
Да, буровики стояли у истоков большой нефти Татарстана, и в каждую ее тонну из добытых на сегодняшний день более трех миллиардов вложены их труд, интеллект, энтузиазм. Более того, перефразируя известное выражение, можно сказать: поскреби нефтедобытчика – и обнаружишь буровика. В объединении «Татнефть», в состав которого в 1950 г. вошел также трест «Татбурнефть», нередко командирам бурения, лучше всех знающим особенности каждого месторождения, каждой площади, залежи, доверяли возглавить их разработку.

Вспоминая этих людей, имена которых золотыми буквами вписаны в историю «Татнефти», как не назвать Андрея Дмитриевича Обносова, первого начальника треста «Альметьевбурнефть», организовавшего наступление буровиков на центральные площади Ромашкинского месторождения, а в 1956 г. возглавившего нефтепромысловое управление «Альметьевнефть».

Первый начальник объединения «Татнефть» Алексей Тихонович Шмарев, лауреат Сталинской и Ленинской премий, начинал свою звездную карьеру с простого бурильщика и вырос до заместителя начальника треста «Башнефть» по бурению. Он разрабатывал с башкирскими буровиками месторождения на границе Бавлинского района, ставшие одним из истоков большой татарстанской нефти. В бытность его руководителем «Татнефти» буровики республики полностью перешли на турбинный метод бурения, за внедрение которого Алексей Тихонович страстно боролся, широко распространили форсированный режим бурения, индустриальный способ сооружения буровых, внутриконтурное заводнение.


Рука об руку с первыми начальниками объединения шли те, кто навсегда останется в истории и памяти буровиков. Это В.И. Игревский, Е.И. Швецов, А.А. Асан-Нури, Т.Ф. Рустамбеков, Э.Д. Миндеева, П.П. Балабанов, В.А. Тараканов, Р.А. Сумбатов, В.А. Мищевич, Н.К. Куликов, Н.П. Трифонов, А.В. Перов, И.В. Гундорцев, Т.И. Залитко, Е.Ф. Смурыгин, Ш.Ф. Тахаутдинов, Р.Х. Ибатуллин, Р.Х. Фаткуллин, Ф.Я. Байбурин, Т.Н. Бикчурин, М.Н. Студенский и многие другие.


В первые годы разработки татарстанских залежей нефти бурение ставилось во главу угла: без необходимого фонда скважин не могло быть и речи ни о каких объемах добычи. Поэтому профессия буровика была почетной, высокооплачиваемой. Буровики свои дивиденды отрабатывали сполна. Они выдавали рекорды скоростной проходки; научились перевозить буровые установки крупными блоками; сплавлять их в неразобранном виде на баржах по Каме; автоматизировать спуско-подъемные операции; бурить на воде вместо глинистого раствора; бороться с поглощением жидкости при строительстве скважин; работать долотами уменьшенного размера; строить сверхглубокие скважины, а в период разбуривания старых площадей освоили метод кустового бурения, исключающий многокилометровый перегон с места на место тяжелой техники… В восьмидесятые именно буровики «Татнефти» активно начали освоение сибирских нефтяных залежей, где ими было пробурено более шести с половиной миллионов метров горных пород. Специалисты Татарстана также принимали участие в строительстве нефтяных скважин в Индии, Ираке, Алжире, Вьетнаме, Турции и других странах.

С течением времени первые роли перешли к разработчикам, что тоже логично и справедливо. Да, буровики закладывают основу нефтедобычи, но по большому счету они не нефтяники, а строители. Образно говоря, они возводят здание банка, в котором будут работать банкиры, которые будут зарабатывать деньги.

Тем не менее, до сих пор в мире не существует иного способа добычи нефти, кроме как из скважины. Поэтому с буровиков этот процесс начинался, ими же – если это теоретически можно представить – и закончится, когда буровики законсервируют последнюю скважину на последнем месторождении. К тому времени человечество конечно же научится добывать энергию из космоса. Но дотоле труд буровиков, изменяясь количественно и качественно, все равно останется в «табели о рангах» нефтяных профессий столь же необходимым, сложным, наукоемким, интеллектуальным. Поэтому татарстанские буровики, за 60 лет построившие более 46 тысяч разведочных, добывающих и нагнетательных скважин, остаются полноправными членами многотысячного отряда ОАО «Татнефть». Четыре предприятия, объединенные под крылом ООО «Управляющая компания «Татбурнефть», сегодня являются основными подрядчиками акционерного общества, для которого они выполняют 80% объема работ. Это порядка 450 тыс. м, или примерно 350 скважин в год, да еще 150 тыс. м проходки делают специалисты для других нефтяных компаний. Программа на 20 лет предполагает, что такой объем бурения будет поддерживаться.


За каждым пробуренным метром стоит напряженный труд инженеров, технологов, организаторов производства. Сегодня в технологическом плане специалисты «Татбурнефти» ни в чем не уступают иностранным коллегам. Они умеют строить любые скважины глубиной до трех тысяч метров. Во-первых, это традиционные наклонно-направленные скважины. Это также горизонтальные и горизонтальные разветвленные скважины. Умение строить горизонтальные скважины – предмет гордости любой компании, свидетельство ее высокого профессионализма. Такая скважина пронизывает тонкий нефтяной пласт вдоль, позволяя максимально его разработать, поэтому дебит подобных скважин почти в три раза выше, чем обычных. Строятся они с помощью новейшего навигационного оборудования, своеобразного «глаза», установленного в забое, позволяющего буровикам точно знать, в какой точке подземного царства они находятся и как с точностью до полуметра попасть в нужную часть пласта. «Татбурнефть» ежегодно строит полсотни горизонтальных скважин и еще два десятка старых скважин реанимирует путем зарезки от них горизонтальных боковых стволов.

Компания – одна из немногих в России – освоила наиболее передовую на сегодняшний день технологию бурения на депрессии, при которой давление промывочной жидкости в скважине меньше, чем пластовое давление. Благодаря этому в процессе бурения из пласта обеспечивается постоянный приток нефти и пласт не загрязняется. Альтернативный этому дорогостоящему методу вариант – бурение на мультифазном растворе, при котором пласт также засоряется меньше, чем при применении обычных глинистых растворов. Дебит таких скважин в полтора-два раза выше, чем тех, что построены традиционным способом.


Этот беглый и далеко не полный обзор все же дает представление о том, сколь высок интеллектуальный уровень инженеров и виртуозно мастерство бурильщиков, вышкомонтажников, наладчиков, ремонтников – всех, кто гордо именует себя буровиками. А конкуренция, в условиях которой они сегодня работают, диктует новую задачу: техническое переоснащение. Сейчас во всем мире труд буровиков перестает быть физически тяжелым. На буровых появляются установки, в которых многотонное оборудование приводится в действие джойстиком, как в компьютерной игре. Новые установки нужны татарстанцам и для того, чтобы расширить географию своей деятельности. Они уже работают в Оренбургской области, Сибири, высока вероятность того, что в ближайшее время возьмут курс на Пермский край и Волгоградскую область. И в этой ситуации новейшая техника – залог их конкурентоспособности.

Но главным их партнером, несомненно, по-прежнему останется «Татнефть» – материнская компания, с которой они сроднились исторически и генетически, вместе с которой прожили шестьдесят трудных и плодотворных лет. Компания, и сегодня связывающая перспективы нефтедобычи с профессионализмом буровиков, их виртуозным умением постигать земные глубины.

В дни празднования 60-летия ОАО «Татнефть» поздравляю всех нефтяников с праздником!
Пройдут годы, но для новых поколений, пришедших работать в нашу компанию, ваши достижения навсегда останутся путеводными ориентирами.
Здоровья и счастья вам и вашим семьям.