УДК:
DOI:

Ускорение трансформации мирового энергетического рынка и развитие торговли сжиженным природным газом

Speeding up Transformations in the World Energy Market and Shaping up Trade in LNG

A. IVANOV, All-Russian market research Institute (VNIKI), MGIMO

На фоне коренного изменения структуры мирового энергопотребления за последние 10 лет прослеживается постепенно расширяющийся рынок природного газа, рассматриваемый экспертами как топливо ХХI века. Развитие международной торговли им в сжиженном состоянии (в 600 раз меньше по объему) – уже до 1/3 мировых поставок – позволяет выйти за пределы трубопроводных кластеров, на межконтинентальные рубежи, образуя цельный мировой рынок. Однако, в условиях неопределенности рыночных перспектив вследствие стремления диверсифицировать источники топлива странами Европы при возможном росте спроса в странах Азии, перед Россией стоит проблема расширения своего экспорта СПГ, и более того – становления новой национальной модели рынка газа.

At the background of the structural changes in the world fuel consumption during the last century – a gradually progressing gas market is regarded by experts as that of the fuel of the XXI century. The growing international gas trade in LNG state (making up to 1/3 of the total gas trade) makes it possible to breakthrough the limits of pipeline served clusters to a flexible intercontinental trade – to the whole world market. In view of the diversification of imports’ policy conducted by the European countries and a possible demand in the Asian markets – Russia should speed up its LNG exports and moreover – accept a new model of national gas policy.

Коренные сдвиги на историческом полотне энергетики

В истекшем веке население земного шара возросло почти в 4 раза (с 1,65 до 6,1 млрд.  человек), а суммарное энергопотребление – в 23 раза, т.е. в 6 раз быстрее (а вследствие повышения эффективности энергопользования – продуктивность энергоотдачи нарастала еще скорее). Производственные и бытовые потребности в топливе удовлетворялись углеводородами в твердом, жидком, а затем и в газообразном виде в зависимости от расширявшейся целевой специфики спроса, открытия природных ресурсов и развития технологических возможностей их освоения и транспортировки.
Взгляд на развитие структуры мирового энергопотребления по видам топлива, предлагаемый известной в энергобизнесе сервис-компанией Шлюмберже, показывает, что в начале прошлого века около 55% мировых топливных потребностей покрывалось каменным углем и порядка 40% – биотопливом (дровами, отходами). А после масштабной ресурсно-технологической революции картина существенно изменилась. К 1970-м гг. первенст­вовала нефть, взлетевшая во второй трети века до 40% и вытеснившая уголь на второй план (к 25%). Третьим по объему потребления стал природный газ, среди всех видов наиболее устойчиво (хотя и весьма плавно) наращивавший свою долю (превысившую в 80-х гг. двадцатипроцентный рубеж) [1]. Авторитетные эксперты нарекли его «главным источником энергии ХХI века» [2]. Показательно, что за последнее десятилетие (к 2014 г.) мировое потребление нефти увеличилось всего на 8,8%, а газа – на 25,9%. За прошеший период к десятипроцентной отметке снизилась доля биотоплива и, вместе с тем, устойчиво вырабатывалась гидроэлектроэнергия, а в энергобалансе 30 стран закрепилась ядерная энергетика. В последние же годы стали ощутимы (до 2,5%) альтернативные (возобновляемые) источники энергии (ветра, солнца, приливов, геотермальные и т. д.), в выработке которых преуспели США, ФРГ, Испания и, особенно, – Китай (рис. 1).

К новому формату газовой отрасли

В наши дни мировая энергетика претерпевает крутые трансформации вследствие технологических всплесков (в добыче труднодоступных залежей, развитии новых форм доставки), активного торгово-политического вмешательства (от сбивания цен странами ОПЕК до разрушительных санкций США), а также – обострения военно-политических конфликтов.

Доля СПГ в мировой торговле с 2004 г. по 2014 г.
повысилась с 26,2% до 33,4%. Поставки СПГ осуществляют 19 стран,
а его закупки – 28.

Сущест­венно возросла неустойчивость рынков энергоресурсов, что побудило многих импортеров диверсифицировать поставщиков и каналы доставки. На этом фоне природный газ, как экологически наиболее чистое топливо, действительно рассматривается в ряду приоритетных источников энергии нынешнего века. К его середине, согласно близким друг другу оценкам компаний ExxcnMobil, Shell и BP, доля газа в мировом энергопотреблении (при учете в общей сумме возобновляемых источников энергии, биомассы) составит около 26% [2]).
Существенно, что ранее передаваемый только по трубопроводам газообразный продукт ныне в нарастающей мере поставляется в жидком виде – сжиженного природного газа – СПГ (в 600 раз меньшим объемом). Доля СПГ в мировой торговле с 2004 г. по 2014 г. повысилась с 26,2% до 33,4% (табл. 1). Поставки СПГ осуществляют 19 стран, а его закупки – 28. Его морские перевозки выполняет флот из 365 специализированных танкеров с холодильными установками. Торговля газом, ранее разделенная на трубопроводные кластеры с неизменными партнерами, нынче становится маневренной, мобильной, охватывает межконтинентальные маршруты, преобразуя разрозненные сегменты в цельный всемирный рынок газа с расширенной конкуренцией.
Традиционные трубопроводные поставки все еще составляют основную массу международных газовых операций (в 2014 г. – 664 млрд.  м3 – 66,6% торговли газом). Основные поставщики по трубам (в %): Россия (28,2), Норвегия (15,2), Канада (11,2), и более чем по 6% поставляют Голландия, США и быстро укрепляющийся Туркменистан. Все же ухудшение конъюнктуры в 2014 г. повлекло редкостное сокращение (против 2013 г. ) поставок по трубам на 6,2%, в том числе из Голландии на 30%, а из России почти на 12%.
Набирающий обороты экспорт СПГ (в 2014 г. – 333 млрд. м3) осуществляют относительно новые страны-производители (и стоящие за ними монополии). В последние годы первенствует в этой сфере крохотный Катар, отгружающий 31% (2014 г.) мировых поставок, – с 14 терминалами и 15% мирового танкерного флота. За ним следуют Малайзия и форсирующая выпуск жидкого продукта Австралия (около 10% каждая), Нигерия, Индонезия,Тринидад и Тобаго и самый давний в этой сфере – Алжир (от 7,6 до 5,1%), а также вошедшая в ряды экспортеров СПГ – Россия (около 5%).
Почти 3/4 поставок СПГ направляется в страны АТР и около 15% – в европейские страны, прежде всего – в Испанию. Крупнейшим покупателем СПГ является Япония (в %, 2014 г.): – 36,2, за которой следуют Южная Корея (15,3), Китай (8,1), Индия (5,7), Тайвань (5,4).
Объем мировой торговли СПГ в 2014 г. несколько замедлился, увеличившись лишь на 2,1%, при этом в условиях обострившейся конкуренции поставки основного экспортера продукта – Катара в таком же размере снизились. Однако существующие (и частично начатые реализацией) 50 проектов по развитию торговли СПГ позволяют ожидать ее заметного расширения в недалеком будущем. По данным Международного газового союза, Австралия начала реализацию 7 проектов, которые позволят утроить поставки СПГ, США – четырех проектов, Россия – четырех (на Ямале, Сахалине, близ Владивостока и Санкт-Петербурга) (рис. 2).

В наши дни мировая энергетика претерпевает крутые трансформации вследствие технологических всплесков (в добыче труднодоступных залежей, новых форм доставки), активного торгово–политического вмешательства (от сбивания цен странами ОПЕК до разрушительных «санкций» США), а также – обострения военно–политических конфликтов. Существенно возросла неустойчивость рынков энергоресурсов, что побудило многих импортеров диверсифицировать поставщиков и каналы доставки.

В условиях кризисного двукратного падения цен на нефть со второго полугодия 2014 г. цены на газ обозначили несколько смягченную тенденцию к снижению. Германские цены на трубопроводный газ составили, в среднем, за 2014 г. – 9,1 долл., в 1 квартале 2015 г. – 8,6, а в апреле – 7,4 долл. (за млн БТЕ). Цены на японские закупки СПГ составили, соответственно, 16,3; 14,3 и 13,7 долл.
Что касается ресурсного обеспечения мирового газового рынка, то, по нынешним оценкам, доступных разведанных запасов газа хватит почти на 55 лет потребления в нынешних объемах. Россия – в мировых лидерах по запасам природного газа, располагая, по оценкам ВР, около 17,4% ресурсов (запасов), а Иран – чуть больше 18%, а Катар – 7% («оседлавшие» крупнейшее в мире месторождение «Южный Парс»). А по добыче газа Россия (в 2014 г. – 640,3 млрд. м3) занимает второе место в мире (18,1), несколько уступая «сланцевым усилиям» США (21,4%%) и почти вдвое превосходя совместную добычу «хорошо обеспеченных» Ирана и Катара (10%). В 2014 г. 28,3% российской продукции газа было направлено на экспорт [4].

Задачи решения актуальных проблем отрасли

Академик А.Н. Дмитриевский недавно подметил, что «газовая отрасль России объективно подошла к некоей переломной черте в своем долгосрочном развитии». Для обеспечения расширенного воспроизводства газа необходим прирост разведанных запасов газа, – освоение ресурсов шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Нужно развивать внутренний рынок газа, биржевую торговлю им, создавать новые институты рынка газа, определяющие становление российской национальной модели рынка природного газа, которая сопрягалась бы с системой международных договоров, «обеспечивающих новый уровень взаимодействий стран-производителей и стран-потребителей газа и нефти». Для этого «необходимо определить, каковы пути и основные векторы институциональной эволюции не только ТЭК России, но и стран-производителей нефти и газа» [5])

Нужно развивать внутренний рынок газа, биржевую торговлю им, создавать новые институты рынка газа, определяющие становление российской национальной модели рынка природного газа, которая сопрягалась бы с системой международных договоров, «обеспечивающих новый уровень взаимодействий стран–производителей и стран–потребителей газа и нефти.

Академик А.Н. Дмитриевский

Фактически так авторитетным специалистом были сжато сформулированы назревшие технические, организационные и торгово-политические проблемы отрасли.
В докладе Министерства энергетики РФ «Итоги работы ТЭК России в 2014 году. Задачи на среднесрочную перспективу» [6] приводится схематичный прогноз на предстоящее 20-летие, где предусматривается резкое увеличение в 2025 – 2035 гг. экспорта газа в восточные страны благодаря расширению поставок СПГ (рис. 2).
Нахождению путей решения назревших проблем газового рынка был посвящен состоявшийся в Москве второй «СПГ Конгресс, Россия 2015», организованный компанией «Vostock Capital» по приглашению официальных российских властей и бизнеса. Как и его предшественник 2014 г., конгресс явился полезной эксперт­ной площадкой для продуктивного обмена опытом и поиска решений по развитию СПГ-индустрии. Большой интерес к нему проявили ряд крупных стран-импортеров (Германия, Япония, Испания) и крупных монополий, сотрудничающих с Россией.
Конгресс рассмотрел вопросы передовых технологий и инноваций в ведении дела, в частности, концепции модульного проектирования нефтегазовых комплексов, содействующего оптимизации морских транспортных систем по вывозу СПГ, управлению сроками поставки и снижению рисков. Были рассмотрены технологии для крупнотоннажных и среднетоннажных проектов, а также малотоннажных заводов СПГ. Обсуждались возможности автономной газификации отдаленных районов, использования газомоторного топлива, создания газомоторных федеральных и международных коридоров.

Россия ставит цель – увеличить в среднесрочной перспективе свою долю на мировом рынке сжиженного природного газа с нынешних 5% до 12%.

При активном участии президента Российского газового общества, заместителя председателя Комитета Государственной думы по энергетике П.Н. Завального были рассмотрены последние изменения на рынке СПГ, конкурентоспособность российского сжиженного газа и проекты СПГ по России. Было отмечено, что мировой рынок СПГ находится в состоянии ресурсной неопределенности, и многое будет зависеть от хода диверсификации энергопотребления в странах Европы и перспектив спроса на рынках газа в странах АТР. Обсуждался, в частности, вопрос о конкуренции и сотрудничестве России с Катаром. Налаживание сотрудничества с участниками рынка СПГ, в том числе с экспортерами, является разумным путем к здоровому развитию рынка этого перспективного продукта.
На парламентском часе 10 июня с.г. министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что либерализация экспорта СПГ стала хорошим стимулом для российских и зарубежных компаний инвестировать в строительство мощностей по сжижению природного газа. Россия намерена расширить свое участие на мировом рынке сжиженного природного в среднесрочной перспективе.. «Доля России на сегодняшний день на мировом рынке СПГ — менее 5%, и целевой задачей является выход на 12% от общего объема рынка», — сказал А. Новак, выступая в Госдуме.

Литература

1. Energy Perspectives. Leading the Energy Transitions// Schlumberger Business C. [Электронный ресурс] URL: https://www.sbc.slb.com/~/media/Files/Our%20Ideas/Energy%20Perspectives/Energy%20Perspectives%20-%20Winter%202012 (дата обращения – 10.05.2015).
2. Кучеров В.Г., Золотухин А.Б., Бессель В.В., Лопатин А.С., Мартынов В.Г. Природный газ – главный источник энергии в ХХI веке // Газовая промышленность. Специальный выпуск, 716/2014.
3. BP Statistical Review of World Energy, June 2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-2015/BP-statistical-­review-of-world-energy-2015-full-report.pdf (дата обращения: 10.05.2015).
4. Виноградова О. Мировые итоги: газ 2014 // Нефтегазовая вертикаль. 2015. №4. С. 4 – 8.
5. Дмитриевский А.Н. К национальной модели рынка природного газа // Газовая промышленность. Специальный выпуск, 716/2014. С. 6 – 7.
6. Доклад Министерства энергетики РФ «Итоги работы ТЭК России в 2014 году. Задачи на среднесрочную перспективу». М., 2015. С. 17. Сайт журнала «Бурение и нефть». [Электронный ресурс] URL: http://burneft.ru/files/report170315.pdf (дата обращения: 12.05.2015).

References

1. Energy perspectives. leading the energy transitions // Schlumberger Business C. [Electronic resource] URL: https://www.sbc.slb.com/~/media/Files/Our%20Ideas/Energy%20Perspectives/Energy%20Perspectives%20-%20Winter%202012 (reference date: 10.05.2015).
2. Kucherov V.G., Zolotukhin, A.B, Bessel V.V, Lopatin A.S, Martynov V.G. Natural gas is the main source of energy in the XXI century // Gas industry. Special edition, 716/2014. P. 11.
3. BP Statistical review of World Energy, June 2015. [Electronic resource] URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-2015/BP-statistical-review-of-world-energy-2015-full-report.pdf (reference date: 10.05.2015).
4. Vinogradova O. World results: gas 2014 // Oil and gas vertical. 2015. No.4. Pp. 4 – 8.
5. Dmitrievsky A.N. To the national natural gas market model // Gas industry. Special issue 716/2014. Pp. 6 – 7.
6. The report of Russian Federation Ministry of energy “The results of Russian fuel and energy complex in 2014. Objectives for the medium term. M., 2015. P. 17. The website of «Drilling and oil» magazine. [Electronic resource] URL: http://burneft.ru/files/report170315.pdf (reference date: 12.05.2015).

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Иванов А.С.

    Иванов А.С.

    к.э.н., доцент, ученый секретарь

    Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ)

    Просмотров статьи: 6964

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru