ОПЕК, о которой мы много слышали, но мало что знаем

OPEC about which we’ve heard a lot, but know a little

Ye. Khartukov, MGIMO(U) of Russian Ministry of Foreign Affairs

Все, что вы хотели узнать об Организации стран-экспортеров нефти – ОПЕК, расскажет эксперт журнала «Бурение и нефть», генеральный директор Центра нефтегазового бизнеса (CPBS), руководитель Группы анализа и прогнозирования мирового энергосырьевого рынка (GAPMER) Евгений Михайлович ХАРТУКОВ.

Yevgeny Michailovich KHARTUKOV – our magazine expert, general director of CPBS (Center for Petroleum Business Studies), head of GARMER (World Energy Analysis & Forecasting Group) will tell us everything you wanted to know about OPEC (Organization of the Petroleum-Exporting Countries).

Как начиналась ОПЕК

Организация стран-экспортеров нефти (The Organization of the Petroleum Exporting Countries; ОПЕК) – это товарная ассоциация 12 развивающихся нефтеэкспортирующих государств, созданная в Багдаде в сентябре 1960 г. и базирующаяся (с сентября 1965 г.) в Вене (Австрия) (до этого – в более дорогой Женеве).

Состав и численность этой ассоциации менялись на протяжении ее истории, но неизменным оставалось ядро, государст­ва-основатели – Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт и Венесуэла (инициатор создания ОПЕК). К этим странам, основавшим организацию в 1960 г., позднее присоединились еще девять государств: Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973), Габон (1975) и Ангола (2007). В декабре 1992 г. и в декабре 1994 г., ссылаясь на непомерное бремя квот нефтедобычи и высокие платежи, членство в ассоциации приостановили Эквадор и Габон (Эквадор снова стал активным участником ОПЕК в октябре 2007 г.). В январе 2007 г. в состав ассоциации вошла Ангола, а в ноябре 2008 г. Индонезия, переставшая быть нетто-экспортером нефти, официально вышла из организации.

ОПЕК неоднократно предлагала сначала СССР, а затем и России вступить в ее состав. Однако в ее уставе одним из важнейших пунктов прописано обеспечение недискриминационных (и даже благоприятных) условий для деятельности иностранного капитала в национальных нефтяных отраслях1. Понятно, что СССР путь в ОПЕК по известным политико-идеологическим причинам был объективно закрыт. Другое дело – демократическая Россия, но кто будет выполнять решения ОПЕК по ограничению национальной нефтедобычи, если эта отрасль в России, в основном, приватизирована, правительство не имеет конституционного права вмешиваться в дела частных компаний и в стране нет национальной нефтяной компании? Кроме того, официально входить в ряды этой международной организации означает подвергаться откровенной критике со стороны других энергопотребляющих государств, прежде всего США и прочих стран-участниц Международного энергетического агентства (МЭА). И, наконец, официально отождествлять себя с развивающимися странами, входя в эту ассоциацию «третьего мира», совсем не престижно даже для России.

В 80-х гг. прошлого века получило развитие движение не входящих в ОПЕК нефтеэкспортирующих стран, к которым относятся Россия (СССР), Норвегия, Мексика, Ангола, Оман, Малайзия и ряд других государств, оказывавших влияние на мировой рынок нефти. В СМИ эта группа, никак организационно не оформленная, получила название «Нон-ОПЕК» (Non-OPEC).

Доля ОПЕК в мировой нефтедобыче

В настоящее время доля стран ассоциации в мировой нефтедобыче (2011 г.) составляет 42,8%, в мировом экспорте нефти (2011 г.) – 60,4%, а в общемировых доказанных запасах жидких углеводородов (на начало 2012 г.) – 81% (рис. 1). Прежде доля ОПЕК в мировой нефтедобыче была еще выше и доходила до 55% в 1973 г.
Рис. 1. Доказанные запасы нефти и ГКЖ в мире и странах ОПЕК по состоянию на начало 2012 г. (в млрд барр. и %)
Source: OPEC Annual Statistical Bulletin 2012

Добыча нефти и ее квотирование в ОПЕК

Добыча нефти в странах ОПЕК возросла с 435 млн тонн в 1960 г. до 1,540 млрд тонн в 1973 г. и превысила 1,570 млрд тонн в 2012 г., почти треть из которых приходилась на Саудовскую Аравию (рис. 2).
Рис. 2. Добыча нефти (без газоконденсатных жидкостей) в странах-членах ОПЕК в 1960-2011 гг. (в млн барр/сут)
Первые попытки регулирования добычи в рамках ОПЕК были предприняты еще во второй половине 60-х гг., но лишь с марта 1982 г. квотирование добычи нефти в странах ассоциации приобретает регулярный и открытый характер. Объектом квотирования является национальная (реже – общеопековская) добыча (но не экспорт!) и только нефти, что позволяет отдель­ным странам ОПЕК бесконтрольно наращивать добычу газоконденсата и других ГКЖ или производство искусственных жидких углеводородов (например, «оримульсии» в Венесуэле). Однако принятые квоты постоянно нарушались (особенно Алжиром, Ливией и Катаром) в сторону их превышения.

Существующие мощности по добыче нефти в странах ОПЕК достигают, по оценке МЭА, в общей сложности около 1,7 млрд тонн в год, из которых 400 – 500 млн т/год приходится на Саудовскую Аравию.

В результате того, что страны ОПЕК ограничивают свою добычу, возникают свободные мощности, которые оцениваются в настоящее время в более чем 120 млн т/г и являются важным фактором ценообразования на мировом рынке нефти (рис. 3).
Рис. 3. Динамика свободных мощностей по добыче нефти в странах ОПЕК, в млн барр/сут, и мировой цены на нефть, в долл/барр., в номинальном и реальном исчислении, в долларах 2010 г., в 1994 – 2012 гг.

ОПЕК и цены на нефть

Важно подчеркнуть, что ОПЕК является не картелем в прямом смысле этого слова (монополистическим объединением по разделу рынка в целях манипулирования ценами), как это стремятся представить западные СМИ, а раздираемой противоречиями межправительственной товарной ассоциацией картельного типа, объединяющей суверенные государства различной ориентации – демократических, монархических и даже фашиствующих режимов, мусульман и католиков. ОПЕК никогда не устанавливала цены на мировом рынке нефти, а лишь косвенно регулировала их посредством изменения предложения (то есть объемом своей нефтедобычи), всегда (как правило, с опозданием) «следуя за рынком»2.

В конце 1974 г. ОПЕК ввела в практику установление собственной так называемой единой продажной цены, под которой понималась официальная продажная цена (ОПЦ) на легкую аравийскую нефть плотностью 34°АНИ и с содержанием серы 1,8% (по весу) ФОБ (FOB – free on board, «свобода на борту»), саудовский порт Рас-Танура, под которую должны были подстраиваться все другие страны ОПЕК при установлении сопоставимых продажных цен на свои экспортные нефти, чтобы избежать неминуемой конкуренции.

С января 1975 г. единая продажная цена была установлена на уровне 10,463 долл/барр., но уже в декабре 1976 г. она «расщепилась» на 12,086 долл/барр., признаваемую только Саудовской Аравией, и 12,704 долл/барр., принимаемую в качестве единой эталонной цены остальными членами ОПЕК. Такое раздвоение «единой» цены, доходившее до 4 долл/барр. в конце 1980 г., было ликвидировано лишь в августе 1985 г., когда Саудовская Аравия уравняла свои базисные цены с ценами рынка «спот», а «единая» цена просто перестала больше существовать.

В начале 1987 г. страны ОПЕК ввели свою ценовую «корзину» (OPEC reference basket, или ORB) – фиксированный набор нефтей, усредненная цена которых служит индикатором ценовой политики ассоциации. До 135-й Конференции ОПЕК3 она рассчитывалась как среднеарифметическая «спотовых» цен на 7 нефтей, включая «сахарскую» нефтяную смесь (Алжир), нефть сорта «минас» (Индонезия), легкую нефть сорта «бонни» (Нигерия), легкую аравийскую нефть (Саудовская Аравия), дубайскую нефть (ОАЭ), нефть сорта «тиа-хуана» (Венесуэла) и легкую нефть сорта «истмус» (Мексика, не член ОПЕК)4. Средняя плотность нефтей «корзины» составляла при этом 34,6°АНИ, а среднее содержание серы по весу составляло 1,44%. C 16 марта 2005 г., по решению 135-й Конференции ОПЕК, эта ценовая «корзина» определяется как усредненная «спотовая» цена на основные сорта нефти 11 стран ОПЕК, взвешенных по доле 2004 г. соответствующих нефтяных поставок на основные рынки ОПЕК. При этом средняя плотность нефтей «корзины» составила 32,7°АНИ, а среднее содержание серы возросло до 1,77%.

В начале 2000 г. страны ОПЕК приняли решение о том, что цена «корзины» должна, по возможности, находиться в приемлемом интервале от 22 до 28 долл/барр. Несмотря на все попытки стран ОПЕК удержать ценовую «корзину» в указанных пределах, этот показатель, составлявший менее 24,6 долл/барр. в январе 2000 г., превысил 40 долл/барр. в августе 2004 г. и 130 долл/барр. – в июле 2008 г. (рис. 4). Цена корзины нефти ОПЕК снизилась в 2013 г. на 3% по сравнению с 2012 г., когда цена корзины достигла максимума на уровне 109,45 долл. Это снижение приостановило ее трехлетний рост.
Рис. 4. Среднегодовая динамика цены «корзины» ОПЕК в 2000 – 2012 гг., в долл/барр.

ОПЕК и доходы от нефтяного экспорта

Вместе с ростом экспортных цен на нефть росли и доходы стран ОПЕК от экспорта нефти и неф­тепродуктов. Так, по оценке Управления энергетической информации США (EIA), доходы ОПЕК от чистого нефтяного экспорта увеличились за период 1975 – 2012 гг. более чем в 9 раз и превысили в 2012 г. уровень 1 050 млрд долл. (рис. 5).
Рис. 5. Динамика номинальных и реальных доходов ОПЕК от нетто-экспорта нефти и нефтепродуктов в 1975 – 2011 гг., в млрд долл.
U.S. Energy Information Administration, derived from data in the STEO Years prior to 1994 do not include Angola or Ecuador.
По данным Секретариата ОПЕК, эти экспортные доходы еще выше (табл. 1, рис. 6).
Табл. 1. Динамика доходов стран ОПЕК от нетто-экспорта нефти и нефтепродуктов в 2007 – 2011 гг., в млрд долл.
Source: Annual Statistical Bulletin 2012. Vienna: OPEC, 2012, p. 17
Рис. 6. Динамика доходов ОПЕК от нетто-экспорта нефти и нефтепродуктов в 1970 – 2011 гг., в млрд долл.
Source: Annual Statistical bulletin 2012. – Vienna: OPEC, 2012, p.17
Это породило проблему эффективного использования колоссальных нефтеэкспортных доходов в экономике государств ОПЕК, ряд которых предпочитает вкладывать получаемые «нефтедоллары» в создание специальных финансовых фондов и скупку акций западных компаний или просто хранить «неф­тедоллары» на счетах крупных западных банков.

Кроме того, интенсивный приток доходов от нефтяного экспорта приводит к усилению инфляции в странах ОПЕК и сохранению монокультурности их экономик. Хотя доля экспорта жидкого топлива не так высока, как в 70-х гг. (почти 100%), она все еще весьма значительна – около 75% в целом по странам ассоциации (рис. 7).
Рис. 7. Доля экспорта жидкого топлива странами ОПЕК в 1960 – 2011 гг.
Source: Annual Statistical Bulletin 2012. – Vienna: OPEC, 2012, p. 58
Не следует, однако, полагать, что рост цен на нефть обогащает лишь страны ОПЕК, получающие от экспорта жидкого топлива только часть всех доходов – остальная (и, как правило, большая часть) приходится на прибыль промышленных корпораций и налоги в нефтеимпортирующих странах (рис. 8).
Рис. 8. Доходы нефтеимпортирующих стран в 2007 – 2011 гг.

ОПЕК и национальные нефтяные компании

В каждой стране ОПЕК существует одна национальная нефтяная (нефтегазовая) компания, которая берет на себя выполнение международных обязательств страны, и в том числе соблюдение предписываемых национальных квот нефтедобычи. Такая компания (обычно государственная) пользуется всемерной поддержкой своего государства, ведет переговоры с иностранными нефтяными компаниями и, как правило, принимает непосредственное участие в распределении лицензий на проведение поисково-разведочных и промысловых работ на территории и в акваториях страны (табл. 2).
Табл. 2. Национальные нефтегазовые компании стран ОПЕК
1 – под первоначальным названием (может отличаться от нынешнего); 2 – по состоянию на 01.01.2010; 3 – по состоянию на 31.12.2010; 4 – Saudi Aramco де-факто является ННК Саудовской Аравии; 5 – упразднена в 1976 г. как ННК, дублирующая функции национального министерства нефтяной промышленности; 6 – по состоянию на 31.12.2012; 7 – по состоянию на 31.12.2011
Main sources: UNCNRET, 1980 (State Petroleum Enterprises in Developing Countries. N.Y.: Pergamon Press, 1980); Commercial Frameworks for National Oil Companies. Working Paper. Austin: CEE, March 2007, p.5; Khartukov, E. Energy Module. Geneva: UNCTAD, July 2008; Oil & Gas Journal, September 15, 2010
1 См. OPEC Statute. – Geneva: OPEC, 1961, p. 1 2 Даже факт четырехкратного повышения справочных цен ОПЕК (в среднем с 3 до 11,7 долл/барр.), представляемый как пример прямого воздействия ОПЕК на цены мирового рынка нефти, по сути дела, был связан с тем, что цены рынка «спот» на нефть в Гвинейском заливе в октябре 1973 г. повысились до 16 долл/барр. 3 Не реже 2 раз в год (обычно 3 раза в год – в марте, сентябре и декабре) Секретариат ОПЕК организует встречи министров нефтяной или горнорудной промышленности или энергетики государств-членов, являющиеся высшим органом ассоциации и называемые конференциями ОПЕК. Если специально не оговорено иное, принимаемые на конференциях ОПЕК решения носят рекомендательный характер, т.е. не обязательны для неукоснительного исполнения членами. 4 С января 2007 г. в расчет «корзины» была включена ангольская нефть «джирассол», с 19 октября 2007 г. – эквадорская «ориенте», а с 1 января 2009 г. из «корзины» была изъята индонезийская «минас» (поскольку Индонезия вышла из состава ОПЕК). В начале 2009 г. венесуэльская нефть «BCF-17» была заменена нефтью «мерей».

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Хартуков Е.М.

    Хартуков Е.М.

    д.э.н., профессор МГИМО МИД России, генеральный директор Центра нефтегазового бизнеса (CPBS), руководитель Группы анализа и прогнозирования мирового энергосырьевого рынка (GAPMER), вице-президент

    Компания Petro-Logistics SA

    Просмотров статьи: 17982

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru