Сланцевые вызовы России

Russian shale challenges

L. Nechaykina, «Burenie i neft» magazine

Главной темой, которую участники наиболее авторитетных международных энергетических форумов обсуждают в последнее время, являются фундаментальные изменения, произошедшие на мировом энергетическом рынке. Внезапно изменившаяся карта экспортных потоков нефти и природного газа, как оказывается, больше всего задевает интересы российских поставщиков.

On March 19-21 in Moscow there was the 1st National oil and gas forum discussing fundamental changes occurred at global energy market.

Прошедший 19 – 21 марта в Москве первый Национальный нефтегазовый форум стал дискуссионной площадкой для обсуждения актуальных проблем отрасли и путей их решения. От результатов работы нефтегазового сектора страны сегодня прямо и косвенно зависит благосостояние значительной части россиян. Нефтегазовая отрасль является основным донором бюджета Российской Федерации. В прошедшем году доля нефтегазовых доходов бюджета достигла 50%, при вкладе в ВВП страны – около 1/3 и в экспорт – почти 2/3. По итогам 2012 г. Россия занимает первое место в мире по добыче нефти, второе – по добыче природного газа. Поэтому российская нефтегазовая промышленность играет заметную роль и в обеспечении стабильности мировой энергетики.

Организаторами форума, показавшего пример частно-государственного партнерства в нефтегазовой сфере, стали Министерство энергетики РФ, Торгово-промышленная палата России (ТПП РФ) совместно с ведущими предпринимательскими и отраслевыми сообществами – Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Союзом нефтегазопромышленников России (СНГП), Российским газовым обществом (РГО). Форум собрал представителей нефтяной и газовой элиты страны: в его работе участвовали заместитель председателя Правительства России Аркадий Дворкович, министр энергетики Александр Новак, президент РСПП Александр Шохин, председатель совета директоров ОАО «Газпром» Виктор Зубков, генеральный директор ОАО «Сургутнефтегаз» Владимир Богданов, президент ОАО «Башнефть» Александр Корсик, председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, президент СНГП Генадий Шмаль, президент Российского газового общества Валерий Язев и другие представители государственных органов, нефтегазовых компаний, экспертных и иных организаций. По данным организаторов, за три дня его посетило около семисот человек. С докладами выступили более ста пятидесяти представителей самых различных отраслей экономики России, ведущие российские и зарубежные ученые.
Рис. Сценарные прогнозы добычи сланцевой нефти и ее влияния на цены
Источник: ИМЭМО РАН

Играем по правилам

Министр энергетики РФ Александр Новак в своем докладе на форуме выделил ключевые приоритеты государственной политики России в нефтегазовой сфере, остановился на уже реализуемых инициативах. За 12 лет добыча нефти в России выросла более, чем в 1,5 раза. Наблюдаются позитивные тенденции в объемах бурения, которые за последние 6 лет увеличились вдвое. Росту основных показателей экономики России способствовали инвестиции в отрасли ТЭК. Вложения в нефтедобычу за последние 12 лет увеличились в 7 раз, в нефтепереработку – почти восьмикратно. За тот же период ежегодные инвестиции Газпрома в добычу газа и развитие инфраструктуры выросли в 12 раз и превысили 1,2 трлн руб.

Произошедшие в последнее время трансформации мирового нефтегазового ландшафта – энергетических рынков министр назвал судьбоносными. Растущий спрос на углеводороды и повышение глобальной конкуренции, спровоцированной «сланцевой революцией» в США и добычей «нетрадиционной» нефти, растущая роль газа, изменение структуры отрасли и географии торговых потоков заметно меняют структуру мировых рынков. Пристального внимания требуют первые опыты Японии, которые могут привести к промышленной добыче глубоководных газогидратов, что способно обернуться еще одной революцией в энергетике. И наша страна сможет ответить на эти вызовы, формируя комплексную систему государственного стимулирования инновационного развития нефтегазового комплекса (НГК) и условий, при которых будет расширяться использование отечественных технологических решений. Правительство РФ уже в 2013 г. завершит работы по созданию стабильных и долгосрочных правил игры для компаний нефтегазового сектора. Об этом заявил, выступая перед участниками форума, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.

«Сланец» правит бал

Официальные лица задали тон серьезному разговору, который состоялся на 15 сессиях, дискуссиях, «круглых столах», технологических и профессиональных конференциях Национального нефтегазового форума. В многочисленных дискуссиях специалисты отрасли сошлись на том, что современный мир формирует новые вызовы в экономике, включая изменение стратегий ведущих держав в обеспечении энергетической самодостаточности, рост значимости нетрадиционных ресурсов, ускоренное развитие возобновляемых источников энергии, а также переоценку глобального спроса.

Ярким примером этого может служить парадокс, который состоит в конкуренции американского сланцевого газа с российским (хотя рынков, где наш газ продавался бы одновременно с североамериканским, нет). Экспортером газа США станут, по прогнозам, не раньше 2017 г. Логика событий проста. Сокращение на 11% экспорта российского газа в Европу в прошлом году произошло, в том числе, и из-за покорения европейского рынка дешевым американским углем, вытесненным сланцевым газом из США. Экологические риски не стали препятствием Европе для использования угля в электрогенерации. При этом газ из электроэнергетики выдавливается. Это и приводит к прямой конкуренции с дорогим российским газом. Председатель совета директоров ОАО «Газпром» Виктор Зубков заметил, что действительно вопрос ценообразования на газ не раз поднимался европейскими партнерами, но сегодня на всех спотовых площадках цена газа выше, чем по долгосрочным контрактам Газпрома.

Однако «сланец» заставил и производителей сжиженного природного газа (СПГ) – Катар (уменьшение поставок газа в США в 2012 г. на 30%), Алжир, Австралию и другие страны пересмотреть свои газовые потоки. Россия также готова максимум внимания уделить внутренним потребностям страны. Одним из наиболее перспективных направлений развития газовой отрасли может стать расширение использования природного газа в качестве моторного топлива. Осуществление подобной программы невозможно без государственной поддержки, поэтому Газпром активно работает в этом направлении с Правительством РФ.

Как считает вице-президент BP Россия, главный экономист BP по России и СНГ Владимир Дребенцов, в перспективе российский газ имеет все шансы сохранить свою конкурентоспособность. По прогнозам, к 2030 г. его добыча в России вырастет на 27%. Потребление при этом возрастет, но меньше, что увеличит экспортный потенциал до 320 млрд м3 в 2030 г. С увеличением производства сжиженного природного газа в мире (будут расти объемы СПГ в Австралии и в Восточной Африке, возможно, и в Восточном Средиземноморье) российским газовикам придется держать удар в конкурентной борьбе. По словам министра энергетики Александра Новака, СПГ в мировом энергобалансе в прошлом году занимал треть рынка, а если темпы роста — 4,5% в год, понятно, сколь высока будет его доля уже к 2020 г. В связи с этим необходимо сформировать представление о конъюнктуре рынка СПГ. «Речь идет о фундаментальных изменениях на газовом рынке», — подчеркнул министр. И это означает понимание ситуации в верхних эшелонах российской власти.

Профессор университета нефти и газа им. Губкина Михаил Левинбук уверен, что «сланцевая революция» имеет политическое значение, к примеру, помогает президенту США обеспечить занятость населения – создать миллионы новых рабочих мест и прокладывает дорогу к энергетике будущего, каковой ученый считает водородную энергетику. С ним согласен представитель компании Total Максим Марченко, отметивший стремительноcть развития технологий добычи нетрадиционных углеводородных ресурсов в мире (см. рис.).

Их потенциал российскими учеными и политиками все же недооценен. И СССР, а затем и Россия не занимались исследованием тенденций и прогнозированием развития мировой экономики и энергетики, в отличие от OPEC и стран-импортеров энергоресурсов. Подобное пренебрежение анализом внешних условий сказалось, например, на качестве «Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 года», которую критиковали все, кто мог. Ошибки в прогнозе цен на нефть привели к недооценке темпов роста национальной экономики и объемов экспорта.

Начальник отдела Института энергетических исследований Российской академии наук (РАН) Татьяна Митрова считает, что в современном мире необходимо поддерживать конкурентоспособность страны в сфере идей и долгосрочного анализа, чем, собственно, и занимается ИНЭИ РАН. По оценке экспертов, широкое распространение добычи сланцевого газа, сланцевой нефти пока сдерживается экологическими рисками. Разработка сланцевых месторождений предполагает использование множества участков земли на поверхности. Возникает необходимость утилизации либо очистки большого количества использованной воды (на получение 1 барреля нефти – до 7 баррелей пресной воды). Но, по мнению Татьяны Митровой, в течение ближайших десятилетий появятся технологии, снижающие затраты на экологию. Так что мир ждет поступательное распространение «сланцевой революции».

Сопутствующее этому процессу возможное сокращение объемов российского экспорта одновременно со снижением экспортных цен может жестко сказаться на ВВП страны. Стратегическое расширение сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – это выход на новые рынки сбыта углеводородов. Но и здесь надо быть готовым конкурировать на равных с другими производителями. По словам министра энергетики, в мировом балансе углеводородов первую скрипку будет играть уже не Европа, а прежде всего Китай и Индия. Именно на них будут переориентированы поставки углеводородов, в том числе из стран Ближнего Востока, России, Канады, Австралии, Восточной Африки.

Важные шаги навстречу этому процессу нами уже делаются. «Роснефть» имеет договоренности с Китаем о дополнительных поставках нефти, а Газпром до конца 2013 г. (после десяти лет переговоров) готов подписать с этой страной контракт на поставки газа. Выходит в Азию и компания «НОВАТЭК», предложившая Китаю, Японии и Корее выступить в качестве инвесторов в проекте по производству СПГ «Ямал-СПГ».

Таким образом, создание в России собственной целостной системы мониторинга и прогнозирования мировых энергетических рынков и исследования роли национальных энергокомпаний с оценками возможных эффектов и рисков не только для них самих, но и для экономики страны в целом, становится вопросом нашей национальной безопасности.

Налоговый рай – это вовсе не Кипр

Для выполнения сложных программ и проектов (будь то шельфовые или по разработке месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, повышению коэффициента извлечения нефти из недр или переработки нефти, газового конденсата и попутного газа) России необходимо совершенствование существующей налоговой системы. Она должна быть не фискальной, а стимулирующей. С такой постановкой вопроса согласились участники всех налоговых дискуссий – от министров до представителей компаний. Многие выступавшие по достоинству оценили намерение министра энергетики уже летом обсудить целесообразность введения налога на добавочный доход в нефтяной отрасли. Президент «Башнефти» Александр Корсик тотчас же предложил правительству страны свою компанию как полигон для эксперимента по введению и уплате налога на добавочный доход. При обводненности 91%, чтобы продолжать добычу нефти в Башкирии не 5, не 10, а много лет и сохранить рабочие места, необходимо переходить к принципу налогообложения прибыли, уверен глава «Башнефти».

По мнению директора Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григория Выгона, сегодня количество преференций для нефтяной отрасли превышает разумные пределы. Введение многочисленных льгот по экспортным пошлинам и НДПИ сделало налоговую систему плохо администрируемой, сложной для прогнозирования доходов бюджета. Участники форума уверены: необходимо отказаться от дальнейшего усложнения системы и определить направление ее долгосрочного развития. Большинство считает возможным сохранить режим «60-66-90» до 2015 г., когда производство мазута будет облагаться 100%-ной пошлиной. Лишь по итогам мониторинга за 2012 – 2014 гг. могут быть определены оптимальные параметры нового режима, учитывающие необходимость стимулирования разработки действующих месторождений при падающей добыче, новых месторождений, шельфовых проектов, а также модернизации НПЗ.

Шельф – наше все

Одними из острых тем, обсуждаемых участниками форума, стали освоение Арктического шельфа и добыча трудноизвлекаемых запасов. Несмотря на успешный запуск в прошлом году Бованенковского месторождения на Ямале, в освоении российского шельфа существует множество проблем. Это подтверждается отсрочкой освоения Штокмановского месторождения в Баренцевом море. Причинами такого решения, по словам экспертов, являются не только сложные природные условия (удаленность от суши, большая площадь льда, низкая температура воды на дне), но и практическое отсутствие необходимой нормативно-правовой базы. Об этом заявил президент Союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль.

При средней цене бурения скважины на шельфе – 100 млн долл. арктическая нефть является очень дорогим продуктом. Шельфовые проекты оказываются рентабельными при цене 85 – 90 долл. за баррель марки «Юралс». При этом налоги в себестоимости нефти могут достигать 40%. Инициативы по специальному налоговому режиму для шельфов и освобождению от ввозных и вывозных пошлин находятся на рассмотрении правительства.

Но о прогрессе в освоении шельфов говорить рано. На Сахалине все скважины бурятся китайскими и корейскими буровыми установками, потому что распродан по дешевке отечественный буровой флот, а в Арктике всего две буровые, да и те ремонтируются. Такие невеселые данные привел в своем ярком выступлении заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский. Возможное банкротство головной компании по изучению шельфа «Арктикморнефтегазразведка», контракт «Роснефти» на буровые работы на шельфе с румынской компанией, не имеющей никакого опыта бурения в арктике – это ли не тревожные симптомы, когда государственные стратегии на бумаге напрочь расходятся с делами? Президент российского отделения компании «Statoil» Ян Хельге Скоген говорит о норвежском опыте подводной добычи из 500 скважин, а на нашем Арктическом шельфе в последний год не пробурено ни одной поисково-разведочной скважины…

Экологические риски – особая тема для морских проектов. Особая и многогранная. Руководитель программы WWF в России Алексей Книжников вообще уверен, что российские нефтяные корпорации должны отказаться от проектов на шельфе, так как не в силах гарантировать удовлетворительную ликвидацию последствий ЧП (при аварии в Мексиканском заливе, несмотря на огромные затраты и использование 6,5 тыс. судов и сотен километров бонов, удалось собрать лишь 3% разлившейся нефти!). Кстати, поправки в законодательство о континентальном шельфе предполагают отчисление компаниями средств на предупреждение и ликвидацию последствий разлива нефтепродуктов или страхование рисков. А это, как подсчитал заместитель председателя комитета Совета Федерации ФС РФ Ралиф Сафин, выливается в круглую сумму – не менее 250 млрд руб. на 10 лет.

Очередной парадокс нашего бытия. По словам главы PGS Юрия Ампилова, если бы Штокмановское месторождение было введено в разработку в 2000 гг., как было намечено первоначальными проектами, сегодня мы имели бы развитую северо-западную российскую территорию, большое количество рабочих мест (ведь на подобные проекты работает вся промышленность страны), арктический опыт и, скорее всего, отечественные шельфовые технологии.

Штокман – проект будущего. Сегодня остается уповать на успешность других российских шельфовых программ.

Привлечение инвестиций, повышение эффективности и развитие инноваций – так можно коротко определить приоритеты отрасли, озвученные Александром Новаком. Нефтегазовому комплексу страны предстоит серьезно заниматься развитием технологий добычи углеводородов на суше, нетрадиционной нефти из баженовской свиты, увеличения КИН (есть на кого равняться – представитель компании Statoil Скоген заявил об амбициозных 70%(!) к 2030 г.), эффективной переработки нефти и газа – при разумной стратегии – «дорожной карте», учитывающей реалии дня.

Устойчивое экономическое развитие страны предполагает рост ВВП на уровне 4 – 5% в год. В нынешнем году о возможности достичь таких показателей говорят лишь неисправимые оптимисты. А реалисты уверены, что нашей экспортно-сырьевой экономике необходима модернизация – переход к ресурсно-инновационному развитию. Академик РАН Анатолий Дмитриевский видит основным драйвером этих процессов нефтегазовую отрасль.

Первый Национальный нефтегазовый форум в бурных обсуждениях еще раз подтвердил главную идею для любой отрасли: развитие – это жизнь.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Нечайкина Л.Н.

    Нечайкина Л.Н.

    главный редактор

    Журнал «Бурение и Нефть»

    Просмотров статьи: 5287

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru