Развитие российского нефтегазового сервиса – одна из основ сохранения энергетической безопасности России

Development of Russian oil-and-gas service is one of bases of power safety of Russia

Y. IKONNIKOV, B. KRAVCHUK, LUKOIL OAO

В процессе разведки, разработки и добычи углеводородов значительную, если не сказать, – главную, роль играет нефтегазовый сервис.

Authors consider the role of oil-and-gas services in the oil production industry, and also the problems which should be decided.

В последнее время на страницах печати, на международных конференциях, симпозиумах и в комиссиях, на отраслевых, ведомственных и правительственных заседаниях и совещаниях все чаще стали обсуждаться вопросы, связанные с проблемами и развитием отечественного нефтегазового сервиса. Подтверждением вышесказанному является заседание Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ, брифинг в Торгово-промышленной палате, а также рекомендации некоммерческой организации «Союз поддержки и развития сервисных компаний нефтегазового комплекса» Торгово-промышленной палате РФ и Правительству РФ, приступившим к разработке государственной политики в данной отрасли.

Проблема нефтегазовых сервисов не была столь актуальна в прежние времена, когда все нефтегазодобывающие предприятия (будучи государственными) имели в своей структуре собственные сервисные организации, осуществлявшие весь спектр услуг, необходимый для выполнения производственных программ по добыче нефти и газа.

С разделом государственной монополии в энергетическом комплексе образовалось большое количество акционерных обществ с различными формами собственности и присутствием в них государственного, частного и смешанного капитала, включая иностранный, что повлияло на необходимость интеграции в международное энергетическое сообщество. Одним из критериев при размещении акций нефтегазодобывающих компаний на международном рынке являются их инвестиционная привлекательность и ликвидность. Основное влияние на рейтинг данных показателей оказывает себестоимость добычи одной тонны углеводородного сырья, которая непосредственно связана с затратами при их добыче.

Учитывая накопленный мировой опыт капитализации нефтегазодобывающих компаний, влияющий на снижение затрат, связанных с добычей, отечественные предприятия энергетического комплекса принялись за вывод из своего состава непрофильных активов. Таким образом, появилось и продолжает появляться множество сервисных организаций, не принадлежащих добывающим компаниям, которые на независимой конкурсной основе участвуют в тендерах по оказанию услуг в области нефтегазодобычи.

К сожалению, скоропалительность принимаемых решений по переходу на внешний сервис в некоторых случаях имеет отрицательный результат, обусловленный неучтенными обстоятельствами и рисками, которые не позволяют достичь положительного эффекта от вывода из состава добывающих компаний вспомогательных и непрофильных производств и активов. К ним относятся:

• проведение реструктуризации без экономического анализа при отсутствии плановых экономических параметров и расчетов эффективности, которые необходимо достичь в результате реорганизации;

• неотработанность системы финансирования и отсутствие единой методологии формирования затрат по видам сервисов;

• отсутствие оптимальной тарифной политики, основанной на сопоставимости затрат однородных сервисных услуг;

• отсутствие единой стратегии с четко зафиксированными целями, этапностью, основными способами и критериями вывода из добывающих компаний непрофильных активов и производств;

• отсутствие стратегии и политики по развитию взаимодействия между сервисными предприятиями и добывающими обществами;

• проведение реструктуризации без предварительного анализа рынка нефтепромысловых услуг в регионах.

Отсутствие системного анализа и мониторинга развития нефтепромыслового рынка в России.

Следствием этого являются:

• удорожание сервисных работ в результате вывода на 30% и более, без видимых перспектив последующего снижения цены на услуги;

• рост себестоимости добычи нефти и газа;

• потеря оперативности и качества выполнения сервисных работ;

• частичная потеря управляемости;

• общий отрицательный экономический эффект от реструктуризации.

Однако эффективность вывода непрофильных активов – это отдельная тема для обсуждения, но очевидно, что к решению данной задачи необходимо подходить очень взвешенно и продуманно.

В чем же причина появившегося повышенного интереса, в том числе со стороны государства, к нефтегазовым сервисам?

Во-первых, объем сервисных услуг в отрасли ежегодно составляет сотни миллиардов рублей, что влияет не только на общее состояние экономики в энергетическом комплексе, но и на экономику промышленности в целом, что не может не привлекать внимание и заинтересованность различного рода структур в управлении финансовыми потоками нефтегазовых сервисов. По оценкам экспертов, объем сервисных услуг в нефтегазодобыче за 2007 г. составил порядка 300 млрд руб. Анализ динамики показывает, что их объем с каждым годом увеличивается и в 2011 г. может превысить 500 млрд руб.

Во-вторых, желание иностранных компаний быть не только участниками, но и владельцами российского нефтегазового сервисного рынка заставляет государственные органы власти принимать оперативные решения по ограничению присутствия иностранного капитала. Но это абсолютно не означает, что мы должны закрыться от иностранных инвестиций, направленных на развитие, разработку и внедрение инновационных технологий и оборудования. Речь идет о недопущении перехода контроля над российскими нефтегазовыми сервисами к иностранным компаниям, которые, по оценкам Совета безопасности, составляют порядка 30% отечественного рынка услуг.

В-третьих, сервис в нефтегазодобывающей отрасли является одним из стратегических направлений отечественной экономики, имеющих непосредственное отношение как к экономической, так и к технологической безопасности России.

Нефтегазовый сервис компании «ЛУКОЙЛ» состоит из услуг, оказываемых собственными силами, и услуг сторонних сервисных предприятий, которые в большей или меньшей степени участвуют практически во всех сегментах деятельности компании по добыче нефти и газа. Рынок внешнего сервиса в целом по ОАО «ЛУКОЙЛ» составляет порядка 70% физических объемов работ на сумму более 100 млрд руб. в год. Основные виды и объемы услуг представляют:

• бурение нефтяных и газовых скважин – 100%;

• геофизические работы – 100%;

• повышение нефтеотдачи пластов – более 95%;

• транспортные услуги – порядка 75%;

• капитальный ремонт скважин – более 60%;

• обслуживание нефтепромыслового оборудования – более 40%;

• текущий ремонт скважин – около 20%.

В 2006 г. разработаны и утверждены: «Основные принципы стратегии интенсивного роста группы «ЛУКОЙЛ» на 2007 – 2016 годы». Для обеспечения устойчивого развития компании в программе сформулированы задачи во всех сегментах ее деятельности. Кроме этого в соответствии с принятой «Программой реструктуризации системы управления и бизнеса» продолжается процесс реорганизации и вывода вспомогательных и непрофильных активов из состава дочерних обществ компании и перехода на внешнее сервисное обслуживание.

В ООО «ЛУКОЙЛ–Пермь» – практически 100% услуг в области нефтедобычи оказывается сторонними сервисными предприятиями; в ООО «ЛУКОЙЛ–Нижневолжскнефть» – более 70% и т. д. Ведется подготовка вывода на внешний сервис мощностей по ремонту скважин, транспорту, нефтепромысловому и энергетическому оборудованию и в других обществах компании.

По мере перехода на сервисное обслуживание нефтедобывающие предприятия все в большей и большей степени будут нуждаться в услугах, которые не смогут оказывать самостоятельно. В условиях рыночных взаимоотношений необходимые услуги они смогут получить на рынке, который в настоящее время отстает по спектру и качеству услуг, технической и технологической оснащенности, мобильности, конкурентоспособности и другим параметрам. При этом рынок не будет являться арбитром при выборе подрядчика. Необходим инструмент и критерии по определению наиболее эффективных нефтесервисных предприятий, одним из которых является конкурсная основа выбора подрядчиков.

Прекращение государственного финансирования серьезных научных разработок с крупномасштабными промышленными испытаниями стало причиной отставания отечественной нефтегазовой отрасли в области ПНП. Коэффициент нефтеизвлечения в среднем по месторождениям, разрабатываемым в России, за последние два десятилетия стал ниже по сравнению со странами-лидерами в нефтедобыче. Нефтегазовая отрасль имеет серьезное отставание в технологиях по разработке нефтяных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, находящимися в выработанных и низкопроницаемых пластах на шельфе и в Заполярье, относящимися к тяжелым и высоковязким нефтям. Недостаток конкурентоспособного отечественного оборудования для строительства скважин с горизонтальным окончанием, боковыми стволами, комплексов для работ на шельфе, для проведения ГРП, ремонта глубоких скважин и других сложных инженерных технологических операций ставит российский нефтегазовый сектор в неравное положение с зарубежными компаниями, финансирующими научные и конструкторские разработки.

Сокращение работ в сфере геологоразведки и услуг в нефтегазовом сервисе нанесет ущерб как экономике, так и национальной безопасности России, это повлечет за собой:

• уменьшение прироста запасов углеводородов;

• невыполнение лицензионных соглашений по разработке месторождений;

• снижение объемов добычи, переработки и реализации нефти;

• снижение объемов реализации нефтепродуктов;

• увеличение простаивающего фонда скважин;

• невыполнение договорных обязательств по поставкам нефти и нефтепродуктов, в том числе по государственным программам, включая оборонный заказ;

• снижение отчислений в бюджет налоговых и других платежей;

• сокращение рабочих мест и увеличение социальной напряженности;

• неэффективное использование производственных мощностей;

• увеличение риска экологических последствий, связанных с несвоевременностью ремонта и обслуживания объектов нефтедобычи и др.

Одним из путей решения вышеуказанных проблем является целенаправленное развитие нефтегазового сервиса на основе здоровой и цивилизованной конкурентной среды, способствующей достижению наибольшей эффективности оказываемых услуг. Из истории формирования рыночных отношений в России видно, что динамика развития частного бизнеса и его консолидация значительно выше, чем в компаниях, создаваемых на основе распоряжений государственных органов власти.

Учитывая, что сервисный бизнес в области нефтедобычи востребован и не является убыточным, желание существующих частных сервисных компаний объединиться, потеряв свою самостоятельность в рамках новой структуры, представляется маловероятным. Чем больше частных сервисных компаний, тем больше конкуренция, что положительно влияет на качество услуг, культуру производства, техническую и технологическую оснащенность, профессионализм персонала. Все это, в конечном счете, способствует снижению стоимости услуг. Такое развитие сервисного рынка, безусловно, будет выгодно как заказчикам, так и государству.

Целесообразной видится реализация находящихся в федеральной собственности пакетов акций и долей активов государственных геофизических, геологических, машиностроительных, буровых, сервисных предприятий и нефтегазовых научно-исследовательских институтов на основе открытых торгов. Их открытость обеспечит равные условия для участников, создаст благоприятный инвестиционный климат, положительно скажется на международном имидже России в части демократического развития рыночных отношений.

В интересах развития отечественного нефтегазового сервиса приоритетность в приобретении реализуемых сервисных предприятий должна принадлежать российским компаниям, что не лишает возможности участия иностранных инвесторов и не противоречит общепринятому пониманию развития рыночных отношений в мире. Существует большое количество инвестиционно-привлекательных вариантов по участию как отечественного, так и иностранного капитала в развитии российского рынка услуг, соответствующих законодательству РФ и способствующих динамичному и качественному подъему уровня отечественного сервиса в нефтегазодобывающем секторе промышленности.

Очень важна роль федеральных органов законодательной и исполнительной власти России в принятии нормативных актов, обеспечивающих развитие конкурентоспособного российского рынка сервисных услуг и создании благоприятных инвестиционных условий. Для положительного изменения ситуации необходимо пересмотреть существующую нормативно-правовую базу, внеся в лицензионную, налоговую, инвестиционную, антимонопольную и научно-техническую деятельность стимулирующие механизмы с целью:

• расширения ГРР на суше и на шельфе для воспроизводства минерально-сырьевой базы;

• вовлечения в разработку низкорентабельных и трудноизвлекаемых запасов углеводородов;

• удовлетворения спроса на сложную, науко- и материалоемкую продукцию, включающую новейшие технологии, материалы, реагенты и оборудование, используемые при разработке месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, залегаемыми на суше и шельфе;

• привлечения научно-исследовательских и проектных институтов для решения проблем, связанных с нефтегазодобычей.

Кроме того, было бы целесообразным освободить сервисные предприятия от налога на прибыль в части понесенных затрат на приобретение высокотехнологичного оборудования и технологий, а также затрат на проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по направлению их деятельности.

Учитывая движение нефтяных компаний в сторону замещения собственных сервисных предприятий внешним сервисом и, соответственно, их возрастающую роль в добыче нефти, возможность управления и влияния на нефтесервисы имеет огромное значение. При этом заказчики и подрядчики должны быть прежде всего партнерами по достижению общей цели. По этой причине конкурсная и открытая основа выбора подрядчиков, единая база данных, как подрядчиков, так и заказчиков, обмен знаниями, причем как положительным опытом, так и отрицательным, а также применение различных возможных систем стимулирования за результаты деятельности будут способствовать развитию цивилизованного рынка услуг в нефтегазодобывающей отрасли России.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей


    Авторизация


    регистрация

    Иконников Ю.А.

    Иконников Ю.А.

    начальник отдела добычи нефти

    ОАО «ЛУКОЙЛ»

    Кравчук Б.Я.

    Кравчук Б.Я.

    старший менеджер отдела ремонта скважин

    ОАО «ЛУКОЙЛ»

    Просмотров статьи: 5662

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru