УДК:
DOI:

Почему сервисные компании кредитуют нефтедобычу?!

Why do service companies credit oil production?

I. Nekrasov, R. Abdrazakov, Volgaburmash JSC

Теме тендерных операций на рынке бурового оборудования и сервиса была посвящена подборка материалов «Тендер или опцион», опубликованная в №2 (февраль) журнала «Бурение и нефть». Сегодня мы публикуем первые отклики на эту актуальную и острую тему.

Authors continue conversation, begun in collection of materials «Tender or reduction», published in №2 (February) of Burenie & neft magazine, answer question on Russian oil service at our country market.

До сих пор проблемы нефтесервисного бизнеса обсуждались преимущественно в кулуарах. И только в последнее время они стали достоянием широкой общественности. Возможно, это связано с перспективами полноправного вступления нашей страны в ВТО, что неминуемо приведет к усилению позиций зарубежных компаний. А они уже сегодня контролируют порядка 60% российского рынка нефтегазового сервиса. Существует реальная опасность, что рынок попадет под полный контроль иностранных корпораций, таких как Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford.

Как в этих условиях не допустить полного развала отечественного нефтесервисного рынка? Государство нашло наиболее удобный для себя способ решения проблемы – передать большую часть активов под свой собственный контроль. По предложению губернатора ХМАО-Югра Натальи Комаровой и при поддержке вице-премьера Игоря Сечина правительство и госкомпании рассматривают возможность создания государственной нефтесервисной компании. Ее предполагается сформировать на базе «Роснефти» или «Роснефтегаза». В корпорацию будут включены как активы, контролируемые государством напрямую, так и подразделения «Зарубежнефти» и Газпрома. Создание нового мощного игрока должно изменить структуру рынка, перераспределив его в пользу отечественных производителей.

Между тем проблемы, которыми только теперь озаботились «государственные мужи», копились на протяжении многих лет. В начале века активно проводилась политика освобождения нефтегазовых компаний от «непрофильных активов». В результате весь сектор сервисного обслуживания оказался отторгнут от материнских компаний и ушел «в свободное плавание». Примерно в это же время начали создаваться и частные нефтесервисные предприятия. Рынок формировался раздробленным, на нем работало большое число узкоспециализированных и никак не связанных друг с другом компаний. Им было очень сложно противостоять возрастающей конкуренции со стороны крупнейших западных производителей нефтегазового оборудования, которые предлагали самый широкий ассортимент продукции и оказывали потребителям полный спектр услуг.

Все эти проблемы еще больше усугубил экономический кризис. Под предлогом падения мировых цен на нефть крупные добывающие компании каждый год стали «настоятельно рекомендовать» российским поставщикам снизить заявляемые на тендерах закупочные цены на оборудование и сервисные услуги. Существенно увеличилась и отсрочка платежей – если раньше она составляла месяц, то потом увеличилась до 45, а впоследствии – до 60 и даже до 90 дней с момента отгрузки продукции или оказания услуг. Помимо этого в типовом договоре закладываются заведомо неравные права и обязанности сторон. Естественно, составляются такие документы неизменно в пользу заказчика продукции или услуг.

Сегодня экономический кризис как будто миновал. Во всяком случае, для нефтяников – однозначно. Если в 2009 г. цена на нефть опустилась до 44 долл. за баррель, то сегодня баррель стоит порядка 110 долл. Однако условия проведения закупочных тендеров ничуть не изменились. Похоже, что кризис тут уже ни при чем. Просто нефтяные компании нащупали дополнительный источник увеличения прибылей, от которого не хотят отказываться.

Не сокращаются и сроки перечисления платежей. Но с зарубежными фирмами нефтяники рассчитываются совсем иначе. Согласно мировым стандартам они перечисляют средства в течение 10 дней и практикуют систему авансирования. К тому же договоры с западными поставщиками носят долгосрочный характер – они заключаются на 3 – 5 лет. С российскими нефтесервисными предприятиями заключаются только краткосрочные договоры, в лучшем случае – на год, а чаще – до завершения конкретного объема работ. При таких условиях очень сложно получить банковские кредиты. И в самом деле, какой банк захочет кредитовать краткосрочный контракт, заключенный по минимальным ценам?

Все эти факторы мешают российским компаниям продуктивно развиваться – модернизировать оборудование, осваивать новые виды продукции, вкладывать средства в НИОКР. В отличие от нефтяников они не имеют возможности постоянно повышать своим работникам зарплату. А некоторые предприятия вынуждены принимать часть персонала по срочным трудовым договорам.

Ситуация осложняется непрекращающимся демпингом со стороны китайских производителей инструментов и оборудования. По ценам с китайцами соперничать сложно, а ведь именно цена и является сегодня главным критерием определения победителя торгов. Между прочим, и для покупателя в этой ситуации есть свои подводные камни. Можно, например, приобрести китайское оборудование «по дешевке», а запчасти к нему покупать уже втридорога. Аналогичные детали российского производства стоят зачастую дешевле.

Создание нового крупного игрока в лице государственной нефтесервисной компании может в какой-то степени изменить ситуацию, ослабив конкурентные позиции зарубежных предприятий. Очень даже вероятно, что такая компания сможет получить определенные льготные условия по кредитованию бизнеса, ценообразованию на свою продукцию и услуги, условия оплаты. В этом случае она займет серьезную рыночную долю, изменив соотношение сил в пользу отечественного производителя оборудования и нефтесервисных услуг. Но все дело в том, что другим российским компаниям от этого легче не станет. Даже наоборот! Ведь теперь они будут конкурировать не только с иностранцами, но и с государством. Можно с большой долей вероятности предположить, что госкомпания «оттянет» на свою долю большую часть выгодных контрактов. И что тогда останется делать другим игрокам? Только дружно продавать свой бизнес, вливаясь в состав вновь созданной госструктуры.

Ситуация на нефтесервисном рынке сегодня очень непростая и напряженная. И одним росчерком пера здесь ничего не решишь. Нужно принципиально иное видение ситуации, как со стороны нефтегазодобывающих компаний, так и со стороны государства. Необходим целый комплекс мер, направленных на поддержку отечественного производителя и компаний, оказывающих сервисные услуги.

Прежде всего, необходимо в корне изменить сам подход к проведению тендеров. Сегодня на торгах все решает цена. Кто предложил продукцию или услуги дешевле, тот и стал победителем. Кажется, что это вполне логично. Но ведь стоимость каждого приобретаемого продукта или вида работ уже заложена в проектно-сметной документации на строительство скважин. Поэтому тендер следует объявлять на технико-технологические показатели, которые исполнитель готов обеспечить при заявленной заказчиком цене. В этом случае соревноваться будут не цены, а технологии! При таком подходе выигрывают все. Заказчик получит действительно качественный товар. Поставщик продаст свою продукцию или услуги по нормальной, разумной, не заниженной цене, а вырученные средства направит на развитие производства, научные разработки, повышение зарплаты своим работникам.

Наверное, большинство нефтяных компаний встретят такое предложение без особого энтузиазма. Но разве это правильный подход – увеличивать свою прибыль за счет закупки более дешевого оборудования и услуг? В конечном итоге от такой экономии страдает и сама нефтегазодобывающая промышленность. Руководствуясь сиюминутной выгодой, нефтяники ограничивают себе доступ к передовым технологиям. Некоторые нефтяные компании уже сегодня начали понимать эту простую истину, ставя во главу угла при проведении тендеров именно технологические показатели, а не цену изделия.

Подобная практика проведения торгов поможет отбить демпинговые атаки китайских производителей. Другим важным шагом могло бы стать повышение ввозных пошлин на оборудование и инструмент для нефтегазодобывающей промышленности.

Не менее важно пересмотреть и сроки оплаты счетов за поставленную продукцию или выполненные работы. Ведь что означает трехмесячная отсрочка платежа? Фактически это безвозмездный товарный кредит, за счет которого нефтедобывающее предприятие богатеет и развивается, в то время как нефтесервисные предприятия вынуждены брать кредиты для выплаты заработной платы и погашения своих долгов. Если нефтяные компании в течение нескольких лет не могут решить этот вопрос самостоятельно, почему бы не подключиться государству с его антимонопольными органами?

Наконец, последний важный вопрос – сроки заключения договоров. Хотелось бы, чтобы контракты заключались на длительное время – не менее трех лет. В этом случае у нефтесервисных компаний будет возможность получения «длинных» денег в банке под такие контракты, развития производственной и социальной сфер. Пока всего этого не произошло, российские компании вынуждены работать в неблагоприятных рыночных условиях.

Конечно, мы не сидим сложа руки и стараемся использовать максимум возможностей для усиления своих позиций в конкурентной борьбе. Так, в 2000 – 2007 гг. в ОАО «Волгабурмаш» была проведена практически полная модернизация производства, которая позволила значительно улучшить качество выпускаемой продукции, сократить сроки проектирования и освоения новых изделий. Сегодня активное развитие получило сервисное направление, которое стало одним из ключевых на предприятии. За последние полгода компания открыла три представительства – в Нефтеюганске, Усинске, Иркутске, в ближайшее время планируется открытие еще двух – в Нижневартовске и Новом Уренгое. Они оказывают услуги в сфере долотного сервиса, сервиса ГЗД, отборе керна. Во втором полугодии в планах развития предприятия – оказание услуг наклонно-направленного бурения и интегрированного сервиса. Развитие сервисных услуг помогает специалистам компании лучше понимать потребности заказчика и разрабатывать новые типы долот с максимальным учетом его рекомендаций и пожеланий.

В настоящее время наша компания вступила на новую ступень развития, впереди много планов по расширению спектра оказываемых услуг и географии работы, но очень многое будет зависеть от развития рыночной ситуации.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Некрасов И.Н.

    Некрасов И.Н.

    коммерческий директор

    ОАО «Волгабурмаш»

    Абдразаков Р.М.

    Абдразаков Р.М.

    директор по сервису

    ОАО «Волгабурмаш»

    Просмотров статьи: 3807

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru