В нефтегазовой индустрии самым наукоемким и высокотехнологичным видом деятельности является геофизика. Результаты геофизических исследований лежат в основе поиска, разведки и разработки месторождений нефти и газа, без них невозможно эффективно бурить, эксплуатировать и ремонтировать скважины. Успехи в развитии техники и технологии геофизики тесно переплетены с достижениями оборонно-промышленного и военно-космического комплексов, зависят от уровня академической и отраслевой науки, эффективности системы образования, интеллектуальной подготовки персонала. Полномасштабными компетенциями в области геофизики обладают только две страны в мире – США и Россия. Этот факт является важным конкурентным преимуществом обеих стран. Китай пока отстает от лидеров и для сокращения разрыва инвестирует около $1 млрд в год в развитие своей геофизики.
Об уровне отечественной геофизики можно судить по работе на Марсе более 5 лет генератора нейтронов, созданного геофизиками ВНИИА по заказу NASA для марсохода Curiosity.
В острой борьбе на мировом рынке нефтегазового сервиса американские многопрофильные корпорации Schlumberger, Halliburton, BHGE и Weatherford выработали технологию, следуя которой обеспечивают себе лидерские позиции. В авангарде многопрофильного сервиса всегда должна быть геофизика, руководить корпорацией должны специалисты, хорошо представляющие возможности геофизики, необходимым условием является наличие в корпорации мощного, хорошо финансируемого инжинирингового центра, создающего уникальную технику, технологии, программное обеспечение прежде всего в геофизике, а затем и других видах сервиса. Опираясь на конкурентное превосходство в создании уникальных геофизических технологий и интегрировании их с другими видами сервиса, корпорации стали лидерами глобального сервисного рынка.
В развитии российской геофизической науки, приборостроения, сервиса можно выделить три этапа.
Первый этап (1921 – 1990 гг.). Период становления российской геофизики в рамках плановой экономики. Время формирования и бурного развития в составе нефтегазовой отрасли отечественного геофизического комплекса. В его состав входили три, говоря современным языком, государственные геофизические корпорации, подчиненные, соответственно, Миннефтепрому, Мингазпрому и Мингео СССР. Корпорации состояли из сервисных предприятий, отраслевых институтов, конструкторских бюро, заводов по производству геофизической аппаратуры и оборудования. Комплекс полностью обеспечивал потребности нефтегазовой промышленности внутри страны и успешно конкурировал на мировой арене с американскими корпорациями, контролируя примерно 15 % глобального рынка.
Второй этап (1991 – 2014 гг.). Охватывает период от развала СССР и перехода к рыночной экономике до введения санкций США и ЕС. В этот период руками государства, во главе которого стояли либералы, было разрушено до основания все, что было создано в геофизике за предыдущий период. По недомыслию или злому умыслу они решили, что в глобальной рыночной экономике доморощенный геофизический комплекс России не нужен. Есть лучший в мире сервис американских корпораций, которые легко справятся со всеми проблемами нефтегазовой индустрии России. Вопросы национальной безопасности страны и нефтегазового комплекса не беспокоили государственных мужей того периода.
В результате российский геофизический комплекс был дезинтегрирован, акционирован, приватизирован, лишен государственного финансирования, получил ярлык «непрофильного актива» и был выведен из состава большего числа формировавшихся тогда нефтегазовых компаний. В этот тяжелейший для российской геофизики период на внутренний рынок были запущены корпорации США Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и Weatherford. Новые игроки немедленно приступили к ликвидации некогда опасного конкурента и разделу зон влияния. Вначале все получалось, но вскоре на защиту российского рынка встал молодой и неопытный частный российский геофизический бизнес. В неравной схватке с транснациональными корпорациями, располагавшими неограниченными финансовыми ресурсами, без какой-либо поддержки со стороны государства и отечественных нефтегазовых компаний частный бизнес отстоял свой рынок.
В настоящее время 83 % внутреннего рынка контролируют российские компании. На долю частного бизнеса приходится 68 % сервисного рынка и около 90 % рынка геофизического приборостроения. Из перечисленных выше корпораций на рынке осталась корпорация Schlumberger, доля которой постепенно снижается к 10 %. По объему выполняемых работ российская геофизика вышла на второе после США место в мире. Третью позицию занимает Китай.
Третий этап (2014 г. и далее). Объявление санкций США и ЕС, постоянные угрозы их ужесточения дали мощный толчок развитию в стране собственного производства необходимой для нефтегазовой индустрии техники и технологий. В нефтегазовом сервисе стало популярно импортовытеснение с помощью крупных многопрофильных холдингов, владеющих современным геофизическим сервисом, успешно конкурирующих с американскими сервисными корпорациями.
Представленные в табл. 1, 2 данные по внутреннему геофизическому рынку в 2016 – 2017 гг. свидетельствуют о последовательной реализации на практике данной стратегии. На первое место по объему геофизического сервиса вышла государственная геологоразведочная корпорация «Росгеология», второе место заняла частная многопрофильная сервисная корпорация «Таграс-Холдинг», геофизический сервис в которой успешно осуществляет ООО «ТНГ-Групп». Отметим, что общая выручка по всем видам сервиса «Таграс-Холдинга» вдвое превышает выручку корпорации «Росгеология». Успешным оказался 2017 г. и для других сервисных холдингов. Нарастили свои объемы «Башнефтегеофизика», «Башвзрывтехнологии», «Нефтьсервисхолдинг». Под напором отечественных корпораций Schlumberger постепенно теряет объемы на суше и сместилась на третью позицию, удерживать которую пока удается за счет ГИС сервиса на шельфе.
В отличие от описанных выше отечественных холдингов, корпорации ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть» развитием собственной геофизики практически не занимались. Конкурентоспособность дочерних геофизических предприятий систематически снижалась, а геофизики ООО «Газпром георесурс» второй год подряд теряют свои объемы работ. Корпорации своевременно не позаботились об оснащении собственной геофизики необходимой техникой и технологией для ГИС сервиса на шельфе и оказались при объявлении санкций в полной зависимости от сервиса Schlumberger. Китай и Вьетнам такого просчета не допустили и сами выполняют геофизический сервис на шельфе.
По предварительным итогам, геофизический рынок в 2017 г. преодолеет спад 2016 г. и восстановит положительный тренд. Участники рынка продолжили диверсификацию сервиса, осваивая технологии для месторождений с ТрИЗ (имиджеры, ОПК, кросс-дипольный АК), технологии повышения нефтеотдачи пластов (ГНКТ, ГРП, МГРП), технологии геофизического сервиса на шельфе.
Направления модернизации. В ранее опубликованной статье («Бурение и нефть», 04, 2017) были подробно рассмотрены направления и источники финансирования инновационного развития российской геофизики. Поэтому здесь ограничимся лишь перечислением критических геофизических технологий, подлежащих приоритетной реализации:
1.Геофизический сервис на шельфе и горизонтальных скважинах на суше.
2.Технологии для нетрадиционных месторождений и ТрИЗ.
3.Отечественное геофизическое программное и метрологическое обеспечение для поиска, разведки и разработки месторождений.
4.Инструментальный геофизический мониторинг КИН.
Особое внимание следует уделить созданию Федерального геофизического центра метрологии и сертификации, что соответствует «Стратегии обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года», утвержденной Правительством РФ 19 апреля 2017 г. № 737-р. В настоящее время такая система в России отсутствует, что недопустимо с точки зрения конкурентоспособности.
Стратегия освоения глобального рынка. В среде нефтяников и геофизиков популярен анекдот, касающийся американской технологии освоения нефтяных рынков в новых регионах. Сначала в регион приходит Schlumberger, потом появляется 6-ой флот США, затем ФБР и далее по накатанной дороге.
Тема возврата на мировой рынок стала интересовать российский бизнес после того, как вернули контроль на внутреннем рынке, померялись силами с американскими корпорациями в реальной битве на выживание, создали ряд крупных холдингов с геофизикой и широким спектром других услуг, но рентабельность работ бизнес не устраивала. Санкции США и ЕС, направленные на подрыв нефтегазового комплекса России, подтолкнули бизнес к мысли: не пора ли корпорациям Schlumberger, Halliburton, BHGE и Weatherford поделиться частью своего глобального пирога с российскими партнерами. Прогнозные оценки выгоды от экспорта услуг дали обнадеживающие результаты, но и риски велики.
Положительными факторам для возврата на мировой рынок являются:
•благоприятный курс рубля и выгодная разница сервисных расценок на внутреннем и международном рынках;
•кризис глобального рынка нефтегазового сервиса и опыт успешной конкуренции с американскими корпорациями;
•возможность кооперации с российскими нефтегазовыми компаниями, уже освоившими зарубежный рынок;
•поддержка и защита государством расширения экспорта наукоемкой продукции и услуг;
•благоприятная для российского бизнеса геополитическая обстановка в ряде регионов мира (Ближний Восток, Северная Африка, Латинская Америка).
К негативным факторам относятся риски, связанные с возможными террористическими угрозами и военными действиями, проблемами валютных взаиморасчетов, коррупции, недобросовестной конкуренции и т.д. Но теперь, как у Schlumberger есть 6-ой флот США, так и у российских корпораций есть ВКС и ВМФ РФ.
По данным за 2016 г., объем мирового рынка нефтегазового сервиса составил $126 млрд. На долю американских корпораций пришлась значительная его доля: Schlumberge $27,8 млрд, BHGE $23,0 млрд, Halliburton $15,9 млрд, Weatherford $5,7 млрд. Рынок находился в кризисе и корпорации понесли следующие убытки: Schlumberge $1,6 млрд, Baker Hughes $2,736 млрд, Halliburton $5,769 млрд. При российских расценках на сервисные услуги условия для вхождения на такой рынок отечественных компаний весьма благоприятны.
Для сравнения: мировой рынок вооружения в 2015 г. составил $65 млрд. На долю США приходится треть этого объема, а России 8,1 %.
Из приведенных данных следует, что на мировом рынке нефтегазового сервиса Россия может зарабатывать больше, чем на рынке вооружений. Так как прогресс в оборонно-промышленном и военно-космическом комплексах прямо влияет на прогресс и конкурентоспособность геофизического комплекса РФ, то зарабатывать целесообразно на обоих рынках.
Опираясь на мировой опыт, стратегия возврата на мировой сервисный рынок может стартовать, например, с Ближнего Востока путем закрепления на этом рынке 1 – 2 мощных сервисных холдинговых компаний, оснащенных самой современной техникой и технологиями, владеющих уникальными компетенциями в геофизике, бурении и других видах сервиса и имеющих опыт конкурентной борьбы с американскими корпорациями. Нефтегазовые компании, осуществляющие разведку и разработку месторождений нефти и газа в зарубежье, имеющие или не имеющие в своем составе геофизику, могли бы подтягивать за собой отечественные геофизические компании.
Ассиметричный ответ на санкции. В настоящее время мало кто в мире предполагает, что Россия может составить конкуренцию таким мощным лидерам мирового рынка, какими являются корпорации Schlumberger, Halliburton, BHGE и Weatherford. Вполне понятно также, что с распростертыми объятьями на этом рынке никто российский бизнес не ждет и уступать выгоду никто не собирается. Потребуются значительные инвестиции и скоординированные усилия, как со стороны государства, так и нефтегазовых и сервисных корпораций.
По предварительным оценкам, в ближайшие 5 лет на модернизацию и переоснащение сервиса, создание Федерального геофизического центра метрологии и сертификации, разработку критических сервисных технологий потребуется не менее 10 – 15 млрд руб. Ожидаемая выручка на глобальном рынке к 2023 г. оценивается в $5 – 7 млрд/г. с ростом в последующие годы. Источником инвестиций в развитие сервиса могут стать, с одной стороны, ВИНКи, которые 25 лет ничего не вкладывали в развитие российской геофизики, с другой – сервисные холдинги за счет выручки на глобальном рынке, а также государство, которое должно обеспечить обнуление на 5 лет налогов на прибыль всем участникам ассиметричного ответа на санкции.