Однако происходит нечто труднообъяснимое. За последние 20 лет не построено ни одного крупного нефтеперерабатывающего завода. Медленными темпами ведется реконструкция действующих НПЗ. На многих из них износ основных фондов уже достиг 70 – 80%, а в структуре выпускаемой продукции по-прежнему доминирует продукция низкого передела. Мазут занимает 30% в корзине продуктов нефтепереработки, 70% его экспортируется в Европу.
Трубопроводы на Запад и на Восток строятся все большего диаметра со все большей толщиной стенок, под все большее давление, чтобы прокачивать все большие объемы нефти и газа. Нефтедолларовый дождь создает иллюзию благополучия. В магазинах много товаров, но, главным образом, импортных. А ведь еще пушкинский герой знал «…как государство богатеет и почему не нужно золота ему (включая «черное золото»), когда простой продукт имеет». Ряд современных государств, у которых нет залежей всякого золота, – процветают. Потому что есть простой и непростой продукты, востребованные в стране и мире. У нас же мало простого продукта, но много нефтедолларов... Этот наркоз затуманивает острую необходимость основательно взяться за развитие фундаментальной и прикладной науки – отчего она хиреет. За последние 20 лет страну покинуло около 2 млн высококвалифицированных специалистов технического профиля, из них 200 – 350 тысяч – с учеными степенями. Кстати, четверти своих научных разработок Соединенные Штаты Америки обязаны выходцам из бывшего СССР.
Под шум разговоров о «снятии страны с нефтяной иглы» торговля сырой нефтью продолжает оставаться доминантой в общем объеме экспорта России. Даже в разрабатываемой «Генеральной схеме развития нефтяной промышленности до 2020 года» эта тенденция, к сожалению, продолжает просматриваться. Объемы экспорта сырой нефти к двадцатому году останутся примерно на нынешнем уровне.
За комментариями ситуации в нефтеперерабатывающей промышленности мы обратились к генеральному директору Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Виктору Андреевичу РЯБОВУ.
– В России в 2010 г. действовало 27 нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью по первичной переработке нефти 271 млн тонн в год, порядка 250 мини-НПЗ, совокупный объем переработки которых составляет 12 млн тонн в год (данные Минэнерго России) и 6 специализированных заводов по выпуску спецмасел, смазок и др.
Нефтеперерабатывающая промышленность в 2010 г. работала стабильно. Объем первичной переработки нефти составил 248,8 млн тонн, или 105,6% к уровню 2009 г. В нефтяной промышленности России наблюдается увеличение объемов добычи нефти (объем добычи нефти в 2010 г. повысился по сравнению с 2009 г. на 10,8 млн тонн и составил 505,1 млн тонн) (табл. 1). Экспорт нефти и нефтепродуктов в 2010 г. выглядит таким образом:
- Нефть – 247,0 млн тонн;
- Бензин – 3,3 млн тонн;
- Дизельное топливо – 37,7 млн тонн;
- Мазут – 53,0 млн тонн.
Табл. 1. Первичная переработка нефти и производство основных нефтепродуктов
Табл. 2. Производство автомобильных бензинов по маркам в 2010 г.
Табл. 3. Производство дизельного топлива в зависимости от содержания серы в 2010 г.
– Одним из важных показателей, характеризующих уровень технического состояния предприятия, является получивший признание в мировой практике коэффициент сложности НПЗ, разработанный Нельсоном. Согласно данным ООО «ИнфоТЭК-Консалт», по состоянию на 01.01.2010, индекс комплексности Нельсона НПЗ в целом по России составляет 4,72, для США он равен 9,57, ЕС – 7,18, СНГ – 4,63, АТР – 4,51, среднемировой – 5,95.
К предприятиям, находящимся на современном уровне по данному показателю, можно отнести башкирскую группу заводов («Уфанефтехим» – 7,40, «Салаватнефтеоргсинтез» – 7,38, «Уфимский НПЗ» – 6,58, «Пермнефтеоргсинтез» – 6,50, «Ярославнефтеоргсинтез» – 5,88, «Омский НПЗ» – 5,44).
Наиболее низкий уровень индекса Нельсона на «Хабаровском НПЗ» – 2,24, «Краснодарэконефти» – 1,93, «Туапсинском НПЗ» – 1,31, «Афипском НПЗ» – 1,00.
Глубина переработки нефти на предприятиях России в 2010 г. составила 71,1%. В 2009 г. она равнялась 71,8%. По 17 заводам этот показатель – не более 71,0%. По пяти заводам топливно-масляного профиля – превышает 80% (табл. 4).
Табл. 4. Глубина переработки нефти на российских НПЗ
– Объем капитальных вложений в нефтеперерабатывающую промышленность в 2010 г. составил 134 млрд руб., (в 2009 г. – 115 млрд руб.), или 117% к уровню 2009 г. О вводе мощностей говорят табл. 5 – 6.
Табл. 5. Вводы мощностей в 2010 г.
Табл. 6. Ожидаемые вводы мощностей в 2011 г.
– Проект Генеральной схемы, представленный Минэнерго России и одобренный в целом на выездном совещании в Новокуйбышевске Самарской области 28.10.2010 г. под председательством В.В. Путина, не выполняет функцию программного документа по реализации главных ориентиров в области перспектив развития нефтепереработки и нефтехимии, определенных Энергетической стратегией, а также принятых руководством страны решений, направленных на инновационные перспективы развития нефтеперерабатывающей промышленности Российской Федерации.
В проекте:
- несмотря на заявление Председателя Правительства РФ В.В. Путина о необходимости ухода от сырьевой зависимости (Межрегиональная конференция «Единой России» в Брянске 4 марта 2011 г.), а также вопреки основной линии утвержденной Энергетической стратегии до 2030 г. в проекте Генеральной схемы усиливается сырьевой вектор развития топливно-энергетического комплекса страны: к 2020 г. из 500 млн т/год добываемой нефти на переработку внутри страны предусматривается 230 млн т/год, на экспорт – 270 млн т/год (т. е. экспортируется нефтяного сырья на 14,8% больше, чем перерабатывается внутри страны);
- не предусматривается весьма важный для характеристики развития экономики и благосостояния населения страны показатель уровня душевого потребления нефтепродуктов. В Энергетической стратегии до 2030 г. этот показатель на уровне 1,3 – 1,6 т/чел. отнесен на 2030 г. (уровень потребления нефтепродуктов в 1,6 т/чел. был достигнут в 1990 г.). Переработка и потребление нефтепродуктов внутри страны на порядок эффективнее торговли сырой нефтью;
- капитальные вложения в глубокую переработку нефти, предусмотренные Стратегией до 2015 г., в проекте Генеральной схемы перенесены на 2020 г.;
- не включено задание, важное для развития отрасли, во исполнение решений, принятых на совещании в г. Северодвинске (п. 10 протокола совещания от 11 июля 2008 г. № ВП-П9-10 пр), касающихся строительства на территории Российской Федерации новых нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов, независимых от вертикально-интегрированных компаний при участии государства, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
– Нефтяные компании не заинтересованы в создании независимых от ВИНК нефте- и газоперерабатывающих и нефтехимических комплексов как конкурентов, а структур, способных заниматься организацией их строительства, в настоящее время не существует.
С точки зрения бизнеса началось приобретение этими компаниями НПЗ в Европе, а вопросы строительства новых НПЗ в России остались не решенными, что негативно сказывается на таких факторах, как дополнительные рабочие места, прибыль, налоги. В то же время высокие финансовые вложения нефтяных компаний в модернизацию старых морально и физически устаревших производств не делают их конкурентоспособными с передовыми западными фирмами по высокозатратности производственного процесса, энергетическому обеспечению, системам управления производством и др., что в конечном итоге негативно сказывается на ценообразовании конечной продукции.
Одной из важных проблем в строительстве и развитии новых НПЗ являются проблема высоких издержек в реализации инвестиционных проектов, связанных с отсутствием гармонизации отечественных и европейских норм в сфере безопасности и экологии. К тому же:
- не конкретизировано реальное развитие системы нефтепродуктопроводов, и в частности по реализации проекта строительства магистрального нефтепродуктопровода (МНПП) Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск (проект «Север»), одобренного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2002 г., а также планируемого к строительству МНПП «Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск» (проект «Юг»);
- не предусмотрены развитие и модернизация собственных производств современных высокоэффективных конкурентоспособных катализаторов, базовых и товарных масел, присадок к моторным топливам и маслам, химикатов, изделий из нефтехимического сырья с использованием отечественных прогрессивных технологий их производства.
Данная позиция по проекту Генеральной схемы доведена до Председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина (письмо от 26.11.2010 № АС-135).
– Какой вам представляется ситуация с налогами в нефтепереработке? Насколько они оправданы? Насколько они стимулируют работу предприятий по повышению глубины переработки нефти и укрощают желание экспортировать сырую нефть вместо высококачественных нефтепродуктов?
– Налоговая нагрузка на нефтепродукты включает: акцизы, пошлины, транспортный налог и, кроме того, опосредованно, через цену нефти – налоги из нефтедобычи – НДПИ и новый НДД. Рост ставок других «не нефтяных» налогов также сказывается на ценах нефтепродуктов, рост которых имеет всем известный мультипликативный эффект для экономики и уровня жизни населения. В частности, с 1 января 2011 г. возросли страховые взносы в социальные фонды.
В ценах предприятия налоговая нагрузка на нефтепереработку составляет около 60% от стоимости товарной продукции.
Налоговое бремя в отрасли является самым высоким как по промышленности России в целом, так и внутри нефтяного комплекса. По промышленности доля налогов составляет 41%, а в нефтедобывающей промышленности порядка 50%.
Парадоксом отечественной налоговой системы является то что в соответствии с действующим законодательством плательщиками акциза по подакцизной продукции, в том числе произведенной из давальческого сырья, являются производители, т. е. НПЗ, не являющиеся собственниками выпускаемой ими продукции, несмотря на то, что в 2003 г. Госдумой и правительством было принято решение о перенесении уплаты акцизов на моторное топливо с НПЗ на его продавца (АЗС). Все эти факторы оказывают существенное влияние на необоснованный и неконтролируемый рост цен на нефтепродукты, и в частности на моторные топлива.
Следует принять во внимание необходимость изменения стратегии развития нефтяного комплекса России в сторону увеличения экспорта продукции нефтепереработки и нефтехимии вместо экспорта сырой нефти, учитывая, что США в ближайшие годы переходит на переработку тяжелых канадских нефтей, в результате чего будет сокращаться использование ими ближневосточных нефтей. Это приведет к существенному снижению мировых цен на нефтяное сырье после 2014 – 2015 гг.
В связи с переходом зарубежных стран на более широкое использование тяжелых нефтей и сланцевых газов необходимо пересмотреть в России стратегию использования углеводородного сырья (нефти и газа).
Преодоление кризисных явлений в нефтеперерабатывающей промышленности невозможно без активного участия государства в стимулировании рыночных рычагов.
– Какие меры законодательного, экономического, налогового, таможенного, технологического, организационного характера необходимы для преодоления очевидной отсталости нефтеперерабатывающего комплекса РФ?
– Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков предлагает следующие меры, направленные на выполнение стратегических задач развития российской нефтепереработки, связанных с удовлетворением потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах, повышением глубины переработки сырья, развитием нефтехимии, уменьшением зависимости страны от снижения цены на нефть и стабилизацией цен на моторные топлива. Необходимо:
- активизировать работу по строительству на основе государственно-частного партнерства новых современных нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий на концах нефтепроводов в приморских зонах, что позволит расширить экспорт высококачественных нефтепродуктов и будет способствовать снижению экспорта сырой нефти (по аналогии с практикой зарубежных развитых стран, где НПЗ расположены, как правило, в прибрежных зонах);
- активизировать работу, определенную п. 2 Протокола совещания у Председателя правительства Российской Федерации в Нижнем Новгороде от 13.10.2010 № ВП-П9-48пр, по развитию газо- и нефтехимии, имея в виду создание нефтехимических кластеров при непосредственном участии федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных субъектов Российской Федерации и нефтяных компаний (письмо Департамента переработки нефти и газа Минэнерго России от 06.10.2010 № 06-1000);
- инициировать в соответствующие федеральные органы исполнительной власти обращение о необходимости принятия на государственном уровне решения по гармонизации отечественных и европейских норм в сфере безопасности и экологии;
- ускорить по времени внедрение подписанного Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым Федерального закона (от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ) «О консолидированной финансовой отчетности», который на законодательном уровне вводит новую эффективную форму отчетности создаваемых консолидированных групп налогоплательщиков;
- ускорить разработку и принятие Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков», вступление в силу которого может сделать неэффективным использование компаниями процессинговой схемы;
- способствовать ускорению принятия Генеральной схемы развития нефтяной промышленности до 2020 г. с учетом позиции, отраженной в принятом Меморандуме участников форума «Стратегия объединения: решение актуальных проблем нефтегазового и нефтехимического комплексов на современном этапе» (14 – 15 октября 2010 г.). Сохранить в Генеральной схеме задания I этапа Энергетической стратегии;
- создать российскую инжиниринговую компанию на базе ОАО «ВНИПИнефть» по модернизации и строительству новых НПЗ (в соответствии с Протоколом заседания Совета генеральных и главных конструкторов ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики при Председателе Правительства РФ Путине В.В. от 11.02.2009 № 1);
- создать систему государственных заказов научно-исследовательским и проектным институтам на разработку стратегических передовых инженерных решений и нанотехнологий;
- оказать содействие на государственном уровне в создании российского испытательного центра для оценки свойств горюче-смазочных материалов, аккредитованного и интегрированного в западные системы сертификации нефтепродуктов по международным стандартам;
- в целях расширения импортозамещения оказать государственную поддержку развитию собственных производств катализаторов и присадок к моторным топливам и маслам, химикатов, изделий из нефтехимического сырья;
- содействовать на государственном уровне реализации проекта строительства магистрального нефтепродуктопровода (МНПП) Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск (проект «Север»), одобренного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2002 г., а также планируемого к строительству МНПП Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск (проект «Юг»), ускорить рассмотрение и утверждение Генеральной схемы развития нефтепродуктопроводного транспорта на период до 2020 г.
– Какие меры вам представляются необходимыми для повышения эффективности научно-технической деятельности отраслевых научно-исследовательских институтов, контрольный пакет акций которых находится в федеральной собственности?
– Вопрос о сложном финансовом состоянии отраслевых институтов и невостребованности отечественных разработок со стороны российских нефтяных компаний при строительстве и модернизации нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств неоднократно рассматривался на заседаниях правления ассоциации.
При этом наши институты имеют целый ряд конкурентоспособных проектов технологических процессов для переработки нефти и нефтехимии, не уступающих лучшим мировым аналогам.
Незаинтересованность заказчиков проектов строительства или модернизации производств в привлечении отечественных разработчиков процессов объясняется, в основном, практическим отсутствием предложений от российских институтов как инжиниринговых компаний. В советское время отечественная наука не накопила опыта конкуренции с западными фирмами по западным стандартам, а в последние годы, когда государство устранилось от координации и финансирования деятельности прикладной отечественной науки, в институтах практически были приостановлены работы по созданию новых отечественных прогрессивных проектов в области развития нефтеперерабатывающих производств.
По данным РАН, вклад России в мировую науку составил только 2%, при этом вклад ученых США в мировую науку в 2009 г. оценивается в 35%.
Сейчас только в США на постоянной основе трудится 1 млн ученых и специалистов из России, которые действительно создают более четверти американских технологических новинок.
Ассоциация неоднократно обращалась в федеральные органы исполнительной и законодательной власти всех уровней с просьбой оказать содействие в финансовой поддержке отраслевых научных организаций, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, и в первую очередь ОАО «ВНИИ НП» (базовый проект гидрокрекинга вакуумных дистиллятов) и ОАО «ВНИИнефтехим» (каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора в движущемся слое), за счет бюджетных средств, выделяемых на проведение прикладных научных исследований в области инвестиционной политики и технического развития, средств федерального бюджета, выделяемых на выполнение федеральных целевых программ.