УДК:
DOI:

Энергия Победы.

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

ENERGY OF THE VICTORY
On the 70th anniversary of the Victory in Great Patriotic war

D. BALDENKO, JSC «NPO Burovaya Technika» L. NECHAIKINA, magazine «Drilling and oil»

В ближайшие недели Россия и многие страны ближнего и дальнего зарубежья будут торжественно отмечать 70-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Победа – это великий подвиг воинов Советской Армии и тружеников тыла, которые отстояли свободу и независимость нашей страны, спасли народы Европы и всего мира от фашизма. Нефтяники СССР внесли неоценимый вклад в это благородное дело.

This victory is a great feat of the Soviet Army soldiers and war workers who are defended the freedom and independence of our country, has made a decisive contribution to the salvation of European peoples and all of the world from fascism. The oil industry of the USSR has made an invaluable contribution to this noble cause.

В условиях XX столетия неизмеримо возросла роль нефти как традиционного сырья для получения горючего. История  убедительно подтвердила тезис о том, что именно обеспеченность воюющих государств горючим является важнейшим фактором, влияющим на победу в войне. 
К началу Великой Отечественной войны в нашей стране ежегодная добыча нефти достигла 31,4 млн т. К 1940 г. ее добыча в восточных районах уже составляла 12%, а переработка за пределами Кавказа 16%. Вместе с тем, по-прежнему Северный Кавказ и Баку оставались основными нефтеносными районами, в которых добывалось 84,6% всей нефти СССР (рис. 1) [1].

«Поход за нефтью»

Еще до начала реализации плана «Барбаросса» по молниеносному завоеванию СССР Германия распоряжалась практически всей нефтяной промышленностью западной континентальной Европы. Но уже осенью 1941 г. для обеспечения операции по взятию Москвы под кодовым названием «Тайфун» только для немецкой группы армий «Центр» ежедневно требовалось поставлять от 27 до 29 железнодорожных составов с горючим. Румынская нефтяная промышленность с задачей не справлялась: если в январе 1941 г. Германией из Румынии было вывезено 111 тыс. т, феврале –73 тыс. т, то в сентябре – 375 тыс. т нефти. Уже 19 сентября 1941 г. немецкий посланник в Бухаресте докладывал, что к 1 октября все запасы сырой нефти на румынских очистительных заводах будут исчерпаны [1]. Провал операции под Москвой обострил проблему обеспечения вермахта нефтепродуктами. Нефть можно было взять только на Кавказе.
В начале 1942 г., оправившись от поражения под Москвой, германское командование приступило к подготовке новой наступательной операции под кодовым названием «Блау», носившей четко выраженный характер «похода за нефтью». О том, насколько остро стоял вопрос о захвате кавказских месторождений нефти,  свидетельствовало заявление Гитлера о том, что если он не получит «нефть Майкопа и Грозного, то должен будет покончить с этой войной».

Первый магистральный газопровод СССР «Бугуруслан — Куйбышев» в военные 40–е строился из разобранных труб недействующего нефтепровода. Но и этих труб не хватило. По одной из версий, последние полтора километра газопровода были проложены из орудийных стволов.


В течение 150 дней и ночей с августа 1942-го по январь 1943 г. вдоль всего Главного Кавказского хребта – от Эльбруса до Новороссийска – шли напряженные бои. Благодаря массовому героизму воинов Красной Армии, мобилизации тыла наступление фашистских войск на Кавказе было остановлено и прорваться к нефтяным промыслам Апшеронского полуострова им не удалось. Тогда гитлеровское командование поставило задачу хотя бы отрезать центральные районы СССР от бакинской нефти. Главный удар был перенесен на Сталинград, и здесь, на берегах Волги, развернулась самая знаменитая битва Второй мировой войны, приведшая к началу коренного перелома в пользу СССР.

Каждая тонна нефти — это наш залп по Гитлеру

Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину 22 июня 1941 г. помимо неисчислимых бед, причиненных народу, существенно задержало развитие нефтяной промышленности (рис. 2, табл.).
В то же время в первый военный год советские нефтяники приложили титанические усилия по наращиванию объемов нефтедобычи. На промыслах Апшеронского полуострова было пробурено 930 тыс. м горных пород, введено в эксплуатацию 752 скважины. В первый год войны Бакинский район дал стране 23,5 млн т нефти, то есть более двух третей всей добытой нефти, и 2,6 млн м3 природного газа. Это был самый высокий показатель за всю историю промышленной нефтедобычи. Внес свою лепту в общее дело и Грозненский район, где было добыто 3 млн тонн. В целом в 1941 г. в СССР было добыто 33 млн т нефти, что превысило уровень последнего довоенного года.

За пять военных лет в Ишимбае было пробурено 275 тыс. м скважин — на 40 тыс. м больше, чем в довоенной второй пятилетке. Из-за отчаянной нехватки оборудования обсадные трубы извлекали из ранее пробуренных «сухих» скважин.


О моральном духе тружеников страны, вставших на защиту Родины в тылу, говорят слова резолюции, принятой 22 июня 1941 г. на митинге ишимбайских нефтедобытчиков: «Мы знаем, что значит нефть на войне. Пусть мы далеки от боевых фронтов, но мы являемся той же самой действующей армией и дадим нефти стране столько, сколько ей потребуется. Все силы — на выполнение и перевыполнение плана! Каждая тонна нефти — это наш залп по Гитлеру» [3].
«Современная война – есть война моторов. Но моторы сами по себе – безжизненная сталь. Для того чтобы они работали, приносили пользу, разили врага, нужен бензин. Бензин – кровь самолетов, танков, автомобилей, индустрии. Наши нефтяники оживляют холодную сталь моторов, приводят их в действие. Они дадут фронту столько горючего, сколько нужно для полного разгрома врага» – писала газета «Правда» 8 февраля 1942 г.

Врaг прорывaлся к бaкинской нефти, он нaходился у ворот Кaвкaзa. В Бaку добывaемую нефть было некудa девaть: все метaллические резервуaры и земляные aмбaры переполнены. Было реализовано невероятное, с точки зрения технологии рaзрaботки нефтяных месторождений, предложение: нефть перегонялась в бензин нa нефтеперегонных зaводах в «Черном городе», а нефтяные остатки закачивались в пласт…


Общая цифра поставок горючего промышленностью в годы войны составила более 20 млн т. Плюс топливо и его компоненты, поставленные по ленд-лизу и импорту, – 2,599 млн т, горючее заводов европейских стран, занятых Красной Армией, – 0,816 млн т, а также довоенные запасы наркомата обороны – 1,219 млн т. Всего, по оценке начальника Службы горючего Вооруженных Сил СССР генерал-полковника В.В. Никитина, за годы Великой Отечественной войны Советские Вооруженные силы в ходе стратегических, фронтовых и армейских операций израсходовали 16,4 млн т различного рода горючего [4].

Восточный маневр

Руководство СССР придавало первостепенное значение развитию нефтяной промышленности. Уже в 1936 г. разворачивается создание нефтяной базы между Волгой и Уралом. Однако именно в годину суровых испытаний, когда враг захватил ряд важных нефтедобывающих районов страны или находился на подступах к ним, благодаря небывалой воле к победе и устремленности в будущее, страна нашла в себе силы для открытия и освоения новых нефтяных месторождений, создав знаменитое «Второе Баку». И это было совершено в самые короткие сроки.
Пожелтевшие от времени документы с грифом «секретно» или «совершенно секретно», с «живыми» визами членов ГКО, Политбюро и Совнаркома с личными правками И.В. Сталина и подписанные его размашистым росчерком, заставляют физически ощущать крайнее напряжение той поры: лаконичные тексты, конкретные решения, жесткие сроки и жестокая ответственность.

Нефтяники нa острове Артем оргaнизовaли водолaзные поиски и подняли со днa Кaспия многое из того «стaрья», в котором в мирное время не нуждaлись. В эти трудные годы, когдa трубные зaводы выпускaли в основном оборонную продукцию, стaрые трубы были отремонтировaны и использовались при бурении скважин.


Бригада Н.Н. Зенкова из Коми АССР, уплотняя рабочий день, экономя каждую минуту, сократила сроки бурения скважины до рекордных результатов — до трех суток. Довела механическую скорость бурения до четырех метров в час.

Начало войны. 30 июля 1941 г. Государственный комитет обороны (ГКО) принимает Постановление «О развитии добычи и переработки нефти в восточных районах СССР и Туркмении»; 28 октября 1941 г. – в связи с угрозой прорыва немецко-фашистских войск на южном направлении – «Об эвакуации Майкопнеф­ти и Грознефти в Башкирскую АССР»; 22 сентября 1942 г. – «О мероприятиях по всемерному форсированию увеличения добычи нефти в Казахстаннефтекомбинате, Пермьнефтекомбинате и в трестах «Бугурусланнефть», «Сызраньнефть», «Ишимбайнефть», «Туймазанефть», «Туркменнефть».
Так формировалась программа создания мощного нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего региона в Волго-Уральском регионе (Башкирии, Куйбышевской и Молотовской (Пермской) областях, Средней Азии и Казахстане. А началась она с того, что в течение двух-трех месяцев (август – октябрь 1942 г.) многие бакинские конторы бурения,

В Ухте своими силами было организовано изготовление деревянных обсадных труб для подземных нефтяных скважин вместо уже не поставлявшихся стальных.

нефтеразведочные и нефтестроительные тресты, трубные базы со всем личным составом и оборудованием были перебазированы на восток. На колесах оказался весь цвет нефтяной промышленности Азербайджана, включая прославленных мастеров бурения и добычи, инженерно-технических работников и руководителей. Азербайджан передал в район «Второго Баку» 40% своего нефтяного оборудования [6].
Как писал Н.К. Байбаков в книге «Дело жизни»:
«Прошло много лет, и сейчас сами участ­ники перебазирования удивляются, как организованно в сжатые сроки удалось осуществить это «великое переселение» с минимальными потерями в технике и людях и прямо «с колес» начать бурение на новых площадях».
В течение нескольких месяцев в восточные районы страны было перебазировано 2500 предприятий, эвакуировано 12 млн человек. В Ишимбай был направлен НПЗ им. Сталина, в Стерлитамак – Бакинский завод нефтяного машиностроения «Красный пролетарий», в Молотов – завод им. Мясникова, в Сарапул – завод им. Дзержинского. Осенью 1941 г. в Поволжье был переброшен трест «Азнефтеразведка». В Уфу временно переехал Наркомат нефтяной промышленности.

Ведение наступательных операций требовало непрерывного наращивания потребления горюче-смазочных материалов Красной Армией. В 1943 г. оно составило 123% к 1942 г., в 1944 г. – 145%, в 1945 г. – 172%. В значительной степени это было вызвано ростом численности военной техники и масштабов наступательных операций.

Туда же был перебазирован и Московский нефтяной институт имени И.М. Губкина. В 1941 г. в Куйбышевскую область были эвакуированы Херсонский и Одесский крекинг-заводы. В 1942 г. вступил в строй Сызранский НПЗ. Введен в действие Куйбышевский НПЗ. К концу 1942 г. построен НПЗ в г. Комсомольске-на-Амуре, в Уфе – завод смазочных масел. К середине 1942 г. начали вновь действовать свыше 1200 крупных предприятий, перебазированных с запада [2].

В 1944 г. в Ухтинском районе ярегская тяжелая нефть добывалась шахтным способом. Объемы добычи: 1941 г. – 25 тыс. т, 1942 г. – 55 тыс. т, 1943 г. – 68 тыс. т, 1944 г. – 101 тыс. т, 1945 г. – 143 тыс. т.


На IV квартал 1941 г. Наркомнефти СССР был установлен объем буровых работ в районах «Второго Баку», Казахстана и Средней Азии в 340 тыс. м, включая разведочное бурение 135 тыс. м. На 1942 г. объем буровых работ был запланирован в 1 млн 760 тыс. м, включая разведочное бурение 650 тыс. м. Было намечено ввести 1550 эксплуатационных скважин, а также форсировать строительство ряда новых нефтеперерабатывающих заводов.
К концу 1942 г. наметилось увеличение среднесуточной добычи в восточных районах – в 1,5 раза по сравнению с августом того же года.

Чтобы поднять в воздух «ИЛ-2»,
требовалось 525 кг горючего
К этому сроку намечалась сдача в эксплуатацию 482 скважин, а в первом квартале 1943 г. – 580 скважин [4].
Огромную роль в организации добычи нефти сыграли буровики. За 1941 – 1945 гг. они пробурили 1374 разведочные скважины, в основном в районах «Второго Баку», что позволило открыть 34 нефтяных и газовых месторождения, из них 21 – в восточных районах, и таким образом между Волгой и Уралом были созданы основы новой сырьевой базы страны [7] .
«Эвакуацию промышленности во второй половине 1941 и начале 1942 гг. и ее «расселение» на востоке, – пишет в своей книге английский публицист Александр Верт, – следует отнести к числу самых поразительных организаторских и человеческих подвигов Советского Союза во время войны» [8].

 

Война – время инноваций?!

«Второе Баку» стал полигоном для испытания и внедрения новых способов нефтедобычи и переработки нефти. В Башкирской АССР передовые бригады достигали скорости 800 м на станок в месяц при норме 240 м. Именно тогда начал применяться крупноблочный монтаж буровых вышек, что ускоряло разбуривание нефтяных месторождений Урало-Поволжского района. В 1943 – 1944 гг. на промыслах Доссора и Маката в Эмбинском районе стали активно применять заводнение нефтяных пластов для увеличения добычи нефти. В Ишимбае для увеличения добычи нефти обрабатывали забои скважин соляной кислотой и применяли торпедирование скважин, на Краснокамском месторождении была начата закачка воздуха в неф­тяные месторождения [4].

Острая нехватка людей заставила бугурусланских нефтяников энергично взяться за совмещение профессий. Весной 1942 г. впервые в Советском Союзе в бригаде
В.Д. Бузулуцкого вместо восемнадцати человек работало всего шесть — три вахты по два человека. Только на спуск кондуктора и цементаж выходили всей бригадой.
Каждому приходилось выполнять задание за троих.


Благодаря коллективу Экспериментально-конст­рукторского технического бюро (ЭКТБ) – создателям отечественного многоступенчатого турбобура, эта технология получила широкое распространение в Урало-Поволжье. Освоение и промышленное внедрение наклонно-направленного метода бурения турбобурами позволило создать новую форму организации буровых работ при разработке нефтяных месторождений, расположенных под труднодоступными местностями – болотами, горами, реками и т. п. Как следствие – развитие кустового бурения: сокращение затрат, увеличение темпов строительства скважин.
В годы Великой Отечественной войны огромное внимание уделялось бурению на море в Баку. В 1943 г. процесс строительства металлических оснований на бурозаливных опорах был усовершенствован – пространственные фермы перекрытий морских оснований изготавливались на береговых базах.
Для советского нефтяного хозяйства в годы войны было характерно сочетание как новых технологий, так и давно забытых способов. На ряде промыслов возродилось тартание, сильно вырос удельный вес примитивной фонтанной добычи.
В годы войны были построены новые магистральные нефте- и газопроводы, магистральный керосинопровод «Астрахань–Урбах–Саратов», неф­тепере­рабаты­вающие заводы. НПЗ обеспечили переработку практически всей добываемой нефти в стране (93 – 97%).
Важнейшим событием можно считать эпохальное открытие в 1944 г. девонской нефти на скважине №41 в Куйбышевской области, а затем на скважине №100 Туймазинского месторождения Башкирской АССР. С открытием девонской нефти началось бурное развитие нефтяной промышленности на востоке, столь необходимое для обеспечения горючим фронта и тыла.
Все эти мероприятия позволили приостановить падение добычи, а также провести стратегически важную реструктуризацию отечественной нефтяной промышленности.

Победа в делах и лицах

Женщины заменили мужчин на промыслах

В 1943 г. после разгрома немецких войск под Сталинградом и освобождения Северного Кавказа Государственный Комитет Обороны принял решение возобновить буровые работы в Азербайджане и восстановить добычу нефти на промыслах Грозного и Майкопа.
За годы Отечественной войны много инженерно-технических работников и рабочих было награждено орденами и медалями. Нарком нефтяной промышленности СССР И.К. Седин, начальник «Азнефтекомбината» С.А. Везиров, начальник объединения «Азнеф­тезаводы» Р.Г. Исмаилов были удостоены звания Герой Социалистического Труда.
В 1942 г. авторы многоступенчатого турбобура П.П. Шумилов, Р.А. Иоаннесян, Э.И. Тагиев и М.Т. Гусман получили Сталинскую (Государственную) премию СССР.

Половину всех тружеников нефтяной отрасли в годы войны составляли женщины.


Такую же награду за открытие девонской нефти получила большая группа ученых и производственников во главе с А.А. Трофимуком и С.И. Кувыкиным.
Нефтяники горячо поддержали начинание по сбору денежных средств на строительство танков и самолетов для фронта, и на их деньги были построены самолеты для эскадрилий «Башкирский нефтяник», «Куйбышевский нефтяник», «Сызранский бурильщик», «Охтинский нефтяник», истребитель «Геофизик Башкирии», танковые колонны «Ставропольский нефтяник», «Нефтяник Ухты», «Нефтяник Казахстана» [4].

Вклад нефтегазовой отрасли в Великую Победу трудно переоценить

Нефтеналивной состав, готовый к отправке на фронт
Это:
– Обеспечение фронта и тыла страны нефтью и нефтепродуктами.
– Расширение географических границ разведки и добычи нефти и газа.
– Открытие новых месторождений нефти и газа.
– Внедрение новых способов добычи нефти и воздействия на пласт.
– Сооружение магистральных трубопроводов.
– Внедрение новых способов переработки нефти, повышение ее эффективности.
Отечественная нефтяная промышленность выдержала суровые военные испытания, а нефтяники самоотверженно ковали победу над врагом.

Когда железнодорожные пути Северного Кавказа находились в зоне боев, для транспортировки горючего из Баку была осуществлена беспрецедентная в мировой практике переправа цистерн морем на плаву. В Баку и Махачкале цистерны, как правило, без колес, погружались в воду и буксировались морем, а их колесные пары перевозились баржами.

В этот Великий праздник все поколения нашей страны отдают дань глубокого уважения памяти павших на полях сражений в Великой Отечественной войне и выражают искреннюю признательность ее ветеранам, всем труженикам тыла, которые своим ратным подвигом приближали час Победы.

Заключенным Ухтокомбината НКВД СССР
А.И. Ечеистову, К.Г. Болтенко за разработку и внедрение не имеющего аналогов в мировой практике метода «структурного анализа» при бурении подземных скважин приказом руководства шахты обещано ходатайствовать перед НКВД СССР о смягчении меры наказания.

Литература

1. История Второй мировой войны 1939 – 1945. М.: Воен­издат, 1975. Т. 4. С. 13.
2. Давыдова О. П. Нефтяная промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. URL: http:// gr.neftegaz.ru/file/davydova_2008.ppt (дата обращения: 12.03.2015).
3. Великая Победа. Нефть [Электронный ресурс]. URL: http://bashneft.livejournal.com/1803.html (дата обращения: 01.03.2015).
4. Алекперов В.Ю. Нефть – «кровь войны» [Электронный ресурс]. URL: http://old.redstar.ru/2007/05/05_05/1_07.html (дата обращения: 01.03.2015). (дата обращения: 03.03.2015).
5. Костицын Е. Кровь земли. Военный подвиг башкирских нефтяников в приукрашивании не нуждается [Электронный ресурс]. URL: http://www.mkset.ru/news/chronograph/23034/ (дата обращения: 06.03.2015).
6. Ветераны (воспоминания). Из истории развития нефтяной и газовой промышленности. Вып. 23. М.: ЗАО «Издательство «Нефтяное хозяйство», 2010.
7. Зайнетдинов Э. Нефтяной фронт [Электронный ресурс]. URL: http://www.istoki-rb.ru/archive.php?article=968 (дата обращения: 2.03.2015)
8 На фронтах Великой Отечественной войны: 1941–1945 [Электронный ресурс]. URL: http://wap.yugmd.forum24.ru/?1-18-0-00000035-000-0-0-1236078067 (дата обращения: 01.03.2015).
9. Вехи большого пути [Электронный ресурс]. URL: http://ria56.ru/redactions/buguruslanskaya_pravda/news/vekhi_bolshogo_puti.htm (дата обращения: 01.03.2015).
10. Промышленный рост Ухтинского района (1941 год – конец 1950-х годов) [Электронный ресурс]. URL: http://www.yaregaruda.ru/ru/book/export/html/46 (дата обращения: 01.03.2015).

References

1. The history of the second world war 1939 - 1945. Moscow: Voenizdat, 1975. Vol. 4. P.13.
2. Davydova O.P. USSR Oil industry in Great Patriotic war [Electronic resource]. URL: http:// gr.neftegaz.ru/file/davydova_2008.ppt (date accessed: 12.03.2015).
3. A Great Victory. Oil [Electronic resource]. URL: http://bashneft.livejournal.com/1803.html (date accessed: 01.03.2015).
4. Alekperov V.Ju. Oil – the blood of the war [Electronic resource]. URL: http://old.redstar.ru/2007/05/05_05/1_07.html (date accessed: 01.03.2015).
5. Kostitsyn E. The blood of the earth. Military feat of the Bashkir oil workers no needs embellishment [Electronic resource]. URL: http://www.mkset.ru/news/chronograph/23034/ (date acces­sed: 06.03.2015).
6. The Veterans (memories). From the history of the oil and gas industry development. Vol. 23. Moscow: JSC «Publishing house «Oil industry», 2010.
7. Zainetdinov E. Oil front [Electronic resource]. URL: http://www.istoki-rb.ru/archive.php?article=968 (date acces­sed: 02.03.2015).
8. On the fronts of the Great Patriotic war of 1941-1945 [Electronic resource]. URL: http://wap.yugmd.forum24.ru/?1-18-0-00000035-000-0-0-1236078067 (date accessed: 01.03.2015).
9. The elements of a long way [Electronic resource]. URL: http://ria56.ru/redactions/buguruslanskaya_pravda/news/vekhi_bolshogo_puti.htm (date accessed: 01.03.2015).
10. Industrial growth of Ukhta district (1941 – the end of 1950’s) [Electronic resource]. URL: http://www.yaregaruda.ru/ru/book/export/html/46 (date accessed: 01.03.2015).

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Балденко Д.Ф.

    Балденко Д.Ф.

    д.т.н., почетный нефтяник, заслуженный изобретатель РФ, советник

    ОАО «НПО Буровая техника»

    Нечайкина Л.Н.

    Нечайкина Л.Н.

    главный редактор

    Журнал «Бурение и Нефть»

    Просмотров статьи: 9452

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru