Инновационное развитие России: роль нефтегазового бизнеса

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIA: THE ROLE OF OIL AND GAS BUSINESS

T. POGODAEVA, D. ZHAPAROVA, N. KAZANTSEVA, Tyumen State University

Выполнен анализ инновационного развития нефтегазового сектора России в сравнении с инновационным развитием нефтегазовой отрасли США. С целью выявления роли отдельных субъектов в развитии национальной инновационной системы (НИС) страны был проведен эконометрический анализ. Полученные результаты свидетельствуют о значимой роли нефтегазовой промышленности в инновационном развитии национальной экономики. Показано авторское видение модели ускоренного инновационного развития нефтегазового бизнеса России. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-32-01350.

Gives an analysis of the innovative development of Russian oil and gas sector in comparison with the innovative development of the oil and gas industry in the US. Econometric analysis was conducted in order to identify the role of individual actors in the development of a national innovation system (NIS) of the country. The results indicate the important role of the oil and gas industry in the innovative development of the national economy. The author’s vision of the model of accelerated innovative development of oil and gas business in Russia has shown.

В последние десятилетия мировая нефтегазовая отрасль демонст­рирует стремительное ускорение инновационного развития и технологического усложнения производственных процессов. О роли российского нефтегазового сегмента экономики говорят следующие цифры: нефтегазовый сектор формирует около 20% ВВП, 50% доходов в структуре федерального бюджета. От экспорта нефти, газа и продуктов переработки в общем объеме экспорта мы получаем 67% валютных поступлений, нефтянка дает 25% объема инвестиций в основной капитал. Несмотря на динамичные темпы модернизации нефтегазового сектора России, до сих пор существуют проблемы несформированности инновационного поведения бизнеса и отсутствия координации между участниками инновационного процесса. В связи с этим особенно актуально изучение инновационного развития нефтегазовых компаний как основных субъектов инновационной системы России в целом.
Концепция национальных инновационных систем (НИС) привлекает внимание экономистов с 80-х гг. XX века. В целом, понятие национальной инновационной системы по-разному трактуется различными специалистами, однако большинство придерживается институционального подхода к его определению, в рамках которого под НИС понимается «совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают разработку и распространение инноваций в пределах конкретного государства» [1 – 4]. Роль бизнес-сектора (а именно нефтяных и газовых компаний) в развитии национальной инновационной системы изучалась В. Крюковым (2013), В. Маршаком (2013), А. Конторовичем (2013) [5 – 6].

Под национальными инвестиционными системами (НИС) понимается «совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают разработку и распространение инноваций в пределах конкретного государства».


Сегодня российская нефтегазовая отрасль, несмотря на санкционное давление, находится на стадии активной модернизации и повышения наукоемкости продукции. Каковы основные тенденции и характерные черты современного этапа ее инновационного развития?
1. Бизнес-сектор нефтегазовой отрасли НИС России характеризуется положительной динамикой показателей инновационной активности, но относительно зарубежных конкурентов предъявляет ограниченный спрос на НИОКР, замедляющий общую модернизацию всей нефтегазовой отрасли страны. За период 2008 – 2013 гг. отмечается увеличение инвестиций в НИОКР компаний с государственным участием — ОАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром». Наиболее стремительный рост иллюстрирует ОАО «НК «Роснефть», которая в настоящее время является лидером по объемам инвестиций в НИОКР нефтегазового сектора России. Объемы финансирования исследований и разработок компаниями без государственного участия существенно ниже. Сравнение российских компаний с зарубежными конкурентами свидетельствует о значительном отставании. Только объемы расходов на НИОКР компании «Роснефть» в 2013 г. вышли на уровень компании Halliburton, 0,41 млрд долл. и 0,59 млрд долл. соответственно (рис.1).
Показатели рентабельности инвестиций в НИОКР компаний российского и американского нефтегазового сектора за период 2007 – 2013 гг. представлены на рис. 2. Наибольшее среднее значение показателя за рассматриваемый период принадлежит компании ExxonMobil, компании Royal Dutch Shell и Chevron демонстрируют также довольно высокую для отрасли рентабельность инвестиций в НИОКР. Снижение показателя «Роснефти» объясняется активным наращиванием объемов инвестирования средств в НИОКР в 2011 – 2014 гг., эффект от которых проявляется с некоторым лагом.

Государственный бюджет сегодня является крупнейшим источником финансирования российских отраслевых НИОКР, занимая долю в 60% в общей структуре финансирования научных организаций государственного и предпринимательского секторов
России.

2. Относительно низкая инновационная активность российских компаний нефтегазового сектора. Во многом данная особенность обусловлена незаинтересованностью компаний в увеличении расходов на НИОКР, несмотря на совершенно обратный общемировой тренд – повышения инвестиций в научные исследования нефтегазовыми компаниями, а также большей заинтересованностью в получении быстрого технологического развития путем покупки технологий у своих зарубежных конкурентов, чем в долгосрочном развитии собственного инновационного потенциала. Отметим, что российские нефтегазовые компании демонстрируют существенный рост количества поданных патентных заявок, но на фоне показателей компаний нефтегазового сектора США российский бизнес-сектор иллюстрирует серьезное отставание (рис. 3).
3. Относительная ограниченность и односторонность связей между субъектами НИС России, в част­ности, в нефтегазовом секторе. В 2012 г. доля средств российских организаций предпринимательского сектора в структуре финансирования отраслевых научных организаций составила 25,1%, увеличившись на 2,3% по сравнению с 2011 г. В среднем организации нефтегазового сектора отдают на аутсорсинг отраслевым НИИ лишь 2% от годового объема НИОКР (по данным 2010 – 2013 гг.) [7], предпочитая в большей степени осуществлять научные исследования во внутрикорпоративных научных структурах. Следует выделить устойчивую вертикальную связь между секторами государства и науки. Взаимодействие между ними в основном реализуется путем бюджетного финансирования отраслевых НИИ. Государственный бюджет сегодня является крупнейшим источником финансирования российских отраслевых НИОКР, занимая долю в 60% в общей структуре финансирования научных организаций государст­венного и предпринимательского секторов России [7]. Формами вертикальной связи между научным и бизнес-сектором и в нефтегазовой отрасли являются проведение НИОКР, а также подготовка и обучение работников нефтегазовых компаний. В целом за рассматриваемый период 2007 – 2013 гг., по данным нефтегазовых компаний, наблюдалось повышение количества корпоративных стипендий студентам и грантов молодым преподавателям (рис. 4).
Горизонтальные связи между российскими нефтегазовыми компаниями ограничены в силу большей направленности компаний в сторону развития внутрикорпоративной инновационной инфраструктуры, чем в сторону проведения внешних научно-исследовательских проектов с компаниями-конкурентами.

Наиболее перспективными элементами инновационной структуры нефтегазового сектора России являются отраслевые технологические платформы (ТП) «Глубокая переработка углеводородных ресурсов» и «Технологии добычи и использования углеводородов».


4. Преобладание «технологических адаптеров» над «стратегическими новаторами» среди российских неф­тегазовых компаний. Российские компании нефтегазового сектора предпочитают приобретать новую технологию и оборудование у иностранных конкурентов, а их инновационная деятельность направлена, в основном, на адаптацию инноваций, созданных другими организациями. За последние 10 лет наукоемкость продукции российских нефтегазовых компаний выросла, в среднем по отрасли, на 0,06%, составив 0,12%. Однако по данному показателю они значительно отстают от уровня аналогичных европейских (0,40%) и американских корпораций (0,60%) [8].
5. Увеличение объема аутсорсинга НИОКР. Компании нефтегазового сектора России постепенно переходят на проведение исследований на контрактной основе внешними исполнителями, в основном вузами-партнерами. Данная тенденция характеризует наличие возможных предпосылок к развитию открытых инноваций в нефтегазовой отрасли России и увеличению кооперации между научным и бизнес-сектором национальной инновационной системы России.

 


Российские компании нефтегазового сектора предпочитают приобретать новую технологию и оборудование у иностранных конкурентов, а их инновационная деятельность направлена, в основном, на адаптацию инноваций, созданных другими организациями.

Для выявления роли отдельных субъектов в развитии НИС страны в целом авторами проведен эконометрический анализ за период 2001 – 2012 гг. на основе данных Всемирного банка. Результаты оценки регрессионной модели представлены в табл.
По итогам эконометрического анализа влияния уровня инновационности субъектов НИС на уровень развития инновационной системы можно констатировать, что наиболее значимыми показателями для эконометрической модели НИС России являются расходы бизнес-сектора на НИОКР, а также патентные заявки нефтегазовой отрасли, которые прямо влияют на результирующий показатель во всех предложенных моделях для НИС России. Результаты анализа подтверждают значимую роль нефтегазового сектора промышленности в инновационном развитии национальной экономики.
Инновационное развитие нефтегазовых компаний как субъектов НИС России во многом замедляется из-за относительной неразвитости системы взаимосвязей между субъектами НИС, которая во многом определяется состоянием инновационной инфраструктуры страны. Для развития инновационной инфраструктуры в целом необходимо формирование сетевых форм организации инновационной деятельности во всех сферах экономики, включая нефтегазовый комплекс.
Совершенствованию сетевых структур научно-исследовательской деятельности в нефтегазовой отрасли России может способствовать разработка на государственном уровне, с учетом зарубежной практики, ряда ценовых показателей и коэффициентов (для оценки сложности заказов государственных корпораций на НИОКР малым инновационным предприятиям). В дальнейшем это поможет создать для малого бизнеса более благоприятные условия для заключения контрактов с нефтегазовыми корпорациями (с преобладающим государственным участием).
Наиболее перспективными элементами инновационной структуры нефтегазового сектора России являются отраслевые технологические платформы (ТП) «Глубокая переработка углеводородных ресурсов» и «Технологии добычи и использования углеводородов». В связи с этим для решения проблем функционирования отраслевых ТП необходимо, прежде всего, изменение состава участников платформ путем привлечения финансово-кредитных организаций и государственных институтов развития в состав участников ТП; создания международных партнерств на базе ТП за счет увеличения числа иностранных участников в структуре ТП; а также вовлечение в процесс формирования и функционирования платформ министерств и ведомств, отвечающих за стратегическое развитие соответствующих секторов экономики; выстраивание цепочки по развитию законодательных инициатив со стороны платформ.

Литература

1. Lundvall B.-Е., Ed. (1992). National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London: New York, Pinter Publishers.
2. Freeman C. (1987). Technology Policy and Economic Performance: Lessons from Japan. London, Pinter
3. Nelson R.R. and N. Rosenberg (1993). Technical Innovation and National Systems. National Innovation Systems: A Comparative Analysis. R.R. Nelson (ed.), New York, Oxford University Press.
4. Metcalfe J.S. and I. Miles, Eds. (2000). Innovation Systems in the Service Economy: Measurement and Case Study Analysis. Boston, Kluwer Academic Publishers.
5. Крюков В., Маршак В. Нефтегазовый сектор в экономическом развитии России // Регион: Экономика и социология. 2013. №2. С. 148 – 156.
6. Конторович А.Э., Эдер Л.В., Немов В.Ю. Нефть и газ в экономике России // Нефтяное хозяйство. 2013. № 1. С. 4-8.
7. Наука и технологии Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.strf.ru (дата обращения: 03.00.2015).
8. Эдер Л.Н., Филимонова И.В. Основные проблемы инновационного развития нефтегазовой отрасли в области добычи нефти и газа // Бурение и нефть. 2014. №4. С. 165 – 184.

References

1. Lundvall B.А., Ed. (1992). National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London: New York, Pinter Publishers.
2. Freeman C. (1987). Technology Policy and Economic Performance: Lessons from Japan. London, Pinter
3. Nelson R.R. and N. Rosenberg (1993). Technical Innovation and National Systems. National Innovation Systems: A Comparative Analysis. R.R. Nelson (ed.), New York, Oxford University Press.
4. Metcalfe J.S. and I. Miles, Eds. (2000). Innovation Systems in the Service Economy: Measurement and Case Study Analysis. Boston, Kluwer Academic Publishers.
5. Kryukov V., Marshak V. (2013). Oil and gas sector in the economic development of Russia, Region: Economics and Sociology 2. Рp. 148 – 156.
6. Kontorovich A.E., Eder L.V., Nemov V.Yu. (2013). Oil and gas in the Russian economy // Oil Industry. 2013. No.1. Pp. 4 – 8.
7. Science and Technology of the Russian Federation [online] Available at: http://www.strf.ru. [Accessed 1 July 2015].
8. Eder L.N., Filimonova I.V., 2014. The main problems of innovative development of the oil and gas industry in the field of oil and gas production // Drilling and oil. No.4. 2014. Pp. 165 – 184.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Погодаева Т.В.

    Погодаева Т.В.

    к.э.н., доцент

    Тюменский государственный университет

    Жапарова Д.В.

    Жапарова Д.В.

    Аспирант

    Тюменский государственный университет

    Казанцева Н.А.

    Казанцева Н.А.

    магистрант

    Тюменский государственный университет

    Просмотров статьи: 16257

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru