Плод Арутюнова созрел

Развитие сервиса УЭЦН в России

Arutyunov`s idea are came true
Development of MECP service in Russia

OVSYANNIKOV S.M.,
Moscow, 127234,
Russian Federation

На Западе систему установки электроприводных центробежных насосов создал и внедрил российский инженер А.С. Арутюнов, а в СССР их производство и внедрение организовал (по документации Арутюнова) инженер А.А. Богданов.

Подтолкнул развитие советских УЭЦН исторический доклад А.А. Богданова на техсовете Миннефти СССР в декабре 1949 г. Решением министра

Н.К. Байбакова Богданову и было поручено организовать создание и внедрение нового типа насосов на нефтепромыслах, тогда же было создано ОКБ бесштанговых насосов и начато производство насосов на московском «Борце», а двигателей — на Харьковском ХЭМЗе.

Первая советская УЭЦН начала работать к первомайским праздникам 1951г. на скважине № 18/11 «Грознефти» — это был насос 700 — 300, дававший 500 т нефти из скважины, в которой ранее качалка едва доставала сто кубов.

In the West, the mechanisms of electric drive centrifugal pumps (MECP) was created and implemented by the Russian engineer A.S. Arutyunov, and in the USSR their production and implementation (according to Arutyunov's documentation) was organized by engineer A.A. Bogdanov.
Historical report of A.A. Bogdanov at the Technical Council of the USSR Ministry of Oil in December 1949 pushed the development of Soviet MECP. By the decision of the Minister N.K. Baibakov Mr. Bogdanov was entrusted with organizing the creation and introduction of a new type of pumps in the oil fields, at the same time the rodless pump design bureau was created and the production of pumps at the «Borets» Moscow plant and engines at the Kharkov KhEMZ was started.
The first Soviet MECP unit began working on the May Day holidays of 1951 at the Grozneft well 18/11 — it was a 700 — 300 pump, which produced 500 tons of oil from a well in which the rocking chair barely reached a hundred cubic meters.

Насос и двигатель первых УЭЦН, понятно, были не совсем обычными по нынешним меркам. В нижней секции, ниже приемной сетки, располагалось сальниковое подпружиненное уплотнение по валу с набивкой гибким рукавом, сплетенным из графитных волокон. Протектор маслозаполненного двигателя был разделен на две камеры — верхняя открытая заполнялась густым маслом, подобным вязкому солидолу. Графитная набивка и густое масло служили барьером между пластовой жидкостью и полостью заполненного жидким диэлектрическим маслом мотора.
В самом моторе вместо привычной нам проволочной обмотки статора в пазы были уложены изолированные стержни, концы которых на торцах спаивались в специальную схему и изолировались. Успешный запуск первого насоса позволил наращивать объемы производства и внедрения УЭЦН.
В последующие полвека заводы СССР ежегодно выпускали больше погружных установок, чем весь капиталистический мир. А фонд советских скважин, оборудованных УЭЦН, превысил весь остальной мировой механизированный фонд скважин. Следуя привычкам советских статистиков, можно сказать, что в сравнении с 1913 г., количество УЭЦН выросло на 100 000 %.
Для обслуживания сложной техники в каждом НГДУ появились цеха ремонта и эксплуатации электропогружных установок (ЭПУ). С 1967 г. по примеру бакинской спецконторы ЭПУ (директор — Вагиф Рафиев, главный инженер — Матвей Гинзбург) цехи ЭПУ переходили на систему проката, при которой они отвечали не только за ремонт и эксплуатацию погружных установок, но и за обеспечение ими нефтепромыслов и эффективное их использование, а главными показателями работы цеха был объем отработанного УЭЦН времени (сутки проката) и средний срок работы УЭЦН в скважине (межремонтный период работы — МРП).
Главную роль тогда играло богдановское ОКБ БН, принявшее на себя не присущие конструкторской организации функции обучения рабочих и техников на заводах, нефтепромыслах и в сервисных центрах. В «Юганскнефти» и «Юганскнефтегазе» помнят Дмитрия Семенова, кнутом и пряником приучавшего технологов цехов добычи, монтажников и слесарей базы ЭПУ аккуратно и бережно относиться к сложному и особо важному оборудованию. Семенов сеял зерна знаний в удобренной и славно организованной производственной почве прокатно-ремонтного цеха ЭПУ НГДУ «Юганскнефть» (ПРЦЭПУ НГДУ ЮН), первым начальником которого был приехавший в Сибирь из Отрадного Николай Лагурев. Отрадненский цех ремонта ЭПУ НГДУ «Первомайскнефть» «Куйбышевнефти» был первой ласточкой, прообразом будущих советских сервисных баз. В части оргструктуры, оборудования и планировок с него копировался Юганский, а затем и Сургутский, и Ноябрьский, и Вартовский цеха ремонта.
Пока же в период становления цеха и спуска первых УЭЦН на Приобье, Н.М. Лагурев вместе с младшим братом Александром выполнял основные технологические операции и учил им рабочих и инженеров. Саша тренировал и воспитывал стажеров-монтажников, исподволь подталкивая их к учебе и росту.
Здоровье у старшего Лагурева было крепкое: коренастой широкоплечей фигурой он был похож на борца или штангиста. И сил, и головы, и энергии ему хватало на все, включая обучение и воспитание любящего и уважающего его коллектива, который он собирал «с бору по сосенке», и брался Николай Михайлович за любую, нужную добыче работу. С его подачи база НПО «Юганскнефти» начала изготовление самодельных устьевых арматур и автовымоток для бригад ПРС, которые и поныне еще в работе по всему «Юганскнефтегазу», а запускники-электрики освоили смежную операцию исследования скважин эхолотом и вывода их на режим работы после ремонта, тем самым высвобождая силы операторов ЦДНГ и принимая на себя ответственность за долговременный период безотказной работы УЭЦН.
Замом начальника цеха Н.М. Лагуреву определили крепкого усатого партийца Красносельского, в первые же дни работы проявившего реальную крепость духа. Старшим инженером в цех пришел маленький худенький носитель интеллигентского берета Валерий Хапугин (упрощенный народом до Керосиныча), удивительно аккуратно построивший систему работ и анализа фонда. Решения Хапугин принимал нетрадиционные и во времена, когда работавших в одиночку полевых слесарей было принято обвинять в саботаже и вредительстве, он, напротив, стремился доверять их честности и старательности. Примером был случай со слесарем Виктором Баркутой, который при монтаже забыл освободить пружину сальника, а вспомнил об этом уже по пути в цех. Вернулся в бригаду, потребовал поднять установку обратно, открутил винт и уже в нормальном состоянии отдал УЭЦН на спуск. В цехе, ожидая наказания за забывчивость, он все честно объяснил, но неожиданно получил от Хапугина… благодарность и премию. После этого и другие монтажники наперебой стали признаваться в своих прегрешениях. В надежде на премию.
По расчетам ОКБ БН, три четверти отечественной нефти извлекается погружными насосными системами, созданными Армаисом Саркисовичем Арутюновым и внедренными в нашей стране Александром Антоновичем Богдановым.
Коренной красноярский сибиряк Виктор Долгополов (Длинный) внешностью подтверждал фамилию. Моложавый, длинный, стремительный и веселый, он учился монтажу и эксплуатации у Лагурева и был назначен начальником участка эксплуатации. Впервые встречавшие его обманывались молодой и веселой внешностью, действительно остер на язык и большой придумщик шуток. Но… С бракоделами и нарушителями Долгополов был крут и беспощаден. И его жестокую науку бригады ПРС запоминали и соблюдали всегда:
— Если при подъеме установки бригада не следила за укладкой кабеля и сдавала катушку лохматой — с перекрученными, торчащими петлями и хвостами, Долгополов в выходной вызывал эту бригаду к себе в цех, «на долгополовский субботник», и там, на земле, безо всяких автовымоток, вручную бригада растаскивала и распутывала километры кабеля, а потом так же, вручную, аккуратно наматывала эти километры обратно на барабан, навсегда прощаясь с собственной безалаберностью.
— Если Долгополов заставал на спуске бригаду, тянущую кабель с автовымотки за хвост, под весом колонны НКТ, наказание следовало мгновенно: «Установку на подъем, демонтаж и спуск другого кабеля», — и плакало бригадное ускорение с премией.
Народ на участок Долгополова подобрался ростом ему под стать, но комплекцией ребята были поздоровее и весомее: Василий Лебешев, Анатолий Юсин, Владимир Панков — каждый из них мог в одиночку с рогатиной идти на сибирского медведя. Это и был костяк долгополовского участка, выполнявший монтажи УЭЦН голыми руками в самые мерзкие морозы с ветром, постоянно продувающим обскую пойму (в перчатках гайки М10 особо не подержишь, и в скважину ронять ничего нельзя).
Опыт Нефтеюганской базы Лагурев увез в «Сургут-нефтегаз», где, работая с американскими установками ОДиАй, погружники впервые соприкоснулись с качественными толковыми технологиями — простыми четкими и доходчивыми. Уже много лет слесари ремонта насосов сталкивались с проблемой нерастаскиваемых секций — из корпуса насоса лебедкой не извлекался набор ступеней с валом, и эта болезнь встречалась всюду, поверхность ступеней при затаскивании в корпус покрывали специальной графито-солидоловой смазкой от прикипания, а в «Татнефти» даже разработали секретную установку выпрессовки ступеней из корпуса взрывом.
Прояснилось все случайно, после появления американских технологий, когда и позвали Лагурева на участок сборки секций: «Михалыч, смотри: у американцев это усилие не нормируется, но у них ступени из мягкого и вязкого нирезиста; а мы стараемся стягивать секцию от души, до упора, против отворота. Но наши-то ступени из твердого и хрупкого чугуна, так мы и давим юбки аппаратов, они лопаются и своими осколками заклинивают ступени в корпусе, а потом уже начинаем размышлять, что это в скважине прикипело... Давай сейчас при тебе эту секцию затянем, а потом уже ее, новую, разобрать никто не сможет. Ясно!».
И заработали, пошли подробные и удобные технологии на сервисных базах! На Нефтеюганской БЦБПО НПО (ЭПУ) технологии и соответствовавшие им планировки новых цехов создавались троицей специалистов: Виктором Кузнецовым (стал потом директором Нефтеюганской базы ЭПУ), Рамилем Сафихановым и Ларисой Румянцевой (единственной в Сибири женщиной — начальником цеха), под руководством молодого и впервые открыто избранного коллективом главного инженера Владимира Лебедя.
Н.М. Лагурева чуть позже перевели из Сургута директором на вновь организованную Мамонтовскую базу ЭПУ — и все сначала. И остались после первого погружника Приобья Лагурева три отличных действующих сервисных предприятия. Сургутской базой сегодня руководит Георгий Мухамадиев, а Мамонтовскую базу купил завод «Борец».
Между Сургутом и Ноябрьском эстонские строители возвели красавец город Когалым (ныне — вотчину ЛУКОЙЛа), где директор Когалымской базы ЭПУ-сервис Николай Пекарников, пропитанный духом аккуратности и порядка родного града, вместе со своей командой соратников договорился с заказчиками и организовал сервисную базу Ойлпамп нового для России образца, где объемный вал ремонтов и монтажей сменился долговременной безотказной работой оборудования, а вместо непрерывных разборок-сборок узлов цех ремонта обеспечивал теперь промывку и динамическое тестирование их для выдачи на скважину в безусловно годном рабочем состоянии.
Ноябрьская база ЭПУ также создавалась по образцу Нефтеюганской и Отрадненской, хотя ее руководители — директор Иван Бочкарев и главный инженер Алексей Болдырев — привнесли в нее много новинок из Оренбуржья, в том числе и… оздоровительный центр у порога главной конторы.
В Нижневартовске безбрежный Самотлор обслуживался громадным заводом по ремонту и обслуживанию ЭПУ, называвшийся базой энергетического оборудования, где директором был Геннадий Лысенков, а умница и изобретатель механик Сергей Цицеров — главным инженером. Завод обеспечивал ремонтные цехи современным оборудованием и технологиями, цех ремонта ПЭД у них организовывал и возглавлял приехавший из Татарии Борис Начаров, чьим техническим решениям в создании ремонтного оборудования не стыдно было завидовать.
На сто верст севернее Вартовска обслуживала Варьеганскую группу месторождений Радужнинская ЦБПО ЭПУ. Создавать ее прислали в 1984 г. инженера из Отрадного и Нефтеюганска Александра Ивановича Карпухина, которого немного погодя сменил такой же отрадненско–нефтеюганский специалист громадных физических размеров Александр Иванов, и уже после него через пару лет в должность вступил приехавший из Сургута Павел Кухарша, сформировавший свою базу вместе с главным инженером из Башкирии Рашитом Абдуллиным. Еще при советской власти Рашит Фаридович озвучивал мысль, что его база умеет при ремонте собирать насосы и двигатели качеством не хуже новых, а значит, в состоянии самостоятельно работать как завод и выпускать свое оборудование. Абдуллин отличался редким упорством и светлой инженерной находчивостью, и сегодня его сервисная база — единственное в Сибири предприятие, выпускающее полнокомплектные новые погружные установки, включая термостойкий кабель и русские параметрические двигатели профессора Н.В. Яловеги, обладающие повышенным моментом на валу и хорошей энергоэффективностью, а также насосы со штампосварными ступенями из нержавеющей стали. Немалый вклад в становление этого завода внес слесарь-вахтовик из Тольятти, этакий самородок «Кулибин» Анатолий Буланов, вместе с напарником своим Виктором Богатыревым создававший прямо-таки уникальные станки и приспособления, обеспечивающие поточное производство ступеней и кабеля.
Родоначальница всего погружного сервиса Отраднен-ская база ЭПУ жива и здорова, а руководит ею толковый инженер-энергетик из Нефтеюганска Владимир Мареев.
…Перечисленные выше сервисные базы обслуживают сегодня громадный фонд нефтяных скважин, оборудованных УЭЦН, а средний срок работы установки ЭПУ в скважине близок к календарному году. По расчетам ОКБ БН, три четверти отечественной нефти извлекается погружными насосными системами, созданными Армаисом Саркисовичем Арутюновым и внедренными в нашей стране Александром Антоновичем Богдановым.
Светлых личностей, столь много сделавших для становления российского сервиса УЭЦН — Н. Лагурева, А. Лагурева, В. Долгополова, Р. Сафиханова, С. Цицерова, А. Иванова, Л. Румянцевой, А. Буланова и Р. Абдуллина, уже нет в наших рядах. Их светлой памяти автор и посвящает эту статью.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей


    Авторизация


    регистрация

    Просмотров статьи: 246

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru