За разъяснениями на эту тему мы обратились к генеральному директору Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Виктору Андреевичу РЯБОВУ.
– Виктор Андреевич, масштаб проблем, стоящих перед нефтепереработкой, очень велик. Какие шаги предпринимают власти, нефтяные компании в деле исправления ситуации в отрасли?
– Решению проблем нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей промышленности в настоящее время уделяется большое внимание на всех уровнях государственной власти и нефтяными компаниями. Распоряжением Правительства РФ утверждена «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» (ЭС-2030), приказами Минэнерго России: «Генеральная схема развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2020 года» и «План развития газо- и нефтехимии до 2030 года»; также вышло постановление Правительства РФ, закрепляющее обязательства нефтяных компаний по модернизации нефтеперерабатывающих заводов.
– Все ли учтено в документах для динамичного развития отрасли?
– В генеральной схеме развития нефтяной промышленности на период до 2020 г. усиливается сырьевой вектор развития топливно-энергетического комплекса страны: к 2020 г. из 500 млн т/год добываемой нефти на переработку внутри страны предусматривается 230 млн т/год, на экспорт – 270 млн т/год (т. е. на экспорт нефтяного сырья будет направлено на 14,8% больше, чем на переработку внутри страны).
Причем в данной генеральной схеме отсутствуют показатели до 2015 г. Кроме того, вовсе не предусмотрены весьма важные для характеристики развития экономики и благосостояния населения страны показатель уровня душевого потребления нефтепродуктов и индекс комплексности Нельсона. А в ЭС-2030 капитальные вложения на втором этапе (2015 – 2022 гг.) по непонятным причинам снижены в 3 раза.
– Руководство страны видит остроту этой проблемы?
– Выступая в декабре 2011 г. на съезде «Деловой России», В.В. Путин говорил: «Мы должны развернуть эти потоки (деньги и инвестиции) в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса, это принципиальное условие создания и развития новой экономики в нашей стране, иначе мы рискуем и дальше сохранять ущербный характер экономики с преобладающим сырьевым сектором». Он поручил Минэкономразвития и Минфину провести налоговый маневр и оптимизировать те налоги, от которых зависит экономический рост.
– Как обстоит дело с налогообложением нефтепереработки?
– При действующей в настоящее время системе двойного налогообложения нефтепереработка не может существовать (доля налогов в промышленности – 40%, в добыче нефти – 50%, в нефтепереработке – 60%!).
– Как же тогда выходить из наезженной колеи и «вдохнуть жизнь» в отечественную нефтепереработку?
– Основной позор российской нефтепереработки – глубина переработки нефти – из года в год снижается: в 2011 г. среднеотраслевой показатель составляет 70,6%!
Правда, в Уфимской группе заводов (лучшие результаты по стране) ОАО «Уфанефтехим» работает с глубиной переработки 92,0%, ОАО «Ново-Уфимский НПЗ» – 87,2%, ОАО «Уфимский НПЗ» – 75,8%. Неплохо выглядят и заводы ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть».
Однако непростая ситуация в ОАО «ТНК-ВР», ЗАО «ФортеИнвест», ООО «Нефтегазиндустрия», ОАО «НК «Роснефть». В ОАО «НК «Роснефть» только один завод (ОАО «Ангарская НХК») имеет показатель по глубине переработки нефти выше среднеотраслевого (табл.).
– Очевидно, нужны экономические регуляторы, учитывающие экономический интерес компаний?
– ОАО «НК «Роснефть», например, ввела новую должность – вице-президента по нефтепереработке. Пост занял гендиректор Ачинского НПЗ Игорь Павлов. Он станет ответственным за выполнение программы модернизации семи заводов госкомпании. Основная задача нового вице-президента – проследить за реализацией инвестиционной программы, чтобы она была выполнена в срок и эффективно. Если все планы будут реализованы, маржа нефтепереработки может вырасти на 30 – 50%: с текущих около 18 долл/барр.
Для стимулирования внедрения процессов глубокой переработки нефти Правительством РФ с 1 октября 2011 г. введена система расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты «60-66-90». Но она ведет к увеличению нагрузки на мазут и одновременно способствует снижению таможенных пошлин на нефть. А это по-прежнему усиливает сырьевой вектор развития экономики страны. При этом глубина переработки нефти снижается.
– Некоторые специалисты отвергают упрек в том, что за 20 лет не построено ни одного крупного НПЗ. Ведь создано более сотни средних и мелких НПЗ (составляющих, правда, всего около 7% в общей нефтепереработке). Как ассоциация видит будущее мелких и средних НПЗ?
– АНН беспокоит их дальнейшая судьба. Начиная с 2006 г., на заседаниях правления ассоциации периодически рассматривались вопросы состояния «средних» НПЗ, давались рекомендации по их развитию и конкурентоспособности. Но положение практически не изменилось.
«Середнячки» часто ищут только сиюминутный выход из положения. Так, ряд НПЗ стали выпускать печное топливо, которое потребители используют в качестве дизельного. И как результат: опять можно ничего не делать. А что дальше?
– Сейчас часто говорят об отставании в производительности труда, энергоемкости и материалоемкости нашей продукции. Как же снижать издержки производства?
– Почти год назад президент Д.А. Медведев поставил перед крупнейшими госкомпаниями ТЭК задачу – за три года снизить расходы на 27%. Она решается развитием конкурентоспособного производства, энергосбережения, автоматизации и компьютеризации, с помощью высококвалифицированных кадров и при соответствующей оплате труда. Программа грандиозная.
Нефтяным компаниям надо более активно проводить политику строительства на НПЗ собственных энергоблоков. Для стимулирования их строительства надо просить Минэнерго РФ подготовить проект федерального закона о доступе генерирующих мощностей НПЗ к внешним электрическим сетям. Эту программу можно и нужно решать как первоочередную и стратегическую, так как она дает выгоду в разы больше, чем торговля нефтью.
– Известно, что изношенность оборудования на НПЗ и предприятиях нефтехимии – примерно 70 – 80%. Какими могут быть шаги по экономичной и безаварийной эксплуатации основных средств отрасли?
– Постоянно ужесточающиеся требования обеспечения безопасной эксплуатации нефтехимических производств заставляют руководство нефтяных компаний совершенствовать технологию производства и систему управления. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии введены в действие с января 2011 г. национальные стандарты ГОСТ Р 53563-2009 «Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Порядок организации», ГОСТ Р 53564-2009. «Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Требования к системам мониторинга», ГОСТ Р 53565-2009. «Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Вибрация центробежных насосных и компрессорных агрегатов». Вышеперечисленные стандарты позволяют перейти от системы планово-предупредительного обслуживания к безопасной ресурсосберегающей эксплуатации оборудования опасных производств по фактическому техническому состоянию в реальном времени, на основе систем мониторинга.
Одной из важных проблем в строительстве и развитии новых НПЗ являются высокие издержки в реализации инвестиционных проектов, связанные с отсутствием гармонизации отечественных и европейских норм в сфере безопасности и экологии.
На совещании в г. Сочи В.В. Путин отметил, что необходимо как можно скорее привести стоимость возведения объектов инфраструктуры в соответствие с мировыми стандартами. «У нас все дороже, потому что мы пользуемся регламентами 1960 – 1970-х годов». Исходя из этого, логично, на наш взгляд, рассмотреть возможность прямого применения западных норм при проектировании и строительстве объектов нефтепереработки и нефтехимии в России.
В настоящее время нефтяными компаниями разработаны и внедряются существенные программы по модернизации и реконструкции НПЗ. Думаю, при их реализации заводам целесообразно, по возможности, снести все старые морально и физически изношенные технологические установки и объекты общезаводского хозяйства. Высокие финансовые вложения нефтяных компаний в модернизацию старых, морально и физически устаревших, производств не сделают их конкурентоспособными в сравнении с передовыми западными фирмами. Высокозатратность производственного процесса, энергетического обеспечения, несовершенство систем управления производством и ряд других обстоятельств в конечном итоге негативно скажутся на ценообразовании конечной продукции.
С вводом новых современных технологических процессов одновременно будут решаться и вопросы промышленной безопасности и экологии.
– Виктор Андреевич, в последнее время говорят о неких технологических платформах, которые могут быть хорошим инструментом для инновационного прорыва. Что они собой представляют?
– Технологические платформы появились и получили распространение в Евросоюзе. Это механизм частно-государственного партнерства в области научно-технического и промышленного развития, обеспечивающий выработку и реализацию долгосрочных приоритетов в масштабах отдельных секторов экономики и направленный на объединение усилий науки и бизнеса на всем протяжении цикла разработки и производства инновационной продукции вокруг наиболее перспективных, с точки зрения спроса, инновационных проектов.
Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям в августе 2010 г. технологическая платформа «Глубокая переработка углеводородных ресурсов» включена в состав 27 утвержденных технологических платформ. Однако в первоочередных задачах ее, как это ни странно, отсутствуют объекты глубокой переработки нефти.
– Непонятно, куда смотрели специалисты, представляющие отраслевую науку?
– Само положение отраслевой науки сегодня тоже вызывает немало вопросов. При рассмотрении проекта «дорожной карты», в рамках ЭС-2030, Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков направила в Минэнерго России предложения по оказанию финансовой поддержки отраслевым научно-исследовательским институтам. Однако эти предложения в окончательной редакции энергостратегии-2030 не были учтены.
Вопрос о сложном финансовом состоянии отраслевых институтов и невостребованности отечественных разработок со стороны российских нефтяных компаний при строительстве и модернизации нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств неоднократно рассматривался на заседаниях правления ассоциации. Наши институты имеют целый ряд конкурентоспособных проектов технологических процессов для переработки нефти и нефтехимии, не уступающих лучшим мировым аналогам. Однако, по данным РАН, вклад России в мировую науку в 2009 г. составил только 2%, при этом вклад ученых США оценивается в 35%. А ведь в США на постоянной основе трудится миллион ученых и специалистов из России, которые создают более четверти американских технологических новинок. В России же помощи государства отраслевым институтам, акционером которых оно является, практически нет.
– Слияния и поглощения, происходящие в последнее время, что это – веление времени, желание сильных проглотить «мелкую рыбешку» или интеграция для успешного ведения бизнеса в интересах отрасли, страны? Что даст объединение нефтепереработчиков и нефтехимиков в корпорацию?
– В практике стран с развитой рыночной экономикой корпорация является наиболее распространенной формой организации управления крупным производством, созданная для защиты интересов и привилегий ее участников, образующая самостоятельное юридическое лицо и выступающая от их лица. В России также возникли и действуют корпорации. Они представляют собой хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на определенном рынке. Это большие производственные комплексы, сфера деятельности которых связана не только с производственной, но и финансовой деятельностью.
Для многих современных предприятий образование корпораций является условием выживания: сохранения кадров, научных подразделений, социальной инфраструктуры, получения заказов, обеспечения материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции. Для экономики в целом такое направление организационного развития стало предпосылкой подъема и прогресса (экономика России опирается на деятельность крупных монополий, а мировой рынок – это рынок транснациональных корпораций, разделенный между ними). Организационная структура российской промышленности довольно близка к корпоративной. Это ставит условия выбора перед средними НПЗ – индивидуальное выживание или объединение интересов.
– А есть ли выбор?
– Ранее некоторыми нефтяными компаниями прорабатывался вопрос строительства нефтехимического комплекса в г. Абинске Краснодарского края (на юге России – вместо выведенных из эксплуатации мощностей грозненских НПЗ), а также в Мурманске и Архангельске (где незамерзающее море) – ОАО «ЛУКОЙЛ», строительства нефтеперерабатывающего завода на северо-западе России с использованием Балтийской трубопроводной с системы (БТС-2) – «Кириши» – ОАО «Сургутнефтегаз».
Затем политика компаний в этом вопросе изменилась, с точки зрения бизнеса: началось приобретение НПЗ в Европе, а о строительстве новых НПЗ в России речи уже нет, что негативно сказывается на развитии территорий в социальном плане: не появляются дополнительные рабочие места, не растут налоговые отчисления.
Меняется ориентация стратегии развития новых НПЗ: от копеечных вложений на выработку прямогонных нефтепродуктов до миллиардных вложений в глубокую переработку углеводородного сырья и выпуск конкурентной наукоемкой продукции. Не сравнить возможности ВИНК, где сосредоточены основные сырьевые ресурсы, ключевые места переработки и сбыта продукции, огромные финансовые потоки и, естественно, возможности не выживания, а распоряжения рынком сбыта готовой продукции, т. е. вытеснения и влияния на слабых игроков; и вроде бы самостоятельных средних предприятий… Независимость НПЗ является больше термином, нежели завоеванным фактическим положением. Большинство заводов, если не пересмотрят свою стратегию развития и структурных преобразований, будут просто несостоятельными, чтобы продолжить свой бизнес в нефтепереработке.
Главная задача корпорации – это посредничество между компаниями и государством. Государство не может извлечь максимальную выгоду от размещения и использования средних независимых НПЗ, а компании не могут достучаться со своими проблемами до государства. Использование преимуществ государственного и частного партнерства возможно только через структуру корпорации.
Надо четко понять, что корпорация – не иждивенческая надстройка, а компания, приносящая огромные дивиденды учредителям, имеющая возможности привлечения инвестиций или инвесторов, как со стороны государства, так и частных лиц; способная в интересах учредителей создавать или привлекать финансовые и банковские структуры, страховые компании; способствовать строительству новых предприятий глубокой переработки углеводородного сырья, в т. ч. побочных продуктов, катализаторов и отходов производства.
Не воспользоваться имеющейся возможностью – значит, подвергнуть бизнес переработки нефти дополнительному риску и внешнему влиянию монополий в жестких условиях рынка, который после вступления России в ВТО стал уже межнациональным, тем более что углеводородные ресурсы всегда были и будут политизированы.