УДК:
DOI:

Мировые рекорды нефтегазовой промышленности: что, где, когда и сколько

World records of oil and gas industry: what, where, when and how much?

Ye. KHARTUKOV, MGIMO(U) of Russian Foreign Affairs Ministry

Вниманию читателя предлагается нефтегазовая «книга рекордов Гиннесса».

Oil and gas «Guinness records book» is offered to readers’ attention.

Скважины: самые глубокие…

В конце января 2011 г. компания «Экссон нефтегэс» за 60 суток пробурила самую протяженную в мире (12 345 м) наклонную скважину «Одопту ОП-11» на о. Сахалин с горизонтальным смещением 11 474 м.

Самая глубоководная платформа для добычи нефти и газа (башенного типа) находится в американском секторе Мексиканского залива, она пришвартована на глубине 2438 м на подводном нефтегазовом месторождении «Пердидо», введенном в эксплуатацию в конце марта 2010 г.

В этом же секторе на глубине 2925 м располагается и самая глубоководная в мире система подводной добычи нефти, установленная в 2010 г. на соседнем с «Пердидо» месторождении «Тобаго».

Подводные скважины, пробуренные на месторождениях группы «Пердидо-Тобаго-Сильвертип», относятся к числу самых глубоководных коммерческих скважин, однако самая глубоководная скважина на нефть и газ (глубина воды – 10 385 футов, или более 3165 м) была пробурена в январе 2013 г. у восточного побережья Индии. Всего же с конца 50-х гг. глубины Мирового океана, ставшие доступными для коммерческого бурения, увеличились более чем в 17 раз – с 608 до 10 385 футов (табл. 1).
Табл. 1. Максимальные глубины Мирового океана, освоенные бурением на нефть и газ с 1958 г.

… и самые дорогие

Морское бурение на нефть и газ в приполярных районах обходится недешево – более 100 млн долл. на скважину. Так, в 1982 – 1983 гг. на бурение скважины «Муклюк» (оказавшейся в итоге «сухой») с насыпного острова в американском секторе моря Бофорта в Северном Ледовитом океане компания «Сохайо» израсходовала 120 – 140 млн долл.1 – еще один мировой рекорд нефтегазовой промышленности.

Самые большие БУ и морские платформы

Самыми большими буровыми установками, смонтированными на морских плавучих платформах, считаются буровые системы Aker H-6e, производимые с 2009 г. норвежской компанией «Акер дриллинг». Например, первые из этой серии полупогружные буровые платформы «Акер Баренц» и «Акер Шпицберген» при водоизмещении в 56 900 двт и площади рабочей палубы в 6300 м2 способны бурить 10-километровые скважины в водных глубинах до 3 км.

А вообще самыми большими буровыми установками являются выпускаемые с начала 70-х гг. установки уральского завода тяжелого машиностроения – УЗТМ серии «Уралмаш-15000», одна из которых была задействована при бурении сверхглубокой скважины на Кольском полуострове (12 262 м). Эти гигантские буровые максимальной высоты с двадцатиэтажный дом и отличной мировой репутацией способны бурить скважины глубиной до 15 км.

В разговоре о морских платформах для добычи нефти и газа обязательно приходит на ум самая большая в мире железобетонная промысловая платформа TROLL-A высотой 472 метра и сухим весом 683 600 тонн. Это вообще самый тяжелый объект, когда-либо перемещавшийся по поверхности Земли. Она установлена на норвежском газонефтяном месторождении «Тролль» в Северном море в 1996 г.

Самой крупной полупогружной платформой, когда-либо устанавливавшейся на морском месторождении, была бывшая буровая платформа «Спирит оф Колумбус» (1995 – 2000 гг.), переоборудованная на верфях Канады, установленная на подводном (глубина – 1360 м) нефтегазовом месторождении «Ронкадор» у берегов Бразилии в качестве эксплуатационной платформы П-36 и вскоре затонувшая – в апреле 2001 г. Платформа была рассчитана на добычу 9 млн тонн нефти и 2,6 млрд м3 газа в год, имела длину 112,8 м, ширину 77 м и высоту 120 м, весила 34 600 тонн.

Самые крупные месторождения

Самым крупным из известных месторождений нефти считается нефтегазовое месторождение «Гавар», обнаруженное в Восточной провинции Саудовской Аравии в 1948 г. и введенное в эксплуатацию в 1951 г. Извлекаемые запасы нефти этого месторождения оцениваются обычно в 10,3 – 13,7 млрд тонн, но, по некоторым данным (в частности, МЭА), они достигают 19,2 млрд тонн. В настоящее время на месторождении ежегодно добывается около 250 млн тонн нефти и 20 млрд м3 природного газа (ПГ), и пока не ясно, прошло ли оно пик своей добычи.

В свою очередь крупнейшим из газовых месторождений считается иранско-катарское газоконденсатное месторождение «Саут Парс/Норт Доум» с извлекаемыми запасами ПГ на уровне 35 трлн м3 и не менее 3 млрд м3 конденсата, обнаруженное в водах Персидского залива в 1971 г. и эксплуатируемое с 1989 г.

Трубопроводы: самые длинные…

Самым протяженным из подводных трубопроводов считается полностью введенный в строй в октябре 2012 г. двухниточный газопровод «Норд стрим» мощностью 55 млрд м3 в год и диаметром 1220 мм   2, идущий по дну Балтийского моря от российского Выборга до германского Грейсвальда и имеющий протяженность 1222 км. На звание самой глубоководной трубы претендуют газопровод «Блу стрим» мощностью 16 млрд м3 в год, проложенный из России в Турцию по дну Черного моря на глубине до 2150 м (официально открыт в ноябре 2005 г.), и 206-километровый трубопровод от уже упоминавшегося месторождения «Пердидо» (с глубинами до 2530 м), проложенный в водах Мексиканского залива в 2008 г. Однако с запланированным на 2014 г. вводом в строй газопровода «Галси» для транспортировки до 8 млрд м3 алжирского газа через о. Сардиния в континентальную Италию мировой рекорд прокладки подводных трубопроводов, как ожидают, «углубится» до 2824 – 2885 м.

Самым протяженным в мире нефтепроводом считается введенный в строй в конце 2012 г. трубопровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) мощностью около 80 млн тонн нефти в год. Его протяженность от Тайшета до бухты Козьмина в заливе Находка составляет 4857 км, а с учетом ответвления от Сковородино на Дацин (КНР) – еще 1023 км (т. е. 5880 км).

… и самые северные

Самым северным магистральным нефтепроводом считается введенный в строй в 1977 г. Трансаляскинский нефтепровод (TAPS) протяженностью 1288 км, диаметром 1219 мм и мощностью 107 млн тонн в год для перекачки нефти с крупнейшего в США месторождения «Прудо-Бей» на севере Аляски до незамерзающего порта Валдиз на юге полуострова. Для предотвращения таяния и проседания вечномерзлого грунта (высоковязкая нефть месторождения подогревается для повышения текучести) и обеспечения беспрепятственной миграции карибу (северного оленя) трубопровод на всем протяжении крепится над землей на 78 тыс. металлических опорах. Строительство TAPS обошлось в 8 млрд долл.

Самые крупные НПЗ и танкеры

Самым мощным в мире нефтеперерабатывающим заводом является НПЗ частной индийской компании «Релайенс индастриз» (RIL) в г. Джамнагар (запад штата Гуджарат). Первичная мощность этого НПЗ, введенного в строй в июле 1999 г., составляет 668 тыс. барр. нефти в сутки (или более 33 млн тонн в год).

Seawise Giant стал крупнейшим танкером и вообще самым крупным морским судном, построенным в XX-м веке. Seawise Giant начали строить в 1979 г., но вскоре судно купил гонконгский магнат Тунг, который профинансировал его достройку и настоял, чтобы дедвейт был увеличен с 480 000 тонн до 564 763 тонн, благодаря чему Seawise Giant и стал крупнейшим в мире судном. Супертанкер имеет длину 458,45 м и ширину 68,9 м. Его летнее водоизмещение при полной загрузке составляет 647 955 тонн, грузовместимость – почти 650 000 м3 нефти (4,1 млн барр.), а осадка – 24,6 м, что делает невозможным прохождение загруженного мегатанкера через пролив Ла-Манш, не говоря уже о менее глубоководных Суэцком или Панамском каналах.

Танкер вступил в строй в 1981 г. и сначала перевозил нефть с месторождений Мексиканского залива. Затем его перевели на перевозки нефти из Ирана. В Персидском заливе в 1986 г., во время ирано-иракской войны танкер атаковали ракетами Exocet и потопили самолеты ВВС Ирака. Он затонул на мелководье вблизи о. Харг. В августе 1988 г. его поднял и отвел на ремонт в Сингапур (скорее всего, в целях престижа) новый владелец, калифорнийская оконная компания Norman International. Отремонтированный Seawise Giant переименовали в Happy Giant. К 1999 г. он вновь поменял хозяина и имя – его купила норвежская Jahare Wallem и переименовала в Jahre Viking. В марте 2004 г. у гиганта появился новый хозяин – First Olsen Tankers. Учитывая возраст танкера, его решили переделать в FSO – плавучий комплекс для хранения и налива. После переделки он получил имя Knock Nevis и был затем поставлен в качестве FSO на месторождение «Аль-Шахин» в водах Катара.

В декабре 2008 г. было сдано заказчику (компании Qatar Gas Transport) крупнейшее в мире судно для перевозки сжиженного природного газа (LNG) Mozah. Метановоз был построен на верфях Samsung и назван в честь жены эмира Катара. Более 30 лет максимальная вместимость судов-метановозов не превышала 140 000 м3 сжиженного газа, а гигант Mozah, из серии Q-Max, берет на борт 266 000 м3 – достаточно, чтобы обеспечить теплом и электричеством всю Англию в течение 24 часов. Дедвейт Mozah 125 600 тонн, длина 345 м, ширина 50 м, осадка 12 м. От киля до клотика высота судна равна высоте 20-этажного небоскреба. Сжиженный газ перевозится в пяти гигантских танках мембранного типа. Метановоз имеет собственную установку сжижения газа – для сжижения испарений в танках, что обеспечивает практически 100-процентную сохранность груза при перевозке. В качестве главных двигателей установлены два низкооборотных дизеля, вращающих два винта.

В 2010 г. корпоративная группа «Ройал Датч Шелл» обнародовала планы постройки крупнейшего в мире судна – плавучей фабрики по сжижению природного газа и хранению LNG – проект Prelude FLNG. Компания давно уже вынашивала и отстаивала идею строительства плавучих фабрик-хранилищ и, похоже, идея близка к реализации. Дело в том, что многие газовые шельфовые месторождения невыгодно разрабатывать в силу их удаленности от берега и трудностей со строительством фабрик по сжижению газа, а также всей необходимой инфраструктуры – подводных газопроводов, хранилищ СПГ, причалов для метановозов и т.д. FLNG – плавучая фабрика-хранилище, которая решает все эти проблемы. Гигантское судно будет работать на шельфовых месторождениях Prelude и Concerto бассейна Брауз, расположенных на расстоянии около 200 км от северо-западного побережья Австралии. Судно водоизмещением 600 000 т будет иметь длину 480 м при ширине 75 м, вес всех механизмов и оборудования – 50 000 тонн.

Новый гигант, впрочем, ненамного превзойдет крупнейшее до сего времени судно, мегатанкер Seawise Giant (ныне Knock Nevis). Проект был одобрен и утвержден в мае 2011 г., тогда же и началось строительство судна.

Самые крупные СПГ-заводы

Самые мощные установки по производству СПГ находятся в Катаре и относятся к комплексу «Рас-Гэс3». Годовая мощность его установок №6 и №7, эксплуатируемых, соответственно, с конца 2010 г. и с начала 2011 г., составляет по 7,8 млн тонн СПГ.

Самый северный завод по производству СПГ – это введенный в строй в конце 2007 г. завод мощностью 5,4 млн тонн СПГ в год, расположенный за Полярным кругом, на о. Мелькойя в северной части Норвежского моря, в 140 км к северо-западу от прибрежного норвежского городка Хаммерфест, и снабжаемый газом с подводных месторождений Snшhvit (Белоснежка), Albatross и Askeladden по подводному 160-км газопроводу диаметром 830 мм, проложенному на глубинах до 340 м.

Самые высокие доходы и затраты

Самую высокую зарплату получают сейчас австралийские нефтяники и газовики: по данным британской рекрутинговой фирмы «Хейз» – порядка 163 600 долл. США в год. На второй и третьей ступеньках «пьедестала» находятся рабочие нефтегазовых проектов в Норвегии и Новой Зеландии – 152 600 и 127 600 долл. в год. Что же касается нефтяников и газовиков США, которые зарабатывают в среднем на 25% меньше, чем их австралийские коллеги, – 121 400 долл. в год, то их средняя зарплата лишь пятая по миру в оценочном ряду фирмы «Хейз».
Табл. 2. Средние затраты на добычу УВ (включая текущие и капитальные затраты) по странам и регионам мира в 2007–2009 гг., в долл. на барр. н.э. в неизменных ценах 2009 г.
(Источник: http://www.eia.gov/tools/faqs/faq.cfm?id=367&t=6)
В настоящее время общие ежегодные капиталовложения в нефтегазовые проекты составляют, по оценке Французского института нефти2, свыше 700 млрд долл., при этом на проекты в США и Канаде приходится более 150 млрд долл. общих инвестиций, а на проекты на Ближнем и Среднем Востоке (БСВ) – лишь 50 млрд долл.

Для более полной картины к общей цифре по капитальным вложениям надо еще добавить текущие, эксплуатационные расходы на добычу нефти и газа, которые ежегодно составляют по миру около 450 – 800 млрд долл.

Фактические удельные затраты на добычу нефти и газа значительно варьированы по районам мира и в среднем за период 2007 – 2009 гг. составляли, по оценке американского Управления по энергетической информации (EIA DoE), на барр. нефтяного эквивалента (н.э.): в США – порядка 34 долл., в Канаде – около 25 долл., в Африке – более 45 долл. и на БСВ – порядка 17 долл. (табл. 2).

Самые затратные проекты

Самым дорогостоящим нефтегазовым проектом считается освоение нефтяного месторождения «Кашаган» в северной части Каспийского моря, в которое компании-участники (казахстанская национальная «КазМунайГаз», ЭНИ, «Ройал Датч Шелл», «Экссон-Мобил», «Тоталь», «Коноко-Филлипс» и японская «Инпэкс»3) собираются вложить в общей сложности 116 млрд долл. Месторождение, добыча нефти на котором началась в середине 2013 г. и должна возрасти до 75 млн тонн в год, предполагается соединить подводным трубопроводом с начинающимся в Баку нефтепроводом «Баку – Тбилиси – Джейхан», было открыто в 2000 г. и считается крупнейшим из известных месторождений нефти за пределами БСВ (потенциально извлекаемые запасы нефти 0,5 – 2,1 млрд тонн).

Самые высокие цены

Цены на нефть и газ достигли своего современного пика в начале июля 2008 г. Тогда «спотовая» цена на смесь «брент» фоб Салом-Во превышала 141 долл. за барр., а на нефть WTI фип Кашинг составляла почти 143 долл. за барр. В свою очередь средние цены «спот» на американский природный газ франко-скважина в июле 2008 г. возросли до 10,8 долл. за тыс. кубофутов.

Самые высокие цены на автомобильный бензин – в Норвегии, а самые низкие – в Венесуэле. Так, в Норвегии розничные цены на бензин сорта «премиум» составляли в мае 2012 г. в среднем 9,69 долл. за галлон, а в Венесуэле – 0,09 долл/галл. (рис. 1).
Рис. 1. Уровень средних цен франко-бензоколонка на автомобильный бензин сорта «премиум» на середину мая 2012 г. по странам мира, в долл. за галл.
(Источник: http://www.floatingpath.com/2012/05/14/u-s-pain-pump-pales-comparison-rest-world)

Самые разрушительные катастрофы

Есть и печальные рекорды. Так, 6 июля 1988 г. на промысловой платформе «Пайпер Альфа» в британском секторе Северного моря случился пожар, унесший жизни 167 нефтяников и обошедшийся компании «Оксидентл» в 1,27 млрд долл. (в ценах 2002 г.).

Самый крупный разлив нефти в истории мировой нефтяной промышленности (1,5 млн тонн нефти) произошел в 1991 г., во время войны в Персидском заливе, когда иракские военные, желая предотвратить потенциальную высадку американской морской пехоты, намеренно вылили в акваторию залива и подожгли содержимое нескольких танкеров.

При этом крупнейший непреднамеренный разлив нефти случился в 1910 – 1911 гг. в результате выброса нефти в долине Сан-Хоакин (Калифорния, США), когда из вышедшей из-под контроля скважины на поверхность земли в районе месторождения «Мидуэй-Сансет» в течение 18 месяцев вылилось 1,23 – 1,29 млн тонн нефти.

Конечно же за ликвидацию последствий разливов нефти надо платить. Так, за очистку акватории и прибрежной зоны, загрязненных в результате аварии танкера «Экссон Валдис» у берегов Аляски в марте 1989 г., и связанные с этим компенсации и судебные иски корпорации «Экссон» пришлось выложить порядка 7 млрд долл. (свыше 9300 долл. на баррель разлившейся нефти), а компания «Би-Пи» затратила в целом на компенсацию разлива нефти в Мексиканском заливе в результате выброса на буровой «Дип хорайзон» в апреле 2010 г. поистине астрономическую сумму в 39 млрд долл. (или примерно 8000 долл/барр.).

Самый крупный и продолжительный выброс воспламенившегося газа, названный «дьявольской зажигалкой», произошел в ноябре 1961 г. – апреле 1962 г. в ходе буровых работ на месторождении «Гасси-Туиль» в алжирской Сахаре, он сопровождался языками пламени, поднимавшимися в небо на высоту более 240 м.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Хартуков Е.М.

    Хартуков Е.М.

    д.э.н., профессор МГИМО МИД России, генеральный директор Центра нефтегазового бизнеса (CPBS), руководитель Группы анализа и прогнозирования мирового энергосырьевого рынка (GAPMER), вице-президент

    Компания Petro-Logistics SA

    Просмотров статьи: 40416

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru