УДК:
DOI:

Что мешает воспроизводству минерально-сырьевой базы нефтегазовой отрасли?

What prevents of reproduction of the base of mineral-raw material of oil-and-gas industry?

V. BOGDANOV, Surgutneftegas OAO

Как известно, состояние воспроизводства минерально-сырьевой базы и ее рачительное использование являются важнейшими факторами, влияющими на развитие нефтегазодо­бывающей отрасли нашей страны.

General Director of the big oil-and-gas company of Russia thoughts about the situation with bowel utilize in Russia, names ways of the problem decision, which brake reproduction of the mineral-raw material base of oil-and-gas industry.

На протяжении последних десятилетий наблюдается значительное ухудшение сырьевой базы для добычи нефти как в качественном отношении (значительная выработка продуктивных и крупных месторождений), так и в количественном (приросты новых запасов долгое время не обеспечивали объемы добычи, новые открытия – мелкие и средние с трудноизвлекаемыми запасами месторождения).

В этих условиях ОАО «Сургутнефтегаз» в 1995 г. организовал собственное предприятие по бурению поисково-разведочных скважин. Управление поисковых работ в настоящее время может обеспечивать ежегодное строительство 100 и более скважин глубокого бурения.

Компания ведет поисково-разведочные работы в 10 регионах Российской Федерации: Ненецком, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, на юге Тюменской области, в Омской, Томской, Новосибирской, Иркутской областях, Республике Саха (Якутия) и Красноярском крае.

Собственными силами за последние два десятилетия осуществлен прирост запасов нефти категории С1 – 628 млн тонн, открыто 35 месторождений, на которых уже сегодня добыто более 30 млн тонн нефти. Восемь месторождений нефти и газа открыто только за последние 4 года, в том числе 2 – в Ханты-Мансийском автономном округе, 3 месторождения – в Республике Саха (Якутия) и 3 месторождения – в Ненецком округе.

В дальнейшем в целях успешного воспроизводства минерально-сырьевой базы компания будет обеспечивать объемы поисково-разведочных работ на уровне 300 – 400 тыс. м в год и направлять на проведение ГРР значительные средства – не менее 12 – 15 млрд руб. ежегодно.
Богданов Владимир Леонидович (1951 г.р.)

Окончил Тюменский индустриальный институт в 1973 г., Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР в 1990 г. Работал на нефтяных месторождениях Нижневартовска, Нефтеюганска, Сургута.1980–1983 — заместитель генерального директора, с 1984 г. – генеральный директор производственного объединения (с 1993 г. — акционерного общества) «Сургутнефтегаз». В 1983 — 1984 гг. был заместителем начальника по бурению в Главтюменнефтегазе МНП СССР.

Заслуженный работник нефтегазовой промышленности России; награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997), «За заслуги перед Отечеством» III степени» (2001), «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006), памятной медалью Энциклопедии «Лучшие люди России» (2005); за заслуги в развитии нефтегазодобывающего комплекса объявлена благодарность Президента РФ (Указ от 2 сентября 2007 г.).

На долю «Сургутнефтегаза» приходится каждая восьмая тонна нефти, добываемой в стране, и каждый третий кубометр газа, производимый российскими нефтяными компаниями. Сфера деятельности компании охватывает разведку, обустройство и разработку нефтяных и нефтегазовых месторождений, добычу и реализацию нефти и газа, производство и сбыт нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. «Сургутнефтегаз» — мощнейший гигант, работающий в округе и за пределами Ханты-Мансийского региона.

Барьеры и их преодоление

Однако развитие ГРР, укрепление сырьевой базы и освоение новых и старых месторождений не может успешно решаться без снятия существующих проблем в недропользовании. Одна из основных – несовершенство действующих законодательных актов, регулирующих отношения недропользователя и государственных органов. Наличие большого количества административных барьеров, в том числе связанных с несогласованностью и противоречиями в действующих нормативных актах, а зачастую и с неурегулированностью некоторых вопросов вообще тормозят темпы и качество развития геологоразведочной отрасли.

Существующее законодательство (Закон «О недрах», Лесной кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ) не в полной мере учитывают особенности развития нефтегазового комплекса. В результате существенно снижаются объемы ГРР, сдерживаются обустройство и ввод новых месторождений, что в конечном счете отрицательно сказывается на показателях добычи нефти и газа и как следствие – налоговых поступлениях в бюджеты федерального и регионального уровней.
В целях успешного воспроизводства минерально-сырьевой базы компания будет обеспечивать объемы поисково-разведочных работ на уровне 300 — 400 тыс. м в год и направлять на проведение ГРР значительные средства — не менее 12 — 15 млрд руб. ежегодно.
Количество собираемых подписей, необходимых в рамках законодательства при оформлении различного рода документов для осуществления геологоразведочных работ и под объекты обустройства, постоянно увеличивается. Только в 2007 г. для освоения месторождений под программы ГРР и капитального строительства 2007 – 2008 гг. было собрано около 30 тыс. подписей!

Открытое акционерное общество «Сургутнефтегаз» постоянно обращает внимание Правительства Российской Федерации, Государственной думы, федеральных органов исполнительной власти на несовершенство правового регулирования деятельности нефтегазовых компаний в Российской Федерации в области лесных и земельных отношений, градостроительной деятельности, и в том числе в части снятия излишних административных барьеров при проведении геологоразведочных работ и освоении месторождений.

Следует отметить, что государством уже предпринят ряд действий, направленных на решение проблемных вопросов в области лесных отношений. Так, принятый Федеральный закон от 22.07.2008 №143 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в Закон о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» снял ряд проблемных вопросов, обеспечивая возможности:
  • проведения работ по геологическому изучению недр в резервных лесах лесного фонда без перевода их в эксплуатационные леса;
  • проведения аварийно-спасательных работ на землях лесного фонда;
  • приобретения в собственность древесины, вырубаемой на земельных участках, предоставленных в аренду.
Кроме этого сделана попытка решить проблему проведения изыскательских работ на землях лесного фонда (частичное решение проблемы). Однако для того, чтобы данные поправки к кодексу заработали, необходимо принять подзаконные нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации.
Только в 2007 г. для освоения месторождений под программы ГРР и капитального строительства 2007 — 2008 гг. было собрано около 30 тыс. подписей!
В то же время остался ряд вопросов, которые до настоящего времени не решены в Лесном, Земельном, Градостроительном, Водном законодательствах:
  • Невозможно выполнить лицензионные обязательства по месторождениям, границы которых попали в границы зеленых зон городов. При этом остановлено не только бурение новых скважин, но и капитальный ремонт действующих линейных объектов. У нас в границы зеленой зоны г. Сургута попадают два разрабатываемых месторождения – Восточно-Сургутское и Западно-Сургутское.
  • Не снята проблема проведения ГРР на территориях парков различного статуса. На этих территориях в настоящее время сдерживается или полностью исключается возможность геологического изучения и разведки лицензионных участков. Так, ОАО «Сургутнефтегаз» в течение 9 лет не может завершить разведку Ватлорского и Северо-Ватлорского месторождений, так как более 62% их территории попадает в границы природного парка регионального значения «Нумто».
  • Не решены вопросы согласования с арендаторами лесных участков, предоставленных ранее для целей лесозаготовки и совпадающих с границами лицензионных участков, размещения объектов геологоразведки и обустройства месторождений. Плата, которую требуют при согласовании арендаторы, превышает все разумные нормы.
  • Не учитывается кратковременный, сезонный характер геологоразведочных работ. Срок оформления правоустанавливающих документов на пользование лесными участками растягивается до полутора лет, что приводит к срыву сроков выполнения объемов ГРР, предусмотренных лицензионными соглашениями.
  • Ежегодно в компании разрабатывается около 300 проектов, которые проходят государственную экспертизу. В настоящее время процесс проектирования и прохождения государственной экспертизы проектной документации для производства работ занимает в среднем 1,7 года. Срок проведения экспертизы, установленный Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 №145, не должен превышать трех месяцев от факта оплаты работ. Реально же, как показывает опыт, экспертиза каждого проекта занимает более 4-х месяцев, и у недропользователя возникает дефицит времени для выполнения лицензионных обязательств. Учитывая сезонность работ, необходимо сокращение срока проведения государственной экспертизы технических проектов в 2 раза – до 45 дней.
  • После вступления в силу Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ в действующем Водном законодательстве и законодательстве о недрах понятие «лимиты водопользования» отсутствуют. Однако в соответствии со статьей 333-12 Налогового кодекса Российской Федерации часть 2 от 05.08.2000 №117-ФЗ размер налоговой ставки водного налога определяется с учетом квартальных (годовых) лимитов водопотребления, получить которые не представляется возможным.
Остаются проблемными отдельные положения «Закона о недрах», которые значительно увеличивают сроки получения разрешительной документации, такие как оформление дополнительных лицензий и правоустанавливающих документов на добычу общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ – торф, песок) и воды, используемых при разведке, обустройстве и освоении месторождений углеводородного сырья. На каждом лицензионном участке к основной лицензии на геологическое изучение и добычу нефти оформляется дополнительно от 10 до 50 лицензий на добычу воды и ОПИ. На получение одной лицензии на право пользования недрами с целью добычи ОПИ необходимо получить согласование до 15 органов, на что уходит до одного года. Иногда срок согласований и получения разрешительных документов в несколько раз больше срока эксплуатации объекта добычи воды или ОПИ. В данном случае институт лицензирования добычи ОПИ и воды является бесконечной полосой административных барьеров, удлиняющей сроки освоения и ввода месторождений нефти.

Установление особого упрощенного порядка оформления разрешительных документов на ОПИ и воду после получения лицензии для поиска, разведки и добычи нефти способно принести значительный эффект – сокращение стадии поиска и разведки составит от года до двух лет, столько же на стадии обустройства, – тем самым сократятся сроки ввода месторождений в разработку.
Институт лицензирования добычи ОПИ (торф, песок) и воды является бесконечной полосой административных барьеров, удлиняющей сроки освоения месторождений нефти.

Ресурсы налогового стимулирования

В целях стимулирования геологоразведочных работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы, на наш взгляд, в законодательстве о недрах необходимо предусмотреть:
  • отмену регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых;
  • отмену разовых платежей при получении права пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья на месторождениях, открытых недропользователем за счет собственных средств в рамках лицензии на геологическое изучение, и минимизацию компенсационных выплат за ранее выполненные геологоразведочные работы;
  • возможность изменения границ лицензионного участка по площади и глубине при разведке и доразведке участков недр в случаях, если данное месторождение распространяется в нераспределенный фонд недр, в т. ч. на залежи, открытые в нижезалегающих объектах;
  • предоставление заявителю права пользования недрами в случае, если при проведении аукциона на геологическое изучение с последующей разведкой и добычей УВС поступила одна его заявка.
Кроме того, для успешного решения задач по воспроизводству сырьевой базы и освоению недр должна быть разработана и реализована гибкая налоговая система, позволяющая эффективно работать на месторождениях не только с активными запасами, но и низкими экономическими показателями.

Действительно, государством уже принят ряд решений, стимулирующих ввод в разработку новых и поддержание добычи на старых выработанных месторождениях (участках недр). Так, Федеральным законом от 27.07.2006 №151-ФЗ установлен порядок применения пониженной ставки НДПИ к месторождениям, характеризующимся высокой степенью выработки запасов (80% и более). Однако предусмотренная статьей 342 Налогового кодекса РФ льгота по НДПИ не в полной мере стимулирует недропользователя эффективно работать над повышением нефтеотдачи в связи со следующим:
  • Считаем неприемлемым использование запасов категории С2 в расчете степени выработанности для применения пониженной ставки НДПИ, т. к. запасы категории С2 относятся к предварительно оцененным, используются не для добычи нефти, а планирования геологоразведочных работ и оценки перспектив месторождения, и могут не подтвердиться при проведении ГРР. Было бы целесообразно в НК РФ исключить запасы категории С2 из суммы начальных извлекаемых запасов, используемых при расчете степени выработки запасов участка недр.
  • На месторождениях с выработанностью запасов 0,8 и более, находящихся в составе льготируемых по НДПИ, при использовании большого объема методов увеличения нефтеотдачи пластов повышается КИН и, соответственно, возрастает объем извлекаемых запасов. В результате месторождение выходит из категории льготируемых. Необходимо оставить данное месторождение в категории льготируемых по НДПИ исходя из коэффициента выработанности к начальным извлекаемым запасам, зафиксированным на начало налогового периода, с которого были применены льготы по НДПИ.
  • Кроме того, для создания экономических условий, стимулирующих недропользователей применять высокоэффективные методы повышения нефтеотдачи при освоении трудноизвлекаемых и остаточных запасов углеводородов, необходимо:
  • установить «налоговые каникулы» для всех вновь вводимых месторождений (включая месторождения Западной Сибири) сроком не менее 5 лет или до момента начала окупаемости проекта;
  • освободить от НДПИ объем нефти, добытой за счет проведения геолого-технических мероприятий, направленных на повышение нефтеотдачи пластов, для стимулирования проведения данных работ на трудноизвлекаемых и остаточных запасах;
  • в Восточной Сибири освободить от экспортных пошлин объемы нефти на период окупаемости средств, вложенных в разработку месторождений, и из-за резкого роста операционных затрат установить оптимальные тарифы транспортировки нефти по системе АК «Транснефть» и через ОАО «Российские железные дороги»;
  • перейти с 2010 – 2011 гг. к дифференциации ставки НДПИ в зависимости от дебита скважин по месторождениям, так как экономическая эффективность разработки запасов определяется дебитом скважин и затратами. Ухудшение качества запасов требует, по нашим расчетам, увеличения объемов буровых работ в 2 и более раз, значительного увеличения геолого-технических мероприятий по повышению нефтеотдачи пластов, вовлечению в активную разработку всех залежей с трудноизвлекаемыми запасами, соответственно – значительно увеличивает затраты.
Решение поставленных вопросов, безусловно, будет способствовать росту объемов работ, выполняемых нефтегазовыми компаниями как в геологоразведке, так и при добыче полезных ископаемых, сгладит те шероховатости законодательства, которые объективно влияют на конечные результаты деятельности компаний.
Ускорение решения проблем, сдерживающих воспроизводство минерально-сырьевой базы, будет способствовать более эффективному развитию нефтегазового комплекса нашей страны.

Нужен закон «О нефти и газе»

Однако точечное решение проблемных вопросов – это долгий путь, и нет никаких оснований считать, что вновь разрабатываемые законы и иные нормативно-правовые акты будут учитывать специфику деятельности компаний при разведке, добыче нефти и газа. Значимость же нефтегазового комплекса для страны такова, что необходимо сменить подходы к решению задач, действующие в настоящее время.

В связи с этим предлагается следующее:
  1. Учитывая тот факт, что добыча нефти и газа может проводиться на землях любых категорий, для каждой из которых установлен свой правовой режим и, соответственно, действует свой порядок оформления разрешительных документов, предусмотреть в законе «О недрах» особый порядок предоставления и использования земель для целей поисков, разведки и добычи нефти и газа (единый для всех категорий земель в увязке со смежным законодательством), который бы позволил минимизировать объемы и сроки оформления разрешительной документации.
  2. При разработке любых законов, связанных с земельными, лесными, водными, природоохранными отношениями, проектированием и экспертизой проектной документации, строительством и сдачей объектов в эксплуатацию, следует учитывать очевидные особенности деятельности по добыче нефти и газа путем выделения данной проблематики в отдельные статьи либо главы.
  3. Одним из вариантов решения проблем по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего отношения недропользователя и государственных органов, может являться создание отдельного закона «О нефти и газе», в котором будут учтены все вопросы, связанные с законодательным обеспечением нефтегазового комплекса.
Ускорение решения названных проблем, которые сдерживают воспроизводство минерально-сырьевой базы, будет способствовать более эффективному развитию нефтегазового комплекса нашей страны.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Богданов В.Л.

    Богданов В.Л.

    д.э.н., генеральный директор ОАО «Сургутнефтегаз», действительный член Академии технологических наук РФ, действительный член Академии горных наук РФ

    Просмотров статьи: 4184

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru