История создания в России одновинтовых гидравлических машин

History of creation in Russia single-screw hydraulic machines

D.F. BALDENKO
«NPO Burovaya Tekhnika» OJSC
Moscow, 115114,
Russian Federation
F.D. BALDENKO
Gubkin Russian University of Oil
and Gas RGU
Moscow, 119991,
Russian Federation

В статье излагается 75-летняя история создания и совершенствования одновинтовых гидравлических машин (ВГМ) в нашей стране. Рассматриваются основные этапы исследования, конструирования и внедрения винтовых насосов и забойных двигателей, а также технологий с их использованием.

Особое внимание уделяется разработкам в области ВГМ для нефтяной промышленности в бурении и механизированной добыче.

Подчеркивается значимость выполненных работ для отечественной промышленности, их общественное признание и научная ценность. Отмечены перспективы дальнейшего совершенствования ВГМ. Представлена классификационная таблица областей и современных технологий применения ВГМ. В приложении в хронологическом порядке приведен обширный список основополагающих патентов и публикаций разных лет, что позволит читателям проследить и изучить все этапы и аспекты этой важной для отрасли темы.

The article are describes the 75-year history of the creation and improvement of single-screw hydraulic machines (SHM) in our country. The main stages of research, design and implementation of screw pumps and downhole motors, as well as technologies using them, are considered. Particular attention is paid to developments in the field of SHM for the oil industry in drilling and artificial lift.
The importance of the work performed for the domestic industry, their public recognition and scientific value are emphasized.
Prospects for further improvement of SHM are noted. A classification table of areas and modern technologies for the
use of SHM is presented. The appendix provides an extensive list of founding patents and publications across the years, in chronological order, allowing readers to trace and explore all the stages and aspects of this industry-critical topic.

Одновинтовые гидравлические машины (ВГМ): насосы и двигатели получили широкое распространение как в нефтегазовой промышленности, так и в других отраслях.
История этих машин начинается с тридцатых годов прошлого века, когда французский инженер Р.Муано (1887–1848) разработал и запатентовал оригинальную схему объемной роторной гидравлической машины, заложив в нее принцип капсулизма (1930 г.).
Этот принцип, ранее неизвестный в теории и практике гидравлических машин, заключается в применении в качестве рабочих органов (РО) только двух винтовых деталей (ротор-статор), образующих внутри себя замкнутые камеры (капсулы).
Такое новшество существенно упростило конструкцию гидромашины, а сочетание нового принципа действия и выполнения внутренней поверхности статора из эластичного материала обеспечило универсальнось применения гидромашин в различных эксплуатационных условиях.
Преимущества насоса Муано определяются отсутствием клапанов, мертвого пространства и остаточного объема, непрерывным изменением положения линии контакта, равномерностью подачи, возможностью реверсирования, высокой быстроходностью, способностью перекачки вязких жидкостей и флюидов, содержащих механические примеси и газовую фазу.
В 1936 году Муано организует во Франции фирму РСМ, а также заключает лицензионное соглашение с компаниями Mono Pumps и Robbins&Myers. Началось широкое применение насосов в различных отраслях промышленности и бытовой техники.
После второй мировой войны лицензии на право производства получили европейские машиностроительные компании: Воrnemann, Netzsch, Allweiler и др.
В нашей стране винтовые насосы появились в 40-х годах за счет поставок по ленд-лизу. Во Всесоюзном институте гидромашиностроения (ВИГМ) были изучены особенности конструкции, и проведены испытания полученных образцов насосов.
Первые образцы отечественных насосов ВНМ-18 были спроектированы в 1947 г. Проектной конторой треста «Союзшахтоосушение» для нужд угольной промышленности (рис. 1). В 1949 г. были разработаны вертикальные артезианские насосы типа ВАН, предназначенные для откачки воды из скважин.
Первый комплекс теоретических исследований рабочего процесса одновинтового насоса с целью определения его рациональной кинематической схемы и оптимальных соотношений геометрических параметров РО с точки зрения скорости скольжения, инерционных сил и условий всасывания был проведен в ВИГМ в 1950-х годах. На основании результатов этих исследований в качестве основной была принята кинематическая схема 1:2; рекомендованы оптимальные соотношения между эксцентриситетом, радиусом и шагом винта, которые в дальнейшем были заложены в первый стандарт на одновинтовые насосы (ГОСТ 10057-62).
Впоследствии в этом институте проводились исследования по разработке методик расчета с использованием критериев подобия с целью оптимизации геометрических и режимных параметров насосов, предназначенных для освоения новых технологических процессов в нефтехимической, пищевой и ряде других отраслей.
В настоящее время насосы общего назначения с давлением до 1 МПа выпускает ряд предприятий – Ливгидромаш, Завод им. Гаджиева, Белгородский гидромеханический завод, Ампика, Кристалл и др.
Начиная с 1956 г. большой объем исследовательских и конструкторских работ был выполнен в Особом конструкторском бюро по бесштанговым насосам (ОКБ БН), результатом которых явилось дальнейшее развитие теории рабочего процесса одновинтовых насосов (моделирование механизма подачи, исследование равномерности потока, силовых факторов и энергетических потерь) и создание впервые в мировой практике винтовых насосов ЭВН для добычи нефти (рис. 2) и водоподъема типа ВВ (рис. 3) с приводом от погружных электродвигателей.
В ОКБ БН была предложена и запатентована (1962г.) сдвоенная схема ЭВН с гидравлически уравновешенными РО, имеющими различное направление винтовых нарезок, что исключает передачу на опорные подшипники насоса значительных осевых усилий от перепада давления и в зацеплении ротора со статором. Кроме того, при использовании данной схемы достигается удвоенная подача насоса при заданном диаметральном габарите. Сдвоенная схема до настоящего времени с некоторыми усовершенствованиями является базовой при разработке параметрического ряда нефтяных насосов с погружным электропроводом. Вместе с тем, известны и положительные результаты внедрения однопоточной схемы ЭВН с вынесенным опорным узлом.
Важным направлением исследований явилась разработка специальных эластомеров обкладки статора для различных условий эксплуатации нефтяных скважин.
Винтовые насосы для добычи нефти обладают уникальными эксплуатационными характеристиками, они эффективно откачивают нефтегазовую эмульсию с повышенным содержанием механических примесей, вязкостью до 1500 сСт и 50% свободного газа на приеме.
Приводом насосов ЭВН служат погружные асинхронные (с частотой вращения 1500 об/мин) или регулируемые вентильные (100-250 об/мин) двигатели.
Гамма насосов ЭВН различного исполнения с наружным диаметром от 92 до 136 мм обеспечивает подачу в диапазоне от 5 до 800 м3/сут. Максимальное давление 25 МПа.
В настоящее время по официальным данным в России находятся в эксплуатации около 2000 установок ЭВН различных типоразмеров, серийно выпускаемых заводами Борец, Ливгидромаш и им. Гаджиева.
В начале 1980-х годов на базе положительного опыта использования ЭВН появились два новых направления развития винтовых насосов для нефтедобычи:
– применение установок с поверхностным приводом через колонну штанг, обладающих в определенных условиях технико-экономическими преимуществами перед станками-качалками;
– разработка насосов с многозаходными РО (рис. 4), впервые предложенными во ВНИИБТ на основе опыта создания в 1960-70-х годах ВЗД для бурения скважин (см. ниже).
В результате номенклатура винтовых насосов для нефтяной промышленности расширилась, в ее состав были включены скважинные штанговые насосы для добычи нефти и наземные мультифазные насосы для транспортировки нефти и нефтегазовых смесей (рис. 5). Применение в насосах многозаходных РО (1984 г.) позволило, не увеличивая их длину и диаметр, повысить подачу и развиваемое давление.

Новая страница в истории одновинтовых винтовых гидромашин открылась в связи с изобретением винтовых забойных двигателей. Работы в этом направлении начались в 60-х годах прошлого века практически одновременно в США и СССР. Следует подчеркнуть, что в конструкциях отечественных двигателей впервые в мировой практике была использована кинематическая схема с многозаходными РО (1966 г.), что позволило дополнительно придать рабочим органам двигателя функцию планетарного редуктора с передаточным числом равным числу заходов ротора и, тем самым, благодаря кратности действия винтового героторного механизма, существенно расширить энергетические и эксплуатационные возможности этих гидромашин (рис.6).
Интересна хронология создания отечественных ВЗД. В 1966 г. сотрудниками Новочеркасского инженерно-мелиоративного института была опубликована статья, в которой на основе американского опыта применения забойного двигателя с использованием винтовой пары Муано была предложена оригинальная конструктивная схема ВЗД с однозаходным ротором, отличающаяся планетарным движением выходного вала. Однако новаторское предложение специалистов ВНИИБТ и его Пермского филиала, поступившее в этом же году, перейти на схему многозаходных РО вывело разработки в этой области буровой техники на новый уровень.
Большим достижением Пермского филиала ВНИИБТ явилось создание универсальной технологии изготовления многозаходных рабочих органов (металлического ротора и обрезиненного статора) и разработки инструмента для нарезания зубьев винтовых поверхностей, торцовый профиль которых образуется от исходного контура циклоидальной рейки, геометрические параметры которого были стандартизированы (ОСТ 39-164-84). Это оказало огромное влияние на возможность освоения серийного производства различных типоразмеров ВЗД, насосов и их совершенствование.
Доведение до промышленного производства потребовало многолетнего цикла НИОКР по изучению рабочего процесса, теории циклоидального зацепления РО, технологии изготовления и упрочнения РО и других узлов двигателя (шарниры, валы, опоры), проведения комплекса стендовых испытаний.
Необходимо отметить вклад отечественных ученых и специалистов в разработку теории рабочего процесса ВЗД с многозаходными РО, что способствовало установлению оптимальных геометрических параметров винтовой пары, достижению необходимых характеристик двигателей и повышению их эксплуатационных показателей.
В результате проведенных фундаментальных исследований были определены оптимальные плоская (1971г.) и пространственная (1979 г.) геометрия РО, запатентованные в США, ФРГ и др. странах.
Для повышения эксплуатационных показателей ВЗД и их соответствия характеристикам современных типов буровых долот одним из ответственных этапов развития ВЗД стало технологическое обеспечение производства длинномерных многошаговых рабочих пар (длиной до 5 м и более) и статоров с равномерной толщиной эластичной обкладки.
В России в настоящее время широкая гамма ВЗД (около 100 типоразмеров в диаметральном габарите от 43 до 285 мм) серийно выпускается рядом машиностроительных предприятий (ВНИИБТ-Буровой инструмент, Радиус-Сервис, Пермнефтемашремонт, Сокол, Гидробур-Сервис и др.). Двигатели (рис. 7) оснащаются РО с различным кинематическим отношением (от 2:3 до 10:11), числом шагов и конструктивным исполнением обкладки статора (типовое и профилированное) и отличаются широким диапазоном частот вращения и крутящих моментов. Такая номенклатура двигателей позволяет использовать их для реализации современных технологий бурения и ремонта скважин. В зависимости от функционального назначения ВЗД комплектуются механизмами искривления корпуса, опорно-центрирующими элементами, переливными и обратными клапанами.
По сравнению с другими типами забойных двигателей, ВЗД обладают существенно большими удельным моментом и мощностью (рис.8), что предопределяет их эффективное использование с различными типами долот.
В отечественной практике ВЗД зарекомендовали себя как одно из основных технических средств для привода породоразрушающего и керноотборного инструмента. С применением ВЗД в России осуществляется более 75% объема буровых работ. Практика показала, что ВЗД являются серьезным конкурентом такого классического забойного привода буровых долот, как многоступенчатые турбобуры, а при проводке горизонтальных, горизонтально-разветвленных скважин, вторых стволов, а также в капитальном ремонте – незаменимым техническим средством.
В определенных условиях бурения перспективным является применение турбинно-винтового двигателя, его схема, предложенная во ВНИИБТ (1970 г.), сочетает в себе положительные качества объемной и динамической машины в едином агрегате.
Подводя итоги развития буровой техники ХХ века, авторитетный американский журнал «Oil&Gas» (1999г.) отнес российские ВЗД к выдающимся достижениям второй половины прошедшего века.
Признанием приоритета отечественных разработок явилась продажа в 1980-х гг. ВНИИБТ (ныне НПО «Буровая техника») через ВО «Лицензинторг» лицензий фирме Drilex, которая впоследствии превратилась в ведущую транснациональную компанию по производству и использованию ВЗД. В дополнение к лицензионному соглашению фирме Drilex была продана партия двигателей диаметром 172–240 мм, с большим успехом прошло демонстрационное бурение отечественными двигателями в различных нефтяных регионах мира.
Сегодня ВЗД с многозаходными РО производятся всеми ведущими зарубежными компаниями, занимают важное место в арсенале технических средств отрасли.
НИИ и заводы-изготовители постоянно ведут работы по расширению областей применения ВЗД, созданию более совершенных конструкций двигателей, модификации циклоидальных профилей РО. К прогрессивным техническим решениям можно отнести двигатель с усовершенствованным торцовым профилем зубьев (2011 г.), обеспечивающим снижение потерь на трение в паре; ВЗД для моторизированной РУС и ВЗД в капсульном исполнении, который отличается упрощенной конструкцией и меньшим осевым габаритом.
Нам представляется, что в недалеком будущем в нефтяной промышленности ВГМ завоюют новые позиции, например, как скважинные насосы для добычи нефти с винтовым гидроприводом и промывочные (буровые) насосы в геологоразведочном бурении.
В последние годы усилия ученых, инженеров и технологов направлены на совершенствование компоновок и конструктивных схем гидромашин, оптимизацию геометрических параметров РО, расширение номенклатуры, улучшение качества выпускаемой продукции, применение новых технологических решений и материалов (прежде всего для обкладки статора, в том числе в композитном исполнении). Циклоидальное зацепление может быть основой для разработки новых типов роторных гидромашин и зубчатых передач.
На российском рынке появились новые динамично развивающиеся предприятия, такие, например, как Пермнефтемашремонт (двигатели) и АMС (насосы). Компания AMС выпускает большую гамму импортозамещающих наземных насосов для нужд нефтяной (рис. 9) и других отраслей промышленности, а также экологических и энергосберегающих проектов.
Без преувеличения можно считать, что в области ВГМ выпускаемая российскими производителями продукция в большинстве случаев не уступает лучшим зарубежным образцам.
Создание ВГМ является большим достижением и результатом многолетних усилий творческих коллективов отмеченных выше организаций, машиностроительных заводов, учебных заведений, а также нефтяных компаний Урало-Поволжья, Коми, Северного Кавказа, Западной Сибири и др. регионов.
Отечественные специалисты оформили по этой тематике большое количество изобретений, часть из которых была запатентована за рубежом. Работы по созданию отечественных одновинтовых гидравлических машин внесли заметный вклад в прикладную науку и получили общественное признание в нашей стране и за рубежом, о чем свидетельствуют Золотые медали Лейпцигской ярмарки и ВДНХ СССР, многие премии и ведомственные награды.
В классификационной таблице представлена обобщенная информация об областях и современных технологиях применения ВГМ.

В приложении (см.ниже) приведены в хронологическом порядке основополагающие патенты и публикации разных лет по рассматриваемой тематике, в которых детально рассмотрены все вопросы по истории создания и исследования отечественных ВГМ, а также опыт эксплуатации этих машин.

Приложение
*Patent 695539 France. Pompe / R.L.J. Moineau; 30.09.1930.
*Складнев Г.В. Анализ рабочего механизма винтового насоса Д4Д и результаты его испытаний. ВИГМ: Отчет по теме РН-95. – М., 1944.
*Райхман Д.А., Хейфец Я.С. Винтовые насосы ВН. – М.: Углетехиздат, 1952.
*Зеленков А.А. Исследование кинематики и рабочего процесса одновинтовых насосов. ВИГМ: Отчет по теме Nо 525. – М., 1956.
*А.с. 236987 СССР. Сдвоенный гидравлически уравновешенный винтовой электронасос / Богданов А.А., Ратов А.М.; 09.08.1962.
*Крылов А.В. Одновинтовые насосы. – М.: Гостоптехиздат, 1962.
*Саввин Д.Д., Голубинцев О.Н. Забойный винтовой гидродвигатель // Изв. вузов. Сер. Нефть и газ. Баку, 1966, No 1.
*А.с. 237596 СССР. Забойный винтовой гидравлический двигатель / Гусман М.Т., Никомаров С.С., Деркач Н.Д., Захаров Ю.В., Меньшенин В.Н.; 07.06.1966.
*Богданов А.А., Ратов А.М. Одновинтовые электронасосы для добычи нефти. – М.: ВНИИОЭНГ, 1968.
*Балденко Д.Ф., Зорин В.Н. Исследование равномерности подачи одновинтового насоса // Нефтепромысловое машиностроение. – 1968. – No 3.
*Гончаров П.И. Водоподъемники с одновинтовыми насосами // Техника в сельском хозяйстве. – 1968. – No6.
*Baldenko D.F. A positive rotary pump with submersible electric motor for farm the 1VV 1,6/4 // Pumps – Pompes – Pumpen. – 1969. – No 33.
*А.с. 346967 СССР. Компоновка бурового инструмента / Гусман М.Т., Балденко Д.Ф., Кочнев А.М., Никомаров С.С.; 27.05.1970.
*А.с. 436944 СССР. Многозаходный винтовой героторный механизм / Асан-Нури А.О., Балденко Д.Ф., Гусман М.Т., Кочнев А.М., Никомаров С.С.; 29.11.1971.
*Бидман М.Г., Кантовский В.К. Определение оптимальных размеров рабочих органов одновинтовых насосов: Тр. ВНИИгидромаша. – М.: Энергия, 1971.– No 42.
*Гусман М.Т., Балденко Д.Ф. Винтовые забойные двигатели.– М.: ВНИИОЭНГ, 1972.
*Саввин Д.Д., Гончаров П.И. О выборе длины рабочих органов одновинтовых насосов // Машины и нефтяное оборудование. – 1973. – No 1.
*Гусман М.Т., Агеев А.И., Потапов Ю.Ф., Ларченко Н.И. Результаты исследований турбовинтового двигателя // Машины и нефтяное оборудование. – 1974. – No 4.
*Щербюк Н.Д., Якубовский Н.В. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.– М.: Недра, 1975.
*Вадецкий Ю.В., Деркач Н.Д., Никомаров С.С. Низкооборотный забойный двигатель - его роль и перспективы в техническом прогрессе бурения // Нефтяное хозяйство. – 1975. – No 1.
*Вадецкий Ю.В., Каплун В.А., Князев И.К. Особенности технологии бурения винтовыми забойными двигателями // Нефтяное хозяйство. – 1976. – No 6.
*Балденко Д.Ф., Медведева Л.П. Контактное давление в рабочих органах одновинтовой гидравлической машины // Химическое и нефтяное машиностроение.– 1976. – No 2.
*Балденко Д.Ф., Гусман М.Т., Семенец В.И. Испытания забойных винтовых двигателей в глубоком бурении// Нефтяное хозяйство. – 1976. – No 11.
*Захаров Ю.В., Кочнев А.M., Никомаров С.С. О некоторых особенностях рабочего процесса винтового забойного двигателя // Машины и нефтяное оборудование. – 1979. – No 1.
*А.с. 926209 СССР. Забойный винтовой двигатель / Балденко Д.Ф., Бикчурин Т.Н., Вадецкий Ю.В., Гусман М.Т., Кочнев А.М., Никомаров С.С.; 29.03.1979.
*Гусман М.Т., Балденко Д.Ф., Кочнев А.М., Никомаров С.С. Забойные винтовые двигатели для бурения скважин.– М.: Недра, 1981.
*Лебедев Н.Ф. Динамика гидравлических забойных двигателей. М., Недра, 1981.
*Балденко Д.Ф., Бидман М.Г., Калишевский В.Л.
и др. Винтовые насосы – М.: Машиностроение, 1982.
*Бикчурин Т.Н., Козлов Ф.А., Габидуллин Р.С. Технический прогресс в строительстве скважин. – Казань, 1982.
*Балденко Д.Ф., Кондратенко Л.А., Семенец В.И. Регулятор расхода для забойного винтового двигателя // Нефтегазовая геология, геофизика и бурение. – 1984.– No 3.
*А.с. 1286814 СССР. Одновинтовой многозаходный насос / Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д.; 15.05.1984.
*Tiraspolsky W. Hydraulic downhole drilling motors. Editions Technip, Paris, 1985.
*Вадецкий Ю.В., Балденко Д.Ф. О выдающемся конструкторе С.С. Никомарове // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и море. – М.: ВНИИОЭНГ, 1986, No 3-5.
*Бобров М.Г., Кочнев А.М. Результаты исследований энергетической характеристики винтового забойного двигателя Д1–195 // Нефтяное хозяйство. –1988.– No 6.
*Балденко Д.Ф., Потапов Ю.Ф., Чернова Т.Н. Секционные винтовые забойные двигатели. – М.: ВНИИОЭНГ, 1989.
*Балденко Д.Ф., Мутовкин Н.Ф. Пути совершенствования узлов соединения роторов винтовых гидромашин.– М.: ЦИНТИХИМНЕФТЕМАШ, 1991.
*Коротаев Ю.А., Цепков А.В. Обзор методов профилирования многозаходного героторного механизма винтового забойного двигателя // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. – 1992.– No 6–7.
*Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д. Теоретические предпосылки и перспективы применения многозаходных одновинтовых насосов // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. – М.: ВНИИОЭНГ, 1992. – No 6–7.
*Чайковский Г.П., Газанчан Ю.И. Испытательный центр ВНИИБТ // Нефтяное хозяйство, 1993, No 1.
*Cholet H. Progressing cavity pumps. Editions Technip.– Paris, 1997.
*Жулаев В.П., Султанов Б.З. Винтовые насосные установки для добычи нефти. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1997.
*Мессер А.Г., Балденко Д.Ф., Власов А.В., Кириченко В.В., Мутовкин Н.Ф., Повалихин А.С., Райхерт Л.А., Рогачев О.К., Фарукшин Л.Х., Федорычев В.А. Создание многофункционального технологического комплекса для бурения вторых стволов. Премия
им. И.М. Губкина // НТО НП, 2000.
*Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д., Власов А.В., Хабецкая В.А., Шардаков М.В. Параметрический ряд многозаходных скважинных винтовых насосов // Нефтепромысловое дело. – 2001. – No 8.
*Гукасов Н.А., Коротаев Ю.А., Плотников В.М. Оптимизация параметров промывки при проводке скважины винтовым забойным двигателем. – М.: ВНИИОЭНГ, 2002.
*Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д. Перспективы создания гидроприводных винтовых насосных установок для добычи нефти // Нефтяное хозяйство. – 2002. – No 3.
*Коротаев Ю.А. Технологическое обеспечение долговечности многозаходных винтовых героторных механизмов гидравлических забойных двигателей и насосов. М., ВНИИОЭНГ, 2003.
*Коротких Н.И., Гаврилова Е.И. Разработка новых эластомеров для статоров винтовых забойных двигателей и винтовых насосов // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. – М.: ВНИИОЭНГ, 2003, No 9.
*Рязанцев В.М., Плисов В.В. Винтовые насосы производства ОАО "Ливгидромаш" в нефтегазовой промышленности // Нефтегазовая вертикаль. – 2003. –
No 16.
*Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д., Гноевых А.Н. Одновинтовые гидравлические машины (в двух томах).– М.: ИРЦ «Газпром», 2005-2007.
*Балденко Д.Ф., Власов А.В., Мутовкин Н.Ф., Хабецкая В.А., Чернова Т.Н. Итоги разработки винтовых забойных двигателей для горизонтального бурения и зарезки дополнительных стволов // Труды ВНИИБТ, 2006. Вып. 1(69).
*Молодило В.И. Особенности управления процессом бурения скважин с использованием винтовых забойных двигателей // Вестник Ассоциации буровых подрядчиков, 2009, No 1.
*Moineau J-L. Rene Moineau. Aviator and inventor. Paris, les editions de I'officine, 2009.
*Двойников М.В., Овчинников В.П., Будько А.В., Овчинников П.В., Шиверских А.И. Совершенствование винтовых забойных двигателей для бурения скважин. – Тюмень: ООО «Печатник», 2010.
*Патент 116557 РФ. Героторный механизм винтового забойного двигателя (варианты) / Селиванов С.М., Воробьёв В.Г., Захаров Ю.В., Лунёв А.В., Ракина А.В., Балетинских Д.И.; 06.09.2011.
*Селиванов С.М., Балeтинских Д.И. Новая страница в развитии конструкций ВЗД // Бурение и нефть.– 2011.– No 7–8.
*Валовский В.М. Винтовые насосы для добычи нефти.– М.: Нефтяное хозяйство, 2012.
*Агеев Ш.Р., Балденко Д.Ф., Протас Э.С. А.А. Богданов– основатель ОКБ БН // Бурение и нефть. – 2012.– No 2.
*Балденко Д.Ф., Коротаев Ю.А. Создание ВЗД– выдающееся достижение отечественной буровой техники // Вестник ассоциации буровых подрядчиков. – 2013. – No 1.
*Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д. Фактор дифференциального давления винтовых забойных двигателей при мониторинге режима бурения скважин // Нефтяное хозяйство. – 2014. – No 3.
*Балденко Д.Ф., Шумилов В.П.. Памяти М.Т. Гусмана // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. – М.: ВНИИОЭНГ, 2014, No 4.
*Фуфачев О.И., Крутик Э.Н., Осипов Д.А. Преимущества применения профилированных винтовых забойных двигателей производства ООО «Гидробур-сервис» при бурении нефтяных и газовых скважин // Бурение и нефть.– 2014. – No 11.
*Андоскин В.Н., Выгузов А.М., Кузнецов А.В. и др. Винтовые забойные двигатели фирмы «Радиус-Сервис» // Бурение и нефть. – 2014. – No 11.
*Голдобин Д.А., Коротаев Ю.А., Мялицын Н.Ю., Субботин А.Ю. Новые направления в развитии винтовых мультифазных насосов // Экспозиция Нефть Газ.– 2015.– No 6.
*Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д., Пле Л.Э. Основоположник нового принципа гидравлических машин. K 85-летию первого патента Р. Муано // Бурение и нефть.– 2015. – No 12.
*Samuel R., Baldenko D.F., Baldenko F.D. Positive Displacement Motors. Theory and Applications. SigmaQuadrant Engineering Publication, 2015.
*Техника и технология добычи Справочник. Том 4. Москва-Ижевск, Институт компьютерных исследований, 2017.
*Тумалеев У.С. Расширение производства линейки одновинтовых насосов для добычи нефти типа Н1С // Насосы и оборудование. – 2017. – No 1.
*Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д., Чайковский Г.П. Технические аспекты создания высокооборотных винтовых забойных двигателей (может ли ВЗД конкурировать с турбобуром в зоне высоких частот вращения?) // Бурение и нефть. – 2017. – No 2.
*Симонянц С.Л. Бурение скважин гидравлическими забойными двигателями. Учебное пособие. – М.: РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, 2018.
*Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д. О выборе профиля зубьев механических передач и гидравлических двигателей // Бурение и нефть. – 2019. – No 3.
*Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д., Киршев С.Е., Ковалевский С.А. Эффективное применение одновинтовых насосов в экологических и энергосберегающих технологиях нефтегазового и общепромышленного назначения // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. – М.: ВНИИОЭНГ, 2019, Nо 5.
*Лягов И.А., Балденко Ф.Д., Лягов А.В., Ямалиев В.У., Лягова А.А. Методология расчета технической эффективности силовых секций малогабаритных винтовых забойных двигателей для системы «Перфобур»// Записки Горного Института. – 2019. – Т. 240.
*Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д., Селиванов С.М. Теория и практика применения винтовых забойных двигателей.– М.: ЦентЛитНефтеГаз, 2020.
*Samuel R., Baldenko D.F., Baldenko F.D. Mud Motor (PDM) and Well Engineering. SigmaQuadrant Engineering Publication, 2020.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Балденко Д.Ф.

    Балденко Д.Ф.

    д.т.н., почетный нефтяник, заслуженный изобретатель РФ, советник

    ОАО «НПО Буровая техника»

    Балденко Ф.Д.

    Балденко Ф.Д.

    к.т.н., доцент

    РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина

    Просмотров статьи: 938

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru