УДК:
DOI:

Вузы и работодатели: от сотрудничества к системному взаимодействию (часть 1)

Universities and employers: from cooperation to system interaction (part 1)

A. VLADIMIROV, V. BALABA, Gubkin Russian State University of Oil and Gas (NIU)

В системе и структуре профессионального образования произошли значительные изменения, основной идеей которых является переход от унаследованной от плановой экономики парадигмы «обучение на всю жизнь» к «обучению на протяжении всей жизни». Теперь образовательные стандарты должны быть сопряжены с соответствующими профессиональными стандартами, актуальными требованиями рынка труда. Это предполагает системное сотрудничество вузов и работодателей. И именно эта область взаимодействия нефтегазовых вузов и работодателей, в частности по вопросам прикладного бакалавриата, является, по мнению авторов, наиболее проблемной. Она рассматривается в статье на примере подготовки кадров для бурения скважин (бакалавров, магистров, горных инженеров). Сделан вывод, что введение прикладного бакалавриата должно сопровождаться разработкой новых образовательных программ, причем с непосредственным участием работодателей, – только профессиональное сообщество может сформулировать требования к программам профессионального образования и оценить соответствие их этим требованиям.

In the vocational education system and structure are significant changes occurred, the main idea of which is the transition from the paradigm of «learning for the whole life» to «lifelong learning». Now educational standards should be associated with relevant professional standards, current labor market requirements. This implies system cooperation of universities and employers. And it is this area interaction between oil and gas universities and employers, in particular, on applied baccalaureate, is, according to the authors, the most problematic. It is considered in the article on the example of training for drilling of wells (bachelors, masters, mining engineers). A conclusion is drawn, that the introduction of applied baccalaureate should be accompanied by the development of new educational programs, with direct participation employers – only the professional community can formulate requirements for vocational education programs and assess compliance with these requirements.

За последнее десятилетие в системе и структуре профессионального образования произошли действительно серьезные изменения, основной идеей которых является переход от унаследованной от плановой экономики парадигмы «обучение на всю жизнь» к «обучению на протяжении всей жизни». Со вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1], утверждением перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования [2] и принятием соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) высшая школа перешла на многоуровневую систему образования, предоставляющую наряду с другими новшествами возможность обучения по индивидуальной траектории. ФГОС ВО теперь сопряжены с соответствующими профессиональными стандартами и законодательно определены механизмы влияния работодателей на содержание образования [1, 3]. Все это предполагает, что взаимодействие работодателей и вузов должно перейти на новый уровень – от сотрудничества и спонсорской помощи отдельным вузам к системному взаимодействию по различным аспектам подготовки кадров в вузах [4, 5]. Именно эта область взаимодействия нефтегазовых вузов и работодателей является, по мнению авторов, наиболее проблемной. Она рассматривается в статье на примере подготовки кадров для бурения скважин.
Самым массовым по количеству выпускников и в то же время самым проблемным является бакалавриат. Связано это с тем, что, несмотря на 26-летнюю историю его развития в России, однозначного понимания сущности этого уровня высшего образования (ВО) так и не сложилось, его развитие оказалось неоднозначным и порой противоречивым. Преобладающим в вузах нефтегазового профиля является академический бакалавриат, имеющий целью глубокую общеобразовательную и профессиональную теоретическую подготовку, необходимые, прежде всего, для продолжения обучения на следующей ступени ВО – в магистратуре.

Технологии современного нефтегазового производства, в т.ч. в области бурения скважин, стремительно обновляются, становятся все более наукоемкими. Соответственно возрастают требования к квалификации работников всех уровней, а не только занимающих инженерные должности. Решить эту проблему был призван прикладной бакалавриат, имеющий конкретную практическую направленность и основанный на интеграции образовательных программ среднего профессионального и высшего образования. Так, в Распоряжении Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» указано, что введение прикладного бакалавриата в ВО имеет целью «обеспечение подготовки специалистов, владеющих наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области квалификацией для работы со сложными технологиями».
Минобрнауки России по вопросу прикладного бакалавриата занимает неопределенную позицию. ФГОС ВО по прикладному бакалавриату так и не утвержден, ограничились лишь тем, что в действующием ФГОС ВО по нефтегазовому делу, принятом в 2015 г. [6], предусмотрели деление программ бакалавриата на академические и прикладные. Затем убрали и эту позицию – в новом ФГОС ВО, принятых в феврале текущего года [7], такого деления программ бакалавриата уже нет.
Точку в споре о целесообразности прикладного бакалавриата поставил Президент РФ [8]:

В системе и структуре профессионального образования произошли действительно серьезные изменения, основной идеей которых является переход от унаследованной от плановой экономики парадигмы «обучение на всю жизнь» к «обучению на протяжении всей жизни».

«Опираясь на лучшие практики и опыт, нам нужно в короткие сроки провести модернизацию системы профессионального образования, добиться качественных изменений в подготовке студентов, прежде всего по передовым направлениям технологического развития, сформировать ступень «прикладного бакалавриата» по тем рабочим профессиям, которые фактически требуют инженерного образования …».
Понятно, что после этих слов дискуссии возможны только по методологическим вопросам прикладного бакалавриата. Его введение должно сопровождаться разработкой новых образовательных программ, причем с непосредственным участием работодателей – только профессиональное сообщество может сформулировать требования к образовательным программам прикладного бакалавриата и оценить соответствие их этим требованиям.
Авторы убеждены, что в современных условиях система высшего нефтегазового образования будет эффективной только при условии перехода вузов и работодателей от сотрудничества на более высокий уровень – к системному взаимодействию, то есть в буквальном смысле к взаимным действиям. Однако, прежде чем изложить свою точку, зрения авторы сочли необходимым остановиться на некоторых общих вопросах нефтегазового образования, которые важны для понимания рассматриваемой проблемы, но, как показывает опыт общения с представителями промышленности, зачастую ими не принимаются во внимание.

Преобладающим в вузах нефтегазового профиля является академический бакалавриат, имеющий целью глубокую общеобразовательную и профессиональную теоретическую подготовку, необходимые, прежде всего, для продолжения обучения на следующей ступени ВО – в магистратуре.


СТРУКТУРА НЕФТЕГАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Традиционно кадровое обеспечение предприятий нефтегазового комплекса осуществлялось в рамках высшего профессионального образования путем подготовки инженеров по направлению «Нефтегазовое дело», которое включало три специальности: «Бурение нефтяных и газовых скважин», «Разработка и эксплуатация неф­тяных и газовых месторождений» и «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ».
В настоящее время в рамках четырехуровневого профессионального образования (рис. 1) выделены три уровня высшего образования (ВО), которые в нефтегазовом деле реализованы в ФГОС ВО [6, 9 – 11]. С 2019 г. набор в вузы будет осуществляться по ФГОС ВО [7, 12, 13]. Уровни ВО отличаются квалификацией выпускников – уровнем знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности [1].
Начальным уровнем ВО как по содержанию подготовки, так и по количеству студентов, является бакалавриат (срок обучения – 4 года).
Формально вторым уровнем являются специалитет (срок обучения – 5,5 лет) и магистратура (срок обучения 2 года). Однако способ поступления на обучение по этим программам разный: для обучения в специалитете и бакалавриате достаточно иметь среднее общее образование, поступить же в магистратуру можно, только имея диплом бакалавра или специалиста.
В бакалавриате в рамках области профессиональной деятельности существуют устанавливаемые вузом профили подготовки, в частности, «Бурение нефтяных и газовых скважин». При разработке и реализации программы бакалавриата вуз, исходя из потребностей рынка труда и собственных ресурсов (научно-исследовательских и материально-технических), ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр: производственно-технологическая, организационно-управленческая, экспериментально-исследовательская и проектная.
Бакалавриат является первым уровнем ВО, но это не означает, что, освоив эту программу, выпускники представляют собой «заготовку, полуфабрикат», то есть знают всего понемногу и для самостоятельной практической деятельности требуется их доучивание, например, в корпоративной системе обучения.
С годами многими забылось, но когда обсуждался вопрос о введении бакалавриата, то едва ли не главным аргументом в его пользу было снижение срока обучения с 5 до 4 лет, чтобы сократить отставание содержания подготовки от развития технологий. Согласно рамке квалификаций [14] бакалавры – это работники 6-го уровня квалификации, которые готовы к «самостоятельной деятельности, предполагающей определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели».
Предполагается, что бакалавр может пойти работать по профилю подготовки или может продолжить образование в магистратуре, причем не обязательно только по направлению «Нефтегазовое дело». Поэтому программы магистерской подготовки основаны на разных траекториях обучения, которые условно можно назвать преемственной (углубленной), родственной и расширенной. В основе преемственной (углубленной) траектории получения квалификации магистра лежит тот же объект профессиональной деятельности, – в нашем случае – бурение скважин. То есть бакалавр, обучавшийся по профилю «Бурение нефтяных и газовых скважин», продолжает обучение в магистратуре также по бурению скважин, совершенствуя, углубляя свои профессиональные компетенции. Траектория родственной магистратуры предполагает, что обучение в бакалавриате и магистратуре осуществляется в рамках одного направления подготовки, но применительно к разным объектам профессиональной деятельности. Например, бакалавр по профилю «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти» может продолжить обучение в магистратуре по программе бурения скважин. И, наконец, траектория расширенной магистратуры означает, что направления подготовки в бакалавриате и магистратуре разные, то есть происходит изменение области профессиональной деятельности.
Заметим, что независимо от предыстории поступления в магистратуру требования к выпускнику единые, разумеется, с учетом видов профессиональной деятельности, соответствующих программе обучения.
Специалитет в нефтегазовом деле по специальности 21.05.06 – «Нефтегазовые техника и технологии» был восстановлен в декабре 2014 г. по девяти специализациям, в том числе «Технология бурения нефтяных и газовых скважин» и «Капитальный и подземный ремонт скважин» [10]. В настоящее время лицензию на право ведения образовательной деятельности по этой специальности получили вузы, традиционно осуществляющие подготовку инженерных кадров для нефтегазовых отраслей промышленности – РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Самарский государственный технический университет (СамГТУ), Санкт-Петербургский горный университет (СПГУ), Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова» (ЮРГПУ(НПИ)). Первый набор студентов на программу специалитета в 2017 г. осуществили УГНТУ и ЮРГПУ (НПИ).
Заключительным уровнем высшего нефтегазового образования является аспирантура по направлению подготовки 21.06.01 – «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых». Продолжить обучение в аспирантуре (срок обучения – 4 года) можно по окончании специалитета или магистратуры. В результате освоения программы аспирантуры у выпускника должны быть сформированы универсальные (не зависящие от конкретного направления подготовки), общепрофессиональные (определяемые направлением подготовки) и профессиональные (определяемые направленностью (профилем) программы аспирантуры) компетенции в рамках направления подготовки. Государственная итоговая аттестация выпускников включает представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) по научной специальности 25.00.15 – «Технология бурения и освоения скважин». Выпускнику выдается диплом о присвоении квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».
Переход на уровневую подготовку потребовал от вузов значительной перестройки организации учебного процесса. Надо было не просто секвестрировать действующие учебные планы и программы, а разработать новые, позволяющие студенту за время обучения приобрести необходимые для работы по избранному направлению профессиональной деятельности знания, умения, навыки и профессиональные компетенции (а это не только то, что знаешь, но и что умеешь делать) [5].

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
До начала 90-х годов прошлого столетия подготовку по направлению «Нефтегазовое дело» осуществляли не более 10 вузов. При переходе страны от плановой к рыночной экономике произошел резкий рост образовательных учреждений, лицензировавших подготовку по специальностям этого направления, и, соответственно, увеличение числа выпускников вузов. Причин несколько, в данной статье мы их не рассматриваем, но отметим, что с потребностями производства это не связано. Так, в 90-е годы буровая отрасль катастрофически деградировала: если рекордная проходка в 1985 г. составила 35,6 млн м, то в 1995-м было пробурено всего 11 млн м, а в кризисном 1998 г. проходка сократилась до минимума – 5,1 млн м. Несмотря на это, «образовательное производство» продолжало наращивать мощность путем увеличения количества образовательных учреждений и, соответственно, выпуска специалистов. К 2006 г. количество выпускников по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин» по сравнению с 1988 г. практически удвоилось. В 1988 г. вузами было подготовлено 424 специалиста (инженера), в т.ч. 266 человек очно, а в 2006-м уже, соответственно, 754 и 483. При этом вузы подготовили также 368 бакалавров неф­тегазового дела, часть из которых также потенциально могла быть трудоустроена в бурении. Подготовку дипломированных специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин к 2008 г. осуществляли уже 18 образовательных учреждений.
Кроме профильных вузов, традиционно осуществляющих подготовку специалистов для отраслей нефтегазового комплекса страны (РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Самарский государственный технический университет, Санкт-Петербургский горный университет, Тюменский индустриальный университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Ухтинский государственный технический университет, Грозненский государственный нефтяной технический университет, Альметьевский государственный нефтяной институт) и имеющих авторитетные и признанные профессиональным сообществом научно-педагогические школы, на рынок образовательных услуг и рынок труда вышли вузы, не имеющие пока необходимых научно-педагогических кадров, учебно-методического и материально-технического обеспечения, опыта подготовки в области нефтегазового дела.

В современных условиях система высшего нефтегазового образования будет эффективной только при условии перехода вузов и работодателей от сотрудничества на более высокий уровень – к системному взаимодействию, то есть в буквальном смысле к взаимным действиям.

Сегодня подготовку кадров в области бурения нефтяных и газовых скважин ведут в 26 вузах и их филиалах. В 2017 г. по направлению «Нефтегазовое дело» на все уровни и формы обучения в вузы было принято более 10 тыс. студентов, из них 7,5 тыс. – на программы бакалавриата, что значительно больше, чем в годы плановой экономики. Эти вузы условно можно разделить на три группы в зависимости от количества лицензированных уровней подготовки (рис. 2): 1 – бакалавриат, магистратура, аспирантура, 2 – бакалавриат, магистратура, 3 – бакалавриат.
Такое деление вузов не является формальным, а показывает их реальные возможности в обеспечении качества подготовки выпускников. Лицензионные требования к реализации программ магистратуры выше, чем бакалавриата. Поэтому даже по формальным признакам право на подготовку по магистерской программе свидетельствует о наличии у вуза высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, значительного научного потенциала, учебно-методического, информационного и материально-технического обеспечения учебного процесса, устоявшихся связей с научными организациями и производственными предприятиями отрасли.

Перечень магистерских программ, предлагаемых вузами первой и второй группы, показывают их возможности в подготовке буровиков по широкому спектру проблем (табл.). Эти программы практико-ориентированные, многие из них являются совместными программами вуза с научно-производственными подразделениями отрасли. Понятно, что те 18 вузов первой и второй групп, в которых ведется подготовка магистров, обладают существенно большими возможностями в организации на высоком уровне учебного процесса и в бакалавриате.
Для вузов 1-й группы (РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, СПГУ, СКФУ и УГНТУ) характерно наличие действующих на их базе диссертационных советов по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата наук и доктора наук по научной специальности 25.00.15 – «Технология бурения и освоения скважин». За последние пять лет по этой научной специальности были защищены 51 кандидатская и 1 докторская диссертации. В настоящее время по специальности 25.00.15 кроме диссертационных советов, функционирующих на базе этих вузов, действуют диссертационные советы только на базе Института «ТатНИПИнефть» ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина и ООО «Газпром ВНИИГАЗ». Ранее функционировавшие на базе НПО «Бурение», НПО «Буровая техника», ТИУ и Института машиноведения имени А.А. Благонравова РАН диссертационные советы были лишены государством такого права, что накладывает особую ответственность за обеспечение нефтегазовых отраслей кадрами высшей квалификации на оставшиеся диссертационные советы.
Вузы первой и второй групп входят в число учебных заведений, являющихся опорными вузами нефтегазовых компаний, на базе которых бизнес в основном решает вопросы подготовки, повышения квалификации и переподготовки своих сотрудников. В ряде вузов нефтегазовые компании создали базовые кафедры, позволяющие объединить потенциал вуза и производства для подготовки квалифицированных кадров, оснастили учебные аудитории и лаборатории, предоставили буровое оборудование и инструменты, измерительные системы и программное обеспечение. Так, ПАО «ЛУКОЙЛ» создало и оснастило в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина учебный полигон нефтегазопромыслового оборудования, а ПАО «НК «Роснефть» – современный Центр морского бурения, существенно повысившие возможности вуза в достижении высокого уровня подготовки студентов-буровиков.

Литература

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.03.2018).
2.Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 (ред. от 11.04.2017) «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70480868/ (дата обращения: 18.03.2018).
3.Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 г. № 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/194646/ (дата обращения: 22.03.2018).
4.Владимиров А.И. Высшее нефтегазовое образование. Инновационный путь развития. М.: Недра, 2009. 330 с.
5.Владимиров А.И. О подготовке кадров для нефтегазового комплекса. М.: Недра, 2014. 72 с.
6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2015 г. № 226 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.03.01 Нефтегазовое дело (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70938230/ (дата обращения: 21.04.2018).
7.Приказ Минобрнауки России от 09.02.2018 № 96 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 21.03.01 Нефтегазовое дело» [Электронный ресурс]. URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-09.02.2018-N-96/ (дата обращения: 05.03.2018).
8.Послание Президента РФ Федеральному собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному собранию» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1182611/ (дата обращения: 10.02.2018).
9.Приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 № 297 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.04.01 Нефтегазовое дело (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70995532/ (дата обращения: 19.03.2018).
10.Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2014 г. № 1530 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 21.05.06 Нефтегазовые техника и технологии (уровень специалитета)» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70829344/ (дата обращения: 01.03.2018).
11.Приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 № 886 (ред. от 30.04.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.06.01 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/01/28/dok33816-dok.html (дата обращения: 27.02.2018).
12.Приказ Минобрнауки России от 09.02.2018 № 97 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по специальности 21.04.01 Нефтегазовое дело [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71791934/ (дата обращения: 06.02.2018).
13. Приказ Минобрнауки России от 11.01.2018 № 27 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 21.05.06 Нефтегазовые техника и технологии» [Электронный ресурс]. URL: https://bazanpa.ru/minobrnauki-rossii-prikaz-n27-ot11012018-h3938611/ (дата обращения: 23.03.2018).
14.Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-12042013-n-148n/ (дата обращения: 04.02.2018).

References

1.Federal’nyy zakon ot 29.12.2012 nomer 273-FZ (red. ot 29.12.2017) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law no. 273-FZ dd. December 29, 2012 (as amended on December 29, 2017) «On Education in the Russian Federation»] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 12.03.2018).
2.Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.09.2013 nomer 1061 (red. ot 11.04.2017) «Ob utverzhdenii perechney spetsial’nostey i napravleniy podgotovki vysshego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dd. 12.09.2013 no. 1061 (Edited dd. 11.04.2017) «On the approval of lists of specialties and directions for the preparation of higher education»] (in Russian). URL: http://base.garant.ru/70480868/ (accessed 18.03.2018).
3.Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 24.12.2008 g. nomer 1015 «Ob utverzhdenii Pravil uchastiya ob»yedineniy rabotodateley v razrabotke i realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti professional’nogo obrazovaniya» [Resolution of the Government of the Russian Federation dd. December 24, 2008, no. 1015 «On approval of the Rules for the participation of employers’ associations in the development and implementation of the state policy in the field of vocational education»] (in Russian). URL: http://base.garant.ru/194646/ (accessed 22.03.2018).
4.Vladimirov A.I. Vyssheye neftegazovoye obrazovaniye. Innovatsionnyy put’ razvitiya [Higher education in oil and gas. Innovative way of development]. Moscow, Nedra Publ., 2009. 330 p.
5.Vladimirov A.I. O podgotovke kadrov dlya neftegazovogo kompleksa [On the training of personnel for the oil and gas complex]. Moscow, Nedra Publ., 2014. 72 p.
6.Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12 marta 2015 nomer 226 «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki dd. 21.03.01 Neftegazovoye delo (uroven’ bakalavriata)» [The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dd. March 12, 2015, no. 226 «On approval of the federal state educational standard of higher education in the field of preparation 21.03.01 Oil and gas business (bachelor’s level)»] (in Russian). URL. http://base.garant.ru/70938230/ (accessed 21.04.2018).
7.Prikaz Minobrnauki Rossii ot 09.02.2018 nomer 96 «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya – bakalavriat po napravleniyu podgotovki 21.03.01 Neftegazovoye delo» [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dd. 09.02.2018 no. 96 On approval of the federal state educational standard of higher education – Bachelor’s degree in training dd. 21.03.01 Oil and gas business] (in Russian). URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-09.02.2018-N-96/ (accessed 05.03.2018).
8.Poslaniye Prezidenta RF Federal’nomu Sobraniyu ot 01.03.2018 «Poslaniye Prezidenta Federal’nomu Sobraniyu» [Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dd. 01.03.2018 «Message of the President to the Federal Assembly»] (in Pussian). URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1182611/ (accessed 10.02.2018).
9.Prikaz Minobrnauki Rossii ot 30.03.2015 nomer 297 «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 21.04.01 Neftegazovoye delo (uroven’ magistratury)» [The Order of the Ministry of Education and Science of Russia dd. 30.03.2015 no. 297 «On the approval of the federal state educational standard of higher education in the field of preparation dd. 21.04.01 Oil and gas business (magister’s level)»] (in Russian). URL: http://base.garant.ru/70995532/ (accessed 19.03.2018).
10.Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 1 dekabrya 2014 g. nomer 1530 «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya po spetsial’nosti 21.05.06 Neftegazovyye tekhnika i tekhnologii (uroven’ spetsialiteta)» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dd. December 1, 2014 no. 1530 «On approval of the federal state educational standard of higher education on specialty dd. 21.05.06 Oil and gas equipment and technologies (level of specialty)»] (in Russian). URL: http://base.garant.ru/70829344/ (accessed 01.03.2018).
11.Prikaz Minobrnauki Rossii ot 30.07.2014 nomer 886 (red. ot 30.04.2015) «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 21.06.01 Geologiya, razvedka i razrabotka poleznykh iskopayemykh (uroven’ podgotovki kadrov vysshey kvalifikatsii)» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation no. 886 dd. 30 July 2014 (as amended dd. 30.04.2015) «On approval of the federal state educational standard of higher education in the field of preparation dd. 21.06.01 Geology, exploration and mining of minerals (the level of training of highly qualified personnel)»] (in Russian). URL: https://rg.ru/2015/01/28/dok33816-dok.html (accessed 27.02.2018).
12.Prikaz Minobrnauki Rossii ot 09.02.2018 nomer 97 «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya–magistratura po spetsial’nosti 21.04.01 Neftegazovoye delo» [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dd. 09.02.2018 no. 97 «On approval of the federal state educational standard of higher education-magister’s degree in specialty dd. 21.04.01 Oil and gas business»] (in Russian). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71791934/ (accessed 06.02.2018).
13.Prikaz Minobrnauki Rossii ot 11.01.2018 nomer 27 «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya – spetsialitet po spetsial’nosti 21.05.06 Neftegazovyye tekhnika i tekhnologii» [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dd. 11.01.2018 no. 27 «On approval of the federal state educational standard of higher education - specialty on specialty dd. 21.05.06 Oil and gas equipment and technologies»] (in Russian). URL: https://bazanpa.ru/minobrnauki-rossii-prikaz-n27-ot11012018-h3938611/ (accessed 23.03.2018).
14.Prikaz Mintruda Rossii ot 12.04.2013 nomer 148n «Ob utverzhdenii urovney kvalifikatsii v tselyakh razrabotki proyektov professional’nykh standartov» [Order of the Ministry of Labor of Russia dd. 12.04.2013 no. 148н «On the approval of skill levels for the development of draft professional standards»] (in Russian). URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-12042013-n-148n/ (accessed 04.02.2018).

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Владимиров А.И.

    Владимиров А.И.

    президент РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

    Балаба В.И.

    Балаба В.И.

    д.т.н., профессор

    Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина

    Просмотров статьи: 19215

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru