На сегодняшний момент рынок нефтесервисных услуг набрал немалые обороты. В связи с ожидаемыми перспективами роста добычи нефти назревает необходимость в усиленной разведке и разработке месторождений. Помимо этого истощающиеся старые месторождения также требуют привлечения новых технологий. Эти факторы приводят к увеличению роли сервисных работ, стоимость которых составляет наибольшую часть в затратах на добычу нефти.
По прогнозам компании Spears and Associates, Inc., мировой рынок нефтесервисных услуг в 2011 г. превысит 300 млрд долл. США, с годовым приростом на 16% и последующие 2012 и 2013 гг. на – 11% [1]. Данный рост обусловливается стабильно высокими ценами на углеводороды. С экономической точки зрения нельзя не упомянуть, что буровые работы являются ключевыми в мировой нефтегазодобыче, на них приходится более 70% инвестиций от общей суммы инвестиций в нефтегазодобычу. Данные цифры показывают исключительную значимость данной отрасли в мировом хозяйстве.
Рынок нефтесервисных услуг – это достаточно широкий рынок, включающий в себя различные услуги, связанные с сопровождением процессов разведки, добычи, геофизических исследований и т. д. Некоторые аналитики к рынку нефтесервисных услуг также относят производство нефтегазового бурового и эксплуатационного оборудования, что некорректно с точки зрения теории мировой экономики, т. к. рынок услуг должен быть отделен от рынка товаров.
Так, журнал Fortune выделяет отдельный сектор под названием: «Нефтегазовое оборудование и нефтесервисные услуги» (Oil and Gas Equipment, Services) [2]. В рейтинге Fortune 500 за 2011 г., крупнейших американских компаний по выручке данный сектор представлен четырьмя компаниями: «Халлибертон» (Halliburton), «Бейкер Хьюз» (Baker Hughes), «Нэшэнл Оилвэлл Варко» (National Oilwell Varco) и «Кэмерон Интернэшнл». Из этих четырех компаний только «Халлибертон» (Halliburton) и «Бейкер Хьюз» (Baker Hughes) являются нефтесервисными. Эти ТНК прочно удерживают свои позиции, с выручкой за 2010 г.: 17,9 млрд долл., 14,4 млрд долл. США соответственно (там же).
Существуют различные классификации нефтесервисных услуг, так, Демидов Е.Е., управляющий директор «КИГ Бизнес Консалтинг» (CIG Business Consulting), выделяет 9 основных групп, каждая из которых представляет собой отдельный подсектор со своими особенностями [3]:
1) сейсмические исследования;
2) геофизические работы;
3) бурение и сопутствующие работы;
4) капитальное строительство инфраструктуры (дороги и прочие объекты);
5) ремонт (текущий и капитальный) скважин;
6) повышение нефтеотдачи пластов (в частности, гидравлический разрыв пласта);
7) услуги технологического и общего транспорта;
8) производство, обслуживание и ремонт нефтепромыслового оборудования;
9) производство химических реагентов и растворов.
По мнению автора статьи, группы 8 и 9 не должны включаться в отрасль нефтесервисных услуг, так как относятся к товарным рынкам.
Зарубежные аналитики, на примере аналитического агентства Spears & Associates, детализируя вышеприведенную классификацию, выделяют 32 рыночных сегмента. Определим долю основных сегментов в мировом рынке нефтесервисных услуг (рис. 1).
По приведенным данным видно, что мировой парк оффшорных буровых установок увеличился с 2001 по 2011 гг. на 124 установки (с 670 до 794), или на 18,5%, что оказало значительное влияние на опережающий рост сегмента оффшорного бурения в мировом рынке нефтесервисных услуг с 10,4 млрд долл. США в 1999 г. до 38,4 млрд долл. США в 2011 г., или 315%. При этом мировой рынок нефтесервисных услуг вырос с 74,9 млрд долл. США до 307,7 млрд долл. США, или на 269%[1].
Среди остальных сегментов мирового рынка нефтесервисных услуг самый значительный рост показывает сегмент услуг по повышению нефтеотдачи (включая гидроразрыв пласта), на долю которых приходится 10% мирового рынка. Рост данного сегмента составил 521% с 4,2 млрд долл. США (5,6%) до 26,1 млрд долл. США (10% мирового рынка). Это связано, прежде всего, с истощением эксплуатируемых месторождений и, как следствие, снижением нефтеотдачи пласта, а также ростом доли бурения и добычи на месторождениях с более сложными геологическими условиями.
В настоящее время рынок нефтесервисных услуг является одним из наиболее интенсивно развивающихся сегментов мировой экономики с величиной совокупной выручки более 300 млрд долл. США. Ниже представлена динамика глобальной выручки нефтесервисных компаний (рис. 3) с 1999 по 2012 г. (за 2011 – 2012 гг. даны прогнозные значения).
На рис. 4 изображено распределение выручки нефтесервисных компаний по географическим регионам [1]. Выбранная географическая структура определена тем, что крупнейшие нефтесервисные компании при объявлении результатов своих продаж пользуются именно этим географическо-региональным распределением. На Северную Америку приходится чуть менее половины мирового рынка нефтесервисных услуг, с количеством пробуренных скважин более 100 тыс. ежегодно. На Латинскую Америку приходится всего 11% рынка, несмотря на агрессивную политику развития нефтегазовой отрасли в Бразилии (преимущественно – оффшорные проекты). Около четверти мирового рынка приходится на Европу, Африку и СНГ. На Азию и Ближний Восток приходится 19% рынка.
Количество буровых установок в мире увеличилось с 1906 в 2000 г. до 3504 в 2011 г., или на 84%. Прогнозируется увеличение парка буровых установок к 2016 г. до 3998 штук (рост на 14% по сравнению с 2011 г.).
Планы нефтегазовых компаний по расширению парка буровых установок оказывают двойное воздействие на увеличение показателей рынка нефтесервисных услуг: с одной стороны, они приводят к увеличению спроса на нефтесервисные услуги; с другой – увеличивают спрос на нефтегазовое оборудование, входящее в состав буровых установок. Таким образом, тенденция роста количества установок окажет непосредственное воздействие на рост рынка нефтесервисных услуг.
После значительного спада количества пробуренных скважин в 2009 г., вызванного мировым кризисом, напрямую затронувшем мировую нефтегазовую отрасль, происходит увеличение пробуренных скважин, и уже в 2011 г. показатели бурения должны будут превзойти показатели докризисного уровня. Столь быстрое восстановление показателей связано с тем, что данное снижение было обусловлено не отсутствием производственных возможностей, а отсутствием контрактов на бурение со стороны нефтегазовых компаний. Таким образом, при восстановлении мировых цен на углеводороды на докризисный уровень нефтяные компании вернулись к докризисным заказам на бурение.
Более высокие темпы роста инвестиций нефтегазовых компаний по сравнению, например, с увеличением темпов роста буровых установок связаны с усложнением технологии бурения и добычи (труднодоступность месторождения, использование более технологичных методов бурения и интенсификации добычи, переход на более дорогое оффшорное бурение и т. д.), что приводит к увеличению стоимости нефтесервисных услуг и необходимого нефтегазового оборудования.
Согласно отчету по бурению и добыче, подготовленном компанией Spears and Associates, Inc. в июне 2010 г., спрос на нефть в мире увеличился на 2,8% в 2010 г., а также планируется его дальнейшее увеличение на 2% в 2011 гг. (основными локомотивами данного роста являются Китай, Бразилия и страны Ближнего Востока) [5]. Этот рост гарантирует стабильное развитие нефтегазовой отрасли в целом и отрасли нефтесервисных услуг в частности.
Развитие нефтесервисного рынка зависит напрямую от развития нефтегазовой отрасли, которая предъявляет спрос на эти услуги. Количественным выражением этого спроса являются, прежде всего, число эксплуатируемых буровых установок, количество пробуренных метров скважин и число пробуренных скважин. Здесь также имеют значение качественные характеристики буровых установок, например, спрос нефтегазовых компаний, предъявляемый на нефтесервисные услуги на одну оффшорную буровую, значительно превышает эти показатели на одну наземную буровую и т. д.
Планы нефтегазовых компаний по расширению парка буровых установок оказывают двойное воздействие на увеличение показателей рынка нефтесервисных услуг: с одной стороны, они приводят к увеличению спроса на нефтесервисные услуги; с другой – увеличивают спрос на нефтегазовое оборудование, входящее в состав буровых установок.
Можно также с уверенностью сделать вывод об устойчивых перспективах развития российского рынка нефтесервисных услуг. Однако для того, чтобы российские компании укрепились на этом рынке, необходима работа как со стороны самих компаний по повышению своей конкурентоспособности (обновление оборудования и технологий), так и поддержка со стороны государства (протекционистские меры по защите российских компаний, налоговые льготы и т. д.).