УДК:
DOI:

О состоянии геологоразведочных работ в нефтегазовой отрасли

Real state exploration in the oil and gas industry

V. BESSEL NewNech Services LLC.; Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University)

На основании анализа данных по доказанным запасам углеводородов в регионах мира и ведущих странах – производителях углеводородов в 2004 – 2014 гг. автор делает оценку коэффициента восполнения запасов, а также рассматривает причины снижения его значения в России за последние 10 лет. Проведенный статистический анализ данных по добыче и запасам в ведущих странах – производителях углеводородов за 2012 – 2014 гг. показал, что за последние три года наметилась устойчивая тенденция опережающего роста добычи углеводородов в мире над воспроизводством их запасов. Для преодоления этой опасной тенденции необходимо наращивать объемы и повышать качество проведения геологоразведочных работ. Статья, написанная по материалам доклада, сделанного автором на III Национальном нефтегазовом форуме, проходившем в Москве 19 – 20 апреля 2016 г., посвящена вопросам воспроизводства углеводородного сырья.

Based on the analysis of proven reserves of hydrocarbons in the regions of the world data and the leading countries – producers of hydrocarbons in the years 2004-2014, the author makes an assessment of the reserves replacement ratio, also considering the reasons for the decline of its value in Russia for the last 10 years. The statistical analysis of data on production and stocks in major producing countries of hydrocarbons for the years 2012 – 2014 showed that there has been a steady trend of advanced hydrocarbon production growth in the world over the reproduction of stocks over the past three years. It is shown that in order to overcome this dangerous trend must be to increase the volume and improve the quality of exploration. The article are written on materials of the report made by the author in the third national oil and gas forum, held in Moscow on 19 – 20 April 2016, is devoted to the reproduction of hydrocarbon raw materials.

В экспертном сообществе наблюдаются разнонаправленные мнения: от оптимистических – углеводородов на планете Земля – огромное количество и с развитием технологий добычи человечество сможет добывать их многие столетия – до самых пессимистических: прирост доказанных по категории «1P» Society of Petroleum Engineers запасов углеводородов уже не обеспечит постоянно растущие потребности в углеводородах даже в этом столетии. Совершенно очевидно, что сама логика диалектического развития человеческого познания рано или поздно приведет к смене энергетической парадигмы, как это уже не раз случалось в истории. Однако необходимо оценить: сколько же у нас для этого есть времени? Вопрос крайне непростой, поэтому автор воспользовался возможностью анализа статистических данных ВР по запасам и добыче УВ за период 2004 – 2014 гг. для более или менее достоверного (насколько это возможно при применении статистических методов анализа макроэкономических показателей) определения тенденций интенсивности роста добычи и прироста запасов углеводородов в мире – если темпы роста добычи превосходят темпы роста воспроизводства запасов, то правы пессимисты; если наоборот – тогда оптимисты правы.
За прошедшее десятилетие (2004 – 2014 гг.) наблюдался устойчивый рост доказанных запасов углеводородов в мире (Proved Reserves или «1P» по классификации запасов SPE-PRMS), в результате чего они выросли на 77,3 млрд т н.э. (23,3 %) [1], что отражено на диаграмме, приведенной на рис. 1.
При этом рост происходил в регионах нефтегазодобычи стран Центральной и Южной Америки – 160,5 %, Европы и Евразии – 27,3 %, АТР – 14 %, Северной Америки – 13,2 %, Африки – 10,7 % и Ближнего Востока – 9,1 %. С учетом того, что накопленная добыча углеводородов за тот же период составила 74,9 млрд т н.э. [1], нетрудно подсчитать, что коэффициент восполнения запасов, определяемый как отношение прироста запасов к накопленной добыче за анализируемый период [2], имеет значение чуть более 1. Таким образом, воспроизводство разведанных запасов углеводородов осуществляется в расширенных масштабах [2], что можно считать успешным результатом проведения геологоразведочных работ. Но так ли все хорошо на самом деле? Можем ли мы считать прошедшие десять лет успешными с точки зрения затрачиваемых финансовых и физических усилий на ГРР? Проанализируем этот вопрос подробнее.
Из диаграммы на рис. 1 следует, что наиболее быстрыми темпами за прошедшие 10 лет росли запасы углеводородов в странах Центральной и Южной Америки, а также Европы и Евразии – 51,5 млрд т.н.э., или более 66,6 % от прироста мировых запасов углеводородов. Диаграмма распределения прироста запасов углеводородов по странам, прирастившим запасы за период 2004 – 2014 гг., показана на рис. 2.
Лидирующее положение по приро­сту запасов углеводородов занимают две страны – Венесуэла и Туркменистан. Но из 35,3 млрд т н.э. прироста запасов Венесуэлы 34,15 млрд т н.э. составляют высоковязкие битуминозные нефти пояса реки Ориноко, а все 13,7 млрд т н.э. прироста запасов Туркменистана – это углеводороды уникального газонефтяного месторождения «Галкыныш» на юго-востоке страны [1]. Таким образом, во всех остальных регионах нефтегазодобычи в мире прирост запасов углеводородов составил только 29,45 млрд т н.э.
Распределение накопленной добычи углеводородов (млрд т н.э.), прирост запасов углеводородов (млрд т н.э.) и коэффициент восполнения запасов (%), рассчитанный без учета битуминозных нефтей пояса реки Ориноко в Венесуэле и углеводородов месторождения «Галкыныш» в Туркменистане за период 2004 – 2014 гг., показаны на диаграмме (рис. 3).
Таким образом, если мысленно исключить из роста запасов углеводородов за последние 10 лет в мире два небольших по мировым масштабам региона – пояс реки Ориноко в Венесуэле и месторождение «Галкыныш» в Туркменистане, то во всех остальных традиционных регионах нефтегазодобычи мира коэффициент восполнения запасов углеводородов составляет менее 0,4, что пока еще обеспечивает расширенное воспроизводство углеводородов в мировом масштабе.
Проанализируем состояние с восполнением запасов углеводородов в странах – лидерах по накопленной за период 2004 – 2014 гг. добыче – России, США и Саудовской Аравии, на долю которых пришлось почти 37 % мировой добычи (27,7 млрд т н.э.). Прирост запасов нефти (млрд т н.э.), природного газа (трлн м3), совокупный прирост запасов углеводородов (млрд т н.э.) и накопленная добыча (млрд т.н.э.) в Саудовской Аравии, США и России за период 2004 – 2014 гг. показаны в виде диаграммы на рис. 4 [1].
Среди стран-лидеров по добыче углеводородов за последнее десятилетие в России воспроизводство углеводородов осуществлялось наименьшими темпами – коэффициент восполнения запасов чуть более 0,09. Причинами этого могли быть такие факторы:
• Недостаточные объемы геологоразведочных работ, проводимых ВИНГК на лицензионных участках. В 2014 г. объем бурения в России составил 20,77 млн м, из них 994 тыс. м, или 4,8 %, составил объем разведочного бурения; в 2015 г. при росте объема бурения до 22,88 млн м объем разведочного бурения снизился до 818 тыс. м – до 3,6 % [3]. Объем поисково-оценочных работ, проводимых АО «Росгеология» в перспективных регионах нефтегазодобычи Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также на шельфах Арктических и Дальневосточных морей, также не удовлетворяет насущным потребностям [4].
• Мала вероятность нахождения уникальных по запасам нефтегазовых месторождений, подобных Самотлорскому и Ромашкинскому, Приобскому и Федоровскому, Уренгойскому и Бованенковскому, в новых регионах проведения поисково-разведочных работ [4].

Если мысленно исключить из роста запасов углеводородов за последние 10 лет в мире два небольших по мировым масштабам региона – пояс реки Ориноко в Венесуэле и месторождение «Галкыныш» в Туркменистане, то во всех остальных традиционных регионах нефтегазодобычи мира коэффициент восполнения запасов углеводородов составляет менее 0,4, что пока еще обеспечивает расширенное воспроизводство углеводородов в мировом масштабе.

Ожидания экспертов прежде всего связаны с шельфовыми зонами Арктических и Дальневосточных морей [4], однако подготовка к этим работам потребует очень серьезных финансовых и материальных усилий государственных и частных компаний, консолидации научно–технических, технологических и финансовых ресурсов как российских нефтегазовых компаний, вузов, проектных институтов и промышленных предприятий нефтегазового профиля, так и государственных и частных финансовых институтов. При отсутствии такого рода кооперации реализация арктических шельфовых нефтегазовых проектов в России, скорее всего, будет сопряжена со значительными трудностями [5].
Наблюдаемая тенденция снижения темпов прироста доказанных запасов углеводородов в России тревожна и не учитывать ее при разработке планов развития нефтегазового комплекса страны на среднесрочную и долгосрочную перспективы было бы неверно.
На это накладывается еще одна проблема: за последние годы в мире наметилась устойчивая тенденция повышения интенсивности добычи углеводородов. Необходимо это пояснить подробнее, для чего в табл. приведены данные по добыче и доказанным запасам углеводородов за 2012 – 2014 гг. в странах мира, на долю которых приходится свыше 90 % мировых запасов и 80 % мировой добычи нефти и газа [1].
Хотелось бы провести анализ данных и ранее 2012 г., однако корректно это сделать не представляется возможным, так как начиная с 2012 г. в отчетах компании British Petroleum существенно снижены данные по запасам газа в России и Туркменистане. Со стороны компании BP никаких комментариев на этот счет не последовало, поэтому могу предположить, что это связано с разницей в подходах к классификации запасов углеводородов в России и используемых British Petroleum, при котором российская категория запасов С2 (предполагаемые запасы) к категории запасов Proved Reserves (1P) не относятся. Тем не менее анализ статистических данных даже за последние три года дает очень интересный результат. Автором еще в 2013 г. был предложен статистический метод оценки уровня добычи углеводородов в зависимости от их запасов по репрезентативной выборке, собранной из данных ведущих стран-производителей нефти и газа [6]. Этот достаточно простой метод позволяет строить уравнение линейной регрессии, описывающее мировой тренд добычи в зависимости от запасов:
Y = AX + B, (1),
где: х – запасы углеводородов, млрд т н.э.;
у – добыча углеводородов, млн т н.э.;
значение коэффициента пропорциональности А определяет интенсивность отбора углеводородов в зависимости от их запасов.
В качестве примера на рис. 5 приведена диаграмма, построенная на основании данных из табл., по результатам 2014 г. [1].
Подобный анализ данных из табл. показывает, что если в 2012 г. коэффициент интенсивности отбора углеводородов был равен значению 6,866, то в 2014-м этот коэффициент вырос до уровня 7,36, т.е. рост интенсивности добычи углеводородов составил 7,4 % за три года.
В качестве проверки гипотезы роста интенсивности добычи углеводородов, используя данные табл. можно подсчитать долю текущей добычи углеводородов за год от доказанных запасов. Если в 2012 г. она составляла 7,15/404,5 = 1,77 %, то к 2014 г. она выросла до 7,58/408,2 = 1,86 %. Рост составил более 5 %, что находится в пределах статистической погрешности с ранее полученным результатом.
Оценить достоверность полученных результатов очень сложно, так как использовались макроэкономические данные, которые по определению точными быть не могут. К сожалению, пока недостаточно статистических данных, но, тем не менее, из сделанных выше расчетов можно предположить, что в последние годы в мире наметилась тенденция опережающего роста добычи углеводородов по сравнению с восполнением их доказанных запасов.

Наблюдаемая тенденция снижения темпов прироста доказанных запасов углеводородов в России тревожна и не учитывать ее при разработке планов развития нефтегазового комплекса страны на среднесрочную и долгосрочную перспективы было бы неверно.

В этой связи для обеспечения уверенного роста добычи углеводородов на среднесрочную и долгосрочную перспективу в самое ближайшее время потребуются безотлагательные усилия для увеличения объемов и повышения качества проводимых геологоразведочных работ – необходимо обратить первоочередное внимание на расширенное воспроизводство нефтегазовых ресурсов.

Литература

1. BP Statistical Review of World Energy 2015 [Электронный ресурс 2016] URL: http://www.bp.com / content / dam / bp / pdf / Energy-economics / statistical-review-2015 / bp-statistical-review-ofworld-energy-2015-full-report.pdf. (Дата обращения: 10.03.2016).
2. Макаркин Ю.Н. Особенности воспроизводства минерально-сырьевой базы нефти, закономерности и тенденции ее развития // Бурение и нефть. 2010. № 10. С. 4 – 8.
3. ТЭК России. 2010. № 1. С. 64 – 65.
4. Гаврилов В.П., Грунис Е.Б. Состояние ресурсной базы нефтедобычи в России и перспективы ее наращивания // Геология нефти и газа. 2012. № 5. С. 3 – 20.
5. Моргунова М.М., Бессель В.В., Кучеров В.Г. Арктические шельфовые нефтегазовые ресурсы в условиях конкуренции // Газовая промышленность. 2016. № 3. 2016. С. 114 – 119.
6. Бессель В.В. К вопросу оценки энергетической эффективности экономики России // Бурение и нефть. 2013. № 12. С. 18 – 23.

References

1. BP Statistical Review of World Energy 2015. [Электронный ресурс.]. URL: http://www.bp.com / content / dam / bp / pdf / Energy-economics / statistical-review-2015 / bp-statistical-review-ofworld-energy-2015-full-report.pdf. (Date of access: 10.03.2016)
2. Makarkin Yu.N. Features of reproduction of mineral-raw material base of oil, regularities and tendencies of its development // Drilling and oil. 2010. No.10. Pp. 4 – 8.
3. Russian fuel and energy complex. 2010. No. 1. Pp. 64 – 65.
4. Gavrilov V.P., Grunis E.B. Condition of the resource base of oil production in Russia and prospects of its increase // Geology of oil and gas. 2012. No. 5. Pp. 3 - 20.
5. Morgunova M.M., Bessel V.V., Kutcherov, V.G. Arctic offshore oil and gas resources in a competitive environment // Gas industry. 2016. No. 3. 2016. Pp. 114 – 119.
6. Bessel V.V. To the question of estimation of power efficiency of Russian economy // Drilling and oil. 2013. No. 12. Pp. 18 – 23.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Бессель В.В.

    Бессель В.В.

    к.т.н., профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, исполнительный вице-президент

    ГК «НьюТек Сервисез»

    Просмотров статьи: 4951

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru