Их важность обусловлена постоянным увеличением числа скважин, заканчиваемых хвостовиками, и значительным объемом бурения боковых стволов. При этом предлагаемые долота должны показывать высокую механическую скорость и обеспечивать соответствие траектории скважины проектным показателям.
Опираясь на практику, можно добавить еще один показатель – универсальность. Как правило, траектории хвостовиков и боковых стволов можно разделить на три основные группы: S-образные, J-образные и J-образные с продолжительным горизонтальным интервалом (рис. 1). При бурении первого из профилей основным критерием эффективности является высокая механическая скорость, для третьего – высокая управляемость, позволяющая обеспечить проектную траекторию. А вот для второго профиля требуется удачное сочетание скорости бурения и управления траекторией, то есть та самая универсальность, которая упоминалась выше.
Рис. 1. Траектории хвостовиков и боковых стволов
Сегодня, как правило, выбор делается между четырех- и шестилопастными конструкциями долот. Особенно четко это прослеживается на проектах с раздельным сервисом, когда заказчик активно использует возможность давать рекомендации по применению того или иного долота в зависимости от профиля скважины. Выбор основывается на большом практическом опыте, который схематично представлен на рис. 2.
Рис. 2. Зависимости качественных показателей от конструктивных особенностей долот малого диаметра
В середине 2012 г. департаментом научно-конструкторских разработок «Бурсервиса» было создано пятилопастное долото диаметром 123,8 мм, которое должно было обеспечить одновременно и высокую механическую скорость, и достойную управляемость. После успешной апробации в рамках сервисных проектов было решено дать новой линейке долот название «hob-bit» (h.o.b. – high offshoot benefit, bit – долото, что вместе подразумевает «долото для высокоэффективного бурения боковых стволов»). Однако для подтверждения высоких качественных показателей требовалась оценка специалистов независимой сервисной компании. В конце минувшего года согласие на проведение апробации долота BS-123,8 SD 513-001 в условиях Приобской группы месторождений было получено от компании «IDS-Drilling». Показатели, зафиксированные в результате бурения трех различных интервалов, приведены на рис. 3.
Рис. 3. Показатели механической скорости BS-123,8 SD 513-001
По своим значениям скорость бурения соответствует средним показателям четырехлопастных долот в этом регионе, а управляемость долота не отличается от управляемости шестилопастных конструкций. Стойкость долота и элементов вооружения оказалась также на высоком уровне (рис. 4).
Рис. 4. Состояние долота BS-123,8 SD 513-001 после отработки на трех скважинах (общая проходка 2323 м)
Мы уверены, что в первой половине текущего года удастся провести апробацию долот серии hob-bit диаметром от 123,8 до 155,6 мм при бурении хвостовиков на скважинах в Ноябрьском регионе. В это же время в Нефтеюганском регионе продолжится отработка долот hob-bit, но уже диаметром 126 мм.
Заканчивается разработка модификации долота для применения в карбонатных разрезах Урало-Поволжского региона. Кроме того, в линейке долот hob-bit будут долота, адаптированные для применения с роторными управляемыми системами – РУСами.
Единственным сдерживающим фактором широкого внедрения предлагаемой линейки долот может стать здоровый (или нездоровый – кто как считает) консерватизм буровиков. Как уже говорилось, долота hob-bit являются пятилопастными. К сожалению, несмотря на успешное применение пятилопастных долот диаметром 393,7 мм и 295,3 мм, для бурения нижних интервалов заказчик весьма неохотно согласует применение пятилопастных долот диаметром 220,7 мм и 215,9 мм. В практике же бурения хвостовиков и боковых стволов долота малого диаметра российского производства вообще большая редкость! Тем не менее мы верим, что хорошие партнерские отношения с технологическими службами заказчиков и наша совместная работа по повышению эффективности работ позволят реализовать намеченную программу в полном объеме.
В заключение хочется сказать несколько слов о том, почему название новой линейки долот «Бурсервиса» – hob-bit напоминает об известном произведении Рональда Руэла Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно». Имя появилось конечно же не случайно. Во-первых, аспект маркетинговый – в этом году планируется премьерный показ аж трех фильмов, снятых по мотивам этой книги (первый уже вышел на экраны в начале года). Во-вторых, по сравнению с другими пятилопастными крупногабаритными конструкциями долото BS-123,8 SD 513-001 действительно выглядит «полуросликом», как часто называют хоббитов окружающие. В-третьих, несмотря на скромный размер, значимость результата, показанного долотом малого диаметра, в общем цикле строительства скважины ничуть не уступает, а порой и превосходит значимость долот большего диаметра.
Как видите, мы нашли достаточно причин, чтобы принять смелое креативное решение – «hob-bit». И пусть оно напоминает об известном произведении, ведь главный герой – личность вполне положительная.
«Жил-был в норе под землей хоббит. Не в какой-то там мерзкой грязной сырой норе, где со всех сторон торчат хвосты червей и противно пахнет плесенью, но и не в сухой песчаной голой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора была хоббичья, а значит – благоустроенная»
(Р.Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно», 1937 г.).