Наше предприятие было организовано приказом Миннефтепрома СССР как Пермская контора Всесоюзного объединения производственно-технического обслуживания «Союзнефтебурмашремонт».
Предприятие находится в городе Краснокамске, расположенном в 30 км от столицы Пермского края. Знаменательно, что в годы Великой Отечественной войны в Краснокамске находилась перебазированная из Баку Экспериментальная контора турбинного бурения. Специалисты ЭКТБ совместно с пермскими буровиками впервые внедрили многоступенчатый турбобур и освоили технологию бурения наклонно-направленных скважин.
Сферами деятельности ОАО «Пермнефтемашремонт» в первые годы были комплектация и поставка нефтепромыслового оборудования буровым предприятиям СССР от Калининграда до Сахалина. В номенклатуру входили запасные части буровых насосов, лебедок, турбобуров, превенторов и многое другое.
С 2002 г. ОАО «Пермнефтемашремонт» специализируется на поставке гидравлических забойных двигателей и турбобуров, а также услугах, связанных с использованием данной продукции: прокате, инженерном сопровождении при внедрении и эксплуатации и техническом обслуживании.
В 2004 г. ОАО «Пермнефтемашремонт» приступило к конструированию и производству винтовых забойных двигателей (ВЗД). При этом была поставлена задача не просто копировать находящиеся в эксплуатации двигатели, а создать ВЗД с более высокими энергетическими и эксплуатационными характеристиками.
Не отступая от апробированной принципиальной схемы многозаходного винтового двигателя для бурения скважин, созданной еще во времена СССР, в ОАО «Пермнефтемашремонт» во главу угла поставили цель – внести коренные усовершенствования в конструкцию рабочих органов ВЗД, а также повысить долговечность и надежность других узлов и деталей. Была разработана инновационная конструкция рабочих органов, отличающаяся статором с равномерной толщиной эластичной обкладки и ротором с корригированным профилем зубьев, что позволило существенно повысить энергетические показатели двигателя и ресурс его работы в современных технологиях бурения нефтяных и газовых скважин. Также были усовершенствованы конструкции шарниров, шпинделей и других элементов ВЗД. Основные технические и технологические решения защищены более чем 30 патентами на изобретения и полезные модели.
В последние годы ОАО «Пермнефтемашремонт» коренным образом обновило свой станочный парк и установило новейшее технологическое оборудование, что позволило, не прибегая к помощи смежников, выпускать широкую гамму ВЗД, рабочие органы которых (пара ротор–статор) выполняются длиной до 5,5 м, и использовать современные материалы и покрытия.
Широкая номенклатура — 14 диаметральных размеров и более 60 модификаций – обеспечивает различные частоты и моменты вращения для привода практически всех современных видов породоразрушающего инструмента.
По объему производства и выпускаемой номенклатуре ВЗД ОАО «Пермнефтемашремонт» входит в тройку ведущих предприятий страны и является одной из немногих организаций нефтегазового машиностроения, разрабатывающей и выпускающей практически всю номенклатуру забойного оборудования для строительства скважин (долота, гидравлические двигатели, забойные телеметрические системы с гидравлическим и электромагнитным каналами связи, приборы для каротажей в процессе бурения, калибраторы, керноприемные снаряды).
Сегодня продукцией и услугами ОАО «Пермнефтемашремонт» пользуются ведущие компании России и ближнего зарубежья: ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «Русснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Татнефть», ООО «Газпром бурение», ОАО «Укрнефть», ДК «Укргаздобыча» и другие.
ВЗД производства ОАО «Пермнефтемашремонт» используются при бурении наклонно-направленных и горизонтальных скважин, а также боковых стволов. За последнее время были достигнуты следующие высокие результаты:
– суточная проходка двигателем ДРУ-172.7/8.54 с корригированным профилем – 1400 м (Усть-Тегусское месторождение ОАО «НК Роснефть»),
– рекорд средней механической скорости бурения – 102 м/ч (интервал 800 – 3200 м из-под башмака кондуктора под эксплуатационную колонну на месторождениях Западной Сибири),
– рекорд межремонтного периода ВЗД – 1110 ч (двигатель ДРУ-195ПМК на месторождениях ПАВ «Укрнафта», Украина),
– рекорд межремонтного периода при эксплуатации на ЭРОУ с содержанием углеводородов до 70% – 451 ч (двигатель Д-195П на Мессояхском, Куюмбинском месторождениях ООО «Славнефть–Красноярскнефтегаз» в Восточной Сибири).
Сфера применения двигателей постоянно расширяется.
Двигатели ДРУ-172П с профилированной двигательной секцией использовались при выполнении уникальных операций по проводке горизонтальных тоннелей в Джубга-Лазаревском районе при строительстве газопровода к сочинской Олимпиаде и во Владивостоке при обустройстве инфраструктуры саммита АТЭС на острове Русский.
С использованием двигателей «Булава-Экстрим» было выполнено несколько уникальных операций на Таллинском месторождении Кемеровской области с целью промышленной добычи метана из угольных пластов.
Другим достижением ОАО «Пермнефтемашремонт» за последние годы явилось освоение проектирования и изготовления породоразрушающего инструмента (долот, бурильных головок), оснащенного сверхтвердыми композиционными материалами и поликристаллическими алмазными резцами. Для развития этого направления предприятие закупило и внедрило в эксплуатацию пятиосевые обрабатывающие фрезерные центры японской фирмы «Mazak», которые относятся к последнему поколению техники для механической обработки металлов. Выпускаемые долота в комплексе с собственными ВЗД успешно применяются при оказании услуг интегрированного сервиса при бурении боковых стволов и эксплуатационном бурении на месторождениях Удмуртской Республики, Оренбургской и Томской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО, Днепропетровской и Львовской областей Украины.
Важнейшей вехой в новейшей истории ОАО «Пермнефтемашремонт» явился проект 2012 г. по разработке и изготовлению бескабельных безбатарейных забойных телеметрических систем серии ГКС с положительным гидравлическим импульсом связи и модулем гамма-каротажа, предназначенных для управления проводкой скважины в процессе бурения в соответствии с заданной траекторией. Производство телесистем ГКС освоено в четырех типоразмерах (240, 178, 120, 108 мм). Данный вид продукции отличается высокой технологичностью и относится к сегменту «hi tech». В России до недавнего времени все телеметрические системы с гидравлическим каналом связи были импортными!
Принципиальным является то, что телесистемы производства ОАО «Пермнефтемашремонт» – это не сборка иностранных комплектующих, а полностью самостоятельное производство, включающее такие высокотехнологичные компоненты, как пульсатор, блок управления пульсатором, глубинный измерительный блок, генератор, программное обеспечение. Поэтому создание предприятием забойных телеметрических систем с гидравлическим каналом связи и их внедрение в промышленную эксплуатацию вносит существенный вклад в обеспечение технологической безопасности отечественной нефтегазовой отрасли и реализацию политики Правительства РФ по импортозамещению в ТЭК.
На предприятии функционирует и активно развивается служба наклонно-направленного бурения, которая предоставляет услуги информационно-телеметрического и инженерно-технологического сопровождения бурения наклонно-направленных и горизонтальных скважин. По состоянию на июнь 2015 г. силами данной службы с использованием выпускаемых предприятием телесистем с гидравлическим каналом связи пробурено более 100 скважин в таких регионах, как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, Томская, Оренбургская, Саратовская области, Пермский, Краснодарский края, Республика Башкортостан.
Еще одним достижением предприятия является то, что в мае 2015 г. ОАО «Пермнефтемашремонт» приступило к эксплуатации в Западной Сибири резистивиметра собственной разработки в диаметре 108 мм (GeoScan-R-108 / GSR-108). GSR-108 – это двузонный каротажный прибор волнового измерения удельного сопротивления пород в процессе бурения (LWD), оснащенный датчиком измерения давления (PWD). Принцип действия, который положен в основу работы прибора, – измерение сдвига фаз при прохождении электромагнитных волн в породе. Прибор рассчитан на использование во всех типах растворов с плотностью не менее 900 кг/м3, в том числе соле- и нефтенасыщенных. GSR-108 в качестве источника питания использует генератор телесистемы (ГКС), благодаря чему продолжительность работы прибора не зависит от ресурса батарей. По состоянию на момент сдачи статьи в печать успешная отработка резистивиметра произведена на двух скважинах.
В творческих планах предприятия на ближайшее будущее – дальнейшее совершенствование выпускаемой продукции и разработка отечественной роторной управляемой системы (РУС). На текущий момент в рамках работы над РУС определена типовая конструкция забойной компоновки и ведется проектирование основных узлов, завершается разработка нового, более мощного, генератора для питания забойного комплекса РУС и пульсатора роторного типа, который обеспечит передачу информации в объеме, достаточном не только для эффективного управления РУС в скважине, но и для одновременной передачи данных, получаемых от используемых вместе с РУС каротажных приборов.