УДК:
DOI:

Обоснование необходимости членства в саморегулируемых организациях компаний, осуществляющих бурение и сервисное обслуживание газонефтяных скважин

JUSTIFICATION OF THE NEED FOR MEMBERSHIP IN SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS OF COMPANIES DRILLING AND SERVICING GAS-AND-OIL WELLS

MUKHA I.А.1
Association of Self-Regulatory Organization (SRO) «Association of builders of objects of the fuel and energy complex «Neftegazstroy-Alliance»
Moscow, 107045,
Russian Federation

В статье поднят вопрос: являются ли работы по бурению, супервайзингу, сервисному обслуживанию газо-нефтяных скважин (далее – скважин) объектом капитального строительства, капитального ремонта объектов капитального строительства. Проанализирована необходимость членства организаций, осуществляющих данные виды работ, в саморегулируемой организации. Выявлены преимущества супервайзинга – элемента управления строительством скважин и контроля за эффективным технико-технологическим надзором, контролем и управлением буровых и сервисных работ. Отмечается, что фундамент доверия внутри рынка, на котором присутствуют саморегулируемые организации, укрепляется финансовыми инструментами – страхованием ответственности и наличием компенсационного фонда.

The article are raises the question: are the works on drilling, supervising, service maintenance of gas and oil wells (hereinafter - wells) an object of capital construction, capital repairs of capital construction facilities. The necessity of membership of organizations carrying out these types of work in a self-regulatory organization is analyzed. The advantages of supervising– an element of well construction management and control over effective technical and technological supervision, control and management of drilling and service operations - have been identified. It is noted that the foundation of trust within the market, where self-regulatory organizations are present, is strengthened by financial instruments - liability insurance and the presence of a compensation fund.

Многие руководители буровых компаний, а также компаний, осуществляющих сервисное сопровождение и ремонт скважин, задаются вопросом: является ли их производственная деятельность объектами капитального строительства, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Саморегулирование определенных видов деятельности исторически формировалось в экономически развитых странах с целью защиты интересов бизнеса на отраслевых рынках или их сегментах. В России этот вид взаимодействия государства и бизнеса введен Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ. Под саморегулированием, в соответствии со ст. 2, понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований этих стандартов и правил. Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации (СРО).
Строительство скважин представляет собой деятельность по созданию опасных производственных объектов, поэтому оно жестко регулируется государством (федеральное законодательство о промышленной безопасности, о техническом регулировании, об охране окружающей среды, о градостроительной деятельности и т. д.). Сокращение государственного регулирования предпринимательской деятельности возмещается за счет передачи части функций надзора и контроля субъектам экономической деятельности на условиях саморегулирования.
Необходимо предметно указать, что входит в организацию строительства скважин. В связи с этим предлагается выделение следующих этапов:
1. Проведение геологических работ в соответствии с проектом разработки месторождения, определение перечня скважин-точек, подлежащих разбуриванию.
2. На основании проектной документации на обустройство месторождений начинаются подготовительные работы (подготовка к строительству скважин).
3. Заключение договоров на выполнение отдельных циклов строительства скважин. Привлечение предприятий, оказывающих услуги по буровому супервайзингу, по контролю и управлению процессом строительства скважин.
4. Привлечение предприятий, осуществляющих раздельные сервисы по буровым растворам, долотам, гео-
физическим и геолого-технологическим исследованиям (привлекаются к процессу бурения кроме бурового подрядчика).
Выделяются следующие этапы строительства – бурения нефтяной скважины:
1. бурение шурфа;
2. создание кондуктора;
3. установка промежуточной колонны обсадных труб;
4. установка эксплуатационной колонны.
Бурение нефтяных скважин может сопровождаться некоторыми осложнениями и проблемами, среди которых необходимо особо отметить следующие.
Саморегулирование определенных видов деятельности исторически формировалось в экономически развитых странах с целью защиты интересов бизнеса на отраслевых рынках или их сегментах. В России этот вид взаимодействия государства и бизнеса введен Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г.
N 315–ФЗ.
Во-первых, обвалы стенок скважины, которые происходят из-за неустойчивости пород. Признаки обвалов стенок скважины: увеличивается давление, возрастает количество обваливающихся пород, повышается вязкость некоторых жидкостей (глинистых и эмульсионных растворов, технической воды, аэрированных жидкостей).
Во-вторых, поглощение бурового раствора – уменьшение или потеря циркуляции бурового раствора, когда гидростатическое давление столба бурового раствора больше пластового. Простой буровой установки и бригады на время изоляции трещин влечет за собой существенные финансовые потери для заказчика.
В-третьих, аварии – обвалы труб внутрь скважины, облом корпусов забойных двигателей, разлом долота в результате перегруза, срыв резьбы труб и резьбовых соединений.
В-четвертых, разгерметизация стенок скважин. Основными причинами таких аварий являются напряженное состояние пород в приствольной зоне и физико-химические свойства промывочных жидкостей.
Каждый этап бурения скважин сопровождается сложным технологическим процессом, который требует как соответствующих профессиональных знаний со стороны инженерно-технического персонала, так и соответствующей материально-технической базы с соответствующим оборудованием для проведения данных работ.
Чрезвычайно важной темой для анализа является супервайзинг – особое направление в буровом и сервисном обслуживании [1, 2]. Супервайзинг – элемент управления строительством скважин и контроля за эффективным технико-технологическим надзором, контролем и управлением буровых и сервисных работ.
В супервайзинге создаются новые специализации в области промышленной и экологической безопасности, охраны труда и окружающей среды. Он внедряется в сферу вторичных методов, таких как ГРП, обработку пластов химическими и физическими методами, эксплуатацию нефтегазового оборудования, создавая новые специализации и направления деятельности. Супервайзинг идентифицирован в перечень строительства, реконструкции и капитального ремонта особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства и строительного контроля за работами по обустройству скважин.
При проведении буровых работ, а так же работ, связанных с сервисным обслуживанием скважин, необходима квалифицированная подготовка инженерного персонала для проведения данного вида деятельности. К основным задачам инженерно-технического персонала при производстве данных работ относятся:
1. организация, контроль и управление процессами строительства скважин на объекте;
2. организация и контроль проведения работ согласно регламентирующим документам по промышленной безопасности, защите ОС, международными стандартами ISO;
3. организация и контроль внедрения новых технологий, применение новой техники и материалов;
4. информационное обеспечение в ходе и после проведения работ для мониторинга и анализа строительства скважин;
5. определение основных проблем по качеству и организации работ, выдача рекомендаций по повышению качества и улучшению организации труда;
6. участие в тендерном отборе подрядных организаций по строительству скважин;
7. анализ нарушений при проведении работ, разработка мероприятий по сокращению и исключению нарушений. Обеспечение выполнения этих мероприятий;
8. участие в расследовании всех аварий, осложнений и брака, происходящих в процессе строительства скважин.
Анализ нормативно-правовых актов [3–5] продемонстрировал следующее.
Согласно п. 5 прил. 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ) относятся к опасным производственным объектам.
Согласно ст. 6 к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также с Постановлением Правительства РФ от 11.05.2017 № 559, утверждены минимальные требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасных, технически сложных и уникальных объектов.
Избыточное государственное регулирование создает административные барьеры для осуществления предпринимательской деятельности в области строительства и сервисного обслуживания скважин, увеличивает численность аппарата органов государственного надзора и контроля и, как следствие, экономически ущербно. Между тем, в бурении накопилось много нерешенных специфических проблем, которые эффективно разрешаются посредством механизма саморегулирования, существенно повышая безопасность производственной деятельности и качества скважин.
Саморегулирование деятельности в области строительства и сервисного обслуживания скважин является важным механизмом, который наряду с государственным регулированием, направлен на обеспечение эффективной и безопасной деятельности участников рынка бурового сервиса, создание скважин, соответствующих высоким требованиям недропользователей и государства.
В связи с этим можно сформулировать вопрос о качественном аудите и профессиональной подготовке специалистов, осуществляющих свои надзорные функции со стороны СРО. Системообразующими, безусловно, являются СРО, объединяющие предприятия нефтегазового комплекса, СРО «Нефтегазстрой-Альянс», СРО «АСГИНК», задачами которых, наряду с общими задачами СРО, в частности, являются:
- разработка профессиональных и федеральных государственных стандартов в области нефтегазового комплекса;
- сертификация квалифицированного персонала;
- издание профессиональных средств массовой информации.
Основными функциями и задачами данных СРО является регулирование состава участников рынка в области бурения и сервисного обслуживания.
Весьма осторожно необходимо подходить к вступлению в непрофильные СРО, например, предназначенные для решения межотраслевых и отраслевых проблем. В этом случае можно легко потерять свою индивидуальность и возможность решать специфические проблемы бурения, а не участвовать в обсуждении проблем добычи нефти и газа, экспертизы промышленной безопасности систем трубопроводного транспорта и т. д.
Таким образом, буровые организации, сервисные организации по обслуживанию и эксплуатации скважин, а также супервайзинговые предприятия обязаны иметь членство в саморегулируемых организациях, обеспечив соответствие требованиям Градостроительного кодекса РФ и требованиям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В свою очередь, взаимодействуя при решении общих задач СРО, предприятия нефтегазового комплекса, в целом, получают право ограничивать выход на рынок недобросовестным конкурентам. Одновременно они берут на себя ответственность за установление и солидарное соблюдение стандартов качества. Фундамент доверия на рынке, на котором присутствует СРО, укрепляется финансовыми инструментами – страхованием ответственности и наличием компенсационного фонда. Данные составляющие саморегулируемой организации призваны гарантировать потребителю минимизацию ущерба, если таковой все же будет нанесен.
Конечно, страховой и компенсационный фонды являются наиболее весомыми статьями расходов на формирование и функционирование СРО. Однако именно они укрепляют солидарную ответственность, которую несут все члены организации перед потребителем.

Литература

1. Балаба В.И. Саморегулирование в бурении // Вестник ассоциации буровых подрядчиков. 2009. № 3. С. 22–26.
2. Кульчицкий В.В. Четверть века развития российского бурового супервайзинга // Бурение и нефть. 2018. № 3. С. 10–13.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № 559 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов».
5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных процессов».

References

1. Balaba V.I. Samoregulirovaniye v burenii [Self-regulation in drilling]. Vestnik assotsiatsii burovykh podryadchikov [Bulletin of the Association of Drilling Contractors], 2009, no. 3, pp. 22–26. (In Russian).
2. Kul’chitskiy V.V. Chetvert’ veka razvitiya rossiyskogo burovogo supervayzinga [A quarter of a century of development of Russian drilling supervising]. Bureniye i neft’ [Drilling and oil], 2018, no.3, pp. 10–13. (In Russian).
3. Gradostroitel’nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii” ot 29.12.2004 № 190-FZ (red. ot 31.07.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 28.08.2020). [Urban Planning Code of the Russian Federation «dd. December 29, 2004 no. 190-FZ (as amended on July 31, 2020) (as amended and supplemented, entered into force on 08/28/2020)]. (In Russian).
4. Postanovleniye Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 11 maya 2017 g. № 559 «Ob utverzhdenii minimal’nykh trebovaniy k chlenam samoreguliruyemoy organizatsii, vypolnyayushchim inzhenernyye izyskaniya, osushchestvlyayushchim podgotovku proyektnoy dokumentatsii, stroitel’stvo, rekonstruktsiyu, kapital’nyy remont osobo opasnykh, tekhnicheski slozhnykh i unikal’nykh ob”yektov». [Decree of the Government of the Russian Federation dd. May 11, 2017 no. 559 «On approval of the minimum requirements for members of a self-regulatory organization performing engineering surveys, preparing design documentation, construction, reconstruction, overhaul of especially dangerous, technically complex and unique facilities.»]. (In Russian).
5. Federal’nyy zakon ot 21 iyulya 1997 g. № 116-FZ «O promyshlennoy bezopasnosti opasnykh proizvodstvennykh protsessakh» [Federal Law of July 21, 1997, no. 116-FZ «On industrial safety of hazardous production processes.»]. (In Russian).

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Муха И.А.

    Муха И.А.

    главный специалист

    Ассоциация Саморегулируемая организация (СРО) «Объединение строителей объектов топливно-энергетического комплекса «Нефтегазстрой-Альянс»

    Просмотров статьи: 1667

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru