Проблемы, предложения и рекомендации в связи с введением в действие Федерального закона №533 «О внесении изменений в статьи 49 и 51 Градостроительного кодекса РФ» (в порядке обсуждения)

The problems, suggestions and recommendations in connection with the enactment of Federal law No.533 «On amendments to articles 49 and 51 of the town planning code of the Russian Federation» (by way of discussion)

M. AKHMETSHIN, «Oil and gas center of scientific research and design work» JSC, V. SITNIKOV, V. MUKHAMETSHIN, «Nizhnevartovsk research and design Institute of the oil industry» OJSC

В связи с отменой Законом №533-ФЗ требования об обязательной государственной экспертизе проектной документации на строительство скважин и результатов инженерных изысканий для ее подготовки, отменой государственного строительного надзора, а также требования о получении разрешений на строительство скважин, на ввод скважин в эксплуатацию у недропользователей (заказчиков-застройщиков) и организаций (проектировщиков), создающих проектные документации на строительство буровых скважин, возникло немало вопросов, касающихся порядка подготовки, экспертизы и утверждения проектной документации на строительство и ликвидацию поисково-разведочных и эксплуатационных (нефтедобывающих, нагнетательных, водозаборных) скважин.

Due to connection with the abolition by the low No. 533-FZ requirements about obligatory state expertise of project documentation for construction of wells and the results of engineering surveys for its preparation, the abolition of the state construction supervision and the requirement to obtain permits for the construction of wells to input wells in operation, the subsurface users (customers-developers) and organizations (designers), who are created project documentation for the construction of boreholes, had many questions relating to the procedure for preparation, review and approval of project documentation for the construction and elimination of exploration and production (oil-producing, discharge valve, water-intake) wells.

Проектная документация на строительство эксплуатационных скважин

После ввода в действие закона №533-ФЗ от 31.12.2014 г. с 11 января 2015г. проектная документация (ПД) на строительство буровых скважин в настоящее время продолжают разрабатываться в составе, отвечающем требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и о требованиях к их содержанию». Согласно указанному постановлению ПД включает в себя до 10 – 12 разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению промышленной, пожарной и экологической безопасности, схему планировочной организации земельного участка (ПЗУ), мероприятия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) и т.п.
В условиях отсутствия государственной экспертизы ПД на строительство буровых скважин появляются предложения по замене государственной экспертизы негосударственной или о переходе на так называемую внутреннюю экспертизу, проводимую самим Заказчиком (застройщиком) или третьим лицом (например, экспертно-аналитическим центром крупной компании). Есть также случаи, когда застройщик продолжает направлять ПД на строительство буровых скважин (чаще разведочных) на государственную экспертизу.
До правового регулирования вопросов, связанных с экспертизой ПД на строительство буровых скважин, вначале, на наш взгляд, необходимо рассмотреть сами правила разработки ПД на строительство скважин. Учитывая разницу в подходах к созданию эксплуатационных и поисково-разведочных скважин, рассмотрим вначале варианты создания ПД на строительство эксплуатационных скважин (нефтедобывающих, нагнетательных и водозаборных).
Мы предлагаем к рассмотрению несколько вариантов создания ПД на строительство эксплуатационных скважин.
Вариант 1. ПД на строительство скважин разрабатывать в составе ПД на обустройство буровых площадок (индивидуальных или кустовых). ПД на обустройство буровых площадок предусматривает размещение и обустройство скважин с указанием назначений и типа профиля стволов скважин, определяет расстояния между скважинами и т.п. Предлагается при разработке ПД на обустройство буровых площадок одновременно разрабатывать ПД и на строительство скважин, далее – проектную документацию на строительство скважин и проектную документацию на обустройство буровой площадки со скважинами как единый документ представлять на государственную экспертизу. Такая схема разработки проектных документаций и прохождения ими госэкспертизы существенно сократит сроки ввода залежей (месторождения) нефти и газа в разработку.

В нынешних условиях только один вид контроля за ходом строительства скважин может дать объективную оценку о соответствии построенной скважины действующей проектной документации на строительство скважин. Таким видом контроля является авторский надзор.


Вариант 2. ПД на строительство скважин разрабатывается в отрыве от ПД на обустройство буровой площадки, т.е. не в составе ПД на обустройство буровой площадки, как в варианте 1. В соответствии с законодательными и нормативными актами разработанная проектная документация на обустройство буровой площадки проходит государственную экспертизу. Государственную экспертизу проходят также результаты инженерных изысканий (ИИ) отведенных земельных участков. Таким образом, ПД на строительство эксплуатационных скважин разрабатывается на основе результатов ИИ земельных участков, прошедших госэкспертизу, а также на основе решений проекта обустройства буровой площадки, прошедшего госэкспертизу. Такая ПД на строительство эксплуатационных скважин по решению заказчика также может быть представлена на госэкспертизу. Заказчик-застройщик может ограничиться и негосударственной экспертизой или каким-то другим видом экспертизы (например, «внутренней» экспертизой) ПД на строительство эксплуатационных скважин. Однако, к сожалению, многие юридические аспекты негосударственной экспертизы ПД на строительство буровых скважин не решены, если брать во внимание тот факт, что буровые скважины отнесены к особо опасным и технически сложным объектам по признакам получения (переработки, транспортировки и т.д.) на них опасных веществ (горючих жидкостей, газов и т.п.), а также проведения работ в подземных условиях (см. ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ). В области негосударственной экспертизы ПД на строительство опасных и производственных объектов (ОПО, ООПО), какими являются буровые скважины (например, поисковые и разведочные скважины), должна быть внесена юридическая ясность в решение следующих вопросов: организация на основании каких документов (лицензии или свидетельства СРО) может быть допущена (приобретает право) к проведению негосударственной экспертизы ПД на опасные и особо опасные производственные объекты? Каковы юридически значимые последствия заключения негосударственной экспертизы для объектов капитального строительства (скважин)? Какова ответственность организации, выдавшей положительные заключения на ПД для строительства объектов капитального строительства, являющихся ОПО или ООПО?
Рассмотрим другой вариант экспертизы ПД. Если допустить, что в связи с отменой госэкспертизы заказчик-застройщик сам в ответе за соблюдение требований правил промышленной безопасности, пожарной и экологической безопасности, за выполнение мероприятий ГОЧС и т.п., тогда действительно можно ограничиться так называемой внутренней экспертизой, проводимой самим заказчиком-застройщиком, но это требуется, наверное, закрепить юридически какими-то нормативными документами (их пока нет). Если по заключению «внутренней» экспертизы заказчик-застройщик имеет право утвердить ПД на строительство скважин (до 2015 г. такое право заказчик получал при наличии положительного заключения государственной экспертизы), то это также надо закрепить правовыми нормативными документами.
Надо внести также ясность, что понимать под такими названиями, как «рабочий проект производства буровых работ» и «проектная документация на строительство скважин» (эти фразы приведены, но не раскрыты в «Правилах безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (М., 2013 г.).
Мы считаем, что в соответствии с п. 19 «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (утв. приказам Ростехнадзора №101 от 19.03.2013 г.) для строительства скважин заказчик-застройщик должен передать

Нами предлагается проектную документацию на строительство скважин рассматривать как один из важнейших документов, дающих право создания скважины и право на ее государственную регистрацию как объекта собственности недропользователя. Такое предложение предлагается закрепить правовыми нормативными документами.

подрядчику буровых работ утвержденную им проектную документацию на строительство скважин, под которой понимается проектно-сметная документация (ПСД), составленная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и о требованиях к их содержанию».
ПСД, разработанная в соответствии с указанным постановлением, содержит раздел 5 под названием «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», который разрабатывается по существу согласно «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство скважин на нефть и газ» (ВСН 39-86) и по содержанию полностью отвечает требованиям рабочего проекта производства буровых работ (см. п. 112 главы XI «Требования к разработке рабочего проекта производства буровых работ» «Правил безопасности в НГП» (М., 2013 г.). Следовательно, раздел 5 ПСД на строительство скважин, оформленный под названием «рабочий проект на производство буровых работ», может быть представлен на экспертизу промышленной безопасности и с заключением такой экспертизы, после утверждения заказчиком (недропользователем), выдан подрядчику буровых работ для строительства скважин.
Вариант 3. Предлагается рассмотреть целесообразность возврата к «составу, порядку разработки, согласования и утверждения ПСД на строительство буровых скважин», которые применялись до введения в действие Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и о требованиях к их содержанию» и Постановления правительства РФ от 5 марта 2007 г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (с изменениями на 29 декабря 2007 г.). Государственная экспертиза ПСД на строительство буровых скважин массово в обязательном порядке началась с 2008 г.
Состав, порядок разработки, согласования и утверждения ПД на строительство буровых скважин до 2008 г. отвечали требованиям «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство скважин на нефть и газ» (ВСН 39-86). ПСД по составу включал в себя 2 (два) тома и сметную документацию. Том 1 по составу включал в себя данные и решения, которые и сегодня полностью отвечают требованиям состава рабочего проекта на производство буровых работ согласно п. 12 главы XI «Правил безопасности в НГП» (М., 2013 г.). Поэтому нормативный документ ВСН 39-86 и сегодня является основным документом, в соответствии с которым разрабатывается раздел 5 «ИОС» при разработке проектной документации на строительство буровых скважин согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 №87. В томе 2 проектной документации до 2008 г. разрабатывались мероприятия по охране окружающей среды при строительстве скважин. Том 1 проходил негосударственную экспертизу промышленной безопасности, а том 2 – экологическую экспертизу. Организации, которые выдавали свое заключение экспертизы, свою деятельность осуществляли на основании лицензий, выданных государственными органами.
Мы считаем, что разработка, согласование и утверждение ПСД на строительство скважин по варианту №3 приведет к существенному снижению административного бремени недропользования.

Разработка, согласование и утверждение проектной документации на строительство поисково-разведочных скважин

Далее рассмотрим предложения о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектной документации на строительство поисково-разведочных скважин.
До отмены государственной экспертизы ПД на строительство поисково-разведочных скважин по составу и содержанию соответствовала Постановлению Правитель­ства РФ от 16.02.2008 №87 и наряду с результатами инженерных изысканий отведенных земельных участков под инженерную подготовку буровой площадки (для строительства на ней поисковой или разведочной скважины) и подъездных автомобильных дорог проходила государственную экспертизу. Вопросы инженерной подготовки, т.е. строительства буровой площадки и подъездных дорог, излагались в составе раздела 2 проекта под названием «Схема планировочной организации земельного участка» (ПЗУ). Буровая площадка и подъездные автодороги (при необходимости и вертолетная площадка) строились согласно техническим решениям раздела 2 ПЗУ проектной документации, получившей положительное заключение госэкспертизы. Другие вопросы, связанные с разделом ПЗУ, излагались в подразделе 6.1 «ПОС», вопросы охраны окружающей среды при строительных работах – в подразделе 8.1 «ООС» той же ПД, сметные расчеты – в подразделе 11.1 той же ПД.
После отмены госэкспертизы ПД на строительство буровых скважин требуется, на наш взгляд, внесение новых нормативных актов на строительство поисково-разведочных скважин. Это вызвано следующими обстоятельст­вами: площадка строительства поисково-разведочной скважины, в соответствии с п. 5 приложения №1 к ФЗ-116 от 21.07.1997 г., является опасным производственным объектом (ведение горных работ), и проектная документация на ее строительство подлежит прохождению экспертизы (например, негосударственной). Поскольку стадия разработки проектной документации на строительство буровой площадки под строительство поисковой или разведочной скважины предусматривает проведение инженерных изысканий, благодаря результатам которых учитываются при строительных работах: характеристика грунтов, степень заболоченности и прочие условия (неучет которых может привести к возникновению рисков появления чрезвычайных ситуаций), результаты инженерных изысканий земельных участков под строительство поисковой или разведочной скважины также подлежат прохождению экспертизы. Таким образом, этапами создания поисковой или разведочной скважины являются: отведение и аренда земельных участков, инженерные изыскания земельных участков, разработка проектной документации на строительство буровой площадки с подъездными автодорогами (при необходимости с вертолетной площадкой), строительство буровой площадки с подъездными автодорогами, разработка проектной документации на строительство поисковой или разведочной скважины и, наконец, строительство самой поисковой или разведочной скважины в соответствии с разработанной проектной документацией.

ЗБС с горизонтальным окончанием по продуктивному пласту нельзя относить к капитальному ремонту скважин.


Для строительства поисковой или разведочной скважины предлагается обеспечить застройщика-заказчика двумя проектными документациями: 1) ПД на строительство буровой площадки с подъездными автодорогами; 2) ПД на строительство поисковой или разведочной скважины. Обе проектные документации по составу и содержанию разделов должны отвечать требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 №87 со следующей разницей: раздел 2 (ПЗУ) проектной документации на строительство поисковой или разведочной скважины заменить проектной документацией на строительство буровой площадки с подъездными автодорогами. Что касается экспертизы, предлагается следующее: проектная документация на строительство буровой площадки с подъездными автодорогами с отчетами по результатам инженерных изысканий представляется на негосударственную экспертизу при условии, что проектная документация на строительство поисковой или разведочной скважины не будет представляться на государственную экспертизу. Однако, с учетом того, что, в отличие от условий строительства эксплуатационных скважин, при строительстве разведочных скважин (в особенности поисковых) прогноз горно-геологических условий бурения не всегда достоверен на 100%, возрастает вероятность возникновения осложнений и аварий при строительстве таких скважин. Поэтому мы полагаем, что государственными органами в скором времени будет пересмотрен статус параметрических, поисковых и разведочных скважин и, при прочих равных условиях, они будут относиться к категории особо опасных, технически сложных объектов и на этой основе будет принято решение о необходимости прохождения проектных документаций на строительство указанных скважин государственной экспертизы. До принятия такого решения проектные документации на строительство указанных скважин, по решению заказчика (застройщика), также могут быть представлены на государственную экспертизу (такое право у недропользователя имеется). Могут представляться такие ПД также на негосударственную экспертизу и будут подвергаться, по-видимому, экспертизе по принятой в масштабе РФ схеме экспертизы проектных документаций на строительство эксплуатационных скважин.
Ниже изложены некоторые аспекты, касающиеся юридического статуса проектных документаций на строительство скважин.
До отмены разрешения на строительство скважин территориальные органы Ростехнадзора требовали от застройщиков-заказчиков предоставления заключения авторского надзора о соответствии построенной нефтяной или газовой скважины проектной документации. Согласно требований «Правил безопасности в НГП» (М,, 2013 г.) при строительстве скважин отклонения от проектных решений не допускаются.
Следует отметить, что и Градостроительным кодексом, и «Правилами безопасности в НГП» (М., 2013 г.), и другими нормативными документами предусмотрено строительство буровых скважин осуществлять согласно проектной документации (рабочему проекту). Однако, после вступления в силу закона №533-ФЗ и отмены государственного строительного надзора, нефтяные компании перестали заключать договоры на ведение авторского надзора за ходом строительства скважин, и создается такая ситуация, когда непонятно, кто и на основании какого нормативного документа должен осуществлять строительный контроль за бурением скважин. После отмены получения разрешения на ввод объекта (скважины) в эксплуатацию создается и такая парадоксальная ситуация, когда недропользователь получает возможность на свой страх и риск вводить в эксплуатацию и те скважины, которые построены с теми или иными отклонениями от проектной документации. Полагаем, что обязательное осуществление Государственного строительного надзора и авторского надзора за строительством скважин в ближайшее время будет возобновлено. Некоторые руководители и специалисты могут привести доводы относительно того, что в настоящее время строительный контроль осуществляется супервайзерской службой. Однако, к сожалению, следует констатировать, что супервайзерские службы, непосредственно входят в структуру заказчика (застройщика), «защищают» интересы («внутреннюю политику») недропользователя, связанные с расходованием материалов, инструментов, оборудования и т.п.
Пункт 108 главы Х «Правил безопасности в НГП» (М., 2013 г.) гласит: «Контроль за ходом производства буровых работ, качеством выполнения этих работ, технологических процессов и операций, качеством используемых материалов и технических средств, соблюдением безопасных условий труда должен осуществляться пользователем недр (заказчиком), организацией, осуществляющей производство буровых работ, и другими субъектами хозяйственной деятельности, уполномоченными пользователем недр». Конечно, за все в ответе недропользователь (заказчик), а также подрядчик буровых работ и субподрядчики сервисных услуг. Однако, как показывает практика, без контроля со стороны третьим, независимым лицом, не всегда решается все гладко, на высоком уровне, т.е. в соответствии с требованиями безопасности, качества и т.п. В нынешних сложившихся условиях только один вид контроля за ходом строительства скважин может дать объективную оценку о соответствии построенной скважины действующей проектной документации на строительство скважин. Таким видом контроля является авторский надзор, который не отменен, – наоборот, он предписан п. 116 «Правил безопасности в НГП» (М., 2013 г.), но только остается не ясным, каков юридический статус заключения авторского надзора о соответствии (несоответствии) построенной скважины проектной документации на строительство скважин, в т.ч. по части реализации природоохранных мероприятий.

На основании вышеизложенных материалов можно заключить, что строительство скважин на нефть и газ и их ликвидация с 2015 г. осуществляются без какого–либо контроля со стороны государственных органов.


Неясные вопросы требуют своего разрешения. При этом следует особо подчеркнуть, что самый неясный вопрос сегодня связан с юридическим статусом разработанных (и разрабатываемых) проектных документаций на строительство скважин. Какой орган государственной власти может потребовать представления проектной документации на строительство скважины как официального документа, в соответствии с которым построен объект капитального строительства (скважина), который является объектом недвижимости. Как известно, объекты недвижимости (скважины), после соответствующего оформления, становятся собственностью недропользователя. Государственная регистрация права собственности на скважину является завершающим этапом создания скважины. В соответствии со ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления правообладателя и документов, подлежащих представлению в регистрационный орган. Согласно пункту 30 «Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» среди прочих документов подлежала представлению и проектная документация на строительство объекта недвижимости. Однако приказом Министерства юстиции РФ от 16 сентября 2010 г. №227 указанный регламент был отменен, а взамен другой документ не принят до сих пор. В результате этого регистрационные органы требуют представления самых разнообразных документов, касающихся организации и фактического строительства объектов, связанных с пользованием недрами, их техническим учетом и т.д. Нами предлагается проектную документацию на строительство скважин рассматривать как один из важнейших документов, дающих право создания скважины и право на ее государственную регистрацию как объекта собственности недропользователя. Было бы правильно закрепить это правовыми нормативными документами.

Проектная документация на ЗБС

Вступившими с 18.12.2013 г. новыми «Правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (М., 2013 г.) изменились терминология и требования к ведению работ по зарезке боковых стволов скважин, а именно: согласно пункту 982 указанных «Правил…» зарезка боковых стволов (ЗБС) и проводка горизонтальных участков в продуктивном пласте (без полной замены обсадной колонны) отнесены к капитальному ремонту скважин. Попытаемся объяснить, почему ЗБС с горизонтальным окончанием по продуктивному пласту нельзя относить к капитальному ремонту скважин. Дело заключается в том, что протяженность горизонтального участка, наиболее сложного участка бокового ствола с точки зрения бурения без осложнений и аварий с соблюдением требований промышленной безопасности, достигает 300 – 500 м и более, а длина бокового ствола в целом может составить 2000 – 3000 м и более, что соразмерно с длиной ствола обычных скважин, строящихся согласно проектным документациям, утвержденным заказчиком. Уменьшение диаметра бокового ствола по сравнению с диаметром ствола скважины, обсаженной эксплуатационной колонной, использование бурового инструмента меньшего диаметра, а также использование специального подземного оборудования, предназначенного для проведения, например, многостадийного гидроразрыва пласта в горизонтальном участке ствола, и т.п., усложняют условия бурения и заканчивания строительства боковых стволов с горизонтальным окончанием по продуктивному пласту. Обсаживание боковых стволов обсадными колоннами уменьшенного диаметра («хвостовиками») в принципе приводит к существенному изменению конструкции скважины. На наш взгляд, указанные факторы являются веским основанием для того, чтобы впредь строительство боковых стволов с горизонтальными окончаниями по продуктивному пласту (пластам) осуществлялось только в соответствии с утвержденной проектной документацией. Для этого предлагаем внести соответствующие изменения в «Правила безопасности в НГП» (М., 2013 г.).

Контроль за ликвидацией скважин

Приказом от 12.05.2015 №1 Ростехнадзор отменил дейст­вие «Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов», утвержденной Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22 мая 2002 г. №22. Тем же приказом порядок ликвидации скважин главой LVII.II (с некоторыми изменениями) введен в состав «Правил безопасности в НГП» (М., 2013 г.). Вышеуказанная «Инструкция…» предусматривала ликвидацию скважин осуществлять в соответствии с проектной документацией на ликвидацию скважин, получившей положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, согласованной

Считаем, что в целях защиты интересов будущих поколений человечества должен быть восстановлен «статус–кво» на ликвидацию нефтяных и газовых скважин.

с Федеральным органом горного и промышленного надзора России и утвержденной недропользователем. В отличие от «Инструкции…» согласно новым «Правилам в НГП» (М., 2013 г.) ликвидация скважин проводится в соответствии с документацией (по планам изоляционно-ликвидационных работ), которые не подвергаются какой-либо экспертизе и не согласовываются с органами Ростехнадзора.
Таким образом, на основании вышеизложенных материалов можно заключить, что как строительство скважин на нефть и газ, так и ликвидация скважин в настоящее время (с 2015 г.) осуществляются без какого-либо контроля со стороны государственных органов.
Мы считаем, что отношение к строительству и ликвидации нефтяных и газовых скважин должно быть изменено коренным образом. Что собой представляет ликвидированная бывшая нефтяная или газовая скважина? Ликвидированная скважина – это отверстие («дыра») в земной коре, которое изолировано от окружающих горных пород колоннами строительных обсадных труб, цементным кольцевым камнем за обсадными колоннами, цементными мостами (стаканами) внутри колонн, устьевая часть скважины оборудована заглушкой (или глухим металлическим фланцем), а свободная часть колонны от твердых цементных стаканов заполнена нейтральной и незамерзающей (в приустьевом интервале) жидкостью той или иной плотности. Основное требование к ликвидированной скважине: 100%-ное обеспечение требований охраны недр, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды. Согласно «Правилам безопасности в НГП» (М., 2013 г.), ежегодный контроль за состоянием устьев ликвидированных скважин осуществляет пользователь недр. Периодичность проверок устанавливается пользователем недр, но не реже одного раза в два года (для скважин, ликвидированных после окончания бурения) и одного раза в год (для скважин, ликвидированных в процессе эксплуатации). Необходимые ремонтные работы при обнаружении неисправностей и нарушений вышеуказанных требований осуществляются пользователем недр по планам, составленным исполнителем работ и утвержденным пользователем недр.

Обезопасим поколения будущего

Мы считаем, что действующими «Правилами безопасности в НГП» (М., 2013 г.) не учитываются требования будущих периодов существования цивилизации человечества на Земле, когда человечество взамен нефти и газа будет пользоваться новыми источниками энергии, т.е. отпадет необходимость добывать из недр Земли нефтегазовые углеводороды или наступит момент, когда запасы нефти и газа недр Земли будут истощены настолько, что дальнейшая добыча нефтегазовых углеводородов перестанет быть рентабельной, вследствие чего наступит конец эры нефти и газа. Это означает, что человечество перестанет разрабатывать и эксплуатировать месторождения нефти и газа, а ликвидированные скважины останутся как «объекты» деятельности прошлых цивилизаций. Возникают вопросы: какую угрозу будут представлять ликвидированные бывшие нефтяные и газовые скважины для новых поколений человечества, спустя, скажем, несколько столетий? Вся сложность прогнозов относительно технического состояния скважин в будущем, заключается в отсутствии сегодня научных исследований по этой проблеме и трудностей предвидения того, как будет изменяться техническое состояние ликвидированных скважин через большие интервалы времени. Можно только предположить, что спустя годы произойдут разрушение и потеря герметичности стальных обсадных труб, а также полная потеря начальных свойств цементного камня вследствие коррозии. Одновременно можно допускать, что спустя годы ликвидированные скважины могут превратиться в «каналы» для просачивания на поверхность Земли газообразных легких углеводородов. Тогда можно будет представить себе картину, когда над ликвидированными месторождениями нефти и газа будут полыхать маленькие факелы (словно «свечи»), создавая неутешительную картину «могильника». Но при этом, однако, нельзя исключить и такого варианта развития событий, как «самозалечивание» ликвидированных скважин и благодаря этому сохранение атмосферы Земли от загрязнения углеводородами «бывших» месторождений нефти и газа через ликвидированные скважины.
Мы считаем, что в целях защиты интересов будущих поколений человечества должен быть восстановлен «статус-кво» на ликвидацию нефтяных и газовых скважин. Иными словами, на ликвидацию скважин должна разрабатываться проектная документация (типовая и индивидуальная), которая далее должна представляться на экспертизу промбезопасности и согласовываться с государственными органами, т.е. с территориальными органами Ростехнадзора. Предлагаем работы по ликвидации скважин сопровождать авторским надзором, т.е. должен вестись контроль за ходом работ по ликвидации скважин разработчиком – автором проектной документации на ликвидацию скважин.

Выводы и рекомендации

  1. Предложить соответствующим государственным органам рассмотреть и правовыми нормативными документами закрепить состав, порядок разработки и экспертизы (промышленной и экологической безопасности, пожарной безопасности, мероприятий по ГОЧС) и утверждения нед­ропользователем проектных документаций на строительство как эксплуатационных, так и поисково-разведочных скважин на нефть и газ.
  2. Рекомендовать Ростехнадзору отменить решение об отнесении работ по зарезке боковых стволов скважин с горизонтальным окончанием (БГС) к категории капитального ремонта скважин и принять решение о необходимости бурения БГС в соответствии с проектной документацией, разработанной и согласованной по общепринятым правилам и утвержденной недропользователем.
  3. Рекомендовать Ростехнадзору принять решение о возобновлении разработки экспертизы промбезопасности проектных документаций на ликвидацию нефтяных и газовых скважин.
  4. Рекомендовать соответствующим государственным органам рассмотреть вопрос о возобновлении государст­венного строительного надзора за строительством скважин на нефть и газ, рассмотреть также вопрос об организации государственного надзора и авторского надзора за ликвидацией бывших нефтяных и газовых скважин.
  5. Предложить Ростехнадзору, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерству юстиции РФ рассмотреть и решить вопрос о правовом статусе проектных документаций на строительство и ликвидацию скважин.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей


    Авторизация


    регистрация

    Ахметшин М.А.

    Ахметшин М.А.

    д.т.н., профессор, генеральный директор

    ЗАО «Нефтегазовый центр научно- исследовательских и проектных работ»

    Ситников В.П.

    Ситников В.П.

    к.т.н., генеральный директор

    Мухаметшин В.Г.

    Мухаметшин В.Г.

    начальник отдела разработки нефтяных и газовых месторождений

    ОАО «Нижневартовский научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности»

    Просмотров статьи: 10706

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru