Авторы исследования, представляющие Энергетический центр Московской школы управления СКОЛКОВО: директор Григорий Выгон, руководитель направления «Стратегия и развитие бизнеса» Антон Рубцов, главный экономист Сергей Ежов, аналитик Дарья Козлова, рассматривая новую таможенную политику государства, неожиданно для многих задаются вопросами: оптимальны ли планы модернизации российских НПЗ в условиях отсутствия долгосрочной стратегии развития отрасли и как они соотносятся с прогнозами предложения и спроса на конечную продукцию?
Система-компромисс
Немного о самой системе «60-66-90-100». «Ручное» управление налоговым режимом возникло как компромисс между нефтяными компаниями и различными федеральными органами исполнительной власти, расходящихся в воззрениях на перспективы развития отрасли. Суть введенной с 1 октября 2011 г. системы «60-66» – в выравнивании пошлин на нефтепродукты (60% – это коэффициент для расчета пошлины на нефть, 66% – уровень пошлины на нефтепродукты в процентах от пошлины на нефть). Однако на этот же период пришлась борьба за снижение цен на бензин и последующая борьба с дефицитом бензина. Поэтому пошлины были выравнены только на средние дистилляты и мазут, а пошлина на бензин была закреплена на повышенном уровне 90%. Чтобы создать еще больше стимулов для строительства углубляющих процессов, пошлина на мазут с 2015 г. увеличится до 100%. Таким образом, система «60-66» преобразовалась в систему «60-66-90-100».Авторы исследования считают, что введение таможенного режима «60-66-90-100» сыграло положительную роль в развитии нефтегазовой отрасли – позволило улучшить экономику нефтедобычи и запустить процесс модернизации нефтеперерабатывающей отрасли.
Эксперты показывают эволюцию политики таможенного регулирования. Предыстория такова: «До 2003 г. пошлина на мазут составляла около 0,5 от пошлины на нефть, а пошлины на светлые нефтепродукты были на уровне 0,8 – 1,2 от пошлины на нефть. В конце 2003 г. пошлины на все нефтепродукты были выравнены на уровне 90% от экспортной пошлины на нефть. В 2005 г. была вновь введена дифференциация, в результате до 2011 г. пошлины на темные нефтепродукты составляли около 40%, а на светлые – около 72% от пошлин на нефть. Действовавшая система таможенных пошлин приводила к чрезмерному стимулированию роста первичной переработки нефти с увеличением объема экспорта нефтепродуктов, преимущественно высокосернистого мазута и газойля. В 2000 – 2010 гг. объем переработки нефти вырос на 80 млн тонн, а экспорт нефтепродуктов – на 60 млн тонн. При этом фактически отсутствовали экономические стимулы к модернизации мощностей переработки нефти из-за пониженной ставки пошлины на мазут» (рис. 1).
Налоговая реформа с введением формулы «60-66» должна была повысить доходы нефтекомпаний от экспорта нефти и заставить их повышать глубину переработки. Если до 2011 г. стояла задача простой переработки нефти, то теперь стимулируется строительство комплексов гидрокрекинга, направленных на производство дизельного топлива. К дифференциалу между ценами на дизельное топливо и мазут добавляется дополнительная премия. Но рост пошлины на темные нефтепродукты, замечают авторы исследования, вовсе не подорвал экономику небольших неэффективных НПЗ («самоваров»), поставляющих на экспорт мазут. И вместо нерентабельности малая нефтепереработка переживает небывалый бум. Загрузка российских мини-НПЗ продолжает расти из месяца в месяц, что указывает на высокую доходность их работы. Такая динамика связана с тем, что, несмотря на повышение средних пошлин на нефтепродукты с уровня 55% до 66% от пошлин на нефть, при достаточно высоких ценах (в 2012 г. средняя цена «Юралс» составила 110,5 долл/барр.) первичная переработка остается выгодней экспорта нефти.
Логистика и конфигурация НПЗ
Авторы, исследуя экономику российских НПЗ, называют их главные проблемы – недостаток вторичных мощностей и плохую логистику (удаленность от внешних рынков при избытке мощностей переработки для обеспечения внутреннего спроса). Средний российский нефтеперерабатывающий завод из-за худших выходов и качества продуктов проигрывает в доходности среднему крекинговому европейскому НПЗ около 83 долл. на тонну перерабатываемой продукции. А высокие транспортные затраты по доставке нефтепродуктов до основных экспортных рынков приводят к потере части маржи переработки. В результате экспорт нефтепродуктов с завода, расположенного в Центральном регионе, обходится дороже, чем экспорт нефти, в среднем, на 50 долл/т. В то же время субсидирование экспортных пошлин на нефтепродукты относительно экспортных пошлин на нефть, действующее в настоящее время, более чем компенсирует российским нефтеперерабатывающим заводам отставание. При существующей системе таможенных пошлин маржа российских заводов лучше европейских, и даже худшие НПЗ генерируют положительную чистую маржу (рис. 3).* Площадь круга соответствует величине чистой маржи НПЗ в системе «60-66-90», при цене «Юралс» 109 долл./барр. и с учетом фактических премий внутреннего рынка 2012 г. к расчетному экспортному паритету
Также высока доля региональных НПЗ – ТАНЕКО (+7 млн тонн), Антипинский НПЗ (+3,7 млн тонн), Яйский НПЗ (+6 млн тонн). По многим проектам прирост мощностей можно считать свершившимся фактом – это Туапсинский НПЗ, первые очереди ТАНЕКО и Яйского НПЗ. Реализация других проектов будет зависеть, главным образом, от государственной политики.
Заметим также, что сегодня, несмотря на то что половина продукции нефтепереработки экспортируется, практически весь экспорт приходится на дизельное топливо, мазут и нафту.
Экспорт. Нефть или нефтепродукты?
Эксперты СКОЛКОВО подвергают сомнению общепринятые представления о том, что экспортировать следует продукты более высокого передела: вместо сырой нефти – продукты нефтепереработки. Аргументы просты: это имеет смысл только в случае если производство продукции более высокого передела добавляет стоимость. Но так уж сложилось, что рентабельность экспорта российских НПЗ обеспечивается исключительно за счет таможенной субсидии. Отсталая структура продукции переработки усугубляется более высокими затратами на транспортировку на экспорт российских нефтепродуктов по сравнению с затратами на экспорт нефти.Модернизации мешает таможенный режим
В исследовании особо выделены недостатки систем» «60-66-90-100» (цитируем):- «Снижение ставки экспортной пошлины на нефть с 65% до 60% недостаточно для стимулирования нефтедобычи;
- Ставка 60% не закреплена законодательно и может в любой момент измениться на основании постановлений Правительства РФ;
- Простая переработка получает необоснованно высокую маржу;
- Экономика строительства простых НПЗ положительна (в случае не очень значительного логистического отставания);
- Дифференциация ставок экспортных пошлин на бензин и дизельное топливо (90% vs. 66% относительно ставок экспортных пошлин на нефть) искусственно создает экономические преимущества строительства установок гидрокрекинга по сравнению с каталитическим крекингом, тем самым стимулируя производство избыточного дизельного топлива вместо дефицитного бензина;
- Единая пошлина на темные нефтепродукты не учитывает технологические различия их производства. В частности, не обосновано повышение с 2015 г. экспортной пошлины на масла;
- Бюджет из-за разницы пошлин на нефть и нефтепродукты по-прежнему теряет около 20 млрд долл. в год, после модернизации потери только увеличатся;
- Принятие системы «60-66-90-100» на неопределенный срок отложило реформу в нефтедобыче, направленную на создание новой налоговой системы, основанной на обложении финансового результата».
Авторы исследования все же предлагают несколько теоретически возможных сценариев изменения таможенной политики в отношении нефти и нефтепродуктов (табл.).
Естественно, модернизация российских НПЗ сама по себе не является самоцелью. Лишь настройка режима таможенных пошлин путем модификации системы «60-66-90-100» и сокращения объема избыточных первичных мощностей может обеспечить в России оптимальную структуру перерабатывающей отрасли. С такими выводами сколковских экспертов трудно не согласиться.