Сжигать нельзя утилизировать. Запятая пока не поставлена

Where to put comma in the sentence: burn not utilize?

О том, что в стране бесхозяйственно сжигаются миллиарды кубометров попутного газа и теряется невосполнимый энергетический ресурс, который является ценным химическим сырьем, устали говорить как руководство страны, так и депутаты, сенаторы, эксперты и СМИ. Именно СМИ постоянно пишут о том, что этим наносится огромнейший ущерб окружающей среде. Однако воз и ныне там. Хотя есть и определенные сдвиги.

The country’s leaders, deputies, senators, experts & mass media are tired to say that billions cubic meters of associated gas are negligently burnt & not-fillable energy resource (that is precious chemical raw material) is being lost. «This is very harmful for environment», – is constantly written by mass media. But nothing is done («cart is still there»). Though, there are some movements.

В Государственной Думе прошло заседание Наблюдательного совета Российского газового общества. Круг обсуждаемых проблем был широким. В центре внимания депутатов были меры, направленные на усиление надзора за безопасностью внутридомового газового оборудования, и предупреждение аварий, связанных с использованием газа в быту. Второй, не менее важной темой, была проблема законодательного обеспечения утилизации попутного нефтяного газа.

Мы обратились к Василию Михайловичу ТАРАСЮКУ с просьбой поделиться своим видением проблемы и путями ее решения.


– По мнению ведущих экспертов России, рациональнее не сжигать, а максимально использовать попутный нефтяной газ (ПНГ). Однако среди российских нефтяных компаний единицы берут на себя эту задачу. Василий Михайлович, расскажите об этом подробнее.

– По данным Минэнерго России, только в 2011 г. было добыто 66 млрд м3 ПНГ, однако из них бесхозяйственно сожжено 16 млрд м3. Эти цифры говорят о том, что в целом растет уровень использования ПНГ, в 2011 г. он составил уже 75,7%. Сегодня можно назвать только три нефтегазовые компании, которые на 95% используют ПНГ: это ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «Татнефть». Самые худшие результаты у ОАО «Газпром нефть», где используется лишь 54% добываемого попутного газа, ОАО «НК «Роснефть» – до 56% и ОАО НК « РуссНефть» – 76%. Как видим, цифры говорят сами за себя.

– Государство озабочено этой проблемой. Еще 8 января 2009 г. было принято постановление Правительства РФ за №7. Оно установило на 2012 г. и последующие периоды целевой показатель сжигания ПНГ (что можно считать госзаказом) в размере до 5% от добытого объема. Насколько реальна эта цифра?

– Думается, сходу, одним только постановлением, эту сложную проблему не решить. Оно не стимулирует нефтегазовые компании к утилизации ПНГ. Что бы следовало к нему добавить? Необходимо прямое участие самого государства, которое могло бы проявиться в виде льготного финансирования, предоставления государственных гарантий по кредитам и целевых кредитных предложениях в проектах по переработке ПНГ. Все эти меры могли бы быть эффективными и быстро окупаемыми по одной причине – в связи с высокой добавленной стоимостью продуктов переработки ПНГ. Кроме того, эффективное решение проблемы утилизации ПНГ касается не только защиты окружающей среды и национальной экологии. Оно может стать массовой эффективной монетизацией жидких фракций С2 и привести к появлению производства продукции нефтехимических переделов на уровне мировых лидеров. И решение этой комплексной задачи нельзя осуществить без координации совместных усилий хозяйствующих субъектов и государства.
– Что же делать? Как добиться максимальной утилизации попутного газа? Ведь если опереться на опыт ряда европейских стран, утилизация в значительной степени способна дать мощный толчок развитию газонефтехимии в нашей стране.

– Считаю, что именно в нашей стране существуют прекрасные перспективы для развития газонефтехимии и превращения ее в самостоятельную важную отрасль экономики. Поясню это следующими цифрами. По оценкам экспертов, ежегодно в мире сжигается не менее 150 млрд м3 газа, что увеличивает ежегодный объем выбросов парниковых газов примерно на 400 млн тонн. Это практически эквивалентно общему объему возможного ежегодного сокращения выбросов за счет проектов, заявленных в рамках Киотского протокола. Основная часть сжигаемого газа приходится примерно на 20 стран, расположенных в разных регионах мира. Самым крупным регионом по объему сжигания ПНГ являются Россия и страны Каспийского бассейна (около 60 млрд м3), за которыми следуют Ближний Восток и Северная Африка (около 45 млрд м3).

Расчеты свидетельствуют о том, что до 80% объема сжигаемого на данный момент российского ПНГ может быть использовано с высокой экономической эффективностью, принося ежегодную прибыль в размере нескольких миллиардов долларов и давая ежегодные сокращения выбросов углекислого газа до 80 млн тонн. Российские газовые и нефтедобывающие компании ежегодно сжигают около 38 млрд м3 попутного нефтяного газа, или около 45% от общего объема добываемого в стране ПНГ. Кроме того, еще около 10 млрд м3 сжигается при добыче газового конденсата. Увеличение утилизации попутного газа в нашей стране может обеспечить значительные экономические и экологические выгоды. Конечно, само по себе введение требований утилизации попутного газа и штрафов за его сжигание не приведут к существенному сокращению объемов сжигания, если при этом не будут устранены факторы, препятствующие введению ПНГ в экономический оборот. Также необходимы постепенное повышение внутренних цен на газ с целью стимулирования инвестиций и обеспечение прозрачного доступа к газотранспортной системе.
Газотурбинные установки помогают перерабатывать попутный нефтяной газ
Специалисты проанализировали экономические показатели пяти возможных вариантов утилизации ПНГ в нашей стране. Речь идет о генерировании электроэнергии для собственных внутрипромысловых нужд, генерировании электроэнергии для поставки на региональный рынок; использовании ПНГ для производства сжиженного нефтяного газа (СНГ); нефтехимической продукции и сухого газа; а также для производства дизельного топлива или метанола (технология «газ в жидкость») и обратной закачки газа в пласт для увеличения нефтеотдачи.

Оптимальный вариант использования ПНГ зависит от размера месторождения. Так, для малых месторождений наиболее привлекательным вариантом является выработка электроэнергии в малых масштабах для собственных промысловых нужд и нужд других местных потребителей. Для средних месторождений, по оценкам исследователей, наиболее экономически целесообразным вариантом утилизации попутного нефтяного газа являются извлечение сжиженного нефтяного газа на газоперерабатывающем заводе и продажа СНГ или нефтехимической продукции и сухого газа. А вот для крупных месторождений наиболее привлекательным вариантом является генерирование электроэнергии на крупной электростанции для последующей оптовой продажи в энергосистему.

– Скажите, на какой стадии находится рассмотрение закона об эффективном использовании нефтяного (попутного) газа, внесенного в Госдуму депутатами Язевым, Липатовым и другими?

– Российское газовое общество в декабре прошлого (2011) года подготовило экспертный доклад по оценке экологического и экономического эффекта от реализации проекта Федерального закона №454850-5 «Об использовании попутного нефтяного газа и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Специалисты и эксперты всех нас обнадежили.
Завод по производству сжиженного природного газа (СПГ)
Законопроект не предусматривает выделения дополнительных средств из бюджета для инвестирования в переработку попутного нефтяного газа , но, с другой стороны, он позволяет ускорить процесс строительства новых газоперерабатывающих мощностей газотранспортной инфраструктуры за счет предоставления налогового вычета в размере 20% произведенных инвестиционных расходов отраслей, что будет дополнительным собственным источником инвестиций. Совокупный размер такого вычета за 2012 – 2017 гг. предположительно должен составить от 60 до 80 млрд рублей , примерно от 12 до 16 млрд рублей в год. Это хорошие ориентиры. При ежегодном уменьшении количества сжигаемого попутного нефтяного газа возникнут дополнительные бюджетные поступления в виде налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций от утилизации попутного нефтяного газа и производства газохимической продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Эти поступления оцениваются в 10 – 12 млрд рублей в 2012 г., а это сравнимо с суммой выпадающих доходов бюджетов. К 2017 г. дополнительные доходы, по оценкам ведущих экспертов Российского газового общества, должны достичь уже 47 – 70 млрд рублей.

Внесенный группой депутатов законопроект «Об использовании попутного нефтяного газа и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассмотрен в правительстве РФ. Ряд замечаний от правительства получено. Теперь авторы должны доработать документ и внести на рассмотрение в Государственную Думу. Законопроект закрепляет принятые в практическом обороте понятия, раскрывающие основы отрасли добычи попутного газа. В нем заложены экономические основы и введены меры стимулирования добычи попутного газа, что самым благоприятным способом скажется на процессе становления отрасли.

– Следует ли государству ужесточить введение штрафов за сжигание попутного газа в факелах?

– Думаю, что следует. Введение штрафов за сжигание попутного газа как раз и является одной из мер, стимулирующих развитие добычи попутного газа. Можно много спорить по поводу сроков и уровня таких штрафов, однако главным остается все-таки именно экономическое стимулирование нефтедобывающих компаний на разработку и принятие ими программ организации добычи попутного газа.

Беседовала В.А. ОЛЕЩУК.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Тарасюк В.М.

    Тарасюк В.М.

    д.э.н., депутат, первый заместитель председателя комитета по энергетике

    Государственная дума Федерального собрания РФ

    Просмотров статьи: 10268

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru