Hob-bit: начало пути. «Бурсервис» выводит на рынок уникальную конструкцию пятилопастных долот малого диаметра

Hob-bit: way beginning. «Burservice» introduces to market unique design of five-blade bits of small diameter

A. SULEYMANOV, A. PSHENICHNYY, «Burservice» SPE» JSC

Компания «Бурсервис» презентует новую конструкцию пятилопастных долот малого диаметра под маркетинговым именем hob-bit.

The Company presents new design of five-blade bits under marketing name Hob-bit.

В продуктовом портфеле каждого производителя породоразрушающего инструмента особенное место занимает линейка долот малого диаметра.

Их важность обусловлена постоянным увеличением числа скважин, заканчиваемых хвостовиками, и значительным объемом бурения боковых стволов. При этом предлагаемые долота должны показывать высокую механическую скорость и обеспечивать соответствие траектории скважины проектным показателям.

Опираясь на практику, можно добавить еще один показатель – универсальность. Как правило, траектории хвостовиков и боковых стволов можно разделить на три основные группы: S-образные, J-образные и J-образные с продолжительным горизонтальным интервалом (рис. 1). При бурении первого из профилей основным критерием эффективности является высокая механическая скорость, для третьего – высокая управляемость, позволяющая обеспечить проектную траекторию. А вот для второго профиля требуется удачное сочетание скорости бурения и управления траекторией, то есть та самая универсальность, которая упоминалась выше.
Рис. 1. Траектории хвостовиков и боковых стволов
Есть еще один важный аргумент в пользу наличия на буровой именно универсального долота. Все чаще, в силу различных обстоятельств, окончательные проектные данные на скважину предоставляются заказчиком в последний момент, порой за сутки или двое до начала работ. При существующем тотальном снижении расценок держать на каждом объекте в постоянной боевой готовности по три долота нескольких типоразмеров для сервисных компаний становится накладно.

Сегодня, как правило, выбор делается между четырех- и шестилопастными конструкциями долот. Особенно четко это прослеживается на проектах с раздельным сервисом, когда заказчик активно использует возможность давать рекомендации по применению того или иного долота в зависимости от профиля скважины. Выбор основывается на большом практическом опыте, который схематично представлен на рис. 2.
Рис. 2. Зависимости качественных показателей от конструктивных особенностей долот малого диаметра
Четырехлопастные долота дают возможность бурить с более высокой механической скоростью, но уступают шестилопастным по управляемости, особенно при проводке значительных горизонтальных участков. Любые попытки модифицировать имеющиеся конструкции четырех- и шестилопастных долот приводят к падению скоростных показателей у первых типов конструкций и управляемости у вторых.

В середине 2012 г. департаментом научно-конструкторских разработок «Бурсервиса» было создано пятилопастное долото диаметром 123,8 мм, которое должно было обеспечить одновременно и высокую механическую скорость, и достойную управляемость. После успешной апробации в рамках сервисных проектов было решено дать новой линейке долот название «hob-bit» (h.o.b. – high offshoot benefit, bit – долото, что вместе подразумевает «долото для высокоэффективного бурения боковых стволов»). Однако для подтверждения высоких качественных показателей требовалась оценка специалистов независимой сервисной компании. В конце минувшего года согласие на проведение апробации долота BS-123,8 SD 513-001 в условиях Приобской группы месторождений было получено от компании «IDS-Drilling». Показатели, зафиксированные в результате бурения трех различных интервалов, приведены на рис. 3.
Рис. 3. Показатели механической скорости BS-123,8 SD 513-001
Несмотря на различные профили боковых стволов, типы применяемых забойных двигателей и характеристики бурового раствора, механическая скорость на всех объектах превысила минимальный показатель, установленный заказчиком, – 5,5 м/ч.

По своим значениям скорость бурения соответствует средним показателям четырехлопастных долот в этом регионе, а управляемость долота не отличается от управляемости шестилопастных конструкций. Стойкость долота и элементов вооружения оказалась также на высоком уровне (рис. 4).
Рис. 4. Состояние долота BS-123,8 SD 513-001 после отработки на трех скважинах (общая проходка 2323 м)
В ходе бурения трех боковых стволов никаких осложнений ствола скважины не зафиксировано. Таким образом, есть все основания считать успешным первый этап внедрения новой разработки.

Мы уверены, что в первой половине текущего года удастся провести апробацию долот серии hob-bit диаметром от 123,8 до 155,6 мм при бурении хвостовиков на скважинах в Ноябрьском регионе. В это же время в Нефтеюганском регионе продолжится отработка долот hob-bit, но уже диаметром 126 мм.

Заканчивается разработка модификации долота для применения в карбонатных разрезах Урало-Поволжского региона. Кроме того, в линейке долот hob-bit будут долота, адаптированные для применения с роторными управляемыми системами – РУСами.

Единственным сдерживающим фактором широкого внедрения предлагаемой линейки долот может стать здоровый (или нездоровый – кто как считает) консерватизм буровиков. Как уже говорилось, долота hob-bit являются пятилопастными. К сожалению, несмотря на успешное применение пятилопастных долот диаметром 393,7 мм и 295,3 мм, для бурения нижних интервалов заказчик весьма неохотно согласует применение пятилопастных долот диаметром 220,7 мм и 215,9 мм. В практике же бурения хвостовиков и боковых стволов долота малого диаметра российского производства вообще большая редкость! Тем не менее мы верим, что хорошие партнерские отношения с технологическими службами заказчиков и наша совместная работа по повышению эффективности работ позволят реализовать намеченную программу в полном объеме.

В заключение хочется сказать несколько слов о том, почему название новой линейки долот «Бурсервиса» – hob-bit напоминает об известном произведении Рональда Руэла Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно». Имя появилось конечно же не случайно. Во-первых, аспект маркетинговый – в этом году планируется премьерный показ аж трех фильмов, снятых по мотивам этой книги (первый уже вышел на экраны в начале года). Во-вторых, по сравнению с другими пятилопастными крупногабаритными конструкциями долото BS-123,8 SD 513-001 действительно выглядит «полуросликом», как часто называют хоббитов окружающие. В-третьих, несмотря на скромный размер, значимость результата, показанного долотом малого диаметра, в общем цикле строительства скважины ничуть не уступает, а порой и превосходит значимость долот большего диаметра.

Как видите, мы нашли достаточно причин, чтобы принять смелое креативное решение – «hob-bit». И пусть оно напоминает об известном произведении, ведь главный герой – личность вполне положительная.

«Жил-был в норе под землей хоббит. Не в какой-то там мерзкой грязной сырой норе, где со всех сторон торчат хвосты червей и противно пахнет плесенью, но и не в сухой песчаной голой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора была хоббичья, а значит – благоустроенная»
(Р.Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно», 1937 г.).

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей


    Авторизация


    регистрация

    Сулейманов А.А.

    Сулейманов А.А.

    директор

    ООО «Технологии и Проекты», г. Уфа

    Пшеничный А.А.

    Пшеничный А.А.

    заместитель начальника отдела маркетинга по рекламе

    ОАО НПП «Бурсервис»

    Просмотров статьи: 2562

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru