УДК:
DOI:

Перспективы азиатского направления экспорта углеводородов из России

Asian prospects directions of hydrocarbons export from Russia

V. BESSEL, GK «NewTech services» Russian state Oil and Gas University named after I.M. Gubkin

Автор полагает, что при огромной емкости азиатского рынка углеводородного сырья, взаимном удобстве географического положения России и стран-потребителей у азиатского экспорта российских углеводородов большое будущее. Правда, как к этой идее отнесется сам рынок, пока остается за кадром.

The author believes that the huge capacity of the Asian oil market, mutual convenience of the geographical position of Russia and the countries-consumers in the Asian export of Russian hydrocarbons has a great future. However, as this idea will take the market itself, behind the scenes.

Хотелось бы еще раз вернуться к теме азиатского направления экспорта российских углеводородов, столь активно дискутируемой в российском и международном экспертных сообществах. Чего только ни приходится выслушивать – от полных восторгов до мнения, что это направление экспорта для нас просто невыгодно. Попытаемся разобраться в этой теме не с позиций эмоций, а с точки зрения существующих реалий и возможностей нашей страны.
Рассмотрим крупнейшие запасы углеводородов в мире (млрд т н.э.) в 2014 г. по странам, где на балансе сосредоточены более 91% общемировых запасов [1], диаграмма распределения которых приведена на рис. 1.
Россия с запасами 43,4 млрд т н.э. (чуть более 10,5% от общемировых запасов) занимает 4-е место в мире после Ирана, Венесуэлы и Саудовской Аравии. Но оценить – много это или мало, можно, только сравнив эти показатели с данными по текущей добыче углеводородов.
Данные за 2014 г. по добыче углеводородов (млн т н.э.), а также рассчитанные значения коэффициента «Reserves to Production Ratio», остаточных запасов невозобновляемых ресурсов в годах добычи, приведены на диаграмме (рис. 2).
Россия – один из двух лидеров по добыче углеводородов, при существующем уровне добычи этого сырья в России хватит на 41 год. Чтобы увеличить эту цифру и обеспечить себе будущее на долгосрочную перспективу, необходимо либо наращивать доказанные запасы, либо снижать уровень добычи углеводородного сырья. Если первая цель реально осуществима как за счет масштабного проведения геологоразведочных работ (ГРР) по поиску традиционных ресурсов нефти и газа, так и за счет вовлечения в разработку нетрадиционных углеводородных ресурсов [2], то возможно ли безболезненное решение второй проблемы – это надо оценить.
На диаграмме (рис. 3) приведен пример статистического метода оценки уровня добычи углеводородов в зависимости от доказанных запасов в той или иной стране [3].
Для получения репрезентативной выборки были взяты 19 крупнейших производителей углеводородного сырья с уровнем добычи более 70 млн  т н.э. [1]. В 2014 г. эти страны обладали доказанными запасами углеводородного сырья (УВС) 372 млрд т н.э., что составляет 91,1% от общемировых запасов, и произвели 5,81 млрд т н.э. углеводородов, что составляет 79,1% от общемирового производства [1]. Далее была построена линейная регрессия (прекрасно применимая при моделировании характеристик, значения которых увеличиваются или убывают с постоянной скоростью), описывающая мировой тренд уровня добычи УВС в зависимости от доказанных запасов. Это наиболее простая в построении модель исследуемого процесса.

Россия с запасами

43,4 млрд т н.э. (чуть более 10,5% от общемировых запасов) занимает 4–е место в мире после Ирана, Венесуэлы и Саудовской Аравии.
Доля экспортной выручки от продажи УВС в России является одной из самых больших в мире среди развитых стран и стран с переходной экономикой.

Как видим, только две страны в мире – США и Россия существенно опережают мировой тренд производства УВС. Однако страны эти находятся в разных условиях. Для США, как страны, доминирующей на Американском континенте, эта ситуация не страшна. Они рассчитывают на бесперебойные поставки углеводородов из таких стран, как Венесуэла, Канада, Мексика и Бразилия, что, по существу, дает дополнительный прирост доказанных запасов в 86 млрд т н.э. С учетом возможностей по переработке и уровню потребления нефти США – прекрасный рынок УВС для стран Американского континента. В России несколько иная ситуация – мы являемся экспортером углеводородов и зависимы от этого экспорта. Проанализировав уровень производства УВС в России, увидим, что если бы мы следовали мировому тренду, то должны были бы добывать ~475 млн т н.э., что практически полностью удовлетворило бы наши внутренние потребности в нефти и газе (148,2 и 368,3 млн т н.э. соответственно) [1]. А добываем мы 1055 млн т н.э., что более чем в 2 раза опережает мировой тренд. И разница между уровнем добычи и внутреннего потребления есть наш экспортный потенциал, который в 2014 г. составил 538,6 млн т н.э. Так может ли Россия отказаться от столь высоких темпов добычи УВС и как это скажется на бюджете и ВВП страны?
На рис. 4 приведена динамика экспорта углеводородов и экспортной выручки от продажи углеводородов [4, 5, 6] и ВВП России [7] за период 2000 – 2013 гг.
Из диаграммы следует, что, начиная с 2004 г., ежегодный экспорт углеводородов превышал уровень 500 млн т н.э., что, безусловно, ставит Россию в ряд ведущих энергетических экспортеров мира. За этот же период рост экспортной выручки от реализации УВС составил 6,6 раза, а рост ВВП – 8,45 раза.

Чистый импорт нефти и нефтепродуктов в США за 9 лет снизился почти в 2 раза, природного газа упал почти в 3 раза. Это следствие так называемой «сланцевой» революции – начала промышленной добычи углеводородов из сланцевых пород.

Если в 2000 г. доля экспортной выручки в ВВП составила 20,3%, то в 2013 г. эта доля снизилась до 16,7%, что является отрадным фактом, говорящим о том, что Россия упорно пытается слезть с «неф­тяной иглы». Тем не менее доля экспортной выручки от продажи УВС является одной из самых больших в мире среди развитых стран и стран с переходной экономикой.
А если проанализировать графики на (рис. 5), где приведена динамика экспортной выручки от продажи углеводородов (красные столбцы) [4, 5, 6] и экспортной выручки России вообще (синие столбцы) [8] за тот же период 2000 – 2013 гг., то налицо весьма нерадостная тенденция – устойчивый рост доли экспорта углеводородов к общей экспортной выручке.
Если в 2000 г. эта доля составляла чуть больше половины, то в 2013 г. она составила почти 67%. Прежде всего это обусловлено опережающими темпами роста мировых цен на углеводороды над ценами на другую экспортную продукцию из России.
Снижение экспортной выручки от продажи углеводородов отрицательно скажется не только на программе модернизации экономики страны, но и выполнении бюджетных обязательств, что может привести к социальной напряженности в обществе. Есть еще одна важная причина, которая заставляет анализировать тенденции экспортной выручки от продажи углеводородов, – если мы начнем недополучать выручку от экспорта углеводородов, вся нагрузка ляжет на наши с вами плечи в виде существенного повышения внутренних цен на энергоносители – реально снизить затраты на поддержание стареющего, огромного и весьма затратного нефтегазового комплекса страны не получится. Поэтому так важно понять существующие тренды на основных мировых рынках потребления углеводородов – США, Европы и Азии, чтобы определить, в каком направлении необходимо сосредоточить усилия для поддержания и, если это возможно, наращивания экспорта УВС.
Иное положение на рынке углеводородов США. На рис. 6 показана динамика чистого импорта нефти и нефтепродуктов, т.е. импорта за вычетом экспорта (синие столбцы) и чистого импорта природного газа (красные столб­цы) за период 2005 – 2013 гг. [9].
Как видим, чистый импорт нефти и нефтепродуктов за 9 лет снизился почти в 2 раза, чистый импорт природного газа упал почти в 3 раза. Это следствие так называемой сланцевой революции – начала промышленной добычи углеводородов из сланцевых пород. При этом экспортные поставки нефти из стран СНГ за весь анализируемый период составляли 18 – 36 млн тонн, что составляло не более 7 – 8% уровня импорта нефти, а газ из стран СНГ не экспортировался вообще. Да это и неудивительно – поставлять газ в США Россия может только в сжиженном виде, а сегодня у нас только один действующий завод по сжижению 13,4 млрд м3 природного газа в г. Корсакове, построенный в рамках проекта «Сахалин-2», ориентированный на поставки сжиженного газа в страны Азии, такие как Япония, Южная Корея и Китай. Поэтому с большой долей вероятности мы можем констатировать факт, что рынок углеводородов США для нас в самое ближайшее время будет потерян. При обзоре рынков углеводородов Европы был сделан ряд допущений – исключены экспортно-импортные потоки нефти и газа между странами Европы, исключены экспортные потоки нефти и газа из России в страны СНГ, а также Турция рассматривалась как европейская страна, так как она является существенным потребителем российских углеводородов и в ближайшей перспективе может стать одним из основных игроков европейского рынка. Все это было сделано для понимания перспектив европейского «вектора» экспорта российских углеводородов. Динамика чистого импорта нефти и нефтепродуктов (красные столбцы) и импорта природного газа (синие столбцы) за период 2005 – 2013 гг. [9] приведена на рис. 7.
Как следует из графиков, как чистый импорт неф­ти и нефтепродуктов, так и импорт природного газа в страны Европы имеют устойчивую тенденцию к снижению. Это связано, прежде всего, с тремя основными факторами: переводом электрогенерирующих мощностей ведущих европейских стран на дешевый уголь из США, повсеместным внедрением энергосберегающих технологий во все отрасли экономики и постоянным ростом производства энергии из возобновляемых источников, таких как солнце и ветер. Россия и страны СНГ являются ведущими поставщиками углеводородов на рынки Европы, однако предполагать возможность наращивания наших поставок УВС в Европу было бы излишне самоуверенным – в связи с наметившейся в последние 9 лет тенденцией снижения экспортных поставок. Более того, мы можем ожидать, что в самое ближайшее время на рынки Европы будет оказано сильное давление со стороны всех основных мировых экспортеров углеводородов, ранее традиционно поставлявших нефть на рынок США, а также возможны поставки углеводородов из самих США – по крайней мере, по имеющимся в открытых источниках информации сведениям, США ведут большую подготовительную работу для этого. Поэтому главной задачей для российского неф­тегазового комплекса на среднесрочную перспективу будет сохранение наших позиций на рынках Европы, но об увеличении экспорта углеводородов как тенденции говорить не приходится.
Единственным и крайне перспективным направлением экспорта российских углеводородов могли бы стать крупнейшие азиатские потребители энергии – Китай, Индия, Япония и Южная Корея. На рис. 8 показаны объем и структура энергопотребления этих стран в 2013 г. [1].
Главный потребитель энергии в мире – Китай, в 2013 г. потребил угля в эквиваленте 1,9 млрд т н.э., что составляет 50% от мирового энергопотребления угля [1]. Потребление угля рассматриваемыми азиатскими странами в 2013 г. превысило 2,4 млрд т н.э., что составляет 63% мирового потребления угля. В идеале замещение угля потребовало бы более 2,7 трлн м3 природного газа, а с учетом уже потребляемого этими странами газа рынок природного газа может быть оценен фантастической цифрой – более 3 трлн м3!
И это открывает для нефтегазового комплекса России огромные перспективы, так как:
1. Уголь является самым энергетически неэффективным органическим топливом, и наши азиатские партнеры это хорошо понимают.
2. Уголь – самый экологически грязный вид органического топлива, что уже сейчас является серьезнейшей проблемой, в частности, для Китая.
3. Крупнейшие азиатские потребители энергии являются либо нашими ближайшими соседями (Китай и Япония), либо находятся от нас в логистической доступности (Индия и Южная Корея).
4. Три из четырех рассматриваемых стран не присоединились к санкционным ограничениям США и Евросоюза по отношению к России, что делает эти страны надежными торговыми и политическими партнерами на долгосрочную перспективу.
5. Китай и Индия так же, как и Россия, входят в ассоциацию быстроразвивающихся стран – BRICS, что делает перспективы наращивания экспорта углеводородов туда еще более радужными.
В этом и заключается главный вывод проведенного выше исследования – для наращивания экспортных поставок углеводородов из России в долгосрочной перспективе иных рынков, кроме азиатского, просто нет.

Литература

1. BP Statistical Review of World Energy 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-2015/bp-statistical-review-of-world-energy-2015-full-report.pdf (дата обращения: 30.06.2015).
2. Бессель В.В. Нетрадиционные углеводородные ресурсы – альтернатива или миф? // Нефтегаз.ru. 2013. №9. С. 31 – 36.
3. Бессель В.В. К вопросу оценки энергетической эффективности экономики России // Бурение и нефть. 2013. №12. С. 4 – 9.
4. Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2000 – 2013 годы (по данным ФТС и Росстата). [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.aspx?file=crude_oil.htm (дата обращения: 30.06.2015).
5. Экспорт Российской Федерации нефтепродуктов за 2000 – 2013 годы (по данным ФТС и Росстата). [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.aspx?file=oil_products.htm (дата обращения: 30.06.2015).
6. Экспорт Российской Федерации природного газа за 2000 – 2013 годы (по данным ФТС и Росстата). [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.aspx?file=gas.htm (дата обращения: 30.06.2015).
7. The World Bank: World Development Indicators, 2014. Gross Domestic Product (current USD). [Электронный ресурс]. URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD (дата обращения: 30.06.2015).
8. Банк Росси: внешняя торговля Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/trade.htm&pid=svs&sid=vt (дата обращения: 30.06.2015).
9. BP Statistical Review of World Energy 2006 – 2014. [Электронный ресурс]. URL: www.rrojasdatabank.info/bpstats2006.pdf; http://peakoilbarrel.com/bp-statistical-review-world-energy-2014/ (дата обращения: 30.06.2015).

References

1. BP Statistical Review of World Energy 2015. [Electronic resource]. URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-2015/bp-statistical-review-of-world-energy-2015-full-report.pdf (reference date: 30.06.2015).
2. Bessel V.V. Unconventional hydrocarbon resources – alternative or myth? // Neftegaz.ru 2013. No.9. Pp. 31 – 36.
3. Bessel V.V. To the question of assessing the energy efficiency of the Russian economy // Drilling and oil. 2013. No. 12. Pp.4 – 9.
4. Russian Federation, crude oil export at the period 2000 – 2013 (according to the FCS and Rosstat). [Electronic resource]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.aspx?file=crude_oil.htm (reference date: 30.06.2015).
5. Russian Federation oil products export for the period 2000 – 2013 (according to the FCS and Rosstat). [Electronic resource]. URL http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.aspx?file=oil_products.htm (reference date: 30.06.2015).
6. Russian Federation natural gas export for the period 2000 – 2013 (according to the FCS and Rosstat). [Electronic resource]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.aspx?file=gas.htm (reference date: 30.06.2015).
7. The World Bank: World Development Indicators, 2014. Gross Domestic Product (current USD). [Electronic resource]. URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD (reference date: 30.06.2015).
8. The Bank of Russia: foreign trade of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: http://cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/trade.htm&pid=svs&sid=vt (reference date: 30.06.2015).
9. BP Statistical Review of World Energy 2006 – 2014. [Electronic resource]. URL: www.rrojasdatabank.info/bpstats2006.pdf; http://peakoilbarrel.com/bp-statistical-review-world-energy-2014/ (reference date: 30.06.2015).

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Бессель В.В.

    Бессель В.В.

    к.т.н., профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, исполнительный вице-президент

    ГК «НьюТек Сервисез»

    Просмотров статьи: 6923

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru