Мы обратились к Василию Михайловичу ТАРАСЮКУ с просьбой поделиться своим видением проблемы и путями ее решения.
– По данным Минэнерго России, только в 2011 г. было добыто 66 млрд м3 ПНГ, однако из них бесхозяйственно сожжено 16 млрд м3. Эти цифры говорят о том, что в целом растет уровень использования ПНГ, в 2011 г. он составил уже 75,7%. Сегодня можно назвать только три нефтегазовые компании, которые на 95% используют ПНГ: это ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «Татнефть». Самые худшие результаты у ОАО «Газпром нефть», где используется лишь 54% добываемого попутного газа, ОАО «НК «Роснефть» – до 56% и ОАО НК « РуссНефть» – 76%. Как видим, цифры говорят сами за себя.
– Государство озабочено этой проблемой. Еще 8 января 2009 г. было принято постановление Правительства РФ за №7. Оно установило на 2012 г. и последующие периоды целевой показатель сжигания ПНГ (что можно считать госзаказом) в размере до 5% от добытого объема. Насколько реальна эта цифра?
– Думается, сходу, одним только постановлением, эту сложную проблему не решить. Оно не стимулирует нефтегазовые компании к утилизации ПНГ. Что бы следовало к нему добавить? Необходимо прямое участие самого государства, которое могло бы проявиться в виде льготного финансирования, предоставления государственных гарантий по кредитам и целевых кредитных предложениях в проектах по переработке ПНГ. Все эти меры могли бы быть эффективными и быстро окупаемыми по одной причине – в связи с высокой добавленной стоимостью продуктов переработки ПНГ. Кроме того, эффективное решение проблемы утилизации ПНГ касается не только защиты окружающей среды и национальной экологии. Оно может стать массовой эффективной монетизацией жидких фракций С2 и привести к появлению производства продукции нефтехимических переделов на уровне мировых лидеров. И решение этой комплексной задачи нельзя осуществить без координации совместных усилий хозяйствующих субъектов и государства.
– Считаю, что именно в нашей стране существуют прекрасные перспективы для развития газонефтехимии и превращения ее в самостоятельную важную отрасль экономики. Поясню это следующими цифрами. По оценкам экспертов, ежегодно в мире сжигается не менее 150 млрд м3 газа, что увеличивает ежегодный объем выбросов парниковых газов примерно на 400 млн тонн. Это практически эквивалентно общему объему возможного ежегодного сокращения выбросов за счет проектов, заявленных в рамках Киотского протокола. Основная часть сжигаемого газа приходится примерно на 20 стран, расположенных в разных регионах мира. Самым крупным регионом по объему сжигания ПНГ являются Россия и страны Каспийского бассейна (около 60 млрд м3), за которыми следуют Ближний Восток и Северная Африка (около 45 млрд м3).
Расчеты свидетельствуют о том, что до 80% объема сжигаемого на данный момент российского ПНГ может быть использовано с высокой экономической эффективностью, принося ежегодную прибыль в размере нескольких миллиардов долларов и давая ежегодные сокращения выбросов углекислого газа до 80 млн тонн. Российские газовые и нефтедобывающие компании ежегодно сжигают около 38 млрд м3 попутного нефтяного газа, или около 45% от общего объема добываемого в стране ПНГ. Кроме того, еще около 10 млрд м3 сжигается при добыче газового конденсата. Увеличение утилизации попутного газа в нашей стране может обеспечить значительные экономические и экологические выгоды. Конечно, само по себе введение требований утилизации попутного газа и штрафов за его сжигание не приведут к существенному сокращению объемов сжигания, если при этом не будут устранены факторы, препятствующие введению ПНГ в экономический оборот. Также необходимы постепенное повышение внутренних цен на газ с целью стимулирования инвестиций и обеспечение прозрачного доступа к газотранспортной системе.
Оптимальный вариант использования ПНГ зависит от размера месторождения. Так, для малых месторождений наиболее привлекательным вариантом является выработка электроэнергии в малых масштабах для собственных промысловых нужд и нужд других местных потребителей. Для средних месторождений, по оценкам исследователей, наиболее экономически целесообразным вариантом утилизации попутного нефтяного газа являются извлечение сжиженного нефтяного газа на газоперерабатывающем заводе и продажа СНГ или нефтехимической продукции и сухого газа. А вот для крупных месторождений наиболее привлекательным вариантом является генерирование электроэнергии на крупной электростанции для последующей оптовой продажи в энергосистему.
– Скажите, на какой стадии находится рассмотрение закона об эффективном использовании нефтяного (попутного) газа, внесенного в Госдуму депутатами Язевым, Липатовым и другими?
– Российское газовое общество в декабре прошлого (2011) года подготовило экспертный доклад по оценке экологического и экономического эффекта от реализации проекта Федерального закона №454850-5 «Об использовании попутного нефтяного газа и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Специалисты и эксперты всех нас обнадежили.
Эти поступления оцениваются в 10 – 12 млрд рублей в 2012 г., а это сравнимо с суммой выпадающих доходов бюджетов. К 2017 г. дополнительные доходы, по оценкам ведущих экспертов Российского газового общества, должны достичь уже 47 – 70 млрд рублей.
Внесенный группой депутатов законопроект «Об использовании попутного нефтяного газа и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассмотрен в правительстве РФ. Ряд замечаний от правительства получено. Теперь авторы должны доработать документ и внести на рассмотрение в Государственную Думу. Законопроект закрепляет принятые в практическом обороте понятия, раскрывающие основы отрасли добычи попутного газа. В нем заложены экономические основы и введены меры стимулирования добычи попутного газа, что самым благоприятным способом скажется на процессе становления отрасли.
– Следует ли государству ужесточить введение штрафов за сжигание попутного газа в факелах?
– Думаю, что следует. Введение штрафов за сжигание попутного газа как раз и является одной из мер, стимулирующих развитие добычи попутного газа. Можно много спорить по поводу сроков и уровня таких штрафов, однако главным остается все-таки именно экономическое стимулирование нефтедобывающих компаний на разработку и принятие ими программ организации добычи попутного газа.
Беседовала В.А. ОЛЕЩУК.