Природные угрозы при освоении ресурсов нефти и газа в Мировом океане: катастрофические оползни в мексиканском заливе

NATURAL HAZARDS IN OIL AND GAS RESOURCES DEVELOPMENT IN THE WORLD OCEAN: CATASTROPHIC LANDSLIDES IN THE GULF OF MEXICO

BOGOYAVLENSKy V.I.1,
NIKONOV R.A.1
1 Oil and Gas Research Institute
of the Russian Academy
of Sciences (OGRI RAS)
Moscow, 119991,
Russian Federation

На основе результатов исследований оползневых угроз на акваториях Мирового океана установлен значительный риск функционирования нефтегазодобывающих платформ и подводных трубопроводов даже при небольших углах наклона дна 0,5 – 1°, особенно высокий – в зонах низкой консолидации донных отложений. По обновленной в 2020 г. версии батиметрических данных GEBCO для акватории дельты Миссисипи построена картографическая схема углов наклона дна. Показано, что катастрофический оползень, возникший из-за ударов мощных волн урагана Ivan и разрушивший платформу Taylor Energy, образовался при углах наклона дна 0,5 – 1°. Рекомендовано провести подобные исследования на акваториях морей России, особенно в районах существования субмаринной криолитозоны и газовых гидратов, усиливающих риск оползневых процессов.

Based on the results of landslide threats studies on the World Ocean bottom, a significant risk has been established for operation of oil and gas platforms and subsea pipelines even at small bottom angles of 0.5 – 1°, especially high in areas of low consolidation of bottom sediments. Based on the updated in 2020 version of the GEBCO bathymetric data for the Mississippi Delta, a cartographic scheme of the bottom tilt angles was constructed. It was shown that a catastrophic landslide, which arose due to the impact of powerful waves of the hurricane Ivan and destroyed the Taylor Energy platform, was formed at bottom tilt angles of 0.5 – 1°. It is recommended to conduct similar studies in the Russian seas, especially in the areas where the submarine permafrost zone and gas hydrates exist, which increase the risk of landslide processes.

ПРИРОДНЫЕ УГРОЗЫ
Освоению месторождений углеводородов на суше и акваториях Мирового океана угрожает широкий спектр опасных природных явлений, образующих цепи взаимосвязанных событий, нередко приводящих к трагическим последствиям, наносящим огромный ущерб человечеству. Известно множество случаев, когда крупные землетрясения порождали катастрофические цунами (Суматра в 2004 г., Великое Японское землетрясение в 2011 г.), извержения вулканов – землетрясения и цунами, загрязнения атмосферы и изменения климата (Самалас в 1257 г., Кракатау в 1883 и 2018гг.). Возможны разнообразные примеры взаимосвязей (цепей) опасных природных событий, при этом некоторые можно представить схемами: землетрясение – извержения вулканов – цунами – оползень – землетрясение; землетрясение – оползень – цунами, ураган – шторм – оползень и др. [1 – 27].
Оползень (англ. landslide) в ряду опасных природных событий является одним из самых широко распространенных опасных геологических, геоморфологических и геоэкологических явлений. Он связан с геодинамическими процессами на поверхности Земли (включая дно океана), возникающими под действием гравитационных сил. Согласно определению по ГОСТ 22.0.03-97 [6], оползень – «смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов», в том числе и диссоциации газовых гидратов.

Оползень (англ. landslide) в ряду опасных природных событий является одним из самых широко распространенных опасных геологических, геоморфологических и геоэкологических явлений. Он связан с геодинамическими процессами на поверхности Земли (включая дно океана), возникающими под действием гравитационных сил.

Образованию оползней способствуют: крутизна склона, наличие наклонных водоносных и водоупорных горизонтов, подмыв склона поверхности земли, диссоциация газовых гидратов с разжижением донных отложений за счет выделения воды и газа, естественные и искусственные сейсмические события, включая удары цунами и мощных волн во время ураганов [1, 7]. Самые крупные оползни происходят в Мировом океане [7].
Основной целью данной работы является анализ уровня субмаринной оползневой опасности при освоении месторождений нефти и газа на акваториях Мирового океана с преимущественным вниманием к Мексиканскому заливу. Выбор данного региона как первоочередного объекта исследований геориска не случаен. Северная часть Мексиканского залива является одним из старейших и важнейших регионов морской нефтегазодобычи в США. В южной и северной частях Мексиканского залива (Мексика и США) произошли две самые крупные природно-техногенные катастрофы по объемам разлива нефти при бурении поисково-разведочных скважин (Ixtoc-1 в 1979 г. и Macondo-1 в 2010 г.) [2, 4].
Регион Мексиканского залива является своеобразным полигоном для опробования новых технологий освоения морских месторождений, ликвидации разливов и выявления недостатков законодательства в области природопользования [3]. В данной статье мы продолжаем начатые нами ранее исследования природных угроз (георисков) при освоении морских месторождений нефти и газа [2 – 5].

ОПОЛЗНЕВЫЕ КАТАСТРОФЫ
Один из крупнейших в мире, оползень Сторегга (Storegga) на континентальном склоне Норвежского моря имеет площадь около 95 тыс. км2, объем по разным расчетам от 2400 – 3500 до 5600 км3 и дальность смещения – около 500 км [2, 15, 18]. Оползень произошел около 8200 лет назад, и наиболее вероятно, что триггером для него явились землетрясение и диссоциация газогидратов. Диссоциация залежей газогидратов на свободный газ и воду из-за изменения термобарических условий приводит к потере прочностных свойств грунтов («разжижение») с последующим их сдвигом – оползнем в районах береговых и подводных (в том числе континентальных) склонов.
Оползни неоднократно повреждали морские нефтегазовые промыслы и их инфраструктуру, а также линии межконтинентальных подводных телекоммуникационных связей.
Триггером для оползней в Мексиканском заливе нередко служат сильные ураганы, наносящие урон южной территории США и морским нефтегазодобывающим промыслам. 14 – 22 августа 1969 г. ураган Camille (скорость ветра до 84 – 93 м/с, 304 – 336 км/ч – категория 5) инициировал ряд крупных подводных оползней в восточной части подводного конуса выноса реки Миссисипи [24].
Компания Shell оценила высоту волн в 21 – 23 м. Две установленные в начале года крупные нефтегазодобывающие платформы этой компании, рассчитанные на противостояние ураганам и крупным волнам, устояли против них, но не выдержали смещений донных отложений. Одна из платформ, установленная на глубине около 90 м, получила серьезные повреждения и была смещена на 1 – 2 м, а другая – смещена на 30 м, опрокинута и затоплена. Подобные ситуации случились и с платформами ряда других компаний.

Оползни неоднократно повреждали морские нефтегазовые промыслы и их инфраструктуру, а также линии межконтинентальных подводных телекоммуникационных связей.

Из-за шторма, порожденного ураганом Camille, подводные трубопроводы получили многочисленные повреждения, однако информация о разливах в опубликованных источниках не обнаружена. Ущерб по платформам был оценен в 100 млн долл. (698,3 млн долл. в ценах декабря 2019 г.), а общий ущерб от урагана составил 1,42 – 1,5 млрд долл. (9,9 – 10,5 млрд долл. в ценах декабря 2019 г.) [9].
В новейшей истории нефтегазодобычи в Мексиканском заливе также происходят подобные катастрофы. В частности, большой ущерб нефтегазовой отрасли нанес ураган Ivan (рис. 1) [20], действовавший в период 2 – 4 сентября 2004 г. с категориями силы ветра от 3 до 5 (максимальная в районе Кубы). 15 сентября в районе Каньона Миссисипи при высоте волн до 30 м ураган уничтожил 7 платформ на глубинах 25 – 146 м и нанес значительные повреждения еще 24 платформам [16]. Многочисленные оползни во время этого шторма повредили ряд других платформ, 5 буровых установок (включая СПБУ «Ensco-64», у которой были разрушены три опоры и буровая вышка) и 102 подводных трубопровода. По данным компании BP, часть ее трубопровода MPOG (Main Pass Oil Gathering) оказалась смещенной оползнем на 580 м. Общий ущерб от урагана в ценах 2017 г. составил 27 млрд долл. (19,7 млрд долл. в ценах 2005 г.) [20].
Платформа MC-20А (номер платформы 23051, высота – 168 м), установленная компанией Taylor Energy Company (далее TEC) [25] в 1984 г. на шельфе в 18 км от побережья Луизианы в дельте Миссисипи на глубине 146 м (28,936N, 88,97W) (рис. 2 и рис. 3), была перевернута и захоронена оползнем, инициированным давлением и ударами штормовых волн. По типу она относится к «жестко прикрепленной ко дну платформе» (fixed-leg platform) на 8 несущих опорах (сваях). Аббревиатура MC-20A происходит от приуроченности к Каньону Миссисипи (Mississippi Canyon) и номера участка (блока) – 20A. Согласно рис. 2, она расположена в пологой части начала континентального склона.
Накануне прихода урагана Ivan на платформе TEC MC-20A было 28 наклонно-направленных нефтегазодобывающих скважин, при этом в 18 велась добыча, 7 были остановлены и 3 ликвидированы. Оползень сместил с места и завалил набок платформу, оторвал трубы, идущие к скважинам от платформы, согнул трубопровод под углом почти 90° и накрыл его толстым (до 46м) слоем переотложенных осадков (рис. 4). После обрушения платформа была обнаружена лежащей горизонтально на глубине 134 м в 170 м от первоначального места. При этом она была частично (на 30 м) захоронена донными отложениями.
Вскоре после урагана над местом крушения этой платформы были обнаружены сипы нефти и газа, которые, несмотря на большие усилия по остановке протечек из порванных и захороненных осадками стволов скважин, продолжаются в настоящее время [12]. Контролирующими и регулирующими органами США (MMS – Minerals Management Service, BOEM – Bureau of Ocean Energy Management, BSEE – Bureau of Safety and Environmental Enforcement, USCG – U.S. Coast Guard) через ряд судебных заседаний [11, 21] было предписано TEC убрать остатки платформы, зацементировать и ликвидировать скважины до конца 2008 г., когда у нее заканчивался срок лицензии на этот участок.
Основной владелец TEC Патрик Тейлор умер через два месяца после катастрофы. В течение пяти лет все основные активы компании были проданы. Попытки TEC раскопать с помощью дноуглубителя 25 неликвидированных стволов скважин для их ликвидации оказались неудачными. К 2010 г. было ликвидировано 9 скважин, и компания попросила разрешения не ликвидировать оставшиеся 16 скважин, аргументируя просьбу тем, что они надежно запечатаны толстым слоем оползневой породы. Верхняя и нижняя части платформы были подняты в июле 2011 г. и утилизированы. Над местами протечек нефти и газа были установлены сборные купола, частично улавливающие нефть. По состоянию на 2014г. на ликвидацию последствий катастрофы TEC было затрачено 435 млн долл. [26], однако работы далеки от завершения.
Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) из космоса является надежным методом выявления и мониторинга развития разливов нефти. При этом данные радиолокационной съемки практически не имеют ограничений по времени суток и облачности. С использованием данных ДЗЗ со спутников Европейского космического агентства ESA (European Space Agency) [23] и других доступных источников авторами составлен монтаж оцифрованных сликов нефти (рис. 5), краткая характеристика которых приведена в табл. 1. Расчетные площади сликов на рис. 5 изменяются от 10,4 до 68,8 км2. Различные направления распространения сликов нефти обусловлены изменением розы ветров, а их площадь зависит от силы ветра и объемов извергаемой нефти. Отметим, что в работе [19] упоминаются изменения размеров сликов от 15 км2 до максимально зафиксированного – 1900 км2.

Исследования сипов углеводородов [16] показали, что они рассредоточены на дне на площади около 30 тыс. м2, при этом были выявлены два основных выхода нефти около основания лежащей платформы (на удалениях около 170 м от устьев скважин). Выход газа обнаружен в непосредственной близости от устьев скважин. Такая специфика, видимо, обусловлена выходом газа по заколонному и разрушенному межколонному пространствам. 23 мая 2009 г. три места основных сипов нефти и газа были накрыты тремя улавливающими куполами, которые лишь частично решили проблему утечки нефти в воду.
По данным BSEE и других контролирующих органов, объемы разливов нефти на месте катастрофы постоянно меняются в диапазоне 1 – 55 барр. в сутки (365 – 20075 барр. в год или 50 – 2750 т/год) [16]. В работе [16] обосновано, что значительная часть нефти распадается в водной толще, не доходит до поверхности моря и не учитывается при оценке объемов разлива. В последние годы было обнаружено, что протечки по разным данным в объеме от 30 до 700 барр. в сутки (4 – 96 т/сут или 1,5 – 35 тыс. т/год) продолжаются [8]. Максимальные оценки сипов нефти даны в работе [19] – 48 – 1700 барр. в сутки (6,6 – 233 т/сут или 2,4 – 85 тыс. т в год).
По мнению авторов, весьма вероятно, что меняющиеся размеры сликов связаны не только с силой ветра, но и с импульсным характером выбросов, обусловленных вулканическим механизмом природно-техногенного генезиса [5]. Нефть может накапливаться в приповерхностной оползневой толще или в донных отложениях в песчаных резервуарах или полостях, из которых за счет роста пластовых давлений происходят периодические извержения значительных объемов нефти, дополняющих постоянные небольшие сипы.
Под эгидой Береговой охраны США (USCG) луизианской компанией Couvillon Group была разработана специальная система сбора нефти RRS (Rapid Response Solution), установленная в апреле 2019 г. над местами активных сипов нефти TEC MC-20A [28]. За один год работы она собрала значительную часть выходящей нефти – более 1420 м3 (около 1200 т).
Разлив на месте катастрофы платформы TEC МС-20А оказался многократно больше, чем первоначально предполагали многие эксперты. Он уже вошел в десятку самых крупных разливов в Мексиканском заливе и стал самым продолжительным в истории США [13]. BSEE признало, что выполненных TEC ликвидационных работ недостаточно для остановки выходов нефти, и если они не будут ликвидированы, утечки будут продолжаться более 100 лет [21]. С учетом этого, катастрофа TEC MC-20А рано или поздно установит мировой рекорд по объему разлива.

АНАЛИЗ УГРОЗЫ ОПОЛЗНЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УГЛА НАКЛОНА ДНА
Авторы провели анализ уровня оползневой угрозы в районе дельты реки Миссисипи на основе картографических схем углов наклона морского дна с использованием новых батиметрических данных GEBCO (The General Bathymetric Chart of the Oceans) [14]. Последние представляют собой обновленную в 2019 г. координатную сеть данных (грид) с разрешением 15″×15″ (в два раза выше версии 2008 г.), сформированную по материалам многочисленных исследований батиметрии Мирового океана и собранную воедино специалистами GEBCO. Построения выполнены в программном обеспечении ArcGIS 10.4 (ESRI). При этом картографические схемы углов наклона были рассчитаны с помощью функции Slope.
Результаты расчета углов наклона дна Мексиканского залива в районе дельты Миссисипи (Slope) приведены на рис. 6. Свыше 95 % территории дна характеризуется пологим наклоном (0 – 3°). Исключение составляют отдельные участки в форме колец и полуколец, связанные с солянокупольной тектоникой [10], на которых дно наклонено на 3 – 5° и даже более 5°. По данным расчетов (рис.6) установлено, что рассматриваемое место оползневой катастрофы платформы MC-20А (черный крест) расположено на участке с углом наклона дна 0,5 – 1°. Оползню способствовали слабо консолидированные осадки дельты Миссисипи, а триггером послужили мощные удары штормовых волн.
В результате комплексного исследования [17] построен ряд статистических диаграмм, характеризующих условия образования 260 подводных оползней в Северо-Атлантическом регионе и их размеры. При этом установлено, что на диаграмме распределения углов наклона дна максимум расположен около 5°, а ряд оползней зафиксирован при углах менее 1°. По данным [18, 22], морские склоны дельт рек нестабильны и могут образовать оползни на любой глубине, даже при очень небольших углах наклона дна (от 0,5°). По мнению академика В.В.Адушкина, «оползни могут происходить практически на любых склонах» [1].
Очевидно, что для конкретной акватории наиболее опасные места подводных оползневых процессов связаны не только с углами наклона дна, но и со степенью консолидации донных отложений и наличием газовых гидратов, диссоциация которых разжижает донные отложения и делает их нестабильными.

ВЫВОДЫ
В результате исследований особенностей геоморфологии дна Мексиканского залива с учетом исторического опыта освоения месторождений, а также выявленных оползней на дне акваторий Атлантического океана, установлен значительный риск повреждения и/или уничтожения стационарных нефтегазодобывающих платформ и подводных трубопроводов даже при небольших углах наклона дна 0,5 – 1°. Особенно высок риск в подводных каньонах крупных рек. Отметим, что в районе дельты Миссисипи под угрозой разрушения оползнями продолжают функционировать многие десятки платформ.
Не вызывает сомнений, что землетрясения, ураганы, штормовые волны и цунами являются триггерами оползневых процессов. Существование субмаринной криолитозоны и газовых гидратов усиливает риск возникновения оползней.
Представляется целесообразным развить начатые исследования оползневой опасности применительно к акваториям морей России, в первую очередь, Карского, Баренцева, Охотского и Черного морей.
Работа выполнена по госзаданию ИПНГ РАН по теме «Рациональное природопользование и эффективное освоение нефтегазовых ресурсов арктической и субарктической зон Земли» (№ AAAA-A19-119021590079-6).

Литература

1. Адушкин В.В. Триггерные эффекты при образовании оползней // Триггерные эффекты в геосистемах: материалы Всероссийского семинар-совещания 22 – 24 июня 2010 г. М.:ГЕОС. 2010. С. 33 – 41.
2. Богоявленский В.И. Арктика и Мировой океан: современное состояние, перспективы и проблемы освоения ресурсов углеводородов. М.: ВЭО; 2014. 175 с.
3. Богоявленский В.И., Богоявленский И.В., Баринов П.С. Брошенные платформы и грядущий «идеальный шторм»
в Мексиканском заливе // Бурение и нефть. 2017. № 5. С. 3 – 7.
4. Богоявленский В.И., Баринов П.С., Богоявленский И.В. Катастрофа в Мексиканском заливе на месторождении Ixtoc комплекса Cantarell // Бурение и нефть. 2018. № 1. С. 3 – 10.
5. Богоявленский В.И. Природные и техногенные угрозы при освоении месторождений горючих ископаемых в криолитосфере Земли // Горная промышленность. 2020, № 1. С. 97 – 118.DOI 10.30686/1609-9192-2020-1-97-118.
6. ГОСТ 22.0.03–97. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Межгосударственный стандарт. ИПК Изд-во стандартов, 2000. 11 с.
7. Лисицын А.П. Закономерности осадкообразования в областях быстрого и сверхбыстрого осадконакопления (лавинной седиментации) в связи с образованием нефти и газа в Мировом океане // Геология и геофизика. 2009. Т. 50. № 4. С. 373 – 400.
8. An Integrated Assessment of Oil and Gas Release into the Marine Environment at the Former Taylor Energy MC20 Site. NCCOS/NOAA. June 1, 2019. [Электронный ресурс]. URL:https://coastalscience.noaa.gov/project/mc20report (дата обращения 01.06.2019).
9. Austin D., Carriker B., McGuire T. et al. History of the Offshore Oil and Gas Industry in Southern Louisiana Interim Report. Volume I: Papers on the Evolving Offshore Industry. MMS, New Orleans, 2004. 102 p.
10. Bouroullec R., Weimer P., Serrano O. Petroleum geology of the Mississippi Canyon, Atwater Valley, western DeSoto Canyon, and western Lloyd Ridge protraction areas, northern deepwater Gulf of Mexico: Traps, reservoirs, and tectonostratigraphic evolution, AAPG Bulletin, 2017, pp. 1–36, DOI: 10.1306/09011610093.
11. Bureau of Safety and Environmental Enforcement (BSEE) and Bureau of Ocean Energy Management (BOEM). Incident Archive – Taylor Energy Oil Discharge at MC-20 Site and Ongoing Response Efforts. 2017. [Электронный ресурс]. URL: www.bsee.gov/newsroom/library/incident-archive/taylor-energy-mississippi-canyon (дата обращения 01.06.2020).
12. Fears D. A 14-year-long oil spill in Gulf of Mexico verges on becoming one of the worst in US history. The Washington Post, October 22, 2018. [Электронный ресурс]. URL: www.sunherald.com/news/local/article220435780.html (дата обращения 01.06.2020).
13. Funes Y. Longest oil spill in U.S. history may be 900 times larger than originally estimated. GIZMODO, 6.25.2019. [Электронный ресурс]. URL: earther.gizmodo.com/longest-oil-spill-in-u-shistory-may-be-900-times-larg-1835847992 (дата обращения 01.06.2020).
14. GEBCO Compilation Group. GEBCO 2020 Grid. DOI:10.5285/a29c5465-b138-234d-e053-6c86abc040b9.
15. Haflidason H., Sejrup H.P., Nygard A., Minert J. et al. The Storegga Slide: Architecture, geometry and slide development // Marine Geology, 2004, no. 213, pp. 201-234. DOI:10.1016/j.margeo.2004.10.007.
16. Harrison S.J. Lessons from the Taylor Energy oil spill: history, seasonality, and nutrient limitation. A Thesis Submitted to the Graduate Faculty of the University of Georgia. Athens, Georgia, 2017. 143 p. [Электронный ресурс]. URL: getd.libs.uga.edu/pdfs/harrison_sarah_j_201712_ms.pdf. (дата обращения 01.06.2020).
17. Huhnerbach V., Masson D.G. Landslides in the North Atlantic and its adjacent seas: an analysis of their morphology, setting and behavior. Marine Geology, 2004, no. 213, pp. 343–362.
18. Judd A., Hovland M. Seabed Fluid Flow. The Impact on Geology, Biology, and the Marine Environment. Cambridge, 2007. 475 р.
19. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. 2019. The Use of Dispersants in Marine Oil Spill Response. Washington, DC: The National Academies Press. doi: https://doi.org/10.17226/25161. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nrt.org/sites/73/files/25161%20-%20NAESM%20report.pdf. (дата обращения 01.06.2020).
20. On This Day: Hurricane Ivan Made Its First U.S. Landfall. NOAA, September 16, 2017. [Электронный ресурс]. URL: www.ncei.noaa.gov/news/on-this-day-hurricane-ivan-2004 (дата обращения 01.06.2020).
21. Plaintiffs’ Motion for Consideration of Supplemental Information, and for Judicial Notice of Newly Released U.S. Government Documents Relevant to Taylor’s Summary Judgment Motion. United States District court Eastern District of Louisiana. Case 2:12-cv-00337-SM-KWR Document 257 Filed 05/22/2015.
4 p. [Электронный ресурс]. URL: www.tulane.edu/~telc/assets/briefs/5-22-15_Motion_Taylor_Energy_Supplemental_Info.pdf (дата обращения 01.06.2020).
22. Prior D.B., Hooper J.R. Sea floor engineering geomorphology: recent achievements and future directions. Geomorphology, 1999, no. 31, pp. 411–439. DOI 10.1016/S0169-555X(99)00090-2.
23. Skytruth oil spill reports. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://skytruth.org/oil-spill-reports/site-23051/site-23051-oil-slickobservations (дата обращения 01.06.2020).
24. Sterking G.H., Strohbeck E.E. The Failure of the South Pass 70 «B» Platform in Hurricane Camille. Offshore Technology Conference, 1973. 12 p. doi.org/10.4043/1898-MS.
25. Taylor Energy Company LLC. Mississippi Canyon 20. 12.18.2015. [Электронный ресурс]. URL: https://mc20response.com/wp-content/uploads/2015/11/1.2016.01.20-910_WWP-History-of-MC20-d.pdf (дата обращения 01.06.2020).
26. Taylor Energy Company LLC MC20. FRACE: Final Risk Assessment and Cost Estimate. Unified Command Summary. March 25–26, 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://mc20response.com/wp-content/uploads/2019/01/FRACE-Executive-Summary.pdf (дата обращения 01.06.2020).
27. Skytruth Oil Spill Repots from, site 23051 Oil Slick Observations. [Электронный ресурс]. URL: https://skytruth.org/oilspill-reports/site-23051/site-23051-oil-slick-observations (дата обращения 01.06.2020).
28. USCG: Oil Spill Containment System Proven Successful. The Maritime Executive, 04-27-2020 [Электронный ресурс]. URL: www.maritime-executive.com/article/uscg-oil-spill-containment-systemproven-successful (дата обращения 01.06.2020).

References

1. Adushkin V.V. Triggernyye effekty pri obrazovanii opolzney. [Trigger effects in geosystems] Triggernyye effekty v geosistemakh. Materialy Vserossiyskogo seminar-soveshchaniya [Materials of the All-Russian seminar-meeting], Moscow, GEOS Publ., 2010, pp. 33 – 41. (In Russian).
2. Bogoyavlensky V.I. Arktika i Mirovoy okean. Sovremennoye sostoyaniye, perspektivy i problemy osvoyeniya resursov uglevodorodov. [The Arctic and the World Ocean. Current state, prospects and problems of hydrocarbon resources development], Moscow, VEO Publ., 2014, 175 p. (In Russian).
3. Bogoyavlensky V.I., Bogoyavlensky I.V., Barinov P.S. Broshennyye platformy i gryadushchiy «ideal’nyy shtorm» v Meksikanskom zalive [Idle Iron platforms and coming «Perfect storm» in the Gulf of Mexico], Bureniye i neft’ [Drilling and oil], 2017, no. 5, pp. 3 – 7. (In Russian).
4. Bogoyavlensky V.I., Barinov P.S., Bogoyavlensky I.V. Katastrofa v Meksikanskom zalive na mestorozhdenii Ixtoc kompleksa Cantarell [Disaster in the Gulf of Mexico on Ixtoc Field of the Cantarell Complex], Bureniye i neft’ [Drilling and oil], 2018, no.1., pp. 3 – 10. (In Russian).
5. Bogoyavlensky V.I. Prirodnyye i tekhnogennyye ugrozy pri osvoyenii mestorozhdeniy goryuchikh iskopayemykh v kriolitosfere Zemli [Natural and technogenic threats in fossil fuels production in the Earth cryolithosphere], Gornaya promyshlennost’ [Mining Industry], 2020, no. 1, pp. 97 – 118. DOI 10.30686/1609-9192-2020-1-97-118. (In Russian).
6. Bezopasnost’ v chrezvychaynykh situatsiyakh. Prirodnyye chrezvychaynyye situatsii [Safety in emergency situations. Natural emergencies]. GOST 22.0.03-97, Mezhgosudarstvennyy standart. IPK, Izd-vo. standartov Publ., 2000, 11 p. (In Russian).
7. Lisitsyn A.P. Zakonomernosti osadkoobrazovaniya v oblastyakh bystrogo i sverkhbystrogo osadkonakopleniya (lavinnoy sedimentatsii) v svyazi s obrazovaniyem nefti i gaza v Mirovom okeane [Patterns of sedimentation in the areas of rapid and ultrafast sedimentation (avalanche sedimentation) due to the formation of oil and gas in the oceans]. Geologiya i geofizika [Geology and Geophysics], 2009, Vol. 50, no.4, pp. 373 – 400. (In Russian).
8. An Integrated Assessment of Oil and Gas Release into the Marine Environment at the Former Taylor Energy MC20 Site. NCCOS/NOAA. (In English). Available at https://coastalscience.noaa.gov/project/mc20report. (accessed 01.06.2019).
9. Austin D., Carriker B., McGuire T. et al. History of the Offshore Oil and Gas Industry in Southern Louisiana Interim Report. Volume I: Papers on the Evolving Offshore Industry. MMS, New Orleans, 2004. 102 p. (In English).
10. Bouroullec R., Weimer P., Serrano O. Petroleum geology of the Mississippi Canyon, Atwater Valley, western DeSoto Canyon, and western Lloyd Ridge protraction areas, northern deepwater Gulf of Mexico. Traps, reservoirs, and tectonostratigraphic evolution, AAPG Bulletin, 2017,
pp. 1–36, DOI: 10.1306/09011610093. (In English).
11. Bureau of Safety and Environmental Enforcement (BSEE) and Bureau of Ocean Energy Management (BOEM). Incident Archive – Taylor Energy Oil Discharge at MC-20 Site and Ongoing Response Efforts. 2017. (In English). Available at www.bsee.gov/newsroom/library/incident-archive/taylor-energy-mississippi-canyon. (accessed 01.06.2020).
12. Fears D. A 14-year-long oil spill in Gulf of Mexico verges on becoming one of the worst in US history. The Washington Post, October 22, 2018. (In English). Available at www.sunherald.com/news/local/article220435780.html. (accessed 01.06.2020).
13. Funes Y. Longest oil spill in U.S. history may be 900 times larger than originally estimated. GIZMODO, 6.25.2019. (In English). Available at earther.gizmodo.com/longest-oil-spill-in-u-s-history-may-be-900-times-larg-1835847992 (accessed 01.06.2020).
14. GEBCO Compilation Group. GEBCO 2020 Grid. DOI:10.5285/a29c5465-b138-234d-e053-6c86abc040b9. (In English).
15. Haflidason H., Sejrup H.P., Nygard A., Minert J. et al. The Storegga Slide: Architecture, geometry and slide development. Marine Geology, 2004, no. 213, pp. 201-234. DOI:10.1016/j.margeo.2004.10.007. (In English).
16. Harrison S.J. Lessons from the Taylor Energy oil spill: history, seasonality, and nutrient limitation. A Thesis Submitted to the Graduate Faculty of the University of Georgia. Athens, Georgia, 2017, p.143. (In English). Available at getd.libs.uga.edu/pdfs/harrison_sarah_j_201712_ms.pdf. (accessed 01.06.2020).
17. Huhnerbach V., Masson D.G. Landslides in the North Atlantic and its adjacent seas. An analysis of their morphology, setting and behavior. Marine Geology, 2004, no. 213, pp. 343–362. (In English).
18. Judd A., Hovland M. Seabed Fluid Flow. The Impact on Geology, Biology, and the Marine Environment. Cambridge, 2007, 475 p. (In English).
19. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. 2019. The Use of Dispersants in Marine Oil Spill Response. Washington, DC: The National Academies Press. doi: https://doi.org/10.17226/25161. (In English). Available at https://www.nrt.org/sites/73/files/25161%20-%20NAESM%20report.pdf. (accessed 01.06.2020).
20. On This Day. Hurricane Ivan Made Its First U.S. Landfall. NOAA, September 16, 2017. (In English). Available at www.ncei.noaa.gov/news/on-this-day-hurricane-ivan-2004. (accessed 01.06.2020).
21. Plaintiffs’ Motion for Consideration of Supplemental Information, and for Judicial Notice of Newly Released U.S. Government Documents Relevant to Taylor’s Summary Judgment Motion. United States District court Eastern District of Louisiana. Case 2:12-cv-00337-SM-KWR Document 257 Filed 05/22/2015. 4 p. (In English). Available at www.tulane.edu/~telc/assets/briefs/5-22-15_Motion_Taylor_Energy_Supplemental_Info.pdf. (accessed 01.06.2020).
22. Prior D.B., Hooper J.R. Sea floor engineering geomorphology recent achievements and future directions. Geomorphology, 1999, no. 31, pp. 411–439. DOI 10.1016/S0169-555X(99)00090-2. ( In English).
23. Skytruth oil spill reports. 2020. (In English). Available at ссылка https://skytruth.org/oil-spill-reports/site-23051/site-23051-oil-slick-observations/ (accessed 01.06.2020).
24. Sterking G.H., Strohbeck E.E. The Failure of the South Pass 70 «B» Platform in Hurricane Camille. Offshore Technology Conference, 1973, 12 p. doi.org/10.4043/1898-MS (In English).
25. Taylor Energy Company LLC. Mississippi Canyon 20. 12.18.2015. (In English). Available at https://mc20response.com/wp-content/uploads/2015/11/1.2016.01.20-910_WWP-History-of-MC20-d.pdf. (accessed 01.06.2020).
26. Taylor Energy Company LLC MC20. FRACE. Final Risk Assessment and Cost Estimate. Unified Command Summary. March 25-26, 2014. (In English). Available at: https://mc20response.com/wp-content/uploads/2019/01/FRACE-Executive-Summary.pdf. (accessed 01.06.2020).
27. Skytruth Oil Spill Repots from, site 23051 Oil Slick Observations. (In English). Available at https://skytruth.org/oil-spill-reports/site-23051/site-23051-oil-slick-observations. (accessed 01.06.2020).
28. USCG. Oil Spill Containment System Proven Successful. The Maritime Executive, 04-27-2020. (In English). Available at www.maritime-executive.com/article/uscg-oil-spill-containment-system-proven-successful. (accessed 01.06.2020).

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей


    Авторизация


    регистрация

    Богоявленский В.И.

    Богоявленский В.И.

    член-корреспондент РАН, д.т.н., профессор, заместитель директора по науке, заведующий лабораторией «Шельф»

    Институт проблем нефти и газа РАН (ИПНГ РАН)

    Никонов Р.А.

    Никонов Р.А.

    научный сотрудник

    Институт проблем нефти и газа РАН (ИПНГ РАН)

    Просмотров статьи: 576

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru