
Цементирование скважин является сложной инженерной задачей, требующей пристального внимания на всех этапах строительства скважины. Выбор типа бурового раствора, дизайна и способов закачки цементных растворов во многом обусловлены особенностями геологического строения месторождения.

На Южно-Приобском месторождении строят скважины по S-образному профилю с зенитным углом до 55°. Конструкция скважины представляет собой: направление 120 – 300 м, кондуктор глубиной 820 – 1500 м и эксплуатационная колонна глубиной 2800 – 3800 м (рис. 3). Качественная изоляция пластов во многом зависит от правильного подбора мер, учитывающих технические и горно-геологические условия разреза скважины. Ниже приведены некоторые наиболее важные факторы:
- Наличие в разрезе неустойчивых пород березовской свиты в интервале 900 – 1050 м по вертикали, кошайской свиты в интервале 1900 – 2100 м, нередко осыпающихся и дающих осложнения как в процессе бурения, так и при спуске эксплуатационных колонн.
- Наличие слабых зон с низким давлением ГРП 11 МПа на глубине 1000 – 1600 м, создающее угрозу потери циркуляции во время бурения и цементирования эксплуатационных колонн.
- Повышенные требования к прочности цементного камня из-за стрессовых механических нагрузок, возникающих во время перфорации колонны и проведения гидроразрыва пласта.
- Смещение проектных забоев скважин до 2500 м.

Изменение диаметра эксплуатационных колонн с 178 мм на 168 мм увеличило зазор между колонной и стенками скважины и снизило гидравлические сопротивления в процессе цементирования. Это позволило значительно повысить производительность насосов во время продавки с 1,6 м3/ч до 2,1 м3/ч с целью оптимизации режима течения жидкостей в затрубном пространстве и наилучшего замещения бурового раствора (рис. 4). Постоянная работа по совершенствованию буферных и промывочных жидкостей позволила подобрать оптимальный состав, обеспечивающий удаление фильтрационной (глинистой) корки с поверхности стенок скважины и обсадных труб, за счет чего улучшается адгезия цементного камня со стенками скважины и обсадной трубой. В качестве разделительного буфера применяется техническая вода. Объем буфера со временем увеличили с 4,7 м3 до 10 м3 для обеспечения максимального разделения бурового раствора от цементного. Промывочный буфер представляет раствор соли фосфата натрия плотностью 1,03 г/см3 с добавлением ПАВ, концентрация которых тщательно подбирается с учетом скважинных условий. Утяжеленный буфер «Scavenger» с высокой абразивной способностью объемом 3,2 м3 и плотностью 1,3 г/см3 составляет третий барьер и несет функцию окончательного вытеснения и замещения бурового раствора. Таким образом, трехкомпонентная буферная система достигает в затрубе длины 700 – 800 м, что увеличивает время контакта буфера с колонной и стенками скважины и обеспечивает практически полное замещение бурового раствора (без вероятности выброса при таком значительном снижении гидродинамического давления на пласты). Также проведено несколько успешных работ с применением реактивного буфера Super Flush, который, проникая в мельчайшие трещины открытого ствола, остается в них, а при взаимодействии с цементным раствором происходит быстрое схватывание последнего; таким образом образуется защитная цементная корка, которая предотвращает преждевременную водоотдачу цементного раствора даже при повреждении фильтрационной корки.

Одним из значительных факторов, влияющих на качество цементирования, является оптимально подобранные состав и плотность цементных растворов. Для использования в гельцементном растворе был выбран цемент марки ПЦТ-1-50. Плотность 1,5 г/см3 позволила осуществлять процесс без потери циркуляции. Для изоляции зон нефтяных пластов был применен цемент класса «G» с плотностью 1,95 г/см3 для развития как ранней, так и финальной прочности на сжатие. Применение современных понизителей водоотдачи в гельцементном и цементном растворах с оптимально подобранным процентом расширяющей добавки в растворе значительно улучшили качество контакта цемента с колонной, о чем свидетельствуют данные геофизических исследований. Также была проведена опытно-промышленная работа с применением эластомеров WellLife в цементном растворе – система «резиноцемент». Данная система повысила пластические свойства цементного камня и его способность сопротивляться циклическим и стрессовым нагрузкам (перфорация, опрессовки, гидроразрыв, добыча). Под эту технологию подбираются многопластовые скважины-кандидаты, где ожидается проведение двух и более гидроразрывов пластов.

Применение технической воды плотностью 1,0 – 1,01 г/см3 в качестве продавочной жидкости вместо бурового раствора с плотностью 1,16 – 1,18 г/см3, увеличило перепад давления между трубным и затрубным пространством по окончанию цементирования, и это, в свою очередь, привело к росту «прижимающей» силы цемента к обсадной колонне, уменьшая риск образования микрозазоров, а значит, и к улучшению сцепления между цементом и колонной. Применение продавочных пробок типа «HWE» (High Wiping Efficiency) (рис. 5а) из высокопрочного пластика и резины с улучшенными свойствами обеспечило полную очистку внутреннего пространства обсадной колонны до обратного клапана. Применение разделительных резино-пластиковых пробок с мембраной (рис. 5б) позволило:
- разделять буровой раствор от промывочного буфера
- удалять буровой раствор со стенок колонны.

Особо следует отметить работу ООО «Газпромнефть-Хантос» по совершенствованию систем буровых растворов на Южно-Приобском месторождении. Применение высокоингибированных пресных систем буровых растворов с сильным капсулирующим эффектом, повышающим стабильность активных глин и устойчивость ствола скважины при бурении, в сочетании с применением метода «упреждающей кольматации» в интервалах высокопроницаемых пород создало благоприятные условия для успешного крепления скважин.

Научно-технический прогресс не стоит на месте, и сложно было бы говорить о качественном цементировании без применения нового модернизированного лабораторного оборудования и техники. В 2009 г. был внедрен и освоен новый автоматизированный цементировочный агрегат CPT Y4 с бортовым компьютером FLECS и улучшенной смесительной системой RCMIIIR (рис. 6). Наличие дозирующего клапана в системе RCMIIIR позволяет подавать воду под напором в смесительную емкость, тем самым увеличивая качество замешивания и добиваясь идеального соблюдения плотности закачиваемых растворов. Бортовой компьютер последнего поколения FLECS пришел на замену ранее используемого UNIPRO. Выполнение работы проходит с контролем основных параметров автоматически и в режиме реального времени: давления в нагнетательной линии, плотности, расхода закачиваемых жидкостей, объемов жидкости по циклам закачки и ее суммарного объема (рис. 4). Таким образом, за период 2005 – 2009 гг. компанией Halliburton Int. Inc. было выполнено более 650 работ по цементированию эксплуатационных колонн на Южно-Приобском месторождении. За параметр качества был выбран показатель сцепления цемента с колонной по результатам геофизических исследований после цементирования. Анализ качества крепления показал заметное увеличение контакта «сплошной+частичный» на всем интервале цементирования до 92% по сравнению с 63% в 2005 г. (рис. 1) и заметную тенденцию в увеличении доли сплошного сцепления в интервале продуктивных пластов до 91% в 2009 г.

Достигнутые показатели не являются окончательными, и в настоящее время продолжается совместная работа, направленная на совершенствование технологии крепления и повышение доли сплошного сцепления на всем интервале цементирования. Успешно ведутся работы по разработке новых гельцементных растворов с применением бентонита, микросфер, метасиликата натрия и пуццолановых добавок.

Повышение качества цементирования эксплуатационных колонн является комплексной задачей. Работа Halliburton Int. Inc. по предоставлению качественных услуг по цементированию для ООО «Газпромнефть-Хантос» и совершенствованию крепления скважин на Южно-Приобском месторождении является показательной для многих нефтяных и сервисных компаний, так как высокий профессионализм специалистов компаний обеспечивает успешное выполнение производственных программ.