На мажорной ноте
Прошлый год для российского нефтегазового сектора прошел на весьма мажорной ноте, стал значимым по многим показателям. Компании и предприятия отработали успешно и достигли очень хороших результатов. Общий объем добычи в нефтяной отрасли оказался выше, чем в 2017 г., и составил более 556 млн т, в газовой — 733 млрд м3. Последний показатель стал рекордным. То есть почти на 10 % к уровню 2017 г. увеличился объем экспорта газа. Положительными факторами стали рост потребления газа в мире, Европе, реализация нескольких крупных стратегических проектов, в частности запуск нового завода «Ямал-СПГ» с мощностью 16,5 млн т в год. Опять же какой результат! Россия теперь обладает мощностью по производству СПГ (сжиженного природного газа) почти в 27 млн т в год. В 2018г. прирост производства СПГ составил 70 %. Несмотря на беспрецедентное давление со стороны США, началась прокладка газопровода «Северный поток — 2», завершено строительство морской части «Турецкого потока». Продолжается сооружение знаменитого газопровода «Сила Сибири». Возводятся новые газоперерабатывающие объекты. К примеру, на Дальнем Востоке строится Амурский ГПЗ (газоперерабатывающий завод). Кстати, это едва ли не крупнейший среди аналогичных в мире современный газоперерабатывающий и газохимический кластер.
В стране продолжается модернизация нефтеперерабатывающих заводов, введено в строй 7 новых установок, что положительно повлияло на качество поставок нефтепродуктов на внутренний рынок.
На ряд объектов пришли цифровые технологии. В качестве примера можно привести центр управления добычей компании «Газпромнефть Хантос» в Ханты-Мансийске, работу ЛУКОЙЛ на месторождении им. В. Филановского, на Каспии и Балтике. Активно внедряются цифровые методы при разработке гидродинамических моделей освоения месторождений компанией «Татнефть».
Участие России в соглашении ОПЕК+ помогло обеспечить значительный рост стоимости «черного золота», которая определенный период времени в 2018 г. держалась на отметках 80 — 85 долларов за баррель Brent. Как следствие это позволило увеличить наполнение российского бюджета, привело к улучшению финансовых результатов в нефтяных компаниях. Кстати, многие из них за последние очень нелегкие годы (на геополитическом фоне), не только сохранили свою устойчивость, но и осуществляют ввод новых проектов. Так, выведена на проектный уровень добыча на Ярудейском, Пякяхинском нефтяных месторождениях. Нарастает промышленная эксплуатация на месторождении им. В. Филановского, на Мессояхском — самом северном из месторождений, разрабатываемых в России. Состоялся ввод в эксплуатацию пускового комплекса Эргинского кластера месторождений Западной Сибири.
Шмаль Генадий Иосифович
Президент Союза нефтегазопромышленников России.
Родился в 1937 г. В 1959 г. окончил Уральский политехнический институт им. Кирова (Государственный технический университет), в 1983 г. – Академию народного хозяйства при Совете министров СССР.
Кандидат экономических наук, действительный член Академии горных наук.
С 1982 г. – заместитель министра, а с 1984 г. – первый заместитель министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. После упразднения министерства в 1990 г. – председатель правления государственного концерна «Нефтегазстрой». С декабря 1991 г. – председатель правления и председатель совета директоров РАО «Роснефтегазстрой».
Участник освоения нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири, создания новых городов на севере и в среднем Приобье Тюменской области, сооружения Тобольского нефтехимического комплекса, газопроводов.
На сегодняшний день успешно функционируют магистральные трубопроводы по доставке нефти и газа, продуктов переработки, насчитывающие в России, дальнем и ближнем зарубежье сеть в сотни тысяч километров.
Наперекор санкциям
Стратегия модернизации и инноваций является сейчас стержнем социально-экономической политики страны и, безусловно, нефтегазовой отрасли. Реализуются программы импортозамещения в условиях жестких санкций Запада. Значительная часть оборудования для объектов добычи нефти и газа, закупавшаяся ранее у иностранных фирм, производится теперь отечественными компаниями «НПО «Нефтегаздеталь», АК «Корвет», НПФ «Измерон», Воронежским механическим заводом, Трубной металлургической компанией, Челябинским трубопрокатным заводом и др. В «Транснефти» автоматизировали практически все наиболее трудоемкие процессы и технологии, что позволило сэкономить порядка 1000 рабочих мест. Около 30 % лицензий на программное обеспечение приходится на российский продукт. Там, где импортозамещение невозможно, «Транснефть» серьезно занимается вопросами обеспечения информационной безопасности. В настоящее время более 94 % оборудования, используемое специалистами компании, — отечественного производства. Импортная составляющая, благодаря усилиям ученых, изобретателей, высококлассных инженеров, — планомерно снижается.
Что день грядущий нам готовит
Если говорить о задачах, которые поставлены перед специалистами НГК, учеными и инженерами, то формулировка здесь достаточно простая – необходимо больше открывать месторождений, полнее извлекать углеводородное сырье и рационально использовать все его ценные компоненты. В последнее десятилетие появилась еще одна цель, о которой раньше не особенно задумывались, – выгодно продавать не только сырье, но и продукты переработки. Ведь известно, что уже первые переделы в газохимии увеличивают стоимость продукции в десятки, а последующие переделы — в сотни раз.
Сегодня достаточно много разговоров ведется об арктическом шельфе, озвучиваются солидные цифры, прогнозы. Однако надо иметь в виду все сопутствующие проекту обстоятельства. В их числе — низкая геологическая изученность арктического шельфа и связанные с этим высокие риски вложения инвестиций, отсутствие необходимой инфраструктуры и надежной техники и передовых технологий, экологические риски, экономическая неэффективность при существующих ценах, крайне сложная система государственного управления и предоставления права пользования участками недр континентального шельфа. Отсюда вывод: нужна специальная государственная программа по освоению нефтегазовых ресурсов континентального шельфа и комплекс мер по ее реализации.
Помехи на пути
Наша отрасль всецело поддерживает стратегию модернизации и инноваций, сформулированную в программных выступлениях руководства России. Но вместе с тем приходится отмечать недостаточное внимание в программных планах к интересам и проблемам отечественного топливно-энергетического комплекса.
Да, как уже отмечалось, определенные успехи в отрасли достигнуты. Но, тем не менее, есть над чем еще работать. В нефтегазовой отрасли накопились серьезные кризисные явления, которые требуют незамедлительного решения. Вызваны они причинами и проблемами, о которых профессиональное сообщество твердит уже давно. Это большой износ и старение основных фондов, массовое выбытие из эксплуатации мощностей, острый дефицит инвестиций, что становится тормозом на пути к высоким целям. И, как следствие, мы получаем отставание с внедрением в производство новых технологических процессов, современного высокопроизводительного и надежного оборудования. Вот лишь несколько фактов. Свыше трети запасов нефтяных компаний находятся за гранью рентабельности. Средний дебит новых скважин по стране ниже 13 т/сут против 48 т/сут, как было 25 лет назад. Отмечается низкий уровень проектных работ. В последние годы отставание фактической добычи от проектной составило около
70 млн т в год.
Состояние сырьевой базы, всей геологической службы страны, определяющих будущее топливно-энергетического комплекса, давно вызывает у специалистов большую тревогу. Надо безотлагательно разработать и ввести в действие комплекс мероприятий, направленных на стимулирование проведения геологоразведочных работ и вовлечение в разработку новых месторождений. Сегодня необходим ориентир на увеличение инвестиций в геологоразведку, воспроизводство минерально-сырьевой базы, развитие природного ресурсного потенциала, активизацию научных исследований.
В Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 г. отмечены основные задачи развития нефтяной отрасли на ближайшую перспективу. В их числе – стабильная ежегодная добыча нефти с газовым конденсатом на уровне 525 млн т, с обеспечением возможностей ее увеличения при благоприятной конъюнктуре мирового и внутреннего рынков, модернизация и развитие отрасли, увеличение коэффициента извлечения нефти с 28 до 40%, освоение трудноизвлекаемых ресурсов в объемах до 17 % общей добычи нефти и т.д.
Ясно, что сохранить заданные ориентиры в нефтяной отрасли удастся лишь при условии включения определенных финансовых механизмов, поддержки развития топливно-добывающих и перерабатывающих отраслей. Потенциал сырьевой базы той же нефтедобычи достаточно большой для того, чтобы решать текущие задачи обеспечения страны нефтью и нефтепродуктами и поддерживать на достигнутом уровне объемы их экспортных поставок. Однако мы знаем, что по, оценке экспертов, срок технических и технологических возможностей НГК, созданных и заложенных еще в советский период, заканчивается. Инвестициями «косметического» характера уже не обойдешься – необходимы вложения кратного порядка. По разным оценкам специалистов, для требуемой сбалансированности запасов нефти и обеспечения стабильной работы отрасли с годовой добычей 400 млнт в год требуется инвестировать в нефтяной комплекс не менее 40 млрд (!) долларов ежегодно.
Эксперты предлагают
Эксперты СНГПР России выделяют основные направления и меры, решение которых должно способствовать стабилизации нефтегазового комплекса, более полной реализации задач модернизации отрасли, перевода ее деятельности на инновационные пути развития. Вот основные пункты:
— повышение действенности системы государственного управления и регулирования в сфере недропользования за счет концентрации отраслевых функций на федеральном уровне, образование специального центра анализа и мониторинга;
— создание в рамках всей страны стройной системы управления инновационным процессом, разработка определенных стандартов, механизмов стимулирования внедрения новых технологий;
— создание единого государственного центра с функциями проведения всей инновационной политики, внедрения новых технологий, государственного мониторинга выполнения инвестиционных программ, оценки результатов принятых решений, законов для коррекции стратегии и тактики;
— участие государства в финансировании НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) в области современных технологий комплексного использования месторождений.
Законы и налоги — для Отечества и людей
Одним из важнейших направлений совершенствования государственного регулирования нефтяной отрасли было и остается формирование стабильного и предсказуемого налогового режима.
Другой главенствующий вопрос, который стоит перед СНГПР: как добиться создания правового поле, в рамках которого работает НГК, чтобы оно было разумным и правильным, с учетом интересов государства, всех отраслевых компаний, отечественных налогоплательщиков.
Какие сдвиги хотелось бы наблюдать в процессе законотворчества? Прежде всего, чтобы нашими вопросами занимались профессионально и компетентно, прислушиваясь к мнению специалистов. На мой взгляд, крайне необходимо сформировать единую целостную систему законодательно-правовых актов в виде «Энергетического кодекса Российской Федерации», закона «О недрах», которые должны войти в число приоритетных задач по созданию эффективной системы хозяйствования.
Так или иначе, но необходим качественный рывок вперед, в новое экономическое, социальное и технологическое будущее. Иного пути все равно нет, а потенциал есть.
Главное сегодня — ставка на людей умных, инициативных, честных, энергичных, болеющих за Россию. Вот мы много говорим сегодня о цифровой экономике. Нет спора, это правильное направление. И наши отраслевые компании уделяют большое внимание автоматизации производственных процессов, созданию умных или интеллектуальных скважин, месторождений. Но вместе с тем надо иметь в виду, что цифра сама по себе скважину не бурит и нефть добывать не будет. Всегда главным действующим лицом останется человек, его компетенции, знания, нацеленность на результат.