Производственники заинтересованы в конкурентоспособности отечественного оборудования

Политика выбора, или Производственники заинтересованы в конкурентоспособности отечественного оборудования

Российские производители нефтегазового оборудования порой сетуют на засилье на отечественном рынке зарубежной продукции для нефтегазовой отрасли, полагая, что именно этот фактор не позволяет им получать достаточное число заказов,
 а значит, развиваться.
Очевидно, на рынке оборудования ситуация несколько сложнее.
Поэтому мы сегодня предоставили слово второй стороне —
специалистам авторитетных нефтегазовых компаний.
Мы попросили их поделиться опытом использования отечественного и импортного оборудования и оценить его достоинства и недостатки, и вот какие ответы получили.
    Главный инженер ООО «Уфимское управление буровых работ» Никитенко Ю.Н.
    В ООО «Уфимское УБР» при строительстве нефтяных скважин эксплуатируется как отечественное так и импортное буровое оборудование.
    На месторождениях, где отсутствует электроснабжение, нами используются дизель-электростанции польского производства Wola 108 Н12 мощностью 200 кВт и английского производства фирмы «Gummins» мощностью 610 кВт Качество этих дизель-электростанций высокое, они имеют большую наработку, до первого капитального ремонта — 15000 часов. Их сервисное обслуживание производится предприятием «Звезда-Энергетика» из г. Санкт-Петербурга согласно заключенному договору. Для польских дизель-злектростанций в структуре АНК «Башнефть» имеется цех по ремонту дизелей Wо1а 108 Н12.
    Отечественные дизель-электростанции применяются только в вышкомонтажном цехе при монтаже буровых установок, в бурении скважин не применяются.
    Наше предприятие также начало эксплуатировать очистную систему бурового раствора фирмы «Derrik». Анализ работы показывает, что очистка бурового раствора стала лучше, уменьшились ремонтное время и износ бурового оборудования. В качестве аналога из числа отечественных производителей можно назвать компанию «Техномехсервис» из г. Краснодара, которая разрабатывает и выпускает оборудование для очистки бурового раствора.
   
    Директор ООО «Татнефть-Бурение» Студенский М.Н.
    В 000 «Татнефть-Бурение» с 1998 г. эксплуатируются мобильные импортные буровые установки типа «Кремко-100», «Ай-Эр-Ай» (г/п-80 т), «Кардвелл» (г/п-80 т). Также имеются аналогичные импортным установкам по грузоподъемности установки А 60/80 Кунгурского машиностроительного завода, БУ 2000/125 ЭБМ Волгоградского завода буровой техники.
    По показателям качества, энергоемкости, эффективности, ресурса, удобства использования импортные установки превосходят отечественные. Но они имеют высокую цену, а из-за дороговизны и сложности приобретения запасных частей мы вынуждены замещать их отечественными.
    Сервисное обслуживание импортных установок также осложнено труднодоступностью импортных запасных частей, отсутствием технических условий на ремонт и браковочных показателей.
    Отечественные аналоги проигрывают в скорости монтажных работ из-за конструктивных недостатков наших трейлеров, на которых смонтировано оборудование, ведь они не имеют гидросистемы с домкратами, позволяющими устанавливать и снимать его с седла трейлера без применения автокрана. Считаем, что необходимо уделить особое внимание модернизации гидросистемы (гидроуправления) отечественных установок (улучшить герметичность, увеличить мощность, улучшить качество резинотехнических изделий).
    Видимо, отечественным производителям буровых установок нужно идти по пути модернизации оборудования, учитывая конструктивные особенности импортных буровых установок.
   
   
    Главный инженер управления буровых работ Нурлатского филиала ООО «Татнефть-Бурение» Аюпов Р.Х.
    Нурлатское УБР 000 «Татнефть-Бурение» в своей деятельности оборудование зарубежного производства не использует. В связи с этим, к сожалению, не имеем возможности провести сравнение технических и экономических параметров используемой буровой техники отечественного и зарубежного производства.
   
    Директор ООО «Нефтекамское управление буровых работ» Хакимов Ф.Ш.
    ООО «Нефтекамское УБР» не может провести сравнительный анализ отечественного и зарубежного бурового оборудования, так как использует только отечественное оборудование.
    Для бурения на северо-западе Республики Башкортостан применяются буровые установки БУ-75 БрЭ, БУ-75 БрД, БУ-1600/100 ЭУ, мобильная буровая установка МБУ-125.
    Пожелания по техническим и функциональным параметрам бурового оборудования, для соответствия современным требованиям:
* Универсальность буровых установок:
    — при кустовом бурении скважин — движение буровой установки по рельсам посредством гидравлических домкратов;
    — при одиночном бурении скважин — движение буровой установки при помощи тяжеловозов.
* Разделение шлама во время бурения по категориям и погрузка его на транспорт для вывоза.
* 4-х ступенчатая очистка бурового раствора и его дегазация.
* Энергетическое оборудование должно работать на регулируемом постоянном токе, быть во взрывозащитном исполнении.
   
     Главный инженер Сургутского управления буровых работ №2 Ануфриев С.В.
    Политика ОАО «Сургутнефтегаза», направленная на постепенное замещение импортного оборудования на аналогичное, российского производства, привела к тому, что в настоящее время в управлениях буровых работ в системе буровых установок отсутствует импортное оборудование. Раньше оно использовалось, в основном, в системе очистки бурового раствора и объяснялось это жесткими требованиями экологического характера, которым российское оборудование не отвечало. Хорошо это или плохо? Для нас, буровиков, переход на использование оборудования российского производства, с точки зрения «поддержки штанов российского производителя» и ложного патриотизма, вроде хорошо, с точки зрения заботы о тех, кто с этим оборудованием работает и мучается, плохо.
    Сравнение систем очистки наглядно показывает, что российские уступают практически по всем параметрам, кроме первоначальной цены. Но, думаю, к окончанию срока эксплуатации затраты на ремонт и обслуживание намного превысят цену импортного оборудования и его сервиса. Это можно отнести и ко многим другим видам оборудования, особенно электрическому, которое не выдерживает никакой критики.
    Мы работаем на буровых установках 4-х типов, три из которых были сделаны по нашим техническим требованиями, при нашем непосредственном участии. В результате мы получили то, что хотели от ВЗБТ: станки БУ-2900/200 ЭПК-БМ и более улучшенную модель БУ-3900/225 ЭПК-БМ. Главную задачу завод выполнил, сделав станок быстрой монтажеспособности и перевозки, что позволило использовать его по основному назначению — для бурения. Причем буровая бригада должна была перемещаться вместе с ним, помогая и вышкомонтажникам и перевозчикам. В угоду этому и была сконструирована блочно-модульная установка, в народе названная «подводной лодкой», т.к. перемещаться по ней можно было только по одному. Не знаю, лучше ли стало работать вышкомонтажникам, но по времени выигрыш от строительства буровой был не тот, на который рассчитывали первоначально. Поэтому буровые бригады пришлось вернуть к тому, от чего уходили, т.к. простой новой установки обходился дороже, чем простой обычного станка.
    А вот другая сторона такого решения — работа оборудования, которым была напичкана новая буровая установка, показала, что нельзя совместить две разные задачи. Любой узел, будь то насос или лебедка, электродвигатель или пускатель, представлял собой инородное тело, вживленное в систему искусственно, причем кустарным способом. Мучительным для буровиков оказался процесс использования станков в новых условиях, т.к. они не предназначались для бурения сложных и горизонтальных скважин. Вся выгода оказалась лишь в сокращении на неделю ремонта. Т.е. мы получили станки, которые вряд ли будут востребованы в будущем. Но ВЗБТ благодаря этому заказу выжил, а седые волосы, которые появились у буровиков при работе на этих БУ, никого уже не волнуют…
    На фоне этого станка БУ 3900/225 ЭПК-БМ, производства «Уралмаша», с электронной системой управления, четырехступенчатой системой очистки в блочно-модульном исполнении, представляла собой мечту работающих в суровых условиях Сибири и бурящих глубокие и сложно построенные скважины. Конструкторы учли все наши пожелания, и недостатки довольно быстро были искоренены. Теперь станки востребованы иностранными компаниями, предоставляющими буровые сервисные услуги. Правда, им все же приходится менять не устраивающую их «начинку», ставя импортное, более качественное оборудование. Мы используем то, что предлагает «Уралмаш», потому что в пресловутом сочетании цена-качество всегда верх одерживает первое, потому как качество выбирают буровики, а цену другие люди, далекие от бурения. Поощряя не качество, а дешевизну, снижаем и так невысокий уровень требований к изготовителям отечественного оборудования. А производители при таком спросе уменьшают цену за счет качества.
    Довольно часто приходится слышать, что многие российские разработки и продукция дешевле западных аналогов при сопоставимых характеристиках. Это заблуждение, которому соответствуют разве что единицы, но в массе своей они будут, как минимум, не дешевле. Импортные разработки рождаются и проходят путь до потребителя в рамках конкурентной борьбы как по качеству, так и остальным экономическим параметрам, наши монополисты диктуют свои условия. И не оставляют выбора. Либо бери что есть, либо обращайся к иностранному производителю. Если появляется достойный конкурент, тогда и происходит качественный скачок в качественных параметрах выпускаемой ими продукции. Как это произошло на рынке долот.
    Стоило появиться НПП «Буринтех» с долотами типа БИТ, как другой производитель — ОАО «Волгабурмаш», почувствовав конкурента, пошел на масштабное техническое перевооружение. В результате выиграли мы — буровики, получив продукцию, которая заменила импортную и позволила нам сохранить темпы бурения уже при строительстве геологоразведочных и горизонтальных скважин.
    Нефтегазовый комплекс является крупнейшим потребителем промышленной продукции, но в то же время и самым закрытым. Почему? Да потому что контракты нефтяных компаний, связанные с импортом, являются одним из способов перекачки валюты за рубеж. Поэтому многие компании, говоря о стремлении закупать оборудование на основе открытых конкурсов, оставляют свои планы технического перевооружения в тайне, как и потребности и сведения о приобретаемой по импорту продукции.
    Так под предлогом коммерческой тайны закрывается информация, которая не позволяет прогнозировать потребности нефтяных компаний в том или ином оборудовании. А закрытие информации о потребностях не дает возможности предприятиям-изготовителям подготовиться к тендерам, т.к. нефтегазовое оборудование за три дня не сделать. И получается, что на конкурсы выставляют уже имеющееся неконкурентоспособное оборудование или уступают место иностранному производителю.
   
    Начальник производственно-технического отдела по бурению управления по бурению ОАО «Сургутнефтегаз» Пустозеров В.А.
    Техническая политика ОАО «Сургутнефтегаз» направлена на применение бурового и нефтепромыслового оборудования отечественного производства. С этой целью в обществе разработана программа импортозамещения, согласно которой определяются типы оборудования, ЗИП, материалов по всем направлениям деятельности, разработка и освоение выпуска которых возможны силами отечественных производителей. С этой целью обществом разрабатываются технические задания на необходимое оборудование с техническими, технологическими характеристиками не ниже, чем на аналогичное импортное оборудование. Определяются, как правило, несколько профильных производителей, способных создать требуемое оборудование.
    Целью политики импортозамещения является поддержка отечественного производителя, снижение себестоимости продукции. Применение отечественной продукции обеспечивает возможность оперативно организовывать поставки, при необходимости без больших временных затрат дорабатывать оборудование с учетом опыта работы или в связи с изменением технологических процессов производства.
    Одним из примеров работы по импортозамещению является разработка гидравлических ударных механизмов для ликвидации прилипания бурильного инструмента. В настоящее время ОАО «Сургутнефтегаз» использует ясы импортного производства «BOWEN» диаметрами 165 мм и 120,7 мм для включения в КНБК при строительстве всех типов скважин, в том числе горизонтальных и горизонтальных с «хвостовиками». Для разработки аналогичного отечественного оборудования привлечено три предприятия.
    Проведенные испытания показали, что эффективность применения российского ударного механизма (оцениваются усилие удара, их количество, усилие и время зарядки яса и другие технико-технологические характеристики) близка к эффективности применения импортных ясов. В то же время стойкость отдельных комплектующих, уплотнительных элементов и в целом всего механизма отечественного производства в 2—2,5 раза ниже импортного. Цена импортного изделия в 2—2,5 раза выше, чем отечественного. Объем и порядок сервисного обслуживания, а также технология применения в промысловых условиях не имеют принципиальных различий.
    Таким образом, из вышесказанного следует, что создались уверенные предпосылки по разработке и внедрению оборудования отечественного производства, что, в свою очередь, стимулирует российские предприятия производить перевооружение и модернизацию своих производств с целью улучшения технологий обработки металлов, повышения точности изготовления и в конечном итоге достижения конкурентоспособности производимой продукции.
Можем резюмировать, опираясь на результаты опроса: наши производственники, будучи экономически грамотными людьми, заботящимися о собственных коллективах, голосуют за отечественного производителя.
Но не любого!
Не становясь лжепатриотами, желая достичь хороших результатов в своей работе, они хотят покупать и использовать современное, учитывающее последние достижения науки и техники конкурентоспособное российское оборудование.
 
Как тут не вспомнить идеи авторитетного профессионала Ю. Шафраника, который  считает, что основой функционирования нефтегазовой отрасли России должна стать новая инновационно-ориентированная модель, суть которой описывает принцип — российские ресурсы, российские технологии, российское оборудование, российские сервис и специалисты + иностранный капитал.
Жаль, что озвученная далеко не сегодня идея пока не находит своего воплощения в реальной экономике.



Авторизация


регистрация

Размещение видеороликов

События

18.05.2018
ИТОГИ международной выставки НЕФТЕГАЗ-2018 Подробнее »

15.05.2018
Всероссийская лётно-практическая выставка-конференция “Беспилотные авиационные технологии в топливно-энергетическом комплексе России” Подробнее »

15.05.2018
Практика организации эффективной системы закупочной деятельности и современной инфраструктуры снабжения в организациях нефтегазовой отрасли Подробнее »

26.04.2018
Компания GEOSPLIT работает над выходом на международный рынок Подробнее »

26.04.2018
В Москве состоится встреча руководителей служб капитального строительства
нефтегазовых компаний Подробнее »

Другие
новости »

Конференции, выставки

Другие
конференции
и выставки »

Rambler's Top100

admin@burneft.ru