|
||||
|
||||
УДК:
DOI:
Энергетика будущего.О проекте Энергетической стратегии России на период до 2030 года Energy of future. При подготовке проекта Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030) Министерство энергетики исходило из того, что столь важный документ должен быть не просто пролонгацией предыдущей стратегии – он формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, заявленный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (КДР). Minister named strategic reference-points of energy sector development within transition frames of Russian economy to innovation way of development. Подготовка проекта ЭС-2030 осуществлялась Межведомственной рабочей группой, насчитывающей около 100 специалистов, представляющих Российскую академию наук, федеральные и региональные органы исполнительной власти, крупнейшие энергетические компании и отраслевые институты. Основные положения ЭС-2030 подлежат использованию при разработке и корректировке стратегий и программ социально-экономического развития, энергетических стратегий и программ субъектов Российской Федерации, генеральных схем и программ развития отраслей ТЭК, комплексных программ по энергетическому освоению новых регионов, а также должны учитываться при подготовке и корректировке инвестиционных программ и крупных проектов компаний энергетического сектора. Таким образом, предусматривается, что реализация ЭС-2030, включая принятие решений о привлечении государственных средств, будет осуществляться в рамках утвержденных программных документов. Преемственность ЭС-2030 базируется и на том факте, что в течение прошедшего с момента принятия действующей Энергостратегии периода российский энергетический сектор развивался преимущественно в рамках основных прогнозных тенденций, заложенных в данном документе, несмотря на существенные отклонения базовых экономических индикаторов развития страны и внешнеэкономических условий от заложенных в ЭС-2020. При этом главное в стратегии, конечно, не сами цифры, а приоритеты и ориентиры, задающие долгосрочный курс развития энергетического сектора; ведь стратегия в конечном счете – это не прогноз, а система утверждений. За основу при разработке ЭС-2030 приняты следующие укрупненные прогнозные гипотезы социально-экономического развития: Гипотеза I – к концу первого этапа реализации ЭС-2030 и началу посткризисного периода (ориентировочно 2013 – 2015 гг.) начнет осуществляться выход на предусмотренные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития (КДР) темпы социально-экономического развития страны. Гипотеза II – за счет более ускоренного развития в посткризисный период к концу второго этапа реализации ЭС-2030 (ориентировочно 2020 – 2022 гг.) будет обеспечен выход на предусмотренные КДР уровни социально-экономического развития. Таким образом, в рамках ЭС-2030 задаются не конкретные траектории, а модель поэтапного перспективного развития энергетического сектора в базовом прогнозном поле с учетом объективно существующих рисков. То есть курс развития в базовом прогнозном поле задается не условными сценариями, а системой поэтапных целевых индикаторов, которых в ЭС-2030 насчитывается в общей сложности более 50. Основное целевое содержание выделенных в ЭС-2030 этапов характеризуется переходом от преодоления кризисных явлений к интенсивному посткризисному развитию – включая развитие инфраструктуры, рост энергоэффективности, инновационное обновление отраслей ТЭК; наконец (на последнем этапе) – постепенный переход к энергетике будущего. При этом неизменной остается система главных стратегических ориентиров, основных составляющих государственной энергетической политики и важнейших механизмов ее реализации. Энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны. В данной сфере намечаются: обеспечение гарантированной энергетической безопасности России и ее регионов; рост душевого потребления различных энергоресурсов на 40 – 85% к уровню 2005 г. (с учетом мер по повышению энергоэффективности); более чем полуторакратное снижение износа производственных фондов; ликвидация дефицита и поддержание устойчивого резерва электро- и теплогенерирующих мощностей. Стратегической целью государственной энергетической политики в сфере повышения энергетической эффективности экономики является максимально рациональное использование энергетических ресурсов на основе обеспечения заинтересованности производителей и потребителей энергии в энергосбережении, а также инвестировании в эту сферу. Намеченные ориентиры: снижение удельной энергоемкости ВВП не менее чем в 2, 3 раза, кратный рост объема энергосервисных услуг, ежегодное снижение удельных потерь и расходов на собственные нужды на предприятиях ТЭК, 10%-ное снижение удельных расходов топлива на производство тепла котельными. Доведение ежегодного объема экономии энергоресурсов по сравнению с современным уровнем до не менее чем 300 млн тонн условного топлива в год (с использованием не менее 75% существующего потенциала организационного и технологического энергосбережения). Главной целью в сфере экономической (бюджетной) эффективности энергетики является гармонизация соотношения вклада ТЭК в налоговые поступления в бюджетную систему страны и в общий объем инвестиций в основной капитал, обеспечивающая финансово-экономическую устойчивость предприятий ТЭК при выполнении ими своих бюджетных обязательств. Базовыми задачами в сфере обеспечения экологической безопасности энергетики являются двукратное снижение удельной нагрузки ТЭК на окружающую среду (удельных показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса загрязненных сточных вод в водоемы, образования отходов) и ограничение выбросов парниковых газов к 2030 г. на уровне 100 – 105% от 1990 г. При подготовке новой Энергостратегии были разработаны проекты «дорожных карт» развития по всем основным направлениям, предложены индикаторы их поэтапной реализации – в частности, для политик недропользования и управления государственным фондом недр; развития внутренних топливно-энергетических рынков; а также формирования рационального топливно-энергетического баланса; региональной, социальной, научно-технической и инновационной политики в энергетическом секторе. Глобальный характер энергетических проблем, их усиливающаяся политизация, а также объективная значимость российского ТЭК в мировой энергетике предопределяют важную роль внешней энергетической политики страны. Стратегической целью внешней энергетической политики является максимально эффективное использование энергетического потенциала России для полноценной интеграции в мировой энергетический рынок, укрепления позиций на нем и получения наибольшей выгоды для национальной экономики. Представленные меры и механизмы государственной внешней энергетической политики направлены на решение следующих задач: – отражения национальных интересов России в формируемой системе функционирования мировых энергетических рынков, обеспечивающей их предсказуемость и стабильное развитие; – диверсификации экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта; – обеспечения стабильных условий на энергетических рынках, включая гарантированность спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта энергоресурсов; – укрепления позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом; – обеспечения эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в т. ч. по шельфовым проектам в арктических условиях). В рамках Энергостратегии, так же как и в отношении других политик, был разработан проект «дорожной карты» развития внешней энергетической политики с соответствующими индикаторами. Диапазон прогнозных оценок роста к 2030 г. производства и внутреннего потребления ТЭР по сравнению с существующим уровнем составляет: для производства ТЭР – 26 – 36%; для внутреннего потребления ТЭР – примерно в полтора раза больше (39 – 58%). Соотношение объемов экспорта и внутреннего потребления ТЭР уменьшится при этом с 0,88 до 0,62 – 0,72. Существенно изменится структура производства и потребления первичных энергоресурсов: в производстве вырастет доля газа и уменьшится доля жидких энергоресурсов (нефть и конденсат); в потреблении – напротив, уменьшится доля газа и возрастет доля нефти. В обоих случаях (и в производстве, и в потреблении) увеличится доля угля и, особенно, нетопливных энергоресурсов. Развитие нетопливной энергетики – атомной, возобновляемой, включая гидроэнергетику, – является одной из важных стратегических инициатив ЭС-2030. Это обусловлено необходимостью ограничения нагрузки на экологию со стороны предприятий ТЭК, а также перспективной стабилизацией уровней добычи углеводородов в условиях продолжающегося роста спроса на энергоресурсы. ЭС-2030 предусматривает развитие атомной энергетики и гидроэнергетики сообразно с региональными особенностями спроса на электроэнергию, а также особенностями регулирования графика нагрузок и размещения разных видов генерирующих мощностей. Будут развиваться новые возобновляемые источники энергии (геотермальной, солнечной, ветровой, приливной, биоэнергии и др.) – к концу периода годовой объем производства электроэнергии на их базе составит не менее 80 – 100 млрд кВтч, т. е. вырастет более чем на порядок. В целом, предусматривается увеличить к концу третьего этапа долю нетопливных источников в производстве электроэнергии с примерно 32% (2008 г.) до не менее чем 38%. При этом конкретные траектории и относительные темпы развития каждой из указанных нетопливных составляющих на различных этапах реализации ЭС-2030 подлежат уточнению в рамках соответствующих программных документов – в первую очередь в рамках Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики. Осуществляя поддержку данного важного для страны направления развития энергетики, мы не должны забывать о повышении надежности и устойчивости функционирования энергетических объектов. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС – дополнительное и серьезное напоминание об этом. Прогнозируемая динамика экспорта энергоресурсов будет постепенно замедлять свой рост и, как ожидается, стабилизируется к концу рассматриваемого периода. Эта тенденция согласуется с долгосрочной экономической политикой государства, ориентированной на диверсификацию структуры экономики и снижение зависимости страны от экспорта. Уже на первом этапе реализации ЭС-2030 российский нефтяной комплекс должен будет обеспечить необходимые объемы добычи и экспорта нефти в соответствии с динамикой внутреннего и внешнего спроса в условиях выхода страны из экономического кризиса, а также необходимый прирост пропускной способности магистральных трубопроводов и экспортных терминалов. На завершающем этапе реализации ЭС-2030 добыча нефти достигнет своего технологического и экономического максимума; экспорт нефти и нефтепродуктов будет устойчиво снижаться; значительно интенсифицируется развитие высокотехнологичных нефтехимических производств и энергетического сервиса. Российский нефтяной комплекс будет активно использовать свои мощности для обеспечения транзита нефти, производства и экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости. Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г. добыча нефти сможет составить 530 – 535 млн тонн (рост на 8,7% – 9,7% к уровню 2008 г.); ее переработка – 275 – 311 млн тонн (рост на 16% – 31%); экспорт нефти и нефтепродуктов – 306 – 329 млн тонн (снижение на 0% – 6,4%). В настоящее время активно осуществляется реализация установок действующей Энергостратегии по вопросам развития газовой промышленности – в части ввода в эксплуатацию новых месторождений, строительства новых газопроводных систем, газификации российских регионов. Уже на первом этапе реализации ЭС-2030 необходимо будет не только обеспечить внутренние и экспортные потребности российской экономики в природном газе (главным образом, за счет эксплуатации действующих и ввода новых месторождений Надым-Пур-Тазовского района Тюменской области), но и выполнить активную работу по подготовке и вовлечению в эксплуатацию новых газовых месторождений Ямала, Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа арктических морей, осуществить управляемую либерализацию рынка и развить биржевую торговлю природным газом. На завершающем этапе реализации Энергостратегии развитие российской газовой промышленности будет направлено на расширение сферы использования газа в экономике не только как энергоносителя, но и как ценного химического продукта. Широкое развитие должны получить высокотехнологичная газохимия и производство синтетического жидкого топлива на основе газа. Внутри страны будет завершена газификация ее регионов, продолжатся работы по расширению восточной газотранспортной системы с возможным, в случае экономической эффективности, подключением к Единой системе газоснабжения (ЕСГ). Более четверти объема добычи газа в стране будут давать независимые производители газа. Начнется освоение месторождений восточных арктических морей. Будут созданы технологические предпосылки для добычи и промышленного использования газогидратов. Российская трубопроводная инфраструктура станет составной частью энергомоста между Европой и Азией. Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г. добыча газа сможет составить 885 – 940 млрд м3 (рост на 33% – 42%); его экспорт (с учетом транзита) – 349 – 368 млрд м3 (рост на 45% – 53%). В ходе реализации действующей Энергостратегии в угольной промышленности возобновился после длительного перерыва ввод новых добычных мощностей (80 млн тонн за пятилетие); в полтора раза возрос объем переработки углей на обогатительных фабриках; в 1,6 раза увеличился объем экспорта угля, достигнув почти 100 млн тонн. Вместе с тем перечень подлежащих решению проблем здесь по-прежнему широк. Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г. добыча угля сможет составить 425 – 470 млн тонн (рост на 30% – 44%); охват обогащением каменных энергетических углей – 65 – 70% (рост в 1,8 раза); экспорт угля, как ожидается, сохранится примерно на существующем уровне. В электроэнергетике завершается процесс реформирования отрасли, предусмотренного действующей Энергостратегией. ЭС-2030 предусматривает, что Единая энергосистема России будет развиваться как путем присоединения к ней ныне изолированных энергосистем и энергообъединений, так и путем развития межсистемных и внутрисистемных электрических сетей всех классов напряжений, в том числе для экспорта электроэнергии. Будут созданы межсистемные линии электропередач для транспорта электрической энергии и мощности из энергоизбыточных в энергодефицитные регионы в объемах, не превышающих требований надежности работы ЕЭС России. Будет оптимизирована конфигурация системообразующих и распределительных электрических сетей с целью обеспечения эффективного функционирования ЕЭС России и систем распределенной генерации с высокими показателями надежности их работы. Будут обеспечены условия для привлечения частного капитала в распределительный электросетевой комплекс и осуществлен переход от административных к экономическим методам стимулирования эффективности сетевых компаний. Главной задачей развития гидроэнергетики на весь период действия ЭС-2030 станет дальнейшее освоение богатых гидроресурсов России в увязке со спросом на электроэнергию и режимами ее потребления. В сфере атомной энергетики предусматриваются увеличение объемов выработки электроэнергии на АЭС; формирование и развитие инжиниринга основного энергетического оборудования; развитие ядерного топливного цикла, сырьевой и производственной базы атомной энергетики; создание инфраструктуры управления жизненным циклом АЭС. На третьем этапе получит развитие использование малой атомной энергетики (включая плавучие атомные электростанции) для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также модульных высокотемпературных газоохлаждаемых реакторов для производства электроэнергии, коммунального тепла для жилищно-коммунального сектора и высокотемпературного тепла для технологических целей, в том числе для производства водорода. Будет завершено формирование оптового и розничного рынка электрической энергии (мощности), обеспечены соответствующие нормативно-правовые и институциональные условия деятельности сбытовых и энергосервисных компаний. Будет проводиться предсказуемая государственная долгосрочная тарифная политика в электроэнергетике, которая должна обеспечить ограниченный рост среднеотпускной цены электроэнергии для конечных потребителей в течение всего периода реализации стратегии. Индикаторы стратегического развития электроэнергетики предусматривают, в том числе, поэтапное повышение вероятности бездефицитной работы энергосистем России (с 0,996 до 0,9997); изменение структуры топливообеспечения (снижение доли газа с 70 до 60 – 62%, рост доли угля с 26 до 34 – 36%); снижение потерь в электрических сетях (с 12 до 8%), значительный рост КПД электростанций. Теплоснабжение является той сферой, работу которой в рамках реализации ЭС-2020 следует признать неудовлетворительной. В связи с этим уже на первом этапе выполнения ЭС-2030 должны быть обеспечены: – во-первых, повышение требований к действующим и разработка новых стандартов предоставления услуг теплоснабжения; – во-вторых, разработка и начало реализации комплекса программных мер по коренной модернизации теплоснабжения. На завершающем этапе реализации ЭС-2030 должны быть обеспечены высокий уровень теплового комфорта населения, соответствующий уровню развития стран с аналогичными природно-климатическими условиями (Канада, страны Скандинавии), а также расширенное вовлечение в производство тепла новых нетопливных источников энергии и использование высокоэффективных автоматизированных технологических схем организации подачи тепла потребителям. Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г. производство тепла сможет вырасти на 10 – 11%, а его потребление (с учетом снижения потерь) – на 21 – 22%. Развитие отраслей ТЭК, возобновляемых источников энергии, централизованного теплоснабжения, локальной энергетики и энергосбережения потребует крупных инвестиций – согласно прогнозной оценке, в объеме не менее 60 трлн руб. в ценах 2007 г. (из них непосредственно в отрасли ТЭК – не менее 45 трлн. руб.). При этом более половины общего объема инвестиций приходится на третий этап реализации Энергостратегии. Преобладающими источниками инвестиций по-прежнему будут собственные средства, прибыли акционерных компаний, как отечественных (в основном), так и зарубежных, с привлечением кредитных ресурсов и средств от дополнительной эмиссии акций (в настоящее время доля внебюджетных источников инвестиций в ТЭК составляет около 98%). При модернизации существующих и строительстве новых АЭС и ГЭС, а также в случаях, когда в силу региональных особенностей энергокомпании не являются самодостаточными и инвестиционно привлекательными, будут в соответствии с утвержденными программными документами привлекаться государственные средства. Энергостратегия задает главный курс развития российского энергетического сектора до 2030 г. Дополнительная балансировка этого курса по составу и срокам реализации важнейших мероприятий, финансовым ресурсам и ограничениям должна осуществляться в рамках разрабатываемых на основе ЭС-2030 программных документов, а также в рамках систематического опережающего мониторинга ЭС-2030, необходимого для сопоставления фактических результатов осуществления государственной энергетической политики с индикаторами «дорожной карты» и прогнозными показателями развития и функционирования ТЭК. Ежегодный доклад Правительству Российской Федерации о мониторинге Энергостратегии будет также включать предложения о первоочередных нормативных правовых актах, необходимых для ее реализации. В совокупности, предложенные меры позволят осуществлять адаптивную корректировку текущих ориентиров государственной энергетической политики – при сохранении ее главной целевой направленности: максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Все это должно явиться одним из важнейших механизмов снижения рисков реализации предложенного проекта ЭС-2030. Комментарии посетителей сайтаФункция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей
|
Авторизация Ключевые слова: Энергетическая стратегия России, государственная энергетическая политика, прогнозные гипотезы, энергетическая безопасность, энергетическая эффективность экономики, «дорожные карты» Keywords: Energy strategy of Russia, State energy policy, prediction hypothesis, energy safety, energy effectiveness of economy, «road maps»
Просмотров статьи: 4974 |