ТЭК России. Итоги-2015.

Впереди – время эффективных действий по развитию отрасли

TEK Russia. The results of 2015.
Ahead – the time for effective action on the development of the industry

A. NOVAK, The Russian Federation energy minister

8 апреля в Москве, в Международном информационном центре «Россия сегодня», состоялось заседание расширенной Коллегии Минэнерго России, в ходе которого были подведены итоги работы Министер­ства и отраслей ТЭК в 2015 г. и определены задачи на среднесрочную перспективу. Доклад об итогах работы ТЭК в 2015 г. представил министр энергетики Российской Федерации Александр Новак. В заседании приняли участие и выступили заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, председатель Комитета по энергетике Госдумы Федерального собрания РФ Павел Завальный, аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Анатолий Голомолзин, глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов, генеральный директор ОАО «Сургутнефтегаз» Владимир Богданов, академик РАН Алексей Конторович и др. Среди приглашенных были руководители регионов и компаний ТЭК. Знакомим наших читателей с некоторыми аспектами отчета федерального министра, его главными программными заявлениями, важными для развития энергетики России в целом и нефтегазовой отрасли в частности.

April 8 in Moscow, the International information centre «Russia today», was held the meeting of the expanded Collegium of the of the Russia Ministry of energy, during which they summarized the work of the Ministry and the fuel & energy sector in 2015 and set goals for the medium term. A report on the results of the works of TEK in 2015 was presented by the Minister of energy of the Russian Federation Alexander Novak. The meeting was attended by the Deputy Prime Minister of the Russian Federation Arkady Dvorkovich, Minister of industry and trade of Russian Federation Denis Manturov, the Chairman of energy Committee of state Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation Pavel Zavalny, the auditor of the Accounts chamber of the Russian Federation Valery Bogomolov, Deputy head of the Federal Antimonopoly service of Russia Anatoly Golomolzin, the head of Bashkortostan Rustem Khamitov, Director General of «Surgutneftegas» OJSC Vladimir Bogdanov, RAS academician Alexey Kontorovich, ets. Among those invited were the heads of regions and the TEK`s companies. We acquaint our readers with some aspects of the Federal Minister of the report, its main policy statements, important for the development of Russia’s energy sector in general and the oil and gas industry in particular.

Развитие отраслей ТЭК в 2015 г. шло в непростых внешнеполитических и экономических условиях:
– практически весь год продолжали снижаться цены на основные экспортные товары. Падение цен на нефть, газ и уголь достигло 30 – 40 %;
– продолжали действовать санкционные ограничения на доступ к финансовым ресурсам и ряду технологий ТЭК;
– в связи с замедлением темпов роста мировой экономики и сокращением спроса на энергоресурсы усилилась конкуренция на основных экспортных рынках;
– на внутреннем рынке спрос на энергоресурсы тоже стабилизировался в связи с сокращением промышленного производства и теплой зимой;
– на инвестиционные планы инфраструктурных компаний оказало влияние и сдерживание роста тарифов ниже уровня инфляции.
Определенный смягчающий эффект в этих условиях оказала девальвация рубля. Понятно, что действие этого эффекта не будет долговременным, рынки довольно быстро адаптируются к новым экономическим реалиям. Поэтому Минэнерго России и компаниям ТЭК пришлось больше внимания уделять вопросам:


– сокращения издержек и роста эффективности своей деятельности;
– развития импортозамещения;
– поиска новых рынков и партнеров.

ТЭК России надежно обеспечивает потребности внутренних и внешних потребителей во всех видах энергоресурсов, одновременно оставаясь основной бюджетообразующей отраслью экономики.


И ТЭК России справляется с этими вызовами. Основные показатели отраслей стабильны и соответствуют прогнозам. Сохраняются лидирующие позиции на мировых энергетических рынках, кадровый и научно-технический потенциал, способность решать самые сложные производственные задачи. Стабильной остается ситуация на рынке труда.
ТЭК России надежно обеспечивает потребности внутренних и внешних потребителей во всех видах энергоресурсов, одновременно оставаясь основной бюджетообразующей отраслью экономики.

Нормотворчество и регулирование

Одним из важных направлений работы министерства совместно с отраслевым сообществом в 2015 г. была корректировка стратегических документов ТЭК, включая Энергетическую стратегию России.
Эта работа проводилась в течение всего 2015 г. с участием ведущих научных коллективов и аналитических организаций, и в октябре 2015 г. проект энергостратегии был внесен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. После его утверждения правительством будет рассмотрен весь комплекс программных документов ТЭК, включая государственную программу Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» и генеральные схемы развития отраслей.
Одной из ключевых функций министерства является нормативно-правовое регулирование ТЭК. За 2015 г. было принято 3 федеральных закона, 107 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, разработанных Минэнерго России, а также более 50 приказов Минэнерго России, имеющих нормативно-правовой характер. Особое внимание уделялось снятию административных барьеров и избыточных требований в сфере ТЭК.
Слов благодарности заслуживают и депутаты Государственной Думы, и члены Совета Федерации, принимавшие участие в работе над законопроектами.

Импортозамещение

Совместно с Министерством промышлености и торговли в 2015 г. продолжилась работа по снижению зависимости от иностранных технологий, материалов и комплектующих в ТЭК. Для решения подобных задач совместно Минпромторгом России и Минэнерго России создан ряд межведомственных рабочих групп, образован Научно-технический совет по развитию нефтегазового оборудования, состоящий из 13 экспертных групп по различным технологическим направлениям. Модераторами 11 групп являются компании ТЭК. Утверждены отраслевые и корпоративные планы по импортозамещению.
Сегодня эта работа находится в активной фазе и уже есть первые результаты. Подготовлены первые подробные технические задания для производства некоторых аналогов импортного оборудования (насосная установка для гидроразрыва пласта на автомобильном шасси, «Непрерывная труба» и насосно-компрессорные агрегаты, телеметрические системы контроля параметров бурения при забуривании боковых стволов). Ключевой текущей задачей является разработка всех необходимых технических заданий с выходом на отраслевой заказ для промышленности. В области газотурбинных технологий определен типоразмерный ряд энергетических ГТУ малой и большой мощности, а также создан Единый центр компетенции в области газотурбиностроения.
При реализации отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в машиностроении компании ТЭК выступают в качестве потребителей соответствующего оборудования и формируют долгосрочный отраслевой заказ. В то же время компании ТЭК, прежде всего предприятия нефтепереработки и неф­тегазохимии, сами являются производителями продукции, способной заменить импортные аналоги на российском рынке.
В результате проведенных в 2015 г. мероприятий и освоению производст­ва катализаторов различных типов удалось снизить зависимость от их зарубежных поставок. При общем потреблении катализаторов в Российской Федерации в объеме 46,9 тыс. тонн доля российских катализаторов в нефтепереработке выросла до 37,5 % (31,76 % в 2014 г.), в нефтехимии по основным процессам — 35,7 % (34,2 % в 2014 г.). В 2015 г. были разработаны и включены в долгосрочные программы развития всех госкомпаний ТЭК корпоративные планы импортозамещения. Анализ их реализации показал, что доля закупок отечественной продукции составляет свыше 75 %. При этом реализация корпоративных планов импортозамещения в 2015 г. осуществлялась без привлечения средств бюджета.
Таким образом, в 2015 г. создан хороший задел в сфере импортозамещения в отраслях топливно-энергетического комплекса. В 2016 г. необходимо продолжить планомерную работу в этом направлении.

Инновации

Еще одним важным вопросом общесистемного характера является активизация инновационного развития ТЭК в рамках реализации разработанной Минэнерго России и утвержденной Правительством РФ дорожной карты «Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях ТЭК» на период до 2018 г.
Работа Минэнерго России синхронизируется с Национальной технологической инициативой (НТИ) в направлении EnergyNet, которая была обозначена в качестве одного из приоритетов государственной энергетической политики Президентом России В.В. Путиным. Часть этой работы – формирование Прогноза научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса до 2035 г. Задачей Минэнерго на 2015 г. было – разработать проект Прогноза. К настоящему времени эта задача выполнена. Проект подготовлен. Проведено его обсуждение с другими ФОИВ, компаниями ТЭК, научным и экспертным сообществом. Со времен Советского Союза подобная работа по долгосрочному технологическому прогнозированию для целей системного управления инновационным развитием в отраслях ТЭК реализуется впервые. Необходимо утвердить Прогноз в ближайшее время. Также «дорожной картой» предусмотрена реализация в отраслях ТЭК национальных проектов, представляющих собой комп­лексные программы по внедрению решений в высокой степени технологической зрелости, способных дать значительный экономический эффект, обеспечить энергобезопасность страны и снизить зависимость от иностранных технологий и оборудования.

Формирование Прогноза научно–технологического развития отраслей топливно–энергетического комплекса до 2035 г. для целей системного управления инновационным развитием
в отраслях ТЭК реализуется впервые.


В 2015 г. Минэнерго России отобрано на конкурсной основе и утверждено четыре таких проекта. Всего к 2018 г. в соответствии с «дорожной картой» должно быть реализовано не менее 20 национальных проектов. В связи с этим компаниям ТЭК необходимо активизировать работу по инициации такого рода проектов.
Помимо работы на уровне ТЭК в целом идет работа и самих компаний, организованная в рамках программ инновационного развития (ПИР). В 2015 г. при активном участии Минэнерго были доработаны нормативные документы, регламентирующие порядок разработки и актуализации ПИР компаний ТЭК с государственным участием. Была обеспечена увязка ПИР с долгосрочными программами развития и системами мотивации руководства компаний.
Сейчас проходит плановая актуализация самих ПИР в соответствии с обновленной нормативной базой. Необходимо завершить эту работу в первом полугодии 2016 г.

В нефтяной отрасли России
в 2015 г. был установлен новый национальный рекорд по добыче – 534,1 млн т.


Хочу еще раз обратить внимание руководителей компаний на важность инновационного развития в ТЭК как одного из способов обеспечения технологической независимости, особенно в условиях ограничений и вызовов, с которыми сегодня приходится сталкиваться.

Наилучшие доступные технологии

Одним из механизмов стимулирования модернизации, повышения энергетической эффективности, снижения экологического воздействия на окружающую среду, соблюдения требований промышленной безопасности является переход отраслей ТЭК на принципы наилучших доступных технологий (НДТ).
В 2015 г. Минэнерго России совместно с организациями ТЭК сформирован порядок перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ. В 2016 г. будет разработано 6 проектов справочников НДТ по всем отраслям ТЭК и проект межотраслевого справочника НДТ в области энергоэффективности.
Территориальное развитие
Перед тем как перейти к условиям работы отдель­ных отраслей топливно-энергетического комплекса, хотел бы отметить, что, в соответствии с основными задачами государственной энергетической политики, Минэнерго делает особый акцент на развитии таких территорий, как Крым, Калининградская область, Арктический регион и Дальний Восток.
Теперь позвольте перейти к подробному рассмотрению итогов работы отдельных отраслей ТЭК.

Нефтяная отрасль

Добыча
Несмотря на снижение цен на нефть, в прошлом году отмечался прирост добычи нефти и газового конденсата (+1,4 % по сравнению с 2014 г.). В нефтяной отрасли России в 2015 г. был установлен новый национальный рекорд по добыче – 534,1 млн т.
Благодаря задействованным механизмам льготирования выросла добыча в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке: в 2015 г. она увеличилась на 7,8 % по сравнению с 2014 г. и составила 63,5 млн т.

В 2015 г. были разработаны и включены в долгосрочные программы развития всех госкомпаний ТЭК корпоративные планы импортозамещения. Анализ их реализации показал, что доля закупок отечественной продукции составляет свыше 75 %. При этом реализация корпоративных планов импортозамещения в 2015 г.
осуществлялась без привлечения
средств бюджета.


Добыча на континентальном шельфе увеличилась на 17,3 % – до 19 млн т по сравнению с 2014 г., добыча на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами – на 1,2 %, до 33 млн т.

Инвестиции и бурение
Капитальные вложения ВИНК в нефтедобычу также показали почти 10 % рост (9,6 % и составили 1 081 млрд руб.). Это повлияло на рост эксплуатационного бурения на 11,7 %, до 22 152 тыс. м.
В то же время нефтяные компании оптимизировали в 2015 г. свои инвестиционные программы путем сокращения объема разведочного бурения, который снизился почти на 18 % (– 176 тыс. м, до 818 тыс. м), что также повлияло на снижение темпов прироста запасов. Это достаточно тревожный фактор, который может сказаться на объеме добычи в будущем.

Переработка
В рамках реализации программ модернизации неф­теперерабатывающих мощностей в России в прошлом году было введено в эксплуатацию 11 установок вторичной переработки нефти (всего с 2011 г. было введено или реконструировано 58 установок). Запланированный на 2016 г. ввод еще 16 установок был перенесен компаниями на более дальние сроки в связи с ограничением доступа к финансовым ресурсам. Общий объем инвестиций нефтяных компаний в модернизацию нефтеперерабатывающих производств в 2015 г. составил 214 млрд руб.
В результате глубина переработки нефти выросла на 2 п.п., до 74,2 %, объем производства автобензина 5-го класса вырос на 16,1 %, до 33,1 млн т, а дизтоплива 5-го класса – на 23,5 %, до 55,7 млн т. Это позволило нам безболезненно отказаться от обращения дизельного топлива 4 и более низких экологических классов с 1 января текущего года. Переход на обращение на внутреннем рынке автобензина исключительно 5 класса решением Совета ЕЭК перенесен на 1 июля 2016 г. Текущие показатели отрасли свидетельствуют о готовности компаний к выполнению этого решения.

Экспорт
Увеличение глубины переработки позволило снизить объем первичной переработки нефти на 2 % (до 282,7 млн т) без угрозы снижения объемов производства нефтепродуктов. Высвободившиеся объемы сырой нефти были направлены на экспорт.
Экспорт нефти в прошлом году в результате впервые вырос и составил 241,8 млн т, это на 9,3 % (20,5 млн т) больше, чем в 2014 г.

Утилизация ПНГ
Принятые Правительством России меры по повышению эффективности использования попутного газа доказывают свою эффективность, стимулируя компании увеличивать процент утилизации этого ценного ресурса. В 2015 г. утилизация ПНГ продолжала расти и достигла 88,2 %, увеличившись на 2,7 п.п.

Биржевые торги
В 2015 г. объем биржевых торгов нефтепродуктами на внутреннем рынке России составил 15,7 млн т, что несколько меньше, чем в 2014 г. Тем не менее требования совместного приказа ФАС России и Минэнерго России об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов нефтегазовыми компаниями в целом исполняются.
Считаю важным в 2016 г. запу­стить торги российской экспортной нефтью на российской бирже. Это позволит создать прозрачный биржевой механизм определения справедливой цены на российскую экспортную нефть с установлением прямой котировки без привязки к действующим котировкам мировых ценовых эталонов. В реализации этого проекта Минэнерго работает совместно с ФАС России и другими профильными ФОИВами.

Регулирование
Что касается нормативного регулирования:
– В 2015 г. мы продолжили использовать механизм предоставления льгот по вывозной таможенной пошлине на нефть для месторождений в новых регионах. В частности, особые формулы расчета ставок были распространены на Западно-Хоседаюское нефтяное месторождение, имени Д. Садецкого и Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение.
За два года действия Правил за правом применения льготы по вывозной таможенной пошлине обратились 10 компаний (в том числе 5 из них – нефтяные компании без государственного участия) по 20 месторождениям. На январь 2016 г. общий объем нефти, который может быть вывезен с применением особой формулы расчета ставки вывозной таможенной пошлины, составил около 40 млн т.
Совокупные планируемые инвестиции в разработку 10 одобренных Правительством РФ месторождений оцениваются в размере более 1 трлн руб. в перспективе до 2040 – 2045 гг., что позволит обеспечить вовлечение в разработку более 300 млн т нефти (или более 5 трлн руб. налоговых поступлений с указанных месторождений в бюджетную систему Российской Федерации в перспективе до 2040 – 2045 гг.).
Указанные льготы в совокупности с льготной ставкой налога на добычу полезных ископаемых обеспечивают постоянный рост добычи нефти в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и на Северном Каспии. Данный механизм доказал свою эффективность и будет применяться в дальнейшем.
– В 2015 г. запущен «большой налоговый маневр». По данным мониторинга, проведенного Минэнерго совместно с Минфином, очевидно положительное влияние налогового маневра на состояние нефтяной отрасли и ее конкурентоспособность на международном рынке. За счет изменения макроэкономических условий разработка месторождений Российской Федерации в целом характеризуется увеличением рентабельности в рублевом исчислении. Таким образом, сейчас предпосылок для корректировки параметров налогового маневра нет. Минэнерго поддерживает сохранение стабильного налогового окружения на долгосрочную перспективу.
– Летом 2015 г. Правительство Российской Федерации поддержало законопроект о новом подходе к налогообложению на основе налога на финансовый результат для пилотных проектов. Основная идея законопроекта – дополнительное вовлечение в разработку около 6 млрд т запасов за счет введения НФР с учетом объективных специфических характеристик месторождений. При этом НДПИ с указанных месторождений взиматься не будет. Сейчас работа над законопроектом продолжается совместно с Министерством финансов России.
Из других важных для отрасли решений выделим:
– принятие Правительством РФ комплексного плана оказания государственной поддержки строительству неф­техимических комплексов (ВНХК);
– утверждение нормативов технологических потерь по 1861 месторождению;
– разработку поправок в правила учета нефти, которые в настоящий момент проходят процедуру согласования;
– уточнение номенклатуры закупок у малого и среднего бизнеса;
– совместно с «Транснефтью» и экспертным сообществом разработана программа стабилизации качества нефти, поставляемой на НПЗ России.

Задачи на 2016 г.
Основными стратегическими задачами Минэнерго в текущем году являются:
– утверждение генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2035 г.;
– подготовка закона по реализации механизма налога на финансовый результат в рамках «пилотных» проектов;
– обеспечение стабильного снабжения внутреннего рынка моторными топливами и переход с 1 июля 2016 г. на автомобильный бензин класса 5;
– ввод в эксплуатацию 12 технологических установок на НПЗ России и увеличение глубины переработки нефти;
– формирование бенчмарка российской экспортной нефти;
– реализация «дорожной карты» по снижению импортозависимости в сфере обеспечения катализаторами предприятий нефтепереработки и нефтехимии, участие в других программах по импортозамещению в сфере ТЭК;
– развитие нефтетранспортной инфраструктуры, включая завершение строительства нефтепровода «Заполярье – Пурпе»;
– разработка комплекса мер по стимулированию добычи нефти из месторождений, относящихся к баженовской свите;
– стимулирование добычи в новых регионах нефтедобычи, в том числе путем расчета срока действия льгот по налогу на добычу полезных ископаемых с начала фактического освоения участка недр или достижения степени выработанности в 1 %;
– стимулирование геологоразведочных работ в малоизученных труднодоступных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, в том числе путем применения налоговых вычетов из суммы налога на прибыль.
Большая часть этих инициатив Минэнерго была рассмотрена и поддержана на Президентской комиссии по ТЭК в октябре 2015 г.
В целях снижения административных издержек организаций ТЭК необходимо в 2016 г. провести инвентаризацию НПА, затрудняющих условия хозяйст­венной деятельности или создающих повышенные издержки, связанные с исполнением требований регулирования.

Газовая отрасль

Несмотря на действие уже названных ранее неблагоприятных факторов газовая отрасль надежно функционировала: обеспечивая спрос на внешнем и внутреннем рынках, а также стабильное прохождение осенне-зимнего периода.
В течение года продолжилось освоение и ввод новых месторождений Арктического региона и Восточной Сибири: Яро-Яхинского, Термокарстового и других.
При этом в 2015 г. объем добычи газа снизился на 1 % и составил 635,5 млрд м3. Снижение обусловлено низким спросом на внутреннем рынке из-за теплой погоды и сокращением поставок в Украину. При этом общий показатель экспорта российского трубопроводного газа вырос почти на 7 % и составил 178 млрд м3.
Уровень газификации российских регионов также вырос и составил 65,7 %.

Решение основных задач
Кроме корректировки стратегических документов, о которой уже сказано, основными задачами Минэнерго в газовой отрасли в 2015 г. стало развитие новых центров газодобычи на востоке страны с соответствующей газотранспортной инфраструктурой, развитие внутреннего рынка газа и рынка газомоторного топлива, развитие газо- и нефтехимии.
Развитие инфраструктуры
Последовательно реализуется Восточная газовая программа. Начато строительство газопровода «Сила Сибири», а также газоперерабатывающего комплекса в г. Свободном Амурской области. В западном направлении развивается инфраструктура, необходимая для подачи газа в «Северный поток-2».

Развитие внутреннего рынка
В дополнение к ежемесячным биржевым торгам, которые проводятся с 2014 г., в октябре 2015 г. также запущены организованные торги газом с поставкой «на сутки вперед». Это позволит сформировать ценовой индикатор для газа, реализуемого на нерегулируемом рынке, и создаст условия для развития конкуренции. В целом за год на организованных торгах было реализовано порядка 7,5 млрд м3 газа на общую сумму более 20,5 млрд руб. В ближайшее время планируется выйти на уровень 30 – 35 млрд м3 газа в год.
Газомоторное топливо
В целях развития рынка газомоторного топлива по инициативе Минэнерго в апреле 2015 г. принято постановление Правительства РФ об отмене государственного регулирования цены на газомоторное топливо, а в октябре – решением Совета глав правительств СНГ утвержден комплекс мер по развитию рынка газомоторного топлива (ГМТ) государств-участников СНГ.
Объем реализации природного газа через автомобильные газовые накопительные компрессорные станции (АГНКС) в России вырос за год на 10 % и составил 0,45 млрд м3. Активнее стали заниматься развитием рынка газомоторного топлива и на уровне субъектов Российской Федерации. Сегодня программы развития рынка газомоторного топлива приняты уже в 29 субъектах РФ.

Нефтегазохимия

Общий объем инвестиций нефтяных компаний в модернизацию нефтеперерабатывающих производств в 2015 г. составил 214 млрд руб.

В соответствии с утвержденным Правительством РФ Планом развития нефте- и газохимии на период до 2030 г., в 2015 г. была завершена реконструкция трех нефтегазохимических производств на предприятиях ООО «Ставролен», АО «Воронежсинтезкаучук» и ООО «Томскнефтехим». В сентябре 2015 г. в Ханты-Мансийском автономном округе был введен в эксплуатацию Южно-Приобский ГПЗ проектной мощностью переработки 0,9 млрд м3 ПНГ в год. За 2015 г. было произведено 4,7 млн т крупнотоннажных полимеров (+14,6 % к 2014 г.).

Задачи
В 2016 г. Минэнерго ставит важные задачи по развитию газовой отрасли. Следует:
– утвердить корректировку Генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2035 г., включая Восточную газовую программу и Концепцию внутреннего рынка газа;
– продолжить освоение Якутского центра газодобычи, включая строительство газотранспортной системы «Сила Сибири»;
– продолжить реализацию комплексного плана по развитию производства СПГ на полуострове Ямал (запуск 1-й очереди намечен на конец 2017 г.);
– приступить к реализации «дорожной карты» по упрощению процедуры подключения новых потребителей к сетям газораспределения;
– увеличить производство крупнотоннажных пластмасс до 5,1 млн т.
В рамках поручений, данных на Президентской комиссии по ТЭК, необходимо также:
– продолжить работу по монетизации природного и попутного газа, добываемого независимыми производителями на новых месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока;
– проработать комплекс мер по стимулированию строительства новых заводов по производству сжиженного природного газа.

Угольная отрасль

Угольная отрасль России столкнулась с неблагоприятной экономической конъюнктурой, связанной со снижением темпов роста мирового потребления угля. В этих условиях велась активная модернизация действующих мощностей и ввод новых, прежде всего в Кузбассе и на Дальнем Востоке, которые замещают убыточные и опасные производства.
В 2015 г. было добыто 373,4 млн т (+4 % к 2014 г.). Экс­порт угля вырос на 1,2 млн т и составил 156 млн т, поставки угля на внутренний рынок в 2015 г. выросли до 179 млн тонн (+4,2 % к 2014 г.). Тем не менее основной проблемой угольных компаний остаются ухудшение их финансово-экономических показателей, снижение инвестиционной активности. Причины сложного финансового состояния компаний – в снижении цен на экспортируемый уголь, высокий уровень закредитованности отрасли и растущая доля затрат на перевозку угля. Доля транспортной составляющей в цене угля при экспорте в IV квартале 2015 г. составила 54,4 %. При этом, по прогнозам, она увеличится и к концу 2016 г. может составить 72,6 %. Доля ОАО РЖД (включая оплату порожнего пробега) – 57,4 %, вагонная составляющая операторам – 15,2 %.
Для исправления ситуации Минэнерго рассматриваются такие меры, как сдерживание роста тарифов на экспортные перевозки угольной продукции, а также переход на принципы долгосрочного тарифообразования на базе сохранения существующих принципов тарифной методологии.
Важным направлением работы в угольной промышленности является безопасность ведения горных работ. Минэнерго России в последние годы приняло 60 нормативных актов, связанных с промышленной безопасностью и охраной труда, и эта работа будет продолжена. Кроме того, будет проведен анализ производства на особо опасных шахтах, на основе которого будут приняты решения по их функционированию. Продолжится и реструктуризация угольной промышленности, в том числе ликвидации убыточных шахт на Кузбассе.

Электроэнергетика

В прошлом году основными задачами в электроэнергетике были:
– повышение доступности энергетической инфраструктуры;
– переход к долгосрочному рынку мощности;
– создание регуляторной базы рынка тепла;
– развитие ВИЭ.
А ключевым событием в электроэнергетике в 2015 г. стало энергетическое воссоединение Крымского полуострова с ЕЭС России, был обеспечен переток мощности по энергомосту на уровне 400 МВт. Еще 400 МВт перетока будут запущены в эксплуатацию в мае 2016 г.
Выработка электроэнергии в 2015 г. составила 1 050 млрд кВт-ч (+0,2 % к 2014 г.), ввод новой мощности по России – 4,9 ГВт (прирост – 2,9 ГВт). Модернизация генерирующего оборудования позволила в прошлом году снизить удельные расходы на отпуск электрической энергии с 319,8 г до 317,6 г у.т./кВт-ч. Достигнутые показатели являются минимальными за последнее пятнадцать лет. В стоимостном выражении экономия топлива составила более 3,5 млрд руб. от уровня 2014 г.
Благодаря совершенствованию нормативно-правовой базы удалось существенно повысить доступность энергетической инфраструктуры. По сравнению с прошлым годом в Москве и Санкт-Петербурге значительно снизилась стоимость подключения. По показателю доступности энергоинфраструктуры Россия поднялась более чем на 100 позиций – на 29-е место в рейтинге Всемирного банка. Важнейшим стратегическим направлением работы в отрасли является подготовка новой модели рынка теплоснабжения. Минэнерго России разработало и в марте прошлого года внесло в Правительство законопроект поэтапного перехода на новую модель регулирования системы отношений и ценообразования по методу «альтернативной котельной». В III квартале 2016 г.  законопроект рассмотрит Государственная Дума.
2015 г. можно назвать годом прорыва в области реализации программы развития ВИЭ. За год в России построены 11 солнечных электростанций общей мощностью 55 МВт и ветроэнергетический комплекс в п. Усть-Камчатск на Дальнем Востоке (0,9 МВт). Построен завод фотоэлементов ООО «Хевел» в Новочебоксарске. Повышение интереса инвесторов к ВИЭ позволило отобрать в результате конкурентного отбора мощности (КОМ) в 2015 г. 17 генерирующих объектов ВИЭ с совокупной мощностью 1445,64 МВт, с плановым сроком ввода до 2019 г.
Разработка и реализация как компаниями с госучастием, так и всеми компаниями в ТЭК программ энергосбережения и энергоэффективности – насущная задача дня.

Международная деятельность

В силу высокой степени интегрированности российского ТЭК в мировую экономику международная деятельность является одним из ключевых направлений деятельности министерства.
Основные задачи:

В 2015 мы продолжили использовать механизм предоставления льгот по вывозной таможенной пошлине на нефть для месторождений в новых регионах.


– развитие взаимовыгодного торгового сотрудничества со всеми странами в энергетической сфере (92 МПК, 8 возглавляет Министр) и укрепление позиций российских энергетических компаний на рынках зарубежных стран в рамках двухсторонних отношений,
– формирование общих энергетических рынков в рамках Евразийского экономического союза,
– содействие реализации международных проектов в рамках «восточного вектора» государственной энергетической политики с целью повышения эффективности экономической интеграции и роста поставок энергоресурсов на рынки АТР;
– создание международно-правовых и политических условий для обеспечения бесперебойного транзита российских энергоресурсов европейским потребителям, а также создания новой международной транспортной инфраструктуры для снижения транзитных рисков,
– расширение и укрепление диалога на площадках различных международных организаций и объединений.
Важное направление деятельности Минэнерго – продвижение российской позиции при подготовке итоговых документов многосторонних мероприятий высокого уровня в рамках международных организаций. Кстати, работа Минэнерго ведется в соответствии с Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти.
Подводя итоги года минувшего, следует отметить, что, несмотря на достигнутые позитивные результаты, объективно текущая ситуация в отраслях ТЭК остается непростой. Все внутренние и внешние вызовы года прошедшего продолжают оставаться и в 2016 г. Для сохранения потенциала отраслей ТЭК, повышения конкурентоспособности нужно консолидировать общие усилия для повышения эффективности работы и решения стоящих перед отраслями ТЭК задач. Призываю к этому и работников министерства, и представителей отраслевого, экспертного и научного сообщества.
Рассчитываю, как и прежде, на ваши профессионализм, понимание ситуации и поддержку.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей


    Авторизация


    регистрация

    Новак А.В.

    Новак А.В.

    министр энергетики РФ

    Просмотров статьи: 5892

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru