Следуя в американском конвое
Лето бурных военных событий 1944 г. было в разгаре. Наконец-то наши англо-американские союзники открыли долгожданный (ждали целых три года) второй фронт – началась высадка десанта через Ла-Манш. В поддержку наступающим из США направлялись ресурсные подкрепления.
… Небольшое грузопассажирское судно «Erin» (так в шекспировские времена именовалась Ирландия) уже целую неделю шло по северной Атлантике из Нью-Йорка в шотландский Эдинбург. Оно следовало в жестком распорядке огромного «конвоя» – группировки из более 40 судов, шедших 6-ю плотными колоннами, кильватер которых уходил сзади за горизонт. По периметру конвой сопровождали эсминцы, а сверху – дирижабль наблюдения. «Erin» возглавлял левую колонну, а во главе соседней колонны справа остойчивым ходом рассекал волны тяжело груженный нефтепродуктами танкер водоизмещением 12 тыс. тонн, размером намного превосходивший остальные суда. Понятное дело: десантная техника нуждалась в топливе.
Тринадцатилетний Андрей Рощин (в последующем – мой однокурсник по институту) удобно расположился в шезлонге на палубе «Ерина», впервые за несколько дней сняв с себя душный спасательный жилет и вознамерившись зарисовать купленной в США ручкой-самопиской (недавнее новшество!) красавец-танкер с необычной кормовой надстройкой и отодвинутой назад трубой.
Год назад народный комиссар иностранных дел В.М. Молотов назначил Андрюшиного отца советником Посольства СССР в Лондоне, и теперь семья должна была воссоединиться, минуя зону ожесточенных боевых действий. Завершалась их с мамой кругосветная «одиссея» из далекой Москвы – поездом до Владивостока, затем пароходом, через океан, – в американский Портленд, а потом через удивительную страну автомобилей и небоскребов – в Вашингтон и Нью-Йорк
Начав наносить на бумагу контуры танкера, Андрей (да и все те, кто был на палубе) не обратил внимания на стремительный бурунчик, пересекший курс судна прямо перед носом корабля и устремившийся к соседнему танкеру. А через несколько секунд последовал оглушительный взрыв – и гигантский сполох дыма окутал полнеба…
С кормы «Ерина» и с других судов началась беспорядочная стрельба по воде, раздались глухие взрывы глубинных бомб. Танкер затонул после попадания торпеды, и лишь двоим морякам удалось спастись – их выловили суда, шедшие следом.
Через двое суток конвой без новых потерь прибыл в Эдинбург, и вскоре поезд доставил пассажиров в Лондон, зализывавший следы многочисленных бомбардировок.
Об аналогичном, более раннем конвое вспоминал десантник 101-й воздушно-десантной дивизии США Томас Тейлор. Их конвой также формировался на рейде Нью-Йорка. Десантников в транспорт «Самария» набилось много, приходилось спать посменно, а от духоты – иногда и на палубе. Им было велено постоянно носить спасжилеты, прекратить курить – вводились требования светомаскировки.
Питание было скудным, свежая пресная вода выдавалась только для питья. Тревоги из-за немецких подлодок вынуждали конвой маневрировать и то и дело менять курс. Однажды «Самарию» даже чуть не протаранили»*). Но все обошлось благополучно, и по прибытии, после напряженных учений и тренировочных прыжков, десантники 101-й дивизии включились в операцию по высадке союзных войск во Франции.
В форсировании Ла-Манша участвовало более 4 тыс. плавсредств – кораблей, транспортов и барж, а также 1730 военно-транспортных самолетов. Всю ночь генерал Дуайт Эйзенхауэр провожал их на аэродроме, и все они – благополучно, без потерь авиатехники – выполнили задание. Было осуществлено 10,5 тыс. боевых самолето-вылетов, десантировано 185 тыс. военнослужащих и 19 тыс. единиц боевой техники. Береговая оборона немцев оказалась довольно рыхлой. Ведь все основные силы Германии были сосредоточены на восточном фронте – против Советского Союза.
Интересно, что в дни штурма по дну Ла-Манша было проложено на французский берег 4 подводных трубопровода для снабжения горючим наступающей техники. Видимо, был использован ленинградский опыт снабжения горючим осажденного города через трубопровод, проведенный по дну Ладожского озера.
Следует отметить, что в том же 1944 г. наступающие войска Красной Армии оперативно проложили с румынских нефтепромыслов Плоешти сборно-разборный нефтепровод на Запад протяженностью 225 км – для обеспечения горючим танковых и механизированных частей. В короткий срок через него было прокачано 610 тыс. т нефтепродуктов. Стратегическое положение этих промыслов было весьма значимым. Невольно вспоминаются висевшие в Москве лозунги 1942 – 43 гг.: «Фашисты, вы себя не тешьте – не будет нефти вам в Плоешти!» (таков был тогдашний ориентир для нашей бомбардировочной авиации).
Среди американских десантников 101-й дивизии был новобранец – Джозеф Байерли. Впоследствии он был захвачен немцами в плен, но бежал из концлагеря на восток, к наступавшим русским. Принятый советскими танкистами в свои ряды, участвовал в штурме Берлина, был ранен. Навещавший в госпитале раненых маршал Г.К. Жуков написал американцу направление в Москву для возвращения домой. В дальнейшем Джозеф Байерли был отмечен американскими и советскими боевыми наградами, а более 60 лет спустя его сын Джон Байерли стал Чрезвычайным и Полномочным Послом США в России (по 2011 г.).
Размах подводных операций
Фашисты сосредоточили ведущуюся морскую войну на подрывных действиях своих подводных лодок – скрытном и безжалостном уничтожении торговых судов. **) Командующий германским подводным флотом гросс-адмирал К. Дениц осуществлял централизованную связь со всеми лодками в Атлантике и управление ими через передатчик, расположенный на вершине Эйфелевой башни. Только в первом полугодии 1942 г. немецкими субмаринами было потоплено 397 судов союзников (тоннажем свыше 2 млн т), при этом погибло более 5 тыс. моряков. Немцы же потеряли всего 7 подводных лодок с экипажами в 300 человек.
Притягательной и наиболее легкой мишенью для немцев были конвои – караваны торговых судов с грузами военной и продовольственной помощи.
Товарная стоимость поставок по Ленд-лизу из США составила в 1941 – 1945 гг. 46 млрд долл. (по тогдашним ценам), которые распределялись следующим образом: основная часть – 66% – Великобритании, 21% – Советскому Союзу, 3% – Франции, 1,4% – Китаю и т.д.
За время Великой Отечественной войны из США в Советский Союз было поставлено более 17 млн т грузов, половина из которых направлялась на кораблях под советским флагом (с декабря 1941 шла американо-японская война) из Калифорнии в наши дальневосточные порты. Четверть грузов доставлялась через южные моря и Иран. Остальная часть – наиболее уязвимым маршрутом конвоями – через Северную Атлантику – в Мурманск, Архангельск и другие приполярные порты. Первый конвой благополучно прибыл из Англии в Архангельск 30 августа 1941 г. Но так было не всегда.
Всего за время войны в СССР через Атлантику было направлено 78 конвоев, в которых участвовало 1570 грузовых судов; 84 из них (5,4%) были потоплены немецкими подводными лодками, и 41 судно повреждено, но затем вернулось в строй. Караваны шли со скоростью 9 – 10 узлов, рейс занимал 10 – 12 дней. Наиболее трагичной была судьба конвоя «PQ-17», вышедшего из Исландии в июне 1942 г. Опасаясь нападения немецкого линкора «Тирпиц», англичане отделили охранение от изменившего курс каравана. В результате из 34 транспортных судов 24 погибли от немецких торпед. Советская эскадра и морская авиация устремились навстречу и сопроводили оставшиеся суда в Архангельск. К тому же англичане «проворонили» накануне фатальную торпеду в свой крейсер «Эдинбург», доставлявший 5,5 т золота – советскую плату за военные поставки.
Возмущенный И. Сталин, едва сдерживаясь рамками дипломатии, писал У. Черчиллю 23 июля 1942 г.: «Приказ Английского адмиралтейства 17-му конвою (сопровождению) покинуть транспорты и вернуться в Англию, а транспортным судам рассыпаться и добираться в одиночку до советских портов без эскорта наши специалисты считают непонятным и необъяснимым». Так или иначе, поставки были приостановлены на два месяца.
Вместе с тем нарастали сила и действенность союзного и советского Военно-морского флота, в том числе подводного. Еще в 1943 г. немцы перегородили Балтику противолодочными сетями и минными заграждениями, на которых гибли наши подлодки. Постепенно подводники научились преодолевать их и наносить ощутимые удары по врагу. Подводная лодка под командованием Николая Лунина торпедировала немецкий линкор «Тирпиц», серьезно повредив его (за что отца капитана немцы публично казнили в захваченном Ростове). Лодка капитана Алексея Матиясевича отправила на дно 17 вражеских кораблей и транспортов, а лодка Петра Грищенко – 18 судов и кораблей противника (35,5 тыс. т).
Однако подводником №1 считается капитан 3-го ранга Александр Маринеско, нанесший поражение кораблям общим водоизмещением 42,5 тыс. брутто-регистровых т (единица измерения грузоподъемности судна – брт.). Его лодка «С-13» торпедировала крейсер «Генерал фон Штойбен» (14,7 тыс. т), а 30 января 1945 г. провела, по мнению военных историков, «атаку века», трехторпедным залпом (четвертая торпеда застряла в аппарате) отправив на дно фашистский суперлайнер «Вильгельм Густлов» (25,5 тыс. брт).
В итоге за последние полгода войны из 250 кораблей трансатлантических конвоев немцам удалось торпедировать всего два судна. В то же время все 26 немецких субмарин, рыскавших в Северной Атлантике, были уничтожены объединенными усилиями союзников.
Всего за годы войны фашистской Германией, в основном субмаринами, было потоплено около 2 тысяч военных и торговых судов союзников (тоннажем 13,5 млн т), погибло около 70 тыс. военных моряков и 30 тыс. моряков торговых судов.
Германией за это время было выпущено 1170 подводных лодок; 863 из них закончили свой путь на морском дне, как и около 40 тыс. немецких подводников.
*) К сожалению, такая трагедия произошла ранее – 2 октября 1942 г. Знаменитый британский суперлайнер «Куин Мэри» водоизмещением более 80 тыс. т с 10 тыс. военнослужащих на борту при подходе к берегам Англии протаранил маневрировавший крейсер сопровождения «Кюрасао», разрубив его надвое. И он затонул через 6 минут, унеся с собой жизни 338 матросов. Английские власти не сообщили родственникам погибших об обстоятельствах их гибели, а Королевский суд в закрытом режиме 6 лет рассматривал это дело, присудив 2/3 вины командованию крейсера, а 1/3 – руководству неповоротливого лайнера.
**) По свидетельству американского военно-морского журнала, во время Первой Мировой войны капитан немецкой подводной лодки, потопившей около 500 торговых судов, всплывал перед торпедированием и сигналил, чтобы люди садились в спассредства. И только после этого выпускал торпеды. Учитывая это, англичане на послевоенном трибунале высказывались за неприменение к нему жесткой меры.
Лавируя между торчащими из воды мачтами
Позади осталась трудная трехлетняя война Советского Союза один на один с фашистами в Европе, высадка союзников во Франции, освобождение Красной Армией Восточной Европы и взятие Берлина. Наступила долгожданная Победа.
9 мая 1945 г. школьник Андрей Рощин встретил в Лондоне, на Kensington Palace Gardens, 13, участвуя во встрече премьер-министра Великобритании У. Черчилля, посетившего Советское посольство.
А спустя полтора года Рощины возвращались на Родину. Корабль уходил из Плимута. Но пришлось ожидать в порту несколько дней, пока судно не пройдет процедуру «размагничивания». Война закончилась, но оставалось ее грозное наследие – магнитные и плавучие мины. Автору хорошо знакома эта проблема, поскольку довелось в начале 1946 г. плыть по Японскому морю на крупном транспорте, когда море впереди постоянно прощупывалось прожекторами, а на приварных к верхней палубе платформах стояли небольшие пушки, готовые открыть огонь по сорванным с якорей блестящим шарам «с рожками».
78 конвоев, в которых участвовало 1570 грузовых судов.
Наконец судно отошло от Плимута, и пассажирам открылась удручающая картина: на относительно узком и мелком Ла-Манше сплошь и рядом попадались торчащие из воды мачты. Судно шло малым ходом, лавируя между застывшими мемориалами вдохновенному человеческому созиданию и трагическому разрушению. Впереди пассажиров ждал порт прибытия – Лиепая и конечный пункт маршрута – Москва.
Большое будущее предстояло шедшему кораблю.
К-21. Советская подлодка типа «Декабрист» – Д-3 «Красногвардеец» Северного флота: за семь боевых походов потопила девять немецких кораблей и два серьезно повредила
Он был трофейным и имел «географическое» название – «Экватор». Через три года его переоборудуют в плавучий морской институт с многочисленными лабораториями и научными сотрудниками. Созданный для океанологических исследований экспедиционный корабль получит красивое имя «Витязь» и на долгое время станет нашим научным флагманом. На его исследовательском счету будут десятки тысяч промеров океанских глубин, открытия по рельефу дна океана, его предельным глубинам – в районе Марианской впадины. Он начнет сотрудничество с океанологическими группами США, Франции, Великобритании, Швеции и включится в координируемые исследования в составе научного морского флота всех стран мира, насчитывающего ныне, по оценке ООН, более 500 судов. ***)
А на морских просторах (даже несмотря на потуги инициаторов нынешних «санкций») ведется международное научное сотрудничество, а также – странами и компаниями – хозяйственное освоение морских глубин и богатых месторождений шельфов и океанского дна. Общеизвестно, что уже 34% мировой продукции нефти и 25% газа добываются на морском дне.
9 апреля 2015 г.