГНТ) в соответствии с утвержденной Программой опытно-промышленных испытаний на объектах супервайзинга ТиКРС ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» и Договору на оказание инженерных услуг по технико-технологическому контролю текущего и капитального ремонта скважин.
Эффективность ПО «МАП» достигается благодаря следующим факторам (рис. 1):
1. Единый источник нормативной документации, где все нормативные документы сведены в единую библиотеку с удобным полнотекстовым поиском.
2. Объективность и актуальность библиотеки нормативных документов, куда эксперты оперативно вносят изменения.
3. Исключение ошибок в ссылках, т.к. нумерация и ссылки заносятся экспертами на стадии формирования библиотеки нормативных документов, и супервайзер только выбирает подходящее по смыслу нарушение.
4. Фиксация нарушений на месте обнаружения посредством мобильного устройства (смартфона/планшета) под управлением операционной системы Андроид, работающего без сети Интернет (офлайн) с возможностью фотографирования нарушений (фотоаудита).
5. Невозможность изменения формы документа из-за формирования актов, предписаний и постановлений на основе шаблона, загруженного экспертом в приложение, исключающее корректировку супервайзером первичной документации.
ПО «МАП» используется при плановых и внеплановых проверках работы бригад ТиКРС. Супервайзеры обучены работе на ПО «Мастер актов и предписаний», проинструктированы, как пользоваться печатным устройством с источником питания от автомобильного инвертора без ущерба для аккумуляторной батареи. Супервайзер, приезжая на кустовые площадки месторождений, выявляет нарушения в сфере ПБ, ОТ и ООС, заносит их в ПО «Мастер актов и предписаний» с приложением фотографий нарушений, включает инвертор, подключает принтер к инвертору, подготавливает принтер к работе, подает смартфоном команду на распечатку, распечатывает акт, предписание/постановление в 3-х экземплярах на принтере (рис. 2). После ознакомления мастера бригады ТиКРС с актом, предписанием/постановлением под роспись супервайзер снимает фотокопию документа и отправляет ее руководителю проекта супервайзинга и заказчику.
По результатам оснащения постов мобильного супервайзинга цифровым продуктом «МАП» и выполнения супервайзинга на месторождениях ТПП «Когалымнефтегаз» и «Повхнефтегаз» выявлено повышение оперативности заполнения и качества предписаний, сокращение времени заполнения, возможность добавления пунктов на месте обнаруженных супервайзером нарушений за счет автоматизации и цифровизации процессов и повышение качества документов. Выполнен переход супервайзера от рукописного к цифровому оформлению актов, предписаний/постановлений.
Созданный электронный справочник (классификатор) нарушений по ПБ, ОТ и ООС отвечает современным требованиям Заказчика [2]. Форма заполнения и передача Заказчику сформированных на промыслах актов, предписаний/постановлений удобна для супервайзера и эффективна для оперативного контроля устранения замечаний. Проведенная АО «НИПЦ ГНТ» оцифровка нормативных документов юридически достоверна. Процедура выгрузки файла готовых документов (актов, предписаний/постановлений) успешна в формате MS Word из ПО «Мастер актов и предписаний» в память мобильного устройства с дальнейшей передачей на персональный компьютер или отправкой по электронной почте, или посредством мобильного устройства. Обеспечено оперативное фиксирование нарушений на месте выполнения ТиКРС и распечатка актов, предписаний/постановлений для письменного согласования с мастером бригады ТиКРС непосредственно на объекте супервайзинга.
Электронная база данных оцифрованных нормативных документов программного продукта «Мастер актов и предписаний» в совокупности с постоянно пополняющейся БД нарушений на объектах супервайзинга позволила приступить к разработке ПО «Супервайзинг ТиКРС» на единой цифровой платформе на основе риск-ориентированного подхода, позволяющего организовать и осуществлять контроль, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) выезда супервайзера на объект ТиКРС определяется категорией риска, а эффективность работы ремонтных бригад – коэффициентами ключевых показателей.
Переход на цифровую основу стандартизирует супервайзинг бригад ТиКРС дочерних нефтедобывающих обществ ПАО «ЛУКОЙЛ» и повысит качество цифровизации в системе электронного документооборота нефтяной компании (рис. 3).
Выводы
1. Цифровой комплекс «МАП» подтвердил критерии успешности цифровизации мобильного супервайзинга ТиКРС благодаря оперативности заполнения и повышению качества актов, предписаний/постановлений при ТиКРС и автоматизации процессов;
2. Созданный электронный справочник (классификатор) нарушений по ПБ, ОТ и ООС отвечает современным требованиям Заказчика;
3. Форма заполнения и передача Заказчику сформированных на промыслах актов, предписаний/постановлений удобна для супервайзера и эффективна для обеспечения оперативного контроля устранения замечаний;
4. Проведенная оцифровка нормативных документов юридически достоверна;
5. Успешна процедура выгрузки файла готовых документов (актов, предписаний/постановлений) в формате MSWord из ПО «Мастер актов» в память мобильного устройства с дальнейшей передачей на персональный компьютер или отправкой по электронной почте, или посредством мобильного устройства;
6. Обеспечено оперативное фиксирование нарушений на месте выполнения ТиКРС и распечатка актов, предписаний/постановлений для письменного согласования с мастером бригады ТиКРС на объекте;
7. Возможно использование электронной базы данных оцифрованных нормативных документов в системе электронного документооборота Управления по ПБ, ОТ и ООС нефтяных компаний.