От основания до современности К 80-летию Студии военных художников имени М.Б. Грекова

From the foundation to the present To the 80th anniversary of military artists studio named after M.B. Grekov

В Центральном выставочном зале «Манеж» прошла выставка, посвященная 80-летию со дня основания Студии имени М.Б. Грекова – уникального творческого коллектива, где трудятся представители редкой профессии – военные художники. В юбилейной экспозиции было представлено около тысячи произведений (живопись, графика, икона, лаковая миниатюра, диорама и скульптура), авторами которых являются как классики, так и современные студийцы. За время существования студии ее художниками было создано более 80 панорам и диорам. Сегодня студийцы продолжают заветы М.Б. Грекова и являются ведущими мастерами в панорамно-диорамном искусстве.

It was the exhibition in Central exhibition hall «Manege», dedicated to the 80th anniversary since the founding of the Studio named after M.B. Grekov - unique creative team, which employs a number of rare profession - military artists.

Появление в русском искусстве панорамной живописи в конце XIX – начале XX вв. связано с именем Франца Рубо (1856 – 1928 гг.). Широкую известность ему принесли панорамы «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва». Рубо считал, что «баталист должен развивать в себе способность быстро схватывать общее, характерное, передавать модель в движении, уметь рисовать и писать по впечатлению, по памяти…». Долгое время Ф. Рубо преподавал в Академии художеств в Санкт-Петербурге и воспитал целую плеяду талантливых русских баталистов, самым известным из которых стал Митрофан Борисович Греков.
Впоследствии Ф. Рубо уехал в Мюнхен работать над панорамой «Бородинская битва», а Греков продолжил свой творческий путь, посвятив большую его часть Красной Армии. Последние годы жизни М. Грекова прошли под знаком постоянного и все усиливающегося интереса к диорамной и панорамной живописи. Однако несмотря на огромные усилия, которые он предпринимал, все начинания по разным причинам не получали завершения. М. Греков продолжал работать в станковой живописи.
В 1934 г. он получил заказ на исполнение вместе с бригадой художников под его руководством комплексной панорамы «Перекоп», но 27 ноября во время подготовки этюдного материала в Крыму художник скоропостижно умер от сердечного приступа. 29 ноября 1934 г. был издан приказ Народного комиссара обороны СССР К.Е. Ворошилова о создании в особой отдель­ной кавалерийской бригаде изомастерской самодеятельного красноармейского искусства имени М.Б. Грекова. Так мечта художника, высказанная им при жизни, внезапно воплотилась после его смерти. М.Б. Греков говорил: «Военным художником может быть не всякий, хотя и самый одаренный живописец и рисовальщик. Надо очень хорошо изучить военное дело, знать его тайны, запахи, уметь точно представлять действия войсковых масс, их подразделений и отдельных солдат и офицеров. Надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху, испытать оружейный, артиллерийский и пулеметный обстрел. А самое главное – надо ближе узнать народ на войне, почувствовать его дух».
Эти поразительно точные, выверенные жизнью слова Митрофана Борисовича стали своеобразной программой творчества художников-грековцев всех поколений. В первые годы становления коллектив состоял из самодеятельных художников. В изомастер­скую зачисляли одаренных красноармейцев, которые продолжали проходить боевую и политическую подготовку, а занятия посещали в свободное от службы время. Ближайшими их учителями и наставниками стали известные мастера советского искусства, вошедшие в состав первого художественного совета студии: Г.К. Савицкий, А.М. Герасимов, Е.А. Кацман, В.С. Сварог, Н.Г. Котов, М.И. Авилов и др. Наиболее одаренные ученики получили возможность поступать в художественные вузы.
В 1938 г. приказом Главнокомандующего Московским военным округом С.М. Буденного изомастерская самодеятельного красноармейского искусства была переименована в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Так постепенно начинает складываться коллектив художников-профессионалов, которые работали над заданиями от военного руководства страны. К 1940 г. в студию приходят первые профессиональные художники: Анатолий Горпенко, Сергей Годына, Петр Кривоногов, написавший впоследствии у стен Рейхстага картину «Победа». К тому времени в арсенале грековцев уже появились работы, созданные по результатам поездки на фронт советско-финской войны (зима 1940 г.). Это была первая проверка на выносливость и умение работать в чрезвычайных походных условиях. На ведущих выставочных площадках столицы представлялись одна за другой экспозиции работ художников. Но им предстояло стать не певцами ратного прошлого, а летописцами будущих жестоких военных испытаний.
В первые же дни Великой Отечественной войны часть художников Студии имени М.Б. Грекова ушла на фронт в составе маршевых рот. Другие были направлены в агитационные пункты, где за короткий срок выполнили сотни панно, призывающих воинов к выполнению своего патриотического долга. Студии поручили организовать выпуск плакатов под названием «Листок красноармейца» – специально для рассылки в воинские части. За годы войны были напечатаны и стали символом времени многие плакаты грековцев («Отстоим Москву!» Н.Н. Жукова и В.С. Климашина, «Дойдем до Берлина!» Л.Ф. Голованова). Зимой 1941 г. группа молодых военных художников выехала на Западный фронт. В начале зимы 1942-го значительным этапом работы студии стала поездка в героический Сталинград. Художники работали непосредственно в частях, зарисовывали боевые эпизоды, заводские корпуса, где между разбитыми станками стояли наши орудия, а под остовом сгоревшего вагона размещался командный пункт дивизии. Через определенные промежутки времени художники съезжались в свою фронтовую штаб-квартиру, чтобы сдать выполненные зарисовки и запастись необходимым материалом для дальнейшей работы. А потом вновь шли вместе с войсками. Впоследствии их можно было встретить на улицах Варшавы, Праги, Бухареста, Будапешта, Вены, зарисовывающими для будущих картин боевые действия и лица освобожденных людей.
Когда наши войска только начинали штурм Берлина, в них уже были военные художники! Ожесточенные бои, которые шли в предместьях и на улицах города, были ими зафиксированы в сотнях рисунков и этюдов. И как бы завершением деятельности военных художников Студии имени М.Б. Грекова на Великой Отечественной войне была поездка художника Жукова на Нюрнбергский процесс, во время которого он нарисовал более двухсот портретов – фашистских преступников, защиту, свидетелей, судей, журналистов.
Значимый вклад в борьбу с врагом внесла творческая деятельность Студии имени М.Б. Грекова. Непосредственное участие художников в военных событиях, знание происходящего на фронте и в тылу — именно это позволило мастерам создать яркие и достоверные образы в написанных ими полотнах... Война для художников студии стала школой профессионального мастерства. Зарисовки боевых эпизодов, фронтового пейзажа, каждый портрет, сделанный с натуры, и любой набросок – вся эта изобразительная летопись Великой Отечественной стала для художников бесценной основой их будущих произведений.
После Великой Отечественной войны в творчестве студийцев наряду с сюжетно-тематической картиной получает развитие панорамно-диорамное искусство, о котором всю свою жизнь мечтал Митрофан Греков. Первые диорамы были невелики по размерам, но в процессе их создания студийцы осваивали этот жанр как синтезирующий вид изобразительного искусства, сочетающий двухмерное изображение с иллюзией пространственной глубины и дали с предметным рядом – составной частью, которая играет лишь вспомогательную роль. Основные фигуры и все действие остаются на холсте. В 1982 г. в Волгограде открылась панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» («Сталинградская битва»), над которой работал авторский коллектив в составе Н.Я. Бута, В.К. Дмитриевского, П.И. Жигимонта, П.Т. Мальцева, М.И. Самсонова, Ф.П. Усыпенко. Работа велась над гигантским полотном размером 120 м по окружности и 16 м высотой. Вся площадка по кругу между холстом и смотровой площадкой была наполнена предметным планом. Панорама стала центром всего ансамбля-музея «Сталинградская битва», объединившим вокруг себя остальные разделы комплекса.
В канун 50-летия Победы открылся комплекс диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, состоящий из шести диорам, отражающих важнейшие военные операции Второй мировой войны: «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года» (автор Е.И. Данилевский), «Блокада Ленинграда» (Е.А. Корнеев), «Курская битва» (Н.С. Присекин), «Сталинградская битва. Соединение фронтов» (М.И. Самсонов и А.М. Самсонов), «Форсирование Днепра» (В.К. Дмитриевский), «Штурм Берлина» (В.М. Сибирский).
Сегодня художники Студии имени М.Б. Грекова продолжают традиции диорамно-панорамного искусства и занимают передовые позиции в этой области. В 2010 г. заслуженный художник РФ П.В. Рыженко создал диораму «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе». В 2011-м Павел Рыженко создал диптих, посвященный Великой Отечественной войне: две диорамы: «Начало войны. 1941 год» и «Битва под Москвой» – о событиях на Бородинском поле в октябре 1941 г. В 2013 г. в столице Республики Беларусь открылось новое здание Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, где представлены две диорамы, созданные мастерами Студии: «Оборона Минска. 1941 год» (бои под городом Заславлем) и «Минский котел» («Операция Багратион»). В 2014-м художником Студии Сергеем Трошиным была написана диорама «Новороссийская десант­ная операция. Сентябрь 1943 года» (к 95-летию прославленного соединения Черноморского флота – Севастопольской ордена Нахимова 41-й бригады ракетных катеров). Она была установлена и торжественно открыта в день юбилея в обновленном музее бригады в Севастополе. В 2014 г. на территории Владимирского скита Свято-Тихоновой пустыни Калужской области торжественно открыли диораму «Стояние на Угре» (автор П.В. Рыженко), посвященную знаковому историческому событию, положившему конец монголо-татарскому игу. Русские мастера продолжают традиции панорамно-диорамного искусства, имеют особую духовную ценность как для самих авторов, так и для зрителей.
Вот уже 80 лет в России сущест­вует Студия военных художников имени М.Б. Грекова — уникальный творческий коллектив, где трудятся представители редкой профессии — военные художники. Разнообразный тематический круг работ грековцев – военно-патриотическая, религиозно-духовная, лирическая тематики воплощен в десятках тысяч произведений живописи, графики и скульптуры и представляет собой все многообразие и художественное богатство русского реалистического искусства. Созданы мировые памятники культуры и искусства: монументы Е.В. Вучетича «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане (Волгоград) и «Воину-освободителю» в Трептов-парке (Берлин), картина П.А. Кривоногова «Победа» (1948 г.), полотно «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет» С.Н. Присекина, украшающее Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Художники-грековцы неоднократно участвовали в реставрации, росписи храмов и иконостасов, создании фресок.
Сегодня в студии работает большой творческий коллектив — 30 мастеров современного реалистического искусства: художники, скульпторы и графики высочайшего профессионального уровня, входящие в сотню лучших художников России, в том числе: 10 народных художников РФ; 5 заслуженных художников РФ; 5 дейст­вительных членов Российской академии художеств; 2 члена-корреспондента Российской академии художеств; 3 профессора. Достойны огромного уважения мастера, посвятившие свое творчество изображению истории Государства Российского и его ратной славе. Показать в искусстве армию своего народа, источник ее духовных сил, создать национальную художественную летопись – это ответственная, благородная и почетная задача художников батального жанра. Продолжение дела жизни Митрофана Борисовича Грекова в эстафете современных художников-баталистов явилось воплощением традиций русского реалистического искусства. «Грековцы» — так гордо называют себя все поколения художников, связавших свои судьбы с этой большой и уникальной творческой семьей.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Просмотров статьи: 6481

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru