P.S. Равный доступ к трубе

20.02.2017

В последнее время активно обсуждается вопрос либерализации экспорта российского газа. Причина лежит как в европейском законодательстве, а именно в известном «Третьем энергопакете», ограничивающем возможности поставщиков энергоресурсов владеть транспортными мощностями в ЕС, так и в желании крупных нефтегазовых компаний России продавать газ по экспортным ценам.

Стоит отметить, что Россия занимает первое место в мире по запасам газа, однако, как отмечают отраслевые аналитики, добыча ведется не очень активно, а разведкой практически никто не занимается. И такая «незаинтересованность» энергокомпаний объяснима. Продавать «голубое топливо» по экспортным ценам разрешено только «Газпрому», остальным его приходится сдавать монополисту совсем за другие деньги.

Сам «Газпром» обладает газовыми кладовыми, которых хватит с избытком для любых европейских или азиатских потребителей. Однако на европейском рынке компании постоянно ставят в укор ее монопольное положение и стараются искать альтернативных поставщиков. В частности, согласно недавнему заявлению вице-президента Европейской комиссии по вопросам энергетического союза Мароша Шевчовича, несмотря на суровую зиму, транспортные мощности инфраструктуры по транспортировке газа из России в Европу используются лишь на 52-60%.

Напомним также, что из-за решения Европейского суда, который по требованию Польши вновь заблокировал доступ «Газпрома» к мощностям трубопровода OPAL, поставки по маршруту через Балтийское море рухнули на 34%. По данным газотранспортных операторов, с рекордных 4,1 млн куб. м в час объемы прокачки 1 февраля упали до 2,7 млн кубов.

Это говорит о том, что остальные объемы газа в ЕС предпочтут закупать у других экспортеров. При этом в Евросоюзе прекрасно понимают, что российский газ – самый дешевый энергоресурс. Данный конфликт можно было бы легко разрешить, если бы продавцов «голубого топлива» из РФ стало больше, но пока архаичность экспортной системы России не позволяет сделать это.

Кому подчиняется отрасль?

Защитники «Газпрома» указывают, что компания за счет своего привилегированного положения имеет большие социальные обязательства, а независимые производители не стремятся разделить это бремя. Кроме того, поставки одной компанией являются гарантией отсутствия ценовой конкуренции и, как следствие, – ненужного демпинга на рынке. Вместе с тем, очевидно, что и на развитие российской газовой отрасли при сохранении нынешней ситуации надеяться не приходится, что в свою очередь приводит к значительным потерям российского бюджета.

В частности, не так давно в СМИ прошла информация о том, что глава «Роснефти» Игорь Сечин направил письмо президенту России Владимиру Путину, в котором рассказал о желании компании заключить с международным нефтегазовым концерном BP долгосрочный контракт на поставку газа. В письме сообщалось, что прямая выгода для бюджета РФ от этой сделки составит более 500 млрд руб. в виде дополнительных налоговых поступлений. Позже BP подтвердила, что подписала с «Роснефтью» меморандум о закупке до 20 млрд куб. м газа ежегодно – в том случае, если правительство допустит ее к экспорту. Главный экономист ВР в России Владимир Дребенцов сообщил, что этот документ, подписанный в 2016 году, предполагает поставки от 7 млрд до 20 млрд куб. м газа в Европу в год.

Пока никто из экспертов не дает прогнозов относительно того, удастся ли «Роснефти» в этот раз получить право экспортировать газ. Однако большинство из опрошенных «НиК» отраслевых аналитиков уверено, что в ближайшее время государству надо будет более активно заняться регулированием российской газовой отрасли, чтобы, с одной стороны, защитить потребителей на внутреннем рынке, а с другой – стимулировать развитие добычи, переработки и экспорта российского «голубого топлива». Кроме того именно правительство РФ должно исключить любые попытки демпинга при поставках газа за рубеж.

Зачем России терять большие деньги, не развивая экспорт газа?

Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев крайне негативно относится ситуации, сложившейся в российской газовой отрасли. По его мнению, длительный период руководства отраслью дилетантами привел к тому, что она находится на грани разрушения.

«У «Газпрома» самые большие запасы газа в мире и компания в состоянии добывать намного больше. Однако она этого не делает, так как ей не хватает рынков сбыта, и не потому, что их нет, а потому что «Газпром» не умеет с ними работать. За 20 лет концерн потерял 40% внешнего рынка газа. Конечно, главным образом это произошло за счет Украины. Но кроме нее были и другие потери. «Газпром» очень сильно тормозит развитие газовой промышленности за счет того, что он имеет монополию на экспорт газа. В стране существует семь проработанных проектов по строительству портов и заводов по сжижению газа. Из них, как известно, реализуются только четыре, потому что монополия «Газпрома» на экспорт газа блокирует строительство остальных. Заметно, с каким трудом реализуется «Ямал СПГ», и насколько сложно Михельсону (глава компании «НОВАТЭК» – «НиК») привлечь инвестиции в этот проект. Надо сказать, что все эти препятствия искусственные и наносят вред экономике нашей страны. Тем не менее, благодаря личным отношениями руководства «Газпрома» с политической элитой России и благодаря особенной позиции компании по отношению ко многим внутриполитическим процессам, в газовой отрасли сохраняется эта болезненная ситуация», – заявил эксперт в интервью «НиК».

Он также привел статистику, согласно которой имеющиеся в России месторождения могут без дополнительного обустройства давать до 1 трлн куб. м газа в год.

«Сейчас, как известно, Россия добывает порядка 650 млрд куб. м газа и добыча может скатиться ниже 600 млрд куб. м. То есть наша газовая промышленность работает на 60-65% своей мощности. И с этим надо что-то делать», –пояснил Рустам Танкаев.

Он рассказал, что в 2016 году «Роснефть» подписала соглашение с китайской компанией «Пекин Газ Групп» о сотрудничестве в газовом бизнесе. Но чтобы организовать поставки сырья на один из самых перспективных мировых рынков – китайский, «Роснефти» приходится создавать очень сложную схему.

«Чтобы понять, как она работает, надо рисовать отдельную диаграмму. Зачем нужны такие ограничения для российских компаний, желающих экспортировать газ, зачем нашей стране терять такие большие деньги не развивая экспорт – никому объяснить невозможно. Но, тем не менее, пока мы работаем именно в таких условиях», – заметил Рустам Танкаев.

Он подчеркивает, что Россия имеет совершенно неэффективную гигантскую государственную монополию по экспорту газа.

«Страна, таким образом, самостоятельно урезает себе поступление денег в бюджет. А потом мы плачем и жалуемся на нехватку средств и создаем за счет этого социальное напряжение в обществе. Одним словом, на газовом рынке есть проблема, и ее нужно решать на государственном уровне, так как из-за нее госбюджет РФ теряет огромные деньги», – заявил Танкаев.

По его мнению, в какой-то момент «Газпром», видимо, развалится на две части – транспортную и добывающую. Когда это произойдет, сказать сложно.

«Возможно, это и не произойдет, если к руководству компании, в конечном итоге, придет специалист, но пока это «сплошное путешествие дилетантов». Кстати, когда «Газпром» перестанет быть монополистом, исчезнет и действие Третьего энергопакета, которое блокирует развитие российских газовых проектов в ЕС. А Россия сможет развивать поставки газа на европейский рынок», – считает эксперт.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин уверен, что у всех компанийдолжны быть равные права на транспортировку сырья. По его мнению, Россиине стоит бояться демпинга на газовом рынке из-за экспорта российского газа несколькими компаниями.

«Сейчас есть масса производителей газа, которая с удовольствием займет нишу «Газпрома» на газовом рынке. Это американские производители, газ из Катара и Норвегии. Поэтому, мы либо охраняем свою «песочницу» и не пускаем в нее никого, либо действуем более масштабно», – заметил он «НиК».

Монополия на экспорт – «священная корова»?

Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов заметил, что тема либерализации экспорта российского газа постоянно обсуждается в экспертном сообществе, поскольку существующая система имеет и положительные и отрицательные стороны.

«С одной стороны, поставки через «Газпром» себя уже зарекомендовали. Монополия удерживает серьезную долю европейского рынка, где присутствует серьезная конкуренция со стороны других крупных игроков. В частности, норвежского и алжирского газа. Кроме того в ЕС активно растет рынок СПГ. Например, уже начались поставки сжиженного газа и из США. На этом рынке «Газпром» наряду с другими крупными игроками и корпорациями имеет хорошо сильную и разветвленную инфраструктуру. Поэтому, с моей точки зрения, для Российской Федерации важно оставить концерн в качестве оператора этой инфраструктуры, включая магистральные трубопроводы и большую часть месторождений», – заявил эксперт в интервью «НиК».

При этом Алексей Анпилогов отметил, что, как показывает практика, монополизация приводит к возникновению массы неэкономических факторов, которые влияют на «Газпром» больше, чем здоровая конкуренция.

«С этой точки зрения, я считаю, что проекты альтернативные каналы поставок российского газа за рубеж как раз и предполагают уйти от той монополизации экспортных поставок, которые у нас исторически сложились. Безусловно, «Газпром» категорически против допуска любых конкурентов до экспортных поставок. Сейчас эта монополия экспорта газа рассматривается концерном как некая «священная корова». И в этой ситуации действия ЛУКОЙЛа, НОВАТЭКа, «Роснефти» направлены на то, чтобы привнести здоровую конкуренцию в этот вопрос. И здесь я не вижу ничего страшного – в том случае если инфраструктура останется в ведении «Газпрома», а независимые компании могут подключаться к ней так же, как сейчас это происходит на рынке нефти. Все остальное – это уже организационные вопросы (участие в контрактах, распределение прибыли), и они должны регулироваться государством», – уверен эксперт.

Он напомнил, что до начала госрегулирования попутный нефтяной газ практически весь сжигался в факелах. После введения штрафных санкций началась деятельность компаний по его утилизации.

«Газпром», являясь монопольным экспортером, по сути диктует качество и ценовые параметры российского газа. В этой ситуации понять, насколько позитивно построен экспорт, мы не можем, так как нет двух подходов. В случае появления независимых экспортеров возникнет некая альтернатива газпромовскому прочтению возможностей РФ на экспортном газовом рынке», – заметил Анпилогов.

По его мнению, либерализацию экспорта газа можно рассматривать и как стимул для развития переработки газа на территории РФ: «Сейчас «Газпром» практически полностью экспортирует за рубеж более высокомолекулярную фракцию газа, теряя возможность для его дальнейшей переработки. Если в трубопроводных экспортных поставках будет здоровая конкуренция, то те проекты по переработке, которые сейчас рассматриваются как бесперспективные, могут получить вторую возможность для реализации».

Кроме того, Алексей Анпилогов заметил, что сейчас на рынок газа могут выйти большие объемы СПГ из-за ввода строй новых мощностей по сжижению газа. Они создадут достаточно серьезную конкуренцию, в том числе газпромовскому газу.

«Еще 10-15 лет назад существовало несколько региональных рынков газа, которые отличались по цене чуть ли не в два раза. Сейчас с бурным развитием технологии СПГ цены на газ выравниваются. Уже сейчас разница в стоимости энергоносителя между Юго-Восточной Азией и Европой составляет максимум 30%», – заметил эксперт.

Либерализация экспорт газа – вопрос серьезного экономического анализа

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев уверен, что вопрос либерализации экспортных поставок газа – очень сложный. По его мнению, если его решение связывать с изменением статуса «Газпрома», то это может серьезно отразиться на социальном положении внутри страны.

«Хорошо ли будет «оторвать» газ от государства – большой вопрос. Сейчас госмонополия финансирует многие социальные программы. Диверсификация будет связана, скорее всего, с приватизацией. Частый инвестор не обязан нести ту же социальную нагрузку, что и госкомпания. Поэтому приватизация рискованна», – заявил эксперт «НиК».

Он считает, что более эффективным будет просто равный доступ независимых поставщиков в газовой трубе – это не потребует изменения структуры газовой отрасли России, но поможет обойти Третий энергопакет, действующий на территории ЕС.

«Продажа газа за рубеж независимыми поставщиками по экспортным ценам, конечно же, начнет развивать добычу сырья. Но вопрос здесь организационный – кому достанется экспортная прибыль. Для общества этот вопрос не имеет значения; государство должно исходить исключительно из экономической выгоды, конкретного экономического анализа», – отметил Дмитрий Журавлев.

Эксперт добавил, что недавно президент подписал указ об основах региональной политики. И ключевым в этом документе является географическое распределение экономических субъектов, то есть их диверсификация по территории.

«Со своего уровня компетенции я могу сказать, что если либерализация газа поможет этой самой диверсификации, тогда она имеет смысл», – резюмировал эксперт.

Заместитель директора аналитического департамента инвестиционной компании «Альпари» Анна Кокорева,напротив, придерживается мнения, что на текущий момент в либерализации экспортных поставок газа нет никакой экономической выгоды.

«От независимых компаний государство получает прибыль исключительно в виде налогов, и она минимальная. «Газпром» – компания государственная, и здесь государство получает больший доход от экспорта сырья. Кроме того, если говорить о диверсификации экспортных поставок, сразу же надо учитывать, что на рынке газа вырастает конкуренция. Если сырье независимых поставщиков будет дешевле, то покупка будет происходить у них, а это значит, что прибыли от экспорта будут уходить мимо «Газпрома» и мимо государственной казны», – заявила эксперт в интервью «НиК».

Должна победить дружба!

Экономист Саид Гафуровотметил, что газовая отрасли России до сих пор работает в ситуации, когда монополист «Газпром» несет на себе и ряд социальных обязательств.

«В этой ситуации, и в правительстве это хорошо понимают, вопрос о либерализации рынка должен увязываться со стратегическим развитием концерна и, в частности, его социальных обязательств. Поэтому я думаю, что вопрос о либерализации экспортных поставок – это попытка разрубить очень большой узел проблем. То есть взять и принять такое решение в надежде, что все потом само собой перестроится. Но есть опасение, что само не перестроится. С другой стороны, так долго затянулся этот спор, так сильно переплетены в нем различного рода интересы, что возникает искреннее желание быстро покончить с этим «узлом», – заметил эксперт в интервью «НиК».

По его мнению, «Газпром», безусловно, может стать оператором транспортировки экспортных поставок газа от независимых поставщиков.

«Однако у «Газпрома» есть ряд важных социальных задач, которых нет у «Транснефти», если сравнивать газовую отрасль с нефтяной. Фактически, «Газпром», имея монопольное право на экспорт, получает льготу для решения много других социальных задач. Перед «Транснефтью» такие задачи никто не ставит», – уточнил Гафуров.

Он, однако, считает, что и независимых поставщиков газа с их стремлением экспортировать газ можно понять: «И мне кажется, что лучший способ – это заставить «Газпром» договариваться с независимыми поставщиками, чем либерализовывать экспортные поставки. Они смогут договориться, если им скажут», – отметил Саид Гафуров.

Кто согреет Европу?

Стоит отметить, что пока в РФ идет спор за равный доступ компаний к экспортной газовой трубе, европейский рынок привлекает все больше крупных игроков газового рынка, которые могут потеснить Россию. В частности, на днях американский посол в Греции Джеффри Пайетт в интервью изданию New Europe сообщил, что США и дальше продолжат противодействовать реализации проекта «Северный поток-2».

«Цель США заключается в поощрении прочной и эластичной энергетической сети по всей Европе. ЕС является ключевым партнером Соединенных Штатов в продвижении цели диверсификации источников энергии», – завил посол.

Очевидно, что Вашингтон любыми способами будет лоббировать свой сжиженный газ на европейском рынке, и, если в результате вражды с «Газпромом» в ЕС поднимутся цены на газ, это будет прекрасным «подарком» для американского СПГ.

Пайетт также сообщил New Europe, что США приветствуют создание Трансадриатического газопровода (TAP) в рамках Южного газового коридора. Ранее в туркменских СМИ прошла информация, что уполномоченные представители прикаспийских государств обсуждают в Ашхабаде проект Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между странами бассейна Каспийского моря, в том числе и правового статуса Каспия. И хотя российские эксперты пока скептически относятся к возможности решения данной геополитической проблемы, можно предположить, что США и дальше будут стараться «проложить путь» туркменского газа в Европу.

 



ВЕСТНИК НЕФТЕГАЗОДОБЫЧИ, СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ

Авторизация


регистрация

Размещение видеороликов

События

21.09.2023
PM Gate Подробнее »

25.04.2023
Продолжает работу выставка «Нефтегаз-2023» Подробнее »

30.06.2021
XII форум инновационных технологий InfoSpace 2021 Подробнее »

05.04.2021
XIV съезд Союза нефтегазопромышленников России Подробнее »

19.03.2021
16 марта 2021 года в Центре цифрового лидерства состоялся саммит деловых кругов «Сильная Россия - 2021» Подробнее »

Другие
новости »

Конференции, выставки

Другие
конференции
и выставки »

Рейтинг@Mail.ru

admin@burneft.ru