УДК:
DOI:

Вторая мировая война: союзники, конвои, подводный фронт

The second World war: allies, convoys, submarine front

A. IVANOV, All-Russian market research Institute (VNIKI), MGIMO

Вторая мировая война, развязанная фашистами, по своим масштабам стала самой жертвенной в истории человечества. Это была непримиримая схватка государств, военно-политических альянсов, многомиллионных армий, а также жесткое противостояние огромных технологических и ресурсных потенциалов, в том числе и энергетических. Перед нападением на нашу страну Германия со своими сателлитами по добыче угля несколько превосходила СССР, однако по производству нефти (около 10 млн т) более чем втрое уступала Советскому Союзу и почти в 20 раз (!) добывала меньше, чем Соединенные Штаты. Советско-американское сотрудничество при позитивном отношении президента Ф.Д. Рузвельта развивалось по разным направлениям и сыграло историческую роль в спасении человечества от фашистской чумы. Заслуживают внимания воспоминания о некоторых событиях войны – как на макро-, так и на микроуровне.

About the Second World war through the eyes of a schoolboy, the son of a Russian diplomat and the language of figures, confirming the contribution to the Victory of the allies of the Soviet Union. War at the sea is a separate topic of memories.

Следуя в американском конвое

Лето бурных военных событий 1944 г. было в разгаре. Наконец-то наши англо-американские союзники открыли долгожданный (ждали целых три года) второй фронт – началась высадка десанта через Ла-Манш. В поддержку наступающим из США направлялись ресурсные подкрепления.
… Небольшое грузопассажирское судно «Erin» (так в шекспировские времена именовалась Ирландия) уже целую неделю шло по северной Атлантике из Нью-Йорка в шотландский Эдинбург. Оно следовало в жестком распорядке огромного «конвоя» – группировки из более 40 судов, шедших 6-ю плотными колоннами, кильватер которых уходил сзади за горизонт. По периметру конвой сопровождали эсминцы, а сверху – дирижабль наблюдения. «Erin» возглавлял левую колонну, а во главе соседней колонны справа остойчивым ходом рассекал волны тяжело груженный нефтепродуктами танкер водоизмещением 12 тыс. тонн, размером намного превосходивший остальные суда. Понятное дело: десантная техника нуждалась в топливе.
Тринадцатилетний Андрей Рощин (в последующем – мой однокурсник по институту) удобно расположился в шезлонге на палубе «Ерина», впервые за несколько дней сняв с себя душный спасательный жилет и вознамерившись зарисовать купленной в США ручкой-самопиской (недавнее новшество!) красавец-танкер с необычной кормовой надстройкой и отодвинутой назад трубой.
Год назад народный комиссар иностранных дел В.М. Молотов назначил Андрюшиного отца советником Посольства СССР в Лондоне, и теперь семья должна была воссоединиться, минуя зону ожесточенных боевых действий. Завершалась их с мамой кругосветная «одиссея» из далекой Москвы – поездом до Владивостока, затем пароходом, через океан, – в американский Портленд, а потом через удивительную страну автомобилей и небоскребов – в Вашингтон и Нью-Йорк
Начав наносить на бумагу контуры танкера, Андрей (да и все те, кто был на палубе) не обратил внимания на стремительный бурунчик, пересекший курс судна прямо перед носом корабля и устремившийся к соседнему танкеру. А через несколько секунд последовал оглушительный взрыв – и гигантский сполох дыма окутал полнеба…
С кормы «Ерина» и с других судов началась беспорядочная стрельба по воде, раздались глухие взрывы глубинных бомб. Танкер затонул после попадания торпеды, и лишь двоим морякам удалось спастись – их выловили суда, шедшие следом.
Через двое суток конвой без новых потерь прибыл в Эдинбург, и вскоре поезд доставил пассажиров в Лондон, зализывавший следы многочисленных бомбардировок.
Об аналогичном, более раннем конвое вспоминал десантник 101-й воздушно-десантной дивизии США Томас Тейлор. Их конвой также формировался на рейде Нью-Йорка. Десантников в транспорт «Самария» набилось много, приходилось спать посменно, а от духоты – иногда и на палубе. Им было велено постоянно носить спасжилеты, прекратить курить – вводились требования светомаскировки.

В форсировании Ла–Манша участвовало более 4 тыс. плавсредств – кораблей, транспортов и барж, а также 1730 военно–транспортных самолетов.

Питание было скудным, свежая пресная вода выдавалась только для питья. Тревоги из-за немецких подлодок вынуждали конвой маневрировать и то и дело менять курс. Однажды «Самарию» даже чуть не протаранили»*). Но все обошлось благополучно, и по прибытии, после напряженных учений и тренировочных прыжков, десантники 101-й дивизии включились в операцию по высадке союзных войск во Франции.
В форсировании Ла-Манша участвовало более 4 тыс. плавсредств – кораблей, транспортов и барж, а также 1730 военно-транспортных самолетов. Всю ночь генерал Дуайт Эйзенхауэр провожал их на аэродроме, и все они – благополучно, без потерь авиатехники – выполнили задание. Было осуществлено 10,5 тыс. боевых самолето-вылетов, десантировано 185 тыс. военнослужащих и 19 тыс. единиц боевой техники. Береговая оборона немцев оказалась довольно рыхлой. Ведь все основные силы Германии были сосредоточены на восточном фронте – против Советского Союза.
Интересно, что в дни штурма по дну Ла-Манша было проложено на французский берег 4 подводных трубопровода для снабжения горючим наступающей техники. Видимо, был использован ленинградский опыт снабжения горючим осажденного города через трубопровод, проведенный по дну Ладожского озера.


Сицилия 31 июля 1943 г. Взрыв американского корабля, груженного боеприпасами

Следует отметить, что в том же 1944 г. наступающие войска Красной Армии оперативно проложили с румынских нефтепромыслов Плоешти сборно-разборный нефтепровод на Запад протяженностью 225 км – для обеспечения горючим танковых и механизированных частей. В короткий срок через него было прокачано 610 тыс. т нефтепродуктов. Стратегическое положение этих промыслов было весьма значимым. Невольно вспоминаются висевшие в Москве лозунги 1942 – 43 гг.: «Фашисты, вы себя не тешьте – не будет нефти вам в Плоешти!» (таков был тогдашний ориентир для нашей бомбардировочной авиации).


Американский морской дирижабль ищет малейший признак приближения вражеских субмарин, июнь 1943


Среди американских десантников 101-й дивизии был новобранец – Джозеф Байерли. Впоследствии он был захвачен немцами в плен, но бежал из концлагеря на восток, к наступавшим русским. Принятый советскими танкистами в свои ряды, участвовал в штурме Берлина, был ранен. Навещавший в госпитале раненых маршал Г.К. Жуков написал американцу направление в Москву для возвращения домой. В дальнейшем Джозеф Байерли был отмечен американскими и советскими боевыми наградами, а более 60 лет спустя его сын Джон Байерли стал Чрезвычайным и Полномочным Послом США в России (по 2011 г.).

Размах подводных операций

Фашисты сосредоточили ведущуюся морскую войну на подрывных действиях своих подводных лодок – скрытном и безжалостном уничтожении торговых судов. **) Командующий германским подводным флотом гросс-адмирал К. Дениц осуществлял централизованную связь со всеми лодками в Атлантике и управление ими через передатчик, расположенный на вершине Эйфелевой башни. Только в первом полугодии 1942 г. немецкими субмаринами было потоплено 397 судов союзников (тоннажем свыше 2 млн т), при этом погибло более 5 тыс. моряков. Немцы же потеряли всего 7 подводных лодок с экипажами в 300 человек.


Нормандия 6 июня 1944 г. Высадка американского десанта

Притягательной и наиболее легкой мишенью для немцев были конвои – караваны торговых судов с грузами военной и продовольственной помощи.
Товарная стоимость поставок по Ленд-лизу из США составила в 1941 – 1945  гг. 46 млрд долл. (по тогдашним ценам), которые распределялись следующим образом: основная часть – 66% – Великобритании, 21% – Советскому Союзу, 3% – Франции, 1,4% – Китаю и т.д.
За время Великой Отечественной войны из США в Советский Союз было поставлено более 17 млн т грузов, половина из которых направлялась на кораблях под советским флагом (с декабря 1941 шла американо-японская война) из Калифорнии в наши дальневосточные порты. Четверть грузов доставлялась через южные моря и Иран. Остальная часть – наиболее уязвимым маршрутом конвоями – через Северную Атлантику – в Мурманск, Архангельск и другие приполярные порты. Первый конвой благополучно прибыл из Англии в Архангельск 30 августа 1941 г. Но так было не всегда.


Нормандия 6 июня 1944 г. Высадка американского десанта


Всего за время войны в СССР через Атлантику было направлено 78 конвоев, в которых участвовало 1570 грузовых судов; 84 из них (5,4%) были потоплены немецкими подводными лодками, и 41 судно повреждено, но затем вернулось в строй. Караваны шли со скоростью 9 – 10 узлов, рейс занимал 10 – 12 дней. Наиболее трагичной была судьба конвоя «PQ-17», вышедшего из Исландии в июне 1942 г. Опасаясь нападения немецкого линкора «Тирпиц», англичане отделили охранение от изменившего курс каравана. В результате из 34 транспортных судов 24 погибли от немецких торпед. Советская эскадра и морская авиация устремились навстречу и сопроводили оставшиеся суда в Архангельск. К тому же англичане «проворонили» накануне фатальную торпеду в свой крейсер «Эдинбург», доставлявший 5,5 т золота – советскую плату за военные поставки.
Возмущенный И. Сталин, едва сдерживаясь рамками дипломатии, писал У. Черчиллю 23 июля 1942 г.: «Приказ Английского адмиралтейства 17-му конвою (сопровождению) покинуть транспорты и вернуться в Англию, а транспортным судам рассыпаться и добираться в одиночку до советских портов без эскорта наши специалисты считают непонятным и необъяснимым». Так или иначе, поставки были приостановлены на два месяца.
Вместе с тем нарастали сила и действенность союзного и советского Военно-морского флота, в том числе подводного. Еще в 1943 г. немцы перегородили Балтику противолодочными сетями и минными заграждениями, на которых гибли наши подлодки. Постепенно подводники научились преодолевать их и наносить ощутимые удары по врагу. Подводная лодка под командованием Николая Лунина торпедировала немецкий линкор «Тирпиц», серьезно повредив его (за что отца капитана нем­цы публично казнили в захваченном Ростове). Лодка капитана Алексея Матиясевича отправила на дно 17 вражеских кораблей и транспортов, а лодка Петра Грищенко – 18 судов и кораблей противника (35,5 тыс. т).
Однако подводником №1 считается капитан 3-го ранга Александр Маринеско, нанесший поражение кораблям общим водоизмещением 42,5 тыс. брутто-регистровых т  (единица измерения грузоподъемности судна – брт.). Его лодка «С-13» торпедировала крейсер «Генерал фон Штойбен» (14,7 тыс. т), а 30 января 1945 г. провела, по мнению военных историков, «атаку века», трехторпедным залпом (четвертая торпеда застряла в аппарате) отправив на дно фашистский суперлайнер «Вильгельм Густлов» (25,5 тыс. брт).
В итоге за последние полгода войны из 250 кораблей трансатлантических конвоев немцам удалось торпедировать всего два судна. В то же время все 26 немецких субмарин, рыскавших в Северной Атлантике, были уничтожены объединенными усилиями союзников.
Всего за годы войны фашистской Германией, в основном субмаринами, было потоплено около 2 тысяч военных и торговых судов союзников (тоннажем 13,5 млн т), погибло около 70 тыс. военных моряков и 30 тыс. моряков торговых судов.
Германией за это время было выпущено 1170 подводных лодок; 863 из них закончили свой путь на морском дне, как и около 40 тыс. немецких подводников.

*) К сожалению, такая трагедия произошла ранее – 2 октября 1942 г. Знаменитый британский суперлайнер «Куин Мэри» водоизмещением более 80 тыс. т с 10 тыс. военнослужащих на борту при подходе к берегам Англии протаранил маневрировавший крейсер сопровождения «Кюрасао», разрубив его надвое. И он затонул через 6 минут, унеся с собой жизни 338 матросов. Английские власти не сообщили родственникам погибших об обстоятельствах их гибели, а Королевский суд в закрытом режиме 6 лет рассматривал это дело, присудив 2/3 вины командованию крейсера, а 1/3 – руководству неповоротливого лайнера.

**) По свидетельству американского военно-морского журнала, во время Первой Мировой войны капитан немецкой подводной лодки, потопившей около 500 торговых судов, всплывал перед торпедированием и сигналил, чтобы люди садились в спассредства. И только после этого выпускал торпеды. Учитывая это, англичане на послевоенном трибунале высказывались за неприменение к нему жесткой меры.

 

Лавируя между торчащими из воды мачтами

Позади осталась трудная трехлетняя война Советского Союза один на один с фашистами в Европе, высадка союзников во Франции, освобождение Красной Армией Восточной Европы и взятие Берлина. Наступила долгожданная Победа.
9 мая 1945 г. школьник Андрей Рощин встретил в Лондоне, на Kensington Palace Gardens, 13, участвуя во встрече премьер-министра Великобритании У. Черчилля, посетившего Советское посольство.
А спустя полтора года Рощины возвращались на Родину. Корабль уходил из Плимута. Но пришлось ожидать в порту несколько дней, пока судно не пройдет процедуру «размагничивания». Война закончилась, но оставалось ее грозное наследие – магнитные и плавучие мины. Автору хорошо знакома эта проблема, поскольку довелось в начале 1946 г. плыть по Японскому морю на крупном транспорте, когда море впереди постоянно прощупывалось прожекторами, а на приварных к верхней палубе платформах стояли небольшие пушки, готовые открыть огонь по сорванным с якорей блестящим шарам «с рожками».


Десятки судов намеренно затоплены для формирования мола. Ла-Манш в 1944 г.


Всего за время войны в СССР через Атлантику было направлено
78 конвоев, в которых участвовало 1570 грузовых судов.

Наконец судно отошло от Плимута, и пассажирам открылась удручающая картина: на относительно узком и мелком Ла-Манше сплошь и рядом попадались торчащие из воды мачты. Судно шло малым ходом, лавируя между застывшими мемориалами вдохновенному человеческому созиданию и трагическому разрушению. Впереди пассажиров ждал порт прибытия – Лиепая и конечный пункт маршрута – Москва.
Большое будущее предстояло шедшему кораблю.


К-21. Советская подлодка типа «Декабрист» – Д-3 «Красногвардеец» Северного флота: за семь боевых походов потопила девять немецких кораблей и два серьезно повредила

Он был трофейным и имел «географическое» название – «Экватор». Через три года его переоборудуют в плавучий морской институт с многочисленными лабораториями и научными сотрудниками. Созданный для океанологических исследований экспедиционный корабль получит красивое имя «Витязь» и на долгое время станет нашим научным флагманом. На его исследовательском счету будут десятки тысяч промеров океанских глубин, открытия по рельефу дна океана, его предельным глубинам – в районе Марианской впадины. Он начнет сотрудничество с океанологическими группами США, Франции, Великобритании, Швеции и включится в координируемые исследования в составе научного морского флота всех стран мира, насчитывающего ныне, по оценке ООН, более 500 судов. ***)
А на морских просторах (даже несмотря на потуги инициаторов нынешних «санкций») ведется международное научное сотрудничество, а также – странами и компаниями – хозяйственное освоение морских глубин и богатых месторождений шельфов и океанского дна. Общеизвестно, что уже 34% мировой продукции нефти и 25% газа добываются на морском дне.

9 апреля 2015 г.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Иванов А.С.

    Иванов А.С.

    к.э.н., доцент, ученый секретарь

    Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ)

    Просмотров статьи: 4998

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru