
В этих условиях ОАО «Сургутнефтегаз» в 1995 г. организовал собственное предприятие по бурению поисково-разведочных скважин. Управление поисковых работ в настоящее время может обеспечивать ежегодное строительство 100 и более скважин глубокого бурения.

Компания ведет поисково-разведочные работы в 10 регионах Российской Федерации: Ненецком, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, на юге Тюменской области, в Омской, Томской, Новосибирской, Иркутской областях, Республике Саха (Якутия) и Красноярском крае.

Собственными силами за последние два десятилетия осуществлен прирост запасов нефти категории С1 – 628 млн тонн, открыто 35 месторождений, на которых уже сегодня добыто более 30 млн тонн нефти. Восемь месторождений нефти и газа открыто только за последние 4 года, в том числе 2 – в Ханты-Мансийском автономном округе, 3 месторождения – в Республике Саха (Якутия) и 3 месторождения – в Ненецком округе.

В дальнейшем в целях успешного воспроизводства минерально-сырьевой базы компания будет обеспечивать объемы поисково-разведочных работ на уровне 300 – 400 тыс. м в год и направлять на проведение ГРР значительные средства – не менее 12 – 15 млрд руб. ежегодно.

Окончил Тюменский индустриальный институт в 1973 г., Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР в 1990 г. Работал на нефтяных месторождениях Нижневартовска, Нефтеюганска, Сургута.1980–1983 — заместитель генерального директора, с 1984 г. – генеральный директор производственного объединения (с 1993 г. — акционерного общества) «Сургутнефтегаз». В 1983 — 1984 гг. был заместителем начальника по бурению в Главтюменнефтегазе МНП СССР.

Заслуженный работник нефтегазовой промышленности России; награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997), «За заслуги перед Отечеством» III степени» (2001), «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006), памятной медалью Энциклопедии «Лучшие люди России» (2005); за заслуги в развитии нефтегазодобывающего комплекса объявлена благодарность Президента РФ (Указ от 2 сентября 2007 г.).

На долю «Сургутнефтегаза» приходится каждая восьмая тонна нефти, добываемой в стране, и каждый третий кубометр газа, производимый российскими нефтяными компаниями. Сфера деятельности компании охватывает разведку, обустройство и разработку нефтяных и нефтегазовых месторождений, добычу и реализацию нефти и газа, производство и сбыт нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. «Сургутнефтегаз» — мощнейший гигант, работающий в округе и за пределами Ханты-Мансийского региона.
Барьеры и их преодоление
Однако развитие ГРР, укрепление сырьевой базы и освоение новых и старых месторождений не может успешно решаться без снятия существующих проблем в недропользовании. Одна из основных – несовершенство действующих законодательных актов, регулирующих отношения недропользователя и государственных органов. Наличие большого количества административных барьеров, в том числе связанных с несогласованностью и противоречиями в действующих нормативных актах, а зачастую и с неурегулированностью некоторых вопросов вообще тормозят темпы и качество развития геологоразведочной отрасли.
Существующее законодательство (Закон «О недрах», Лесной кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ) не в полной мере учитывают особенности развития нефтегазового комплекса. В результате существенно снижаются объемы ГРР, сдерживаются обустройство и ввод новых месторождений, что в конечном счете отрицательно сказывается на показателях добычи нефти и газа и как следствие – налоговых поступлениях в бюджеты федерального и регионального уровней.


Открытое акционерное общество «Сургутнефтегаз» постоянно обращает внимание Правительства Российской Федерации, Государственной думы, федеральных органов исполнительной власти на несовершенство правового регулирования деятельности нефтегазовых компаний в Российской Федерации в области лесных и земельных отношений, градостроительной деятельности, и в том числе в части снятия излишних административных барьеров при проведении геологоразведочных работ и освоении месторождений.

Следует отметить, что государством уже предпринят ряд действий, направленных на решение проблемных вопросов в области лесных отношений. Так, принятый Федеральный закон от 22.07.2008 №143 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в Закон о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» снял ряд проблемных вопросов, обеспечивая возможности:
- проведения работ по геологическому изучению недр в резервных лесах лесного фонда без перевода их в эксплуатационные леса;
- проведения аварийно-спасательных работ на землях лесного фонда;
- приобретения в собственность древесины, вырубаемой на земельных участках, предоставленных в аренду.

- Невозможно выполнить лицензионные обязательства по месторождениям, границы которых попали в границы зеленых зон городов. При этом остановлено не только бурение новых скважин, но и капитальный ремонт действующих линейных объектов. У нас в границы зеленой зоны г. Сургута попадают два разрабатываемых месторождения – Восточно-Сургутское и Западно-Сургутское.
- Не снята проблема проведения ГРР на территориях парков различного статуса. На этих территориях в настоящее время сдерживается или полностью исключается возможность геологического изучения и разведки лицензионных участков. Так, ОАО «Сургутнефтегаз» в течение 9 лет не может завершить разведку Ватлорского и Северо-Ватлорского месторождений, так как более 62% их территории попадает в границы природного парка регионального значения «Нумто».
- Не решены вопросы согласования с арендаторами лесных участков, предоставленных ранее для целей лесозаготовки и совпадающих с границами лицензионных участков, размещения объектов геологоразведки и обустройства месторождений. Плата, которую требуют при согласовании арендаторы, превышает все разумные нормы.
- Не учитывается кратковременный, сезонный характер геологоразведочных работ. Срок оформления правоустанавливающих документов на пользование лесными участками растягивается до полутора лет, что приводит к срыву сроков выполнения объемов ГРР, предусмотренных лицензионными соглашениями.
- Ежегодно в компании разрабатывается около 300 проектов, которые проходят государственную экспертизу. В настоящее время процесс проектирования и прохождения государственной экспертизы проектной документации для производства работ занимает в среднем 1,7 года. Срок проведения экспертизы, установленный Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 №145, не должен превышать трех месяцев от факта оплаты работ. Реально же, как показывает опыт, экспертиза каждого проекта занимает более 4-х месяцев, и у недропользователя возникает дефицит времени для выполнения лицензионных обязательств. Учитывая сезонность работ, необходимо сокращение срока проведения государственной экспертизы технических проектов в 2 раза – до 45 дней.
- После вступления в силу Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ в действующем Водном законодательстве и законодательстве о недрах понятие «лимиты водопользования» отсутствуют. Однако в соответствии со статьей 333-12 Налогового кодекса Российской Федерации часть 2 от 05.08.2000 №117-ФЗ размер налоговой ставки водного налога определяется с учетом квартальных (годовых) лимитов водопотребления, получить которые не представляется возможным.

Установление особого упрощенного порядка оформления разрешительных документов на ОПИ и воду после получения лицензии для поиска, разведки и добычи нефти способно принести значительный эффект – сокращение стадии поиска и разведки составит от года до двух лет, столько же на стадии обустройства, – тем самым сократятся сроки ввода месторождений в разработку.
Ресурсы налогового стимулирования
В целях стимулирования геологоразведочных работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы, на наш взгляд, в законодательстве о недрах необходимо предусмотреть:- отмену регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых;
- отмену разовых платежей при получении права пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья на месторождениях, открытых недропользователем за счет собственных средств в рамках лицензии на геологическое изучение, и минимизацию компенсационных выплат за ранее выполненные геологоразведочные работы;
- возможность изменения границ лицензионного участка по площади и глубине при разведке и доразведке участков недр в случаях, если данное месторождение распространяется в нераспределенный фонд недр, в т. ч. на залежи, открытые в нижезалегающих объектах;
- предоставление заявителю права пользования недрами в случае, если при проведении аукциона на геологическое изучение с последующей разведкой и добычей УВС поступила одна его заявка.

Действительно, государством уже принят ряд решений, стимулирующих ввод в разработку новых и поддержание добычи на старых выработанных месторождениях (участках недр). Так, Федеральным законом от 27.07.2006 №151-ФЗ установлен порядок применения пониженной ставки НДПИ к месторождениям, характеризующимся высокой степенью выработки запасов (80% и более). Однако предусмотренная статьей 342 Налогового кодекса РФ льгота по НДПИ не в полной мере стимулирует недропользователя эффективно работать над повышением нефтеотдачи в связи со следующим:
- Считаем неприемлемым использование запасов категории С2 в расчете степени выработанности для применения пониженной ставки НДПИ, т. к. запасы категории С2 относятся к предварительно оцененным, используются не для добычи нефти, а планирования геологоразведочных работ и оценки перспектив месторождения, и могут не подтвердиться при проведении ГРР. Было бы целесообразно в НК РФ исключить запасы категории С2 из суммы начальных извлекаемых запасов, используемых при расчете степени выработки запасов участка недр.
- На месторождениях с выработанностью запасов 0,8 и более, находящихся в составе льготируемых по НДПИ, при использовании большого объема методов увеличения нефтеотдачи пластов повышается КИН и, соответственно, возрастает объем извлекаемых запасов. В результате месторождение выходит из категории льготируемых. Необходимо оставить данное месторождение в категории льготируемых по НДПИ исходя из коэффициента выработанности к начальным извлекаемым запасам, зафиксированным на начало налогового периода, с которого были применены льготы по НДПИ. Кроме того, для создания экономических условий, стимулирующих недропользователей применять высокоэффективные методы повышения нефтеотдачи при освоении трудноизвлекаемых и остаточных запасов углеводородов, необходимо:
- установить «налоговые каникулы» для всех вновь вводимых месторождений (включая месторождения Западной Сибири) сроком не менее 5 лет или до момента начала окупаемости проекта;
- освободить от НДПИ объем нефти, добытой за счет проведения геолого-технических мероприятий, направленных на повышение нефтеотдачи пластов, для стимулирования проведения данных работ на трудноизвлекаемых и остаточных запасах;
- в Восточной Сибири освободить от экспортных пошлин объемы нефти на период окупаемости средств, вложенных в разработку месторождений, и из-за резкого роста операционных затрат установить оптимальные тарифы транспортировки нефти по системе АК «Транснефть» и через ОАО «Российские железные дороги»;
- перейти с 2010 – 2011 гг. к дифференциации ставки НДПИ в зависимости от дебита скважин по месторождениям, так как экономическая эффективность разработки запасов определяется дебитом скважин и затратами. Ухудшение качества запасов требует, по нашим расчетам, увеличения объемов буровых работ в 2 и более раз, значительного увеличения геолого-технических мероприятий по повышению нефтеотдачи пластов, вовлечению в активную разработку всех залежей с трудноизвлекаемыми запасами, соответственно – значительно увеличивает затраты.
Нужен закон «О нефти и газе»
Однако точечное решение проблемных вопросов – это долгий путь, и нет никаких оснований считать, что вновь разрабатываемые законы и иные нормативно-правовые акты будут учитывать специфику деятельности компаний при разведке, добыче нефти и газа. Значимость же нефтегазового комплекса для страны такова, что необходимо сменить подходы к решению задач, действующие в настоящее время.
В связи с этим предлагается следующее:
- Учитывая тот факт, что добыча нефти и газа может проводиться на землях любых категорий, для каждой из которых установлен свой правовой режим и, соответственно, действует свой порядок оформления разрешительных документов, предусмотреть в законе «О недрах» особый порядок предоставления и использования земель для целей поисков, разведки и добычи нефти и газа (единый для всех категорий земель в увязке со смежным законодательством), который бы позволил минимизировать объемы и сроки оформления разрешительной документации.
- При разработке любых законов, связанных с земельными, лесными, водными, природоохранными отношениями, проектированием и экспертизой проектной документации, строительством и сдачей объектов в эксплуатацию, следует учитывать очевидные особенности деятельности по добыче нефти и газа путем выделения данной проблематики в отдельные статьи либо главы.
- Одним из вариантов решения проблем по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего отношения недропользователя и государственных органов, может являться создание отдельного закона «О нефти и газе», в котором будут учтены все вопросы, связанные с законодательным обеспечением нефтегазового комплекса.
