ЦЕНОВЫЕ МАРАФОНЫ
Ценовая ситуация на энергоносители развивалась под воздействием разнонаправленных факторов в сфере как производства, так и потребления. Среднемесячная цена на нефть, круто взлетевшая размашистой амплитудой в предкризисном июле 2008 г. до 133,9 долл/барр., – резко упала до 41,3 долл. к концу года, а затем постепенно начала укрепляться – процесс, длящийся без особых колебаний уже полтора года; и к началу октября 2010 г. спотовая цена превысила рубеж в 80 долл., а с начала декабря – 90 долл/барр. Устойчивость нарастания нефтяных цен наблюдалась при практически неизменных в 2008 – 2009 гг. разведанных ресурсах (1333 млрд /барр.), но при номинальном сокращении добычи нефти странами ОПЭК на 7,3% ( не-члены этой организации оставили добычу практически неизменной). В то же время китайская экономика обозначилась как устойчивый сегмент растущего спроса на нефть, перемещая на себя зону активного спроса на топливо.Мексиканская катастрофа также оказала повышательное влияние на цену. В результате совокупности указанных основных факторов в январе – ноябре 2010 г. цена на нефть оказалась на 26% выше среднегодового уровня 2009 г.
Средняя цена на природный газ, обычно отражающая в основном долгосрочные контракты и с запозданием следующая за нефтяной траекторией, отклонилась от этой «привязки» и в целом за 11 месяцев 2010 г. была на 4,6% ниже годового уровня 2009 г. Природный газ оказался в истекшем году наиболее «пострадавшим» в потреблении видом топлива (-2%). Он испытал на себе кризисное снижение спроса, введение в строй новых мощностей по производству СПГ (в Катаре) и регазификационных терминалов (в Европе), взрывной рост добычи сланцевых газов в США, значительное падение спотовых цен ниже российских долгосрочных контрактов, что побудило снизить закупки (и добычу) газа в России, а также в Канаде, Аргентине, Великобритании; снизилось производство и в Мексиканском заливе (на 16%) из-за сильных ураганов. США, расширяя добычу сланцевого газа, стали крупнейшим мировым производителем газа, а внутренние цены на него упали с 350 долл. в 2008 г. до 160 долл/тыс. м3 в 2009 г., а импорт этого продукта, стабильно нараставший с 1996 г., сократился вдвое. Но этим дело не ограничилось: в конце 2010 г. США, после полувекового перерыва, возобновили поставки сжиженного газа в Великобританию. В этой обстановке Еврокомиссия стала настаивать на отрыве цен газовых контрактов (практикуемых Газпромом) от привязки к ценам на нефть и включении спотовых цен на газ в согласованную формулу цены [14].
2) По разовым сделкам американской компании Nuexco.
И с т о ч н и к : World Bank, Washington D.C., Development Prospect Group (Release) за соответствующие временные периоды (inc. December 3, 2010).
Глобальное сокращение производства электроэнергии на АЭС (в 2009 г. – на 1,3%) продолжается уже третий год подряд в связи с неопределенностью ядерных программ во многих государствах мира. На этом фоне цены на урановый концентрат стабильно снижались (в 2008 г. – на 35%, в 2009 г. – на 27% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года), однако в январе – ноябре 2010 г. они незначительно повысились (на 1 %), что может быть вызвано планами по расширению мощностей АЭС в КНР, Японии и других странах, наметивших дальнейшее развитие атомной энергетики.
РАЗВИТИЕ АЛЬТЕРНАТИВ
Кризис и взлет цен в начале 2008 г. придал дополнительный стимул к поискам дополнительных нетрадиционных источников энергии. В США это выразилось в активизации использования сланцевого газа и метана угольных пластов, добыча которых в 2009 г. составила 67 млрд и 62 млрд м3 соответственно (около 21,7% суммарной внутренней добычи газа). Производство сланцевого газа в США стало экономически рентабельным с 2007 г. после повышения цен в стране.Около 5 млрд м3 сланцевого газа было добыто в Канаде (3% суммарного национального производства газа). Усилилось внимание к данному сырью в Китае, Малайзии, Катаре и других странах [15].
В Европе запасы нетрадиционного газа были обнаружены в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Австрии, Испании, Нидерландах, Швеции, Швейцарии, Польше, Венгрии и Румынии. В настоящее время в этих странах ведутся переговоры о приобретении прав на пользование участками недр, а на некоторых из них уже начата геологоразведка. Вместе с тем под влиянием нового источника топлива были приостановлены проекты по созданию заводов по производству СПГ в самих США, Китае и Австралии [16].
В земной коре сланцы являются весьма распространенной осадочной породой, которая удерживает углеводороды в пористых коллекторах (песчаники, карбонаты и известняки), являясь практически непроницаемой структурой. Основными методами освоения сланцевых залежей являются горизонтальное бурение и гидравлический разрыв пласта, что более трудоемко, чем обычные буровые работы. В мировой газодобыче доля угольного метана составляет около 3%.
В истекшем году существенно оживился интерес к возобновляемым источникам энергии. При правительственной поддержке во многих странах расширились мощности ветровых энергетических установок и солнечных батарей – в 2009 г. на 31% и 47% соответственно. Почти 2/3 этого прироста обеспечили Китай и США. В Европе ветросиловые установки только морского базирования достигли 1500 единиц. Из общего объема электроэнергии, произведенной ветроустановками в мире в 159 ГВт (2009 г.) – 2/3 обеспечивалось США, ФРГ, Китаем и Испанией. Годовая выработка электроэнергии ветроэнергетическими установками составила примерно 2% мирового производства электроэнергии [17].
Расширялось и производство биотоплива. В 2009 г. глобальный выпуск этанола увеличился на 8% по сравнению с 2008 г., причем на мировом рынке данного энергоносителя доля США составила 53%, Бразилии – 34%.
В ЕС на рубеже 2009 г. были приняты Директивы о продвижении использования возобновляемых источников энергии (требующие к 2015 г. оснащать установками ВЭУ все сооружаемые объекты недвижимости, а также достичь 10%-ной доли биотоплива в суммарном потреблении моторных топлив). Разработанная Европейской комиссией Программа 20-20-20 предусматривает снижение к 2020 г. потребления энергии на 20%, обеспечение роста доли возобновляемых энергоресурсов до 20% и снижение на 20% выбросов парниковых газов [18].
ШЕЛЬФОВЫЕ ОЖИДАНИЯ И НЕОЖИДАННОСТИ
Современное развитие мировой экономики сопровождается активным вторжением человека в акватории морей и океанов с целью освоения подводных залежей углеводородов. В настоящее время морские месторождения дают 35% мировой добычи нефти и 32% – добычи природного газа. На морских шельфах было открыто примерно 3 тыс. месторождений углеводородов, из них около 1 тыс. находятся в разработке. По состоянию на начало 2009 г. мировые доказанные запасы нефти на шельфе превысили 20% мировых запасов, а природного газа – 40%. В период 2005 – 2009 гг. средняя глубина подводных скважин на шельфах увеличилась с 3,1 тыс. до 3,6 тыс. м, а глубина воды от уровня моря – с 450 до 600 м [19]. Экспертный анализ морских проектов показал, что инвестиции в бурение и обустройство объектов добычи на море более чем в 6 раз выше аналогичных затрат на суше, а чистый доход в 2 раза ниже [20].Катастрофа на морской платформе в Мексиканском заливе 20 апреля 2010 г. и длительная утечка нефти нанесли не только серьезный экологический ущерб региону, но и поставили под угрозу глубоководное бурение в ключевом для США сегменте шельфовой добычи, тем более что президент США Б. Обама в этих обстоятельствах ввел 6-месячный мораторий на глубоководные работы в указанной акватории. Авария в Мексиканском заливе не только повлияла на повышение цен, – она, вызвала пересмотр и задержку реализации многих шельфовых проектов в связи с необходимостью совершенствования технологий по обеспечению морской добычи, повышения требований, стандартов и норм безопасности.*) [21].
Текущее развитие мировой энергетики выдвигает новые и все чаще нестандартные проблемы, решение которых требует внедрения новых технологий и принятия организационных мер на основе объединения усилий правительств различных стран, представителей бизнеса, науки и производства. Это наиболее оптимальный путь преодоления возникающих трудностей в современной глобальной энергетике.
Выводы
Становится все более очевидным, что мир выходит из полосы кризиса – трудно, с паузами и откатами, «точечными» осложнениями, еще испытывая наплыв безработицы (возросшей за 2 года на 16 млн человек – до 8,5% самодеятельного населения в развитых странах).Согласно октябрьскому (2010 г.) прогнозу МВФ, ожидалось, что в 2010 г. мировой ВВП вырастет на 4,8%, в том числе в промышленно развитых странах – на 2,7% (США – на 2,6%, Японии – на 2,8%, европейской зоны – на 1,7%), а в развивающихся государствах – на 7,1% (КНР – на 10,5%, Индии – на 9,7%, Бразилии – на 7,5%). Аналогичный показатель для РФ оценивался в 4,0% [22].
Однако при этом эксперты отмечали, что рост будет сопровождаться усилением диспропорций между государствами (различная финансовая и долговая нагрузка, слабость общехозяйственной конъюнктуры, несовпадения сроков государственных программ и т. д.).
Для России кризисный период был сложным: в 2009 г. внутреннее производство энергоресурсов, по данным ВР, снизилось на 5,7% вследствие сокращения на 12,3% добычи природного газа из-за резкого снижения спроса, а также угля (на 8,3%) при некотором увеличении производства нефти (на 1,2%) по сравнению с аналогичным и показателями 2008 г.
Уменьшилось также потребление энергоносителей (на 6,8%) и их экспорт (на 1,6%). Однако в 2010 г. динамика ТЭК России обрела позитивный тренд. По данным Министерства энергетики РФ, за 9 месяцев 2010 г. (по сравнению с тем же периодом 2009 г.) добыча нефти выросла на 2,4%, угля – на 9%, природного газа – на 16%. И хотя за первые 3 квартала 2010 г. объем экспорта нефти и угля остался прежним, цены на них существенно повысились, что позитивно отразилось на экспортной выручке РФ, не говоря о поставках газа, которые в физическом выражении увеличились на 20% [23].
Необходимо отметить, что в отрасли имеются прогрессивные технические сдвиги. В частности, применение нанотехнологического реагента «Ритина» позволило повысить ежегодное извлечение нефти на 850 тыс. т. С помощью новой буровой установки на месторождении им. Ю. Корчагина (Каспий) ведется бурение протяженных горизонтальных скважин (более 5 км), т. е. на уровне уникального предела, достигнутого в мировой практике на морских разработках [24].
Важная особенность нашего времени состоит в том, что ширятся площадки для обсуждения энергетических проблем экспортерами, импортерами, представителями бизнеса и государственных органов. В энергетическую дипломатию все теснее включаются руководители правительств и государств, что повышает устойчивость согласуемых решений. А пока что по ряду транспортных направлений периодически возникают сложности со странами-транзитерами по доставке углеводородов, и это обостряет проблему энергетической безопасности, побуждая заинтересованные страны к строительству дорогостоящих обходных (в основном морских) трубопроводов.
Тесное сотрудничество в сфере энергетики становится все более насущным. Современный мир обнажил возросшую уязвимость не только в финансово-экономической области; плотно заселенные и хорошо освоенные части земного шара оказались полигоном разрушительных природных катастроф, климатических аномалий и техногенных аварий с большим трансграничным ущербом для необычайно широких масс населения. Все это прямо или косвенно охватило сферу энергетики, к тому же являющуюся объектом нападений террористов (повреждения нефтепроводов в Нигерии и других странах, периодические пиратские захваты танкеров, атака на бензовозы в Пакистане и т. д.). Социальная напряженность также сказалась на рынке топлива: охватившие во второй половине октября 2010 г. Францию протестные забастовки (против увеличения пенсионного срока) и остановка 12-ти нефтеперерабатывающих предприятий вызвали серьезные перебои с горючим в стране.
Обострилось влияние и факторов рынка: при исчерпании многих традиционных «удобных» месторождений энергоресурсов приходится обращаться к более труднодоступным и дорогостоящим источникам, что ведет к повышению цен и, в свою очредь, к разработке альтернативных видов энергии (что активно поощряется правительствами ЕС и США).
В мировой энергетике наметилась тенденция относительного снижения роли твердого и жидкого минерального топлива и возрастания газообразных энергоносителей, а также децентрализованных альтернативных, природосберегающих источников, а в перспективе – к созданию гибридных энергосистем с элементами разнородной внутренней аккумуляции [26].
Таким образом, начавшийся переход развитых стран на новый технологический уклад наметил тенденции изменения структуры энергобаланса.
В долгосрочной перспективе развитие рынка ископаемого топлива в значительной мере будет определяться темпами научно-технического прогресса: с одной стороны – в сфере успехов в энергосбережении, а с другой – в деле обеспечения экологической безопасности производства углеводородов, в частности, по шельфовым проектам.
В ближайшие десятилетия потребление углеводородных энергоносителей будет прирастать в основном за счет развивающихся стран, в частности Китая и Индии, тогда как промышленно развитые страны будут потреблять не намного больше текущего уровня, при этом развивающиеся экономики смогут «перепрыгнуть» некоторые этапы развития энергетики за счет импорта современных технологий и сократить путь к высокоэффективному использованию энергоресурсов.