УДК:
DOI:

Инвестиционный потенциал нефтеперерабатывающей отрасли

Oil refining industry investment potential

V. TARASYUK, The State Duma, Federal Assembly of the Russian Federation

Долгие годы экономика России носит сырьевой характер. Такая ситуация сродни развивающимся странам Латинской Америки. «Черное золото» России вывозится до сих пор в огромных количествах. Подобная политика более чем расточительна. Куда полезнее вывозить уже готовые нефтепродукты, тем самым развивая свою нефтеперерабатывающую, нефтехимическую и нефтегазохимическую промышленность. Только в последние годы встал остро вопрос о развитии нефтеперерабатывающей отрасли.

Will Russia remain the raw material producing country or will select a strategy of development and upgrading of oil refining industry, enabling to reorient the budgetary recharge sources – thoughts and reasoning of V. Tarasyuk, deputy of the State Duma, in his interview to the magazine.

Постоянные перебои с нефтепродуктами на внутреннем рынке в очередной раз привлекли внимание правительства к проблемам нефтепереработки. Толчком послужил последний аврал с нехваткой керосина во всех ведущих российских аэропортах. К разрешению ситуации подключились Минтранс (и это его прямая обязанность) и другие ведомства. Еще 8 июля этого года Владимир Путин провел рабочее совещание в городе Кириши Ленинградской области, где находится один из старейших нефтеперерабатывающих заводов. Там премьер обсудил с представителями ведущих нефтяных компаний не только текущие проблемы отрасли, но и перспективы модернизации нефтехимических предприятий. Например, встал вопрос о необходимости наращивания перерабатывающих мощностей, повышения глубины переработки и ее влияния на качество выпускаемых нефтепродуктов, остро встал вопрос и о бесперебойном поступлении топлива на внутренний рынок страны, необходимости корректировки в этих целях таможенно-тарифной и налоговой политики. Мы обратились за комментарием к депутату Госдумы ФС РФ Василию Михайловичу ТАРАСЮКУ, знающему ситуацию изнутри.
ТАРАСЮК Василий Михайлович

Родился 10 октября 1948 г. в Украине. Образование высшее. Окончил Киевский торгово-экономический институт – экономист; Уфимский нефтяной институт – горный инженер. Доктор экономических наук. Заслуженный работник Минтопэнерго России.

Работал на Крайнем Севере. Избирался депутатом Когалымского городского Совета народных депутатов, Когалымской городской думы Ханты-Мансийского автономного округа. До избрания в ГД работал генеральным директором ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод». В Государственной думе четвертого созыва был заместителем председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию.

Награжден орденом «Знак Почета» и медалью ордена « За заслуги перед Отечеством II степени», медалью «За укрепление боевого содружества».
– Василий Михайлович, как Вы думаете, почему рабочее совещание премьер-министра Правительства РФ прошло именно на заводе в городе Кириши?

– Предприятие сегодня является одним из ведущих российских нефтеперерабатывающих заводов. Работает с 1966 г. В 1993 г. вошло в состав ОАО «Сургутнефтегаз» и стало называться ООО «Производственное объединение «Киришнефтеоргсинтез» (ООО «КИНЕФ»). Сейчас этот завод производит до 40 наименований нефтепродуктов, включая автомобильное топливо, авиакеросин и мазут. Большая доля и нефтехимической продукции: бензол, толуол, орто- и паражидкие нефтяные парафины. Они идут как на внутренний рынок, прежде всего в северо-западные регионы, так и зарубежные страны.

Сегодня на заводе проводится глубокая модернизация всех производственных мощностей для создания комплекса по глубокой переработке нефти. После окончательной реконструкции он будет выпускать только высококачественные нефтепродукты (включая дизельное топливо, керосин) с ультранизким содержанием серы, удовлетворяющие требованиям стандартов «Евро-5». Прогнозируемая мощность должна составить до 4,86 млн тонн в год. Судя по всему, именно по этой причине для совещания и был выбран этот завод.

– Сегодня страна переходит к внедрению новых форм инновационной деятельности во всех сферах, в экономике в том числе. Справедливо ли вновь делать ставку на экспорт российских сырьевых ресурсов, и прежде всего нефти? Давно настала пора развивать нефтеперерабатывающую, нефтехимическую, нефтегазохимическую промышленность...

– Думаю, ситуация меняется в корне. И хотя до сих пор нам не удалось уйти от инерционного энергосырьевого развития экономики, тем не менее власть реально приступила к модернизации ряда секторов экономики. А пока топливно-энергетический комплекс России остается важнейшей составляющей экономики страны, одним из ключевых факторов обеспечения жизнедеятельности производительных сил и населения страны. Именно ТЭК производит более четверти российской промышленной продукции, во многом определяет бюджет страны и обеспечивает более половины ее экспортного потенциала.

Так уже сложилось, что доходы от ТЭК, и прежде всего от экспорта нефти и газа, всегда были и остаются своего рода «спасательным кругом» сначала советской, а потом и российской экономики. В советское время они часто использовались для решения сиюминутных задач – экстренных закупок продовольствия, предметов быта, изделий легкой промышленности. Хотя, на мой взгляд, значительную часть этих доходов следовало бы направлять на радикальное изменение структуры производства – в пользу высоких технологий и конкурентоспособного экспорта. Начинать надо было еще давно, с нефтеперерабатывающей промышленности.
– Как сегодня обстоят дела в российской нефтеперерабатывающей промышленности?

– Намного сложнее, чем могло бы быть. Почему – ответов много. Во-первых, все эти предприятия стремятся повысить свою конкурентоспособность по отношению к западным заводам. На деле сталкиваются с препятствиями. Главное – несоответствие спроса и предложения на продукты нефтепереработки. Большинство нефтеперерабатывающих заводов расположены в Поволжье и на Западном Урале. В Сибири и центральной части страны таких заводов уже меньше. Совсем незначительное количество их находится в Южном, Северо-Западном и Дальневосточном регионах, которые сейчас будут наиболее перспективными с точки зрения экспорта. В настоящий момент Россия является, пожалуй, единственной страной в мире, которая, добывая нефть в глубине континента, транспортирует ее на тысячи километров для дальнейшей переработки. Это, разумеется, не только невыгодно, но и сказывается на стоимости продукции в целом.

Кроме транспортной проблемы второй по значимости является изношенность материальной базы отрасли. Ведь 20 из 27 крупнейших нефтеперерабатывающих заводов России были построены еще в 50-х – начале 60-х годов XX века. Они работают уже более 40 лет! За это время страна пережила мощный нефтяной бум – были открыты огромные нефтяные месторождения в Западной Сибири. В силу того, что отечественным предприятиям надо было быстро осваивать эти месторождения, нефтеперерабатывающая промышленность встала на путь экстенсивного развития. Главная задача сводилась к добыче и первичной перегонке нефти. На Западе же не вводились в разработку крупные месторождения, поэтому нефть привозили из-за рубежа и цена ее была высокой. Потому западные заводы интенсивно развивались, т. е. постоянно внедряя новые технологии, шли по пути более глубокой переработки нефти. Это дало свои результаты.

В начале 80-х годов прошлого века неблагоприятная экономическая ситуация оказала влияние и на отечественную нефтепереработку. Эта отрасль на некоторое время практически остановилась в развитии. Однако уже в 90-х годах начался активный экспорт российской нефти в виде сырья, за рубеж пошли и первичные продукты перегонки нефти…

События последних лет показали, что доходы от продажи сырья могут быть весьма нестабильными. В экономику вмешивается политическая ситуация в мире.

– Логично было бы заняться активным строительством нефтеперерабатывающих заводов, внедряя новые технологии, привлекая инвестиции и модернизируя их, и продавать уже продукты переработки нефти. И правительство лелеяло подобные планы.

– Я и мои коллеги-депутаты об этом говорим постоянно с разных трибун. Но пока мы имеем то, что имеем. Сейчас износ основных фондов в нефтепереработке составляет 75%. Это может привести к угрозам техногенных катастроф. Именно НПЗ несут в себе большую химическую, пожарную и экологическую опасность. Пока спасают ситуацию высокая культура производства и высококвалифицированные кадры. Но до настоящего времени в России нет четкой стратегии модернизации и развития нефтепереработки с резким увеличением ее глубины. Это является принципиально важным направлением решения застаревших проблем отставания в этой сфере от мировых стандартов.

Спасти отрасль могла бы реконструкция отечественной переработки посредством увеличения доли процессов гидроочистки, алкилирования, изомеризации, каталитической депарафинизации и других вторичных процессов. Главная цель – приближение технологической структуры к западноевропейскому уровню. В качестве примера можно привести две активно развивающиеся компании, где началось обновление производственных мощностей нефтепереработки. Это «Сургутнефтегаз» и компания «ЛУКОЙЛ», которые улучшили переработку до 88%. На всех остальных заводах мощности загружены сырьем по первичной переработке нефти только на 58,8%.

Для предприятий нефтепереработки, созданных в эпоху «большой нефти», эксплуатация на низком коэффициенте использования производственных мощностей неэффективна, как правило, ведет к перерасходу энергосредств, материалов катализаторов.
– Что же необходимо делать в подобной ситуации?

– Сегодня основу нефтеперерабатывающей отрасли России составляет 27 НПЗ суммарной мощностью по первичной переработке 275,3 млн тонн (из них 196,2 млн тонн мощностей принадлежит нефтяным компаниям). Кроме того, ОАО «Газпром» располагает 6,8 млн тонн нефтеперерабатывающих мощностей. На долю мини-НПЗ (малотоннажных установок, которых насчитывается более 250, мини-заводов) приходится еще 7,3 млн тонн. Таким образом, мы видим, что суммарные мощности по переработке нефтяного сырья в России составляют примерно 296 млн тонн.

Значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) появились в стране в течение двух послевоенных десятилетий: с 1945 по 1965 гг. было введено в эксплуатацию 16 заводов. А вот за период 1966 – 1991 гг. в СССР было построено только 7 новых НПЗ, из них 6 – вне России (в Мозыре, Мажейкяе, Чарджоу, Лисичанске, Чикменте и Павлодаре). Единственным новым нефтеперерабатывающим заводом, построенным на территории РСФСР, стал Ачинский НПЗ, и был он введен в эксплуатацию в 1982 г. Изношенность фондов НПЗ тоже привела к низкой глубине переработки нефти и низкому качеству выпускаемых нефтепродуктов. Глубина переработки нефти в 1999 г. в среднем по России составила 67,4%, и только на Омском НПЗ она достигла 81,5%, приближаясь к стандартам западноевропейских стран и США.

– На Ваш взгляд, какие меры со стороны государства могли бы сегодня способствовать модернизации нефтепереработки в России?

– Думаю, что физически и морально устаревшие установки должны выводиться из эксплуатации; в частности, некоторые нефтеперерабатывающие заводы эффективнее переоборудовать. Новым направлением развития переработки нефти должно стать внедрение малогабаритных модульных установок для первичной переработки нефти и газового конденсата, каталитического гидрокрекинга, облагораживания бензина. Максимальное приближение производства нефтепродуктов к потребителям и экспортным терминалам – одно из главных условий резкого повышения эффективности обеспечения потребителей нефтепродуктами.

Новая концепция развития нефтепереработки, основанная на рациональном размещении обновленных НПЗ, разделении на экспортное и внутренне потребление, означает создание существенно новой структуры нефтепереработки, которая в корне должна отличаться от ныне существующей.

Для изменения сложившейся ситуации необходимо реализовать стратегию строительства новых НПЗ, оптимизировать использование мощностей действующих заводов и полностью их реконструировать.

Необходимо подчеркнуть, что реструктуризация размещения НПЗ приведет к большей эффективности экспортных поставок нефтепродуктов за счет уменьшения транспортных издержек. Экспорт нефтепродуктов экономически оправдан только с НПЗ, которые будут расположены вблизи границ или на берегу морей.

– Какой Вы видите роль государства в модернизации?

– Сейчас впервые за последние годы возникла уникальная стратегическая и экономическая ситуация для резкого ускорения развития российской нефтепереработки. Причем надо подчеркнуть, что повышается роль самих российских компаний в модернизации отечественной нефтепереработки. Именно наши компании обладают конкурентоспособными технологиями нефтегазопереработки. Более того, они же имеют огромный опыт базового и рабочего проектирования. Эти компании сейчас могут оказывать полный комплекс инжиниринговых услуг – поставку оборудования, монтаж, пуско-наладку, управление строительством. В сложившихся условиях весьма важно укрупнение научных и технологических центров. Для реализации проектов «под ключ» целесообразно создание консорциумов проектных и монтажно-строительных организаций или инжиниринговых компаний.

Следующим необходимым шагом со стороны государства для стимулирования притока инвестиций в нефтепереработку, на мой взгляд, может стать снятие неопределенности с налоговой нагрузкой при расчетах инвестиционных проектов. Налоговая система отрицательно влияет на принятие решений о реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей не столько тяжестью нагрузки, сколько своей неопределенностью. Если устанавливаемые государством налоговые правила были бы четко зафиксированы на период реализации инвестиционного проекта, тогда всегда можно было бы принять решение о выборе того или иного варианта инвестиций. Следует заранее продумать и политику экспортных пошлин на период модернизации отрасли.

Если пошлины на экспорт нефти поднять, а на экспорт нефтепродуктов снизить и одновременно ввести рассмотренные ранее требования к качеству, то нефтяные компании получат стимул для производства качественных бензинов и углубления переработки, поскольку для них доходность этого бизнеса повысится. Однако пока внутренний рынок нефтепродуктов мал, потребление нефтепродуктов на протяжении ряда лет достаточно стабильно, и условий для значительного роста внутреннего спроса на нефтепродукты немного.

Как говорят ведущие экономисты и эксперты, «при модернизации завода появляется больше светлых нефтепродуктов, которые надо продать. Если нет спроса на внутреннем рынке, их можно вывезти. И здесь вы упираетесь в пошлины, которые обнуляют эффективность вывоза продуктов». Возникает вопрос: надо ли вкладывать деньги в модернизацию при таком раскладе? Ответ: скорее, нет. Думается, экспортные пошлины на вывоз нефтепродуктов надо было бы отменить еще вчера. Они не имеют позитивной регулирующей нагрузки, фискального эффекта от них почти не видно, потому что самого экспорта немного. Согласен с мнением Владимира Милова, который считает, что «на мазут экспортные пошлины можно сохранить, чтобы не стимулировать его экспорт».

Словом, эффект повышения экспортных пошлин на нефтепродукты с целью сохранения на внутреннем рынке большого количества бензина при существующем состоянии нефтепереработки может вызвать обратную реакцию. Нефтяным компаниям станет совсем не выгодно продавать огромное количество получающегося вместе с бензином мазута, и тогда они начнут закрывать нефтяные скважины , как это уже мы наблюдали в 1998 г.
– Как же государство может стимулировать производство качественных нефтепродуктов? Какими могут быть первоочередные меры?

– Думаю, необходимо разработать государственную программу повышения качества моторных видов топлива и продуктов нефтепереработки. Дать оценку необходимых инвестиций для решения этой задачи.

Кроме того, необходима программа экспортозамещения сырой нефти на качественные нефтепродукты. Нужна разработка стандартов и другой нормативной документации для производства и применения нефтепродуктов современного уровня качества.

Надо заняться разработкой акцизных и налоговых мероприятий, поощряющих производство качественных видов топлива и продуктов нефтехимии и препятствующих производству нефтепродуктов, не соответствующих уровню мирового качества.

Для улучшения качества автомобильного бензина необходимо решить как минимум две задачи: а именно удалить серу из основной массы бензинов в ходе термических процессов, в частности – висбрекинга и коксования и бензинов каталитического крекинга.

Формирование углеводородного состава автобензинов, т. е. удаление из них ароматических углеводородов, и в первую очередь бензола, олефиновых углеводородов, без потери октанового числа (что одновременно требует вовлечения высокооктановых эфиров и спиртов).

Также приоритетным является направление создания современных катализаторов реформинга , высокоэффективных реагентов , адсорбентов и абсорбентов и, конечно, новых видов высокооктановых кислородосодержащих добавок к бензинам (в частности – этилового спирта ) и технологий их производства.

Напомню, что аналогичные технологии существуют у зарубежных фирм. Учитывая экономическое положение сегодня, целесообразно внедрять отечественные технологии, которые есть в России и по многим показателям не уступают западным.

Как будет развиваться ситуация – посмотрим. Пока наше правительство находится в стадии острых дискуссий о сроках перехода на евростандарты продуктов нефтепереработки, в частности бензина. В качестве ведущего фактора следует отметить принятие технических регламентов по улучшению качества топлива, согласно которым РФ должна к 2014 г. поэтапно ввести стандарт «Евро-5». Это, в свою очередь, означает, что большая часть предприятий за оставшийся период времени проведет в тесном диалоге с инжиниринговыми компаниями.

По действующему регламенту оборот бензина класса «Евро-2» разрешен в 2010 г., «Евро-3» – до конца 2011 г., «Евро-4» – до конца 2014 г., оборот «Евро-5» не ограничен.

Одним словом, главное – двигаться вперед, не отставая от технологий зарубежных стран. А для этого есть все предпосылки – богатая нефтью страна, уникальная стратегическая и экономическая ситуация для резкого ускорения развития российской нефтепереработки, повышение роли российских компаний в модернизации отечественной нефтепереработки и талант русского человека.

Беседовала В.А. ОЛЕЩУК

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Тарасюк В.М.

    Тарасюк В.М.

    д.э.н., депутат, первый заместитель председателя комитета по энергетике

    Государственная дума Федерального собрания РФ

    Просмотров статьи: 5997

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru