Возможные направления модернизации ТЭК

Possible directions of modernization of the fuel and energy sector

E. POPOVA, RF Presidential Executive Office, Committee of the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation

От того, насколько эффективно будет решен вопрос технологической модернизации ТЭК, зависит и будущее российской экономики в целом.

Производственные мощности в энергетике сильно изношены и нуждаются в скорейшей замене и модернизации. Так, степень износа основных производственных фондов в электроэнергетике и газовой промышленности достигает 60%, а в нефтеперерабатывающей промышленности приближается к 80%.

Более 50% магистральных нефтепроводов эксплуатируются свыше 27 лет при нормативе 30 лет, износ основных фондов нефтепродуктопроводов и резервуарных мощностей превышает 70%.

Недостаточный уровень технологической безопасности оказывает влияние на количество аварий, происходящих в ТЭК. В частности, авария на Саяно-Шушенской ГЭС вскрыла общие технологические проблемы для всех электростанций.

Остается не решенной проблема зависимости российского ТЭК от импортного оборудования. По оценкам Минэнерго России, доля импортного оборудования, несмотря на тенденцию ее сокращения, остается на высоком уровне – в среднем 18 – 20% (в нефтегазовом комплексе – 10%, электроэнергетике – 5%, электросетевом комплексе – 30%, угольной промышленности – 70%).

Спрос на морские платформы для поисково-разведочного бурения и разработки месторождений в экстремальных природно-климатических условиях существенно превосходит возможности российских предприятий по их изготовлению. Следствием сложившейся ситуации в отечественном машиностроении является недостаточная обеспеченность российских компаний плавучими установками для реализации планов бурения морских скважин и добычи нефти и газа на шельфе.

В нефтегазовой отрасли на российском рынке сервисных услуг доминируют зарубежные компании, обладающие значительными финансовыми ресурсами. Это приводит к вытеснению российских научных и проектных организаций с данного рынка. Наиболее существенно отставание от зарубежных технологий проявляется в нефтеперерабатывающей отрасли.

Отмечается слабое развитие производства энергоносителей с высокой добавленной стоимостью (светлые нефтепродукты, газомоторное топливо, сжиженный природный газ), что предопределяет значительный объем экспорта энергетического сырья нулевой или низкой степени переработки.

Коэффициент извлечения нефти, характеризующий технологический уровень нефтедобывающей отрасли, за последние 30 лет в России снизился с 42% до 30% (в США вырос с 32% до 40%).

Отмечается падение инвестиционных возможностей ТЭК.

Эту проблему подчеркнул в своем выступлении в Госдуме РФ 8 декабря министр энергетики РФ С.И. Шматко. Он отметил, что «надо серьезно проанализировать реальные возможности, реальные инструменты, чтобы запустить полномасштабный инвестиционный процесс в области модернизации электроэнергетики».
Это только часть проблем, не перечисляя остальных, целесообразно остановиться на конкретных решениях. Следует ответить на два главных вопроса: по каким направлениям должна осуществляться модернизация ТЭК? Как сочетать ее с недостатками инвестиционных ресурсов?

Конечно же, необходима более эффективная государственная политика в области развития топливно-энергетического комплекса страны. Следует позаботиться об ее законодательном обеспечении. Министр энергетики, выступая перед депутатами нижней палаты парламента, отметил, что система налогообложения нефтяной отрасли, которую разрабатывает Минэнерго, будет предусматривать адресные меры, направленные на эффективное использование малодебитных скважин и скважин с большой выработанностью. Это действительно серьезный ресурс, потому что до 80% нефти в ближайшие десять лет будет добываться в местах ее традиционной добычи. Поэтому необходимо эффективно использовать потенциал традиционных мест нефтедобычи.

В 2010 г. разработан и одобрен Правительством Российской Федерации ряд программных документов в сфере нефтегазового комплекса. Это, в первую очередь, Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 года, Генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 года (такие документы разработаны в России впервые), а также Программа комплексного освоения новых месторождений углеводородного сырья Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края. Правительство утвердило также комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал. Этот план включает в себя строительство крупного завода по сжижению газа в период 2012 – 2018 гг. мощностью 15 млн тонн в год. Напомню, что единственный в стране завод по производству СПГ на Сахалине производит порядка 8 – 9 млн тонн сжиженного газа в год. С вводом Ямальского завода по производству СПГ появится возможность значительно увеличить его производство. Уникальная ресурсная база полуострова Ямал позволяет это сделать.

Отметим, что еще с советского времени Россия обладает передовыми технологиями сжижения газа, использовавшимися в ракетно-космической отрасли и металлургии. Достаточно вспомнить применение для производства брони жидкого кислорода, получаемого в промышленных масштабах по оригинальному методу академика АН СССР П.Л. Капицы, разработанному еще в годы Второй мировой войны; послевоенные сверхнадежные турбины; неоспоримый приоритет СССР на технологию криогенных ракет; и, наконец, не имеющий аналогов в мире магистральный самолет на газовом топливе.

Сегодня возникает необходимость обязать Газпром принять программу модернизации, предусматривающую внедрение технологий сжижения, транспортировки и организации биржевой торговли сжиженным газом.

Необходимо предусмотреть и развитие отраслей газохимии. Например, транспортировка метанола в танкерах принципиально выгоднее, чем транспортировка сжиженного природного газа. Еще более прибыльны переработка метанола в конечные продукты и их экспорт.
Переход к экспорту переработанных энергоносителей – еще один вектор государственной политики в области модернизации ТЭК. Повышение эффективности технологий нефте- и газопереработки – важнейшая задача, поставленная Президентом Российской Федерации.

Представляется необходимым включить направление «Переработка природных ресурсов» в Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Основными задачами данного направления должны быть создание научных заделов, отечественных технологий, оборудования для производства продукции глубоких переделов (полимеры, пластики, минеральные удобрения, метизы и др.) из природного сырья.

Реализация работ в рамках приоритетного направления «Переработка природных ресурсов» позволит в течение 5 – 7 лет увеличить ВВП на 2,5 – 3,0 трлн рублей и послужит экономической основой для становления других отраслей промышленности в России. В настоящее время новые отечественные технологии глубокой переработки сырья осваиваются производителями крайне слабо. При этом используемые зарубежные технологии не учитывают особый состав углеводородного сырья месторождений Восточной Сибири, роль которых в развитии топливно-энергетического комплекса страны существенно увеличится уже в ближайшие годы.

В ведущих научных институтах Российской академии наук, отраслевых научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях страны создаются новые инновационные технологии глубокой переработки углеводородов. Однако они не доводятся до промышленного уровня в связи с отсутствием крупномасштабных испытаний на опытных (пилотных) установках мощностью в десятки тысяч тонн перерабатываемого сырья в год каждая.

В нашей стране сохранились структуры, способные качественно провести НИОКР. Есть и те, кому под силу разработка серьезных проектов и поставка их заказчикам. Однако крупный бизнес купит новую разработку только в том случае, если ее достоинства будут продемонстрированы на достаточно масштабном уровне. Это должна быть полупромышленная установка с отлаженными режимами работы и заключением об экологической состоятельности – в этом случае у бизнеса есть гарантии, что он вкладывает деньги действительно в то, что хочет иметь. С одной стороны, это опытные установки, не предназначенные для производства коммерческой продукции. С другой, они достаточно дорогие, т. к. представляют собой целый завод, например, мощностью по переработке порядка 50 тыс. тонн сырья в год. Инжиниринговые фирмы, работающие в химической, нефтехимической или нефтеперерабатывающей отраслях, обязательно должны иметь парки таких установок. Без них невозможно осуществлять модернизацию и развитие многих ключевых отраслей промышленности. В нашей стране подобные пилотные установки отсутствуют полностью. Еще в советское время была проделана большая работа по составлению перечня установок, необходимых для независимого развития страны по всем основным направлениям крупнотоннажного химического производства. В дальнейшем эти важные работы были остановлены.

В США, например, крупные пилотные установки имеют частные инжиниринговые компании, работающие в нефтяном секторе. Они продают не изделия, а технологии и пакеты документов, которыми пользуются сотни нефтеперерабатывающих компаний по всему миру. Институт нефти во Франции с эффективной инфраструктурой, созданной за счет государства, контролирует около 20% мирового рынка технологий нефтепереработки.

Частный бизнес в России финансировать создание инжиниринговых фирм с соответствующей инфраструктурой никогда не будет, т. к. у российских, даже самых крупных нефтяных компаний, не больше трех перерабатывающих заводов, и им невыгодно создавать новые технологии для себя – значительно проще и дешевле купить уже готовое за рубежом. Таким образом, задача создания инжиниринговых фирм с соответствующей инфраструктурой пилотных установок, для разработки базовых технологий, является важным направлением модернизации и технологического перевооружения российской промышленности.

Для преодоления глубокого технологического отставания России в глубокой переработке нефти и газа, создания условий для подготовки высококвалифицированных кадров, обеспечения ведущих вузов и научно-исследовательских институтов Российской академии наук современной технологической базой предлагается создать инфраструктурно-технологический кластер по глубокой переработке углеводородного сырья. В его состав могут войти не менее 16 ведущих научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и предприятий страны, концентрация возможностей и усилий которых позволит осуществить прорыв в развитии отечественных технологий.

Для формирования такого кластера целесообразно использовать значительный опыт Института катализа Сибирского отделения Российской академии наук, сформированный в ходе выполнения крупных инновационных проектов и координации работ в рамках консорциумов с участием институтов РАН, отраслевых научно-исследовательских, проектных институтов, производственных структур.

Важным направлением государственной политики модернизации ТЭК является разработка системы мер, принуждающих предприятия ТЭК к использованию новых отечественных технологий, современного оборудования.

Необходимо установить предельно возможные сроки эксплуатации энергоустановок и ввести запрет на использование для производства электроэнергии физически изношенного и морально устаревшего энергооборудования.

Минэнерго совместно с «Советом рынка» разработан механизм договоров на поставку мощностей, предусматривающий серьезные финансовые санкции за срыв сроков программной модернизации. Тем самым министерство добилось того, что компании, получившие активы в процессе реформирования РАО «ЕЭС…», стали более ответственными субъектами хозяйствования. Соответственно, с ними подписаны юридически обязывающие документы. Кроме того, в этом году правительством одобрен также разработанный министерством комплекс мер по контролю за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики. В нынешнем году будут введены единые ключевые показатели эффективности по инвестиционной деятельности, выполнение которых на ежеквартальной основе будет контролироваться Минэнерго. В случае их невыполнения доля материального стимулирования, приходящаяся на соответствующие показатели, выплачиваться не будет.

В плане законодательной политики государства представляется необходимым принять федеральный закон «О топливно-энергетическом балансе Российской Федерации». Это напрямую связано с вопросом модернизации ТЭК. В связи с упоминавшимся износом основных фондов необходима эффективная инвестиционная программа по строительству и техперевооружению новых сетевых регенерирующих мощностей. И только балансовые инструменты позволят ответить на вопрос, будет ли эта инвестиционная программа достаточна для недопущения дефицита или, наоборот, не будет ли она избыточной, и не настроим ли мы ненужных мощностей.

Валовый прирост производства энергоресурсов в любом случае не является правильным решением, даже в связи с возможным ростом спроса на энергетические ресурсы. Решение нужно искать в оптимизации топливно-энергетического баланса по таким направлениям, как изменение структуры генерации, использование возобновляемых и альтернативных источников энергии, повышение энергоэффективности. Оптимизация топливно-энергетического баланса страны на период до 2020 года должна предусматривать диверсификацию структуры производства и потребления энергоресурсов при достижении заданных параметров.

Общая энергогенерация России остается нерациональной. На тепловые станции приходится 66,5% ее объема, 17,7 – на гидростанции, 15,8 – на атомные станции.

Природный газ односторонне преобладает в структуре топливного баланса электростанций РАО «ЕЭС России», где на его долю приходится более 70%.

Очевидно, что сложившаяся ситуация требует изменения структуры энергетического баланса. Его оптимизация является одной из важнейших задач долгосрочной социально-экономической стратегии России до 2020 года. Необходимо отметить и несогласованность концепции долгосрочного социально-экономического развития России и основных стратегических документов в сфере энергетики.
Прежде всего, это относится к важнейшему показателю – оценке спроса на электроэнергию по объему перспективного спроса и его качеству. Показатель прогноза спроса на электроэнергию очень важен, так как технологическая специфика электроэнергетики состоит в том, что процессы производства и потребления электроэнергии неотделимы друг от друга, а значит, всегда должен соблюдаться баланс между потреблением и генерацией, а генерирующие мощности должны вводиться опережающими темпами. При этом строительство энергообъектов характеризуется долгим и капиталоемким инвестиционным циклом, и именно прогнозы спроса являются главным обоснованием при разработке инвестиционных программ.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем выступлении на заседании Совета безопасности по реализации доктрины энергетической безопасности России, состоявшегося 13.12.2010 г., предложил создать систему наземно-космического мониторинга экологических и геодинамических процессов в районах освоения крупных и уникальных месторождений и объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

В настоящее время существует научно-техническая возможность при помощи наземных и космических средств (КА ДЗЗ типа «Ресурс-ДК, -П», «Метеор-М», «Канопус-В» и др., системы ГЛОНАСС, космической системы лазерной дальнометрии и пр.) осуществлять контроль:
  • экологического загрязнения земли и воды нефтью и другими нефтесодержащими продуктами;
  • геодинамических процессов в земной поверхности в районах добычи и транспортировки нефти, газа и пр.;
  • состояния критически важных объектов (КВО) ТЭК (АЭС, ТЭЦ, ГЭС, газопроводы и др.) и сбор информации с помощью космических средств;
  • геодеформаций земной поверхности вследствие тектонических и техногенных процессов с субмиллиметровой точностью.
Имеется возможность применения систем мониторинга и неразрушающего контроля на основе распределенных сетей интеллектуальных датчиков физических и химических величин на объектах ТЭК, использование систем неразрушающего контроля базовых несущих конструкций объектов ТЭК на основе распределенных сетей интеллектуальных датчиков и высокоточных систем мониторинга сложных инженерных сооружений ТЭК с использованием технологии ГЛОНАСС.

Для эффективного функционирования системы необходимо создание специализированного центра космического мониторинга и обработки данных, формирование единого банка информации и современной, основанной на мировых достижениях науки, системы принятия решений.

Представляется, что создаваемая система позволит эффективно решать многоплановые задачи комплексного космического мониторинга, в том числе экологических и геодинамических процессов в районах освоения крупных и уникальных месторождений.

Эта информация позволит оценить экологические риски воздействия нефтедобычи на растительный покров нефтедобывающих территорий – представить степень химического загрязнения атмосферы в результате сжигания попутного газа в факелах нефтяных месторождений.

Хотелось бы отметить и необходимость использования отечественных суперкомпьютеров в интересах развития нефтегазового комплекса. В нефтегазовой отрасли использование суперкомпьютерных и грид-технологий распространяется на проектирование, контроль качества, обработку и интерпретацию данных сейсморазведки и геофизических исследований скважин (ГИС), геологическое и гидродинамическое моделирование и подсчет запасов месторождений углеводородного сырья, а также на многоуровневую систему передачи, хранения и комплексного анализа геолого-геофизических данных и оценки их информативности. Для реализации данных задач предусматривается использование вычислительных мощностей суперкомпьютеров МГУ им. М.В. Ломоносова, центра высокопроизводительных вычислений РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, суперкомпьютеров семейства «СКИФ», а также потенциала сервисных и ИТ-компаний, обладающих конкурентоспособным программным обеспечением в области геологического и гидродинамического моделирования с возможностью параллельных вычислений.

В качестве базовых интегрированных решений предлагаемой технологической платформы предусматривается:
  • краткое увеличение скорости расчетов геолого-гидродинамических моделей углеводородных залежей;
  • удаленный мониторинг и оперативный контроль при поиске, разведке и эксплуатацию нефтегазовых месторождений;
  • 3D/4D визуализация;
  • ГЛОНАСС/GPS синхронизация информационных потоков по времени;
  • гармонизация стандартов передачи и хранения данных и др.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Попова Е.В.

    Попова Е.В.

    помощник руководителя Администрации Президента РФ, руководитель Межведомственной рабочей группы, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России

    The future of Russia’s economy depends on the efficiency of technological modernization of fuel and energy sector (FEC).

    Просмотров статьи: 6259

    Top.Mail.Ru

    admin@burneft.ru